Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:52, контрольная работа
В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры.
Главная задача – это воспроизвести некую панораму строительства великого города. Возможно, через этот самый рассказ нам удастся передать атмосферу, которая царила среди людей, показать момент радикальных преобразований в быте и культуре, но главное, в мировоззрении жителей Петербурга.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Основание Петербурга……………………………………………………...4
1.1 Первые годы………………………………………………………………...5
2. Заселение и застройка Петербурга………………………………………...10
3.Чудо Петра…………………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………21
Таким образом, к 1711 году в Петербурге существовало около 800 деревянных домов и проживало примерно 8000 человек, а острова Заячий и Городовой оказались наиболее застроенными [4, с. 290].
Петербургу
шел всего девятый год, и он не
только не напоминал собой столицу, но
даже не походил на значительный город.
Военные и другие заботы отвлекали пока
Петра I от деятельных мер к застройке
нового города. Казалось в первые годы
мысль об утверждении здесь столицы еще
неясно представлялась его уму. Петербургу
придавалось значение морского порта,
и только с течением времени стало очевидным
твердое намерение царя противопоставить
его, как новую столицу, старой Москве,
и сделать центром обновленной государственной
и культурной жизни. Такому решению
содействовали и успехи в войне со шведами,
и завязавшиеся деятельные отношения
с иностранцами, и личное желание Петра
начинать свое новое дело на новой почве.
В 1710 году Петр приказал переселить в Петербург до 15 тысяч разных мастеровых людей из внутренних областей, с их семействами, отвести им земельные участки и построить дома за счет казны. Таким образом очень быстро, хотя и очень плохо, застроилась вся обширная площадь между нынешними Невским проспектом, Большой Садовой улицей, Коломной и Невой. Для других рабочих и служилых людей отводились места в нынешней Литейной части, а также и в Московской стороне.
Вызывались также и купцы, и их тоже заставляли строиться и заводить торговое дело. Среди московского купечества правительство само выбирало более деловитых людей, и перевозило их в Петербург за казенный счет, вместе с их движимостью. В числе других вызваны были таким образом в Петербург первые крупные представители торгово-промышленного сословия: Филатьев, Панкратьев, Исаев и другие.
В 1713 году последовал указ, которым все лица, причисленные к царскому двору, обязывались безотлучно жить в Петербурге и строить там дома.
Благодаря таким мерам, Петербург с 1712 года быстро застраивался. Возводились дворцы для царя и лиц царской семьи, дома для приближенных и начальствующих лиц. Кроме «Зимнего дома» на месте нынешнего Эрмитажа, Петр выстроил еще «Летний дом», там, где теперь находится Инженерный замок. На невской набережной, вблизи Литейной, возведен был дом для царевны Натальи Алексеевны, а вокруг дворца царевича Алексея расположились дома его приближенных. На месте нынешнего Мраморного дворца построен был Почтовый двор. Рядом делались просеки в роще, занимавшей тогдашний Царицын луг. За Литейной прорыли параллельные набережной каналы, образовавшие улицы Шпалерную, Захарьевскую и Сергиевскую, называвшиеся тогда «линиями». Ширина этих улиц объясняется тем, что первоначально посередине их протекали каналы. Такие же каналы прорыты были в поперечном направлении, на улицах Литейной, Воскресенской и Таврической. Они просуществовали не более полувека, и с царствования Елизаветы Петровны мало-помалу их стали засыпать. На Фонтанке, на месте нынешнего Соляного городка, устроена была Невская верфь для мелких речных судов, и для подвоза к ней материалов прорыт косой канал, превращенный позднее в Косой переулок. Таким образом, левый берег Невы постепенно застраивался. Местность за Фонтанкой считалась уже загородной. Здесь располагались обширные дачи и стояли болотистые леса. Мост через Фонтанку, на месте Аничкого, был деревянный и содержался неисправно.
ПётрI сознавал, что дальнейший рост Петербурга зависел от заранее проработанного плана. Петр I нашел опытного нашел инженера-архитектора Леблона, он и составил общий план города на обоих берегах Невы.
В 1711 году на Васильевский острове Петр I распорядился построить второй дворец . На правом берегу Невы, напротив Адмиралтейства, лежал пустынный себя дворец – Зимний. Начать сооружение ПетрI поручил архитектору Маттарнови в 1715 г. По замыслу этот дворец должен был стать самым большим в городе, на 70 м. вдоль Невы. Личные покои царя, по его желанию, разместили в западном флигеле. А чтобы можно было подплывать на ялике прямо к их дверям, вдоль западного фасада прорыли Зимнедворцовый канал, соединивший Мойку и Неву.
К сожалению, Маттарнови и Леблон умерли одновременно в 1719 г. Завершить все работы царь поручил своему любимцу Трезини.
Внутри дворец был убран комфортабельно. Мебель выписали из Голландии и Англии. Стены затянули французскими шпалерами, и ткаными с петербургской шпалерной мануфактуры, в кабинете Петра I был камин. Первый камин в России. В то же время, не доверяя его возможностям, повелел поставить традиционную русскую печь, облицованную расписными плитками из Делфта.
Другой дворец, который построили на Васильевском острове, был трёхэтажный дворец Меньшикова. Оно сохранилось и до наших дней (теперь это один из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета). Оно и сейчас весьма импозантно, но в те давние годы меньшиковский дворец был еще краше. По сравнению с Летним и Зимним дворцами оно производило на современников грандиозное впечатление.
В 1709 г. Санкт-Петербург стал столицей огромного государства. ПетрI повелел, чтобы все государственные учреждения и послы иностранных государств переехали на берега Невы. Конечно, новая роль способствовала увеличению и ускорению строительных работ. Новые дома стали подниматься вдоль набережной от Летнего сада до теперешнего Литейного проспекта. На московской стороне, вдоль Первой Береговой улицы построили дворцы и особняки для сына Петра от первой жены – царевича Алексея, любимой сестры царя Натальи Алексеевны, вдовы покойного царского брата, для командующего русской артиллерией, потомка шотландских королей Якова Брюса и многих других знатных людей.
Высшие придворные чины строят жилища неподалеку от дома царя. Среди них на берегу Невы, рядом с восточным валом Адмиралтейства, выделяется пышный особняк генерал-адмирала Апраксина. Старшие офицеры заселяют земли к югу от Адмиралтейства, на месте будущих Большой и Малой Морских улиц.
В тот же 1712 год царь отдал первое повеления, во многом определившие будущий облик Петербурга. Заменить деревянную церковь на церковь с большой колокольней.
Петропавловский собор закончили в 1733 году. Его массивные ворота, напоминали триумфальную арку. Их назвали Петровскими потому, что над ними высилась фигура апостола Петра с ключами в руках. Под фигурой – барельефное изображение Симона – волхва, падающего с высоты на твердый камень. Аллегория, понятная всем: Симон – шведы, а скала, на которую он падает, – Петербург. У собора нет традиционных для русских храмов апсид – полукруглых выступов алтаря. Два с небольшим столетия существовал в России запрет строить башни выше 80 метров, выше Ивана Великого – колокольни московского Кремля. Петр нарушил запрет. Золоченая игла Петропавловского собора поднялась на 112 м., это и стало символом города.
Второе повеление Петра I в 1712 г. проложить широкую улицу от Адмиралтейства до теперешнего Лиговского проспекта. Это был единственный путь, ведущий на Новгород и соединяющий Петербург со всей Россией (дорога получает имя Невский проспект). Пройдет всего несколько десятилетий, и Невский проспект станет главной и самой красивой магистралью города.
ПетрI мечтает превратить Петербург в столицу моряков, владыку Балтийского моря. Он предлагает проект: строить город на Васильевском острове.
Наперекор желаниям царя Петербург продолжает расти на материке в окрестностях Адмиралтейства и нового Невского проспекта. Тогда Петр I запрещает строительство всяких мостов. Главной городской магистралью объявляет Неву, а речки – улицами и проездами. Вместо карет велено пользоваться яхтами и шлюпками. Для этого на левом берегу Фонтанки, наискосок от Летнего дворца, специально основана особая верфь – Партикулярная. В дни, когда царь живет в городе, на Неве устраивают обязательные для всех лодочные учения.
Символом
древнерусской архитектуры
В конце 1715 года ПетрI решил отправиться во второе путешествие по Европе. Перед уездом он приказал губернатору подготовить план застройки Васильевского острова и прислать ему на утверждение. План составлял Трезини.
ПетрI вернулся из Европы осенью 1717 года. Он тут же поспешил на Васильевский остров. Ярости его не было границ. Прорытые каналы оказались узкими и мелкими. Однако его мечта была похоронена, но царь не отказался превратить Васильевский остров в центр города [3, с. 390].
На свет появляются новые указы. В первом из них велено срочно переселить в Петербург тысячу дворянских семей и семей богатых купцов. Сооружать дома они должны были за свой счет. Царь рассуждал просто: затратив большие деньги, люди не захотят расставаться с недвижимостью. А значит, даже после его смерти они останутся жить в Петербурге.
Второй указ – строить только «по образцам». Образцы эти были заранее подготовлены Трезини и Леблоном. Первый нарисовал общие виды и планы домов для простых людей – строгое одноэтажное здание и для людей среднего достатка – тоже одноэтажное, но больших размеров и с мезонином. Леблон готовил проект жилья для богатых – двухэтажный дом с большими венецианскими окнами и балконами над входом.
Но как добиться выполнения этих указов? Люди под самыми разными предлогами увиливают от переезда на Васильевский остров. Их не пугают угрозы царя. В 1722 г. Трезини с горечью доносит: «Из 3295 земельных участков взято желающими 400, а строить дома начали только 257 хозяев».
В связи с делом царевича Алексея в 1718 г. его дом на Первой Береговой улице отдали Берг-коллегии, ведавшей поисками полезных ископаемых и деятельностью всех металлургических заводов России. Точно также Петр I отдал после смерти любимой сестры Натальи ее дом Канцелярии от строений. Великолепный двухэтажный дом адмиралтейского советника Александра Кикина, царь приказал открыть там первый в России музей – Кунсткамеру.
Ее основу составили золотые изображения летящих в галопе оленей, жестоких пантер, готовых к прыжки или терзающих свою добычу, найденные в Сибири, в скифских курганах 7–2 вв. до н. э. Из южный районов государства были присланы великолепный иранский ритон 5 века до н. э. и греко-бактрийские конские нагрудные бляхи – фалары 2 в. до н. э. Все эти произведения высокого искусства соседствовали рядом с коллекцией древних монет, приобретенных в Голландии, различными навигационными приборами и инструментами, памятными медалями. А сколько, в самом деле, всяческих куриозитетов и раритетов здесь можно было увидеть! Вылепленная из цветного воска человеческая голова, чучела жирафа, тихохода, ярко оперенных тропических птиц, причудливой формы раковины и камни.
Не уставали изумляться посетители и разным монстрам. Вот, например, чучело свиньи, а вместо привычного слепого рыла с пятаком у него совершенное подобие человеческой «хари», только колючей щетиной обросшей. А в сосудах со спиртом «множество младенцев… – человеческий урод с одной головой, но двумя лицами, много других уродов с двумя головами, четырьмя ногами…». Многое из этого можно увидеть и сейчас.
Первое время, чтобы привлечь посетителей в музей, каждому приходящему велено даже было бесплатно выдавать по рюмке водки.
В 1727 г. Кунсткамеру и библиотеку, которая помещалась в этом же здании перенесли в специальное строение расположенное на берегу Васильевского острова.
1711–1720 гг.
время очень четкой регламентированной
застройки острова Васильевского, Московской
стороны. Но в то же время, несмотря на
контроль за строительством общего плана,
все еще не было определено, где быть центру
города.
Весной 1720 г. царь принял решение: центру города на стрелке Васильевского острова. Архитектору Трезини было поручено немедленно готовить план застройки. Тогда же вдруг приказано начать сооружение сразу трех мостов. Первый – через протоку между Городовым островом и крепостью. Второй – на границе города, через Фонтанку. Третий – на Невском проспекте, где он пересекает Мойку, рядом с бывшим домом Леблона. За свою окраску мост получил название Зеленого и долго сохранял его.
Повеление, отданное царем, точно прорвало плотину запрета. Через три года на материковой стороне было сооружено 23 подъемных моста через речки и каналы. Город расширялся в сторону России.
В тот же 1720 год рядом с небольшим деревянным храмом завершили кладку стен каменного Исакиевского собора.
Москва гордилась своими священными реликвиями: ризой Христа, частью ризы Богоматери, головой Иоанна Златоуста и головой Григория Богослова, частицами мощей Иоанна Крестителя и святого Георгия. А в Петербурге не было ничего, что привлекало бы духовный взор народа. Срочно нужен был монастырь и своя священная реликвия.
Таковым
стала Александро-Невская
По проекту Трезини монастырский ансамбль фасадом должен был смотреть на Неву. Нарядная балюстрада и партерный сад с галереями и пирамидами, украшенными гербами русских городов, должны были отделять главный корпус от воды.
К концу 1723 года в монастыре были готовы только двухэтажные корпуса и правый павильон-церковь во имя Благовещения. И сразу же в нее перенесли захоронения сына ПетраI – малолетнего Петра Петровича, любимой сестры – Натальи Алексеевны, вдовы брата – царицы Прасковьи. Тем самым монастырю придали государственное значение.