Органы государственного управления России в середине XVI – середине XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание

Для достижения указанной цели подлежит изучению и рассмотрению целый комплекс важных и взаимосвязанных задач, а именно:
- выявление предпосылок возникновения политики «военного коммунизма»;
- определение понятия и сущности политики «военного коммунизма»;
- изучение особенностей политики «военного коммунизма»;
- анализ результатов и последствий политики «военного коммунизма».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………………………………………3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
РОССИИ В XVI-XVII вв. …………………………………………………….…….4

Формирование сословно-представительной монархии в России................4
1.2. Смутное время и распад российской государственности…………………5

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОСЛОВНОЙ МОНАРХИИ В XVII ВЕКЕ ………….…………………………..7
2.1. Высшие органы государственной власти…………………………………….7
2.2. Органы местного управления и самоуправление……………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…14

ЗАДАЧА………………………………………………………………………….....15

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории отечественного ГиП (1).doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

В результате Россия превращалась в  аристократическую федерацию при  верховном правлении царя, но при опоре на совет наместников. Федор Алексеевич в принципе одобрил проект, но патриарх отклонил его как угрозу целостности страны.

Центральное управление

Уже в первые годы правления  династии Романовых восстанавливается  приказная система, постепенно внедряемая во все отрасли управления, хотя первоначально сама система приказов не претерпела кардинальных изменений.

В первой половине XVII в. государство  столкнулось с тяжелым финансовым положением как результатом разрухи после Смуты. Это повлекло за собой усиление фискальной деятельности приказов. Завершается оформление четвертных приказов, созданы новые постоянные и временные центральные учреждения, ведавшие сбором налогов — Новая четверть (1619), приказ Большой казны (1621). Создание Казачьего и Панского приказов закрепило социальный статус и экономическое положение казаков и иностранцев, участвовавших в войсках народного ополчения. Они пополнили число быстро растущих военно-административных приказов. Все военное управление по-прежнему было сосредоточено в Разрядном приказе, который ведал дворянами как военно-служилым сословием, делами по укреплению городов и пограничных линий. Он состоял из пяти территориальных столов (к концу века — 9), которые вели учет состава войск в пределах своих разрядов (военных округов), а также специальных — денежного и приказного (осуществлял связь с другими приказами) столов. Важнейшим считался Московский стол, к компетенции которого относилось также комплектование личного состава приказов, других отраслей управления, разрешение местнических проблем и др. В начале XVII в. в приказ была реорганизована стрелецкая изба, созданы Приказы сбора даточных людей (1633— 1654 гг.), сбора ратных людей (1637—1654 гг.), Рейтарский (1649— 1701 гг.), городового дела (1638—1644 гг.) и др.

Поместный приказ ведал раздачей и переходом поместий, вотчин и связанными с этим тяжбами, Разбойный приказ (в 1682 г. переименован в Сыскной) — уголовно-полицейскими делами по всей стране, кроме Москвы, в столице эти функции выполнял Земский приказ (иногда их было два), а также Холопий приказ, который оформлял и освобождал от холопства, регистрировал дворовых, разрешал тяжбы из-за холопов. К органам центрально-областного управления относились приказы, традиционно называемые четвертными. По мере присоединения уделов к Москве их центральные органы переносились в столицу с сохранением территории ведения. Новая четверть была финансовым ведомством, ответственным за питейное дело и кабацкие сборы. Они ведали населением городов, уездов и судом для податных групп населения.

К приказам специального управления можно отнести Посольский (преобразован из посольской палаты в 1601 г.). Он являлся исполнительным органом царя и боярской Думы. Делился на повытья, три из которых осуществляли сношения с Западной Европой, а две — с восточными странами. Ямский приказ обеспечивал государственную почтовую связь, приказ Каменных дел ведал каменным строительством и каменщиками, приказ Книгопечатного дела — печатным двором, Печатный приказ скреплял правительственные акты приложением печати, Аптекарский — стал центром медицинского дела в России. Челобитный приказ передавал результаты разбора царем или боярской Думой жалоб в соответствующие приказы или непосредственно челобитникам. Новым в управлении была деятельность Монастырского приказа (1649—1666 гг.), в ведении которого находились монастырские земли и суд населения церковных вотчин.

Особый блок составляли приказы дворцово-финансового управления. Приказ Большого дворца ведал содержанием дворца, а также населением и землями, разбросанными по всей стране, обязанными доставлять это содержание, судил привилегированных лиц, освобождаемых царем от суда обыкновенных органов. Ему были подчинены дворцы, отвечавшие за соответствующее снабжение: кормовой, хлебный, житенный и сытенный. К дворцовому ведомству относились также приказы: Ловчий, Сокольничий, Конюшенный, Постельничий. Приказ Большой казны из органа управления доходами государства эволюционирует в личную казну царя и хранилище драгоценных изделий. Приказ Большого прихода ведал косвенными налогами государства, а приказ Счетных дел (1667) осуществлял контрольные функции.

Самостоятельное значение имел приказ Тайных дел, созданный в середине XVII в.; в его компетенцию перешли важнейшие вопросы, связанные с царской и государственной безопасностью: контроль за дипломатией, производством огнестрельного оружия, за рудным делом; следствие по политическим делам, управление хозяйством двора и др. И все же дифференцированность функций отдельных приказов была часто условной. Они, как правило, выполняли ряд обязанностей, не имевших к ним прямого отношения, но приносящих дополнительный доход. Так, Посольский приказ заведовал кроме внешней политики почтой, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, управлением некоторых городов и др. Как говорил А.Л. Ордин-Нащокин, «они мешают посольские дела с кабацкими...».

 

 

 

 

 

 
ЦАРЬ

 
 

 

ЗЕМСКИЙ СОБОР

БОЯРСКАЯ ДУМА

ПРИКАЗ ТАЙНЫХ ДЕЛ 


 

Разрядный приказ

Поместный приказ

Посольский приказ


ДВОРЦОВЫЕ ПРИКАЗЫ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ  И СУДЕБНЫЕ ПРИКАЗЫ

Разбойный

Сыскных дел

Челобитный

Записной

Земский

Ямской

Холопий

Печатный

Монастырский

Приказных дел

Каменных дел

Московский судный

Владимирский  судный

Прочие приказы


Большого Дворца

Казённый

Постельный

Конюшенный

Ловчий

Дворцовый судный

Сокольничий

Царская мастерская

Панихидный

Золотых и серебр.дел

Царицына мастерская

 

 

ВОЕННЫЕ ПРИКАЗЫ

Стрелецкий

Пушкарский

Бронный

Ствольный

Городового дела

Аптекарский

Иноземский

Рейтарский

Казачий

Сбора ратных людей

Сбора даточных людей

Полковых дел

Полоняничий

Оружейная палата


ПАТРИАРХ  

Московский и  всея Руси

 

 

Патриаршие приказы

Дворцовый

Казенный

Разрядный


 

ФИНАНСОВЫЕ ПРИКАЗЫ

Счетных дел

Большого прихода

Большой Казны

Денежных сборов

Сбора стрелецких денег

Доимочных денег

Книгопечатных дел

Денежной раздачи

Сбора запрасных  и пятинных денег

Новгородская  четверть

Ярославская и  Костромская четверть

Владимирская четверть

Устюжская четверть

Галицкая четверть

Новая четверть

Хлебный


 

 
   

 

 2.2. Органы местного управления и самоуправление

В местном управлении шел тот же процесс централизации, унификации и бюрократизации, что и в центре, но более медленными темпами. Основной административно-территориальной единицей России становятся с конца XVII в. уезды, которые делились на станы и волости. С начала XVII в. происходит вытеснение характерного для XVI в. «земского начала» приказно-воеводским управлением. Воеводы еще в период существования наместников-кормленщиков назначались в пограничные города для осуществления военного управления, а дьяки для финансового управления. В этом качестве они сохранялись и в период расцвета губного и земского самоуправления. Смута, едва не приведшая к распаду страны, показала необходимость существования в провинции не только военной власти, но и органа, связывающего все (а не только тягловое) население провинции с центром. Кроме того, растущие финансовые потребности государства, невозможность обеспечить единство и освоение гигантской территории без редистрибуции были важнейшими причинами централизации управления. Во время Смуты население само на общесословных собраниях стало избирать себе воевод не только с военными, но и административными, судебными функциями. После окончания Смуты воевод стали назначать (обычно на 1—2 года) царь и боярская Дума, иногда с учетом пожеланий местного населения, которое добивалось «у них по-прежнему оставить одного губного старосту, а воеводу взяли бы Москве». Правительство прислушивалось к таким челобитным, но к середине XVII в. воеводская система распространилась повсеместно. Воевода не собирал кормов и пошлин в размерах, указанных уставной грамотой, которой ему не давали: но не были воспрещены добровольные приносы «в почесть», и воевода брал их без уставной таксы, сколько рука выможет.

 

Осуществление власти на местах

 

 

 
   
 

ВОЕВОДА

Приказные (съезжие) избы

 

   
     

Земские старосты

Губные старосты

Городничие

Головы (осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи, житничьи, ямские, пушкарские, кабацкие, таможенные)

   

Земские избы

Губные избы

   

 

Воеводы получают право  контроля за губными и земскими избами без права вмешательства в сферу их деятельности, но во второй половине XVII в. это ограничение для воевод было снято. Однако полного подчинения местного самоуправления воеводскому управлению не произошло — в финансовом и экономическом управлении земские власти были независимы, воеводам запрещалось наказами, определявшими их компетенцию, «в денежные их сборы и в мирские дела не вступаться и воли у них в их мирском окладе и в иных делах не отьимати... (выборных) не переменять». Наряду с земским самоуправлением существовали самоуправляющиеся волости и общины, вместе с выборными сотским и старостами существовали братские дворы, куда собирались «лучшие люди» на сход для выборов и решения хозяйственных, а иногда судебных дел. Различия в системах самоуправления определялись в основном социальным составом населения.

В городах существовали различные системы самоуправления — в Пскове коллегия общегородских  старост, в Новгороде Великом  — собрание «градских людей» и  постоянное управление из 5 старост, представлявших концы города, в Москве не было общегородского самоуправления, но самоуправляющимися единицами были каждая сотня и слобода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключение необходимо отметить, что сословно-представительная монархия – важный этап в истории феодального государства, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в борьбе монархов (великих князей) за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в это время еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей дальнейшей централизации государства. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.

Вся полнота  верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и  судебной с середины XVI столетия сосредотачивается  в руках царя. Все  действия органов власти совершаются от имени царя и по царскому указу. Свою власть царь осуществлял непосредственно через Боярскую Думу и Приказ тайных дел (с 1646 года).

Функции государственного управления реализовывались через  систему приказов - административно - судебных учреждений центрального и местного управления в Московском государстве. Становление приказов произошло в конце XV - начале XVI вв. Каждый приказ имел определенные функции, хотя четкого разграничения компетенций между ними не было. Многие приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции.  

Непосредственно Боярской Думе подчинялись Разрядный приказ, Поместный приказ и Посольский приказ. Этим трем приказам подчинялись все  остальные приказы (кроме Дворцовых  приказов и Патриарших приказов). Приказ Тайных дел подчинялся исключительно царю. Кроме того, царю и приказу Тайных дел подчинялись Дворцовые приказы. Свои приказы имел и Патриарх Московский и всея Руси, которые подчинялись только ему.

Возглавляли приказы  судьи из числа бояр, окольничьих, а также дьяков и думных дворян. Приказная система ликвидирована с образованием в первой четверти XVIII века коллегий в связи в проведением петровских "реформ".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абсолютизм в России ( XVII — XVIII вв.). М., 1964.
  2. Вернадский Г.В. Московское царство. Ч . II. М ., 1997.
  3. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.
  4. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.2. М., 1991.
  5. Кристенсен С.О. История России XVII в. М., 1989.
  6. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI — XVII вв. М., 1995.
  7. Российское законодательство X — XX вв. Т. 3. М., 1985.
  8. Сахаров A . M . Образование и развитие Российского государства XIV — XVII вв. М., 1969.
  9. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.
  10. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
  11. Тихомиров М.Н. Российское государство XV — XVII вв. М., 1979.
  12. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XV — XVII вв. М., 1978.
  13. История отечественного государства и права. Ч. I, Ч.II. / Под ред. О. И. Чистякова. М., 2007.

14.     История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 

 

Образованное в 1934 году при НКВД СССР Особое совещание приговорило гражданина К. заочно к высылке на срок до 5 лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах. Имел ли право осужденный обжаловать куда-либо постановление Особого совещания? Мог ли какой-либо орган опротестовать принятое решение?

 

В соответствии с п. 3 Постановления  ЦИК СССР и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. № 22 «Об Особом совещании при  НКВД СССР» в заседаниях Особого Совещания обязательно участвует Прокурор Союза ССР или его заместитель, который в случае несогласия как с самим решением Особого Совещания, так и с направлением дела на рассмотрение Особого Совещания, имеет право протеста в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Информация о работе Органы государственного управления России в середине XVI – середине XVII вв