Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:51, курсовая работа
Несмотря на большое количество изданных актов (а может быть, именно в силу этого), главные стратегические направления развития лишь формируются. Общая задача, поставленная перед законодателем, - обеспечить правовую базу рыночным отношениям – не может считаться достаточно конкретизированной. Решается она двумя способами: изданием актов общего значения (основ, кодексов, актов широкого радиуса действия) и конкретных, узконаправленных норм, регулирующих отношения, которые представляются законодательно наиболее важными и актуальными.
Введение …………………………………………………….. 3
Основная часть.
Глава 1. Общее положение в развитии права с конца 80-х
и начала 90-х годов……………………………………………. 4
Глава 2. Направление развития отраслей права …………… 11
3. Заключение…………………………………………………....28
4. Список используемой литературы…………………………. 29
В системе мер по совершенствованию производственных отношений все большее значение стала приобретать аренда. В связи в этим Президиум Верховного Совета СССР в апреле 1989г. принимает Указ “Об аренде и арендных отношениях в СССР”2, а в ноябре того же года Верховный Совет утверждает Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде3. В соответствии с ними трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) или структурной единицы объединения вправе был образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия. Арендатор получал право выкупа арендованного имущества, после реализации которого арендное предприятие по решению трудового коллектива могло быть преобразовано в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество или иной вид предприятия, действующего на основе коллективной собственности.
В 1990г. принимаются законы “О собственности в СССР”4 и “О предприятиях в СССР”5. Первым Законом устанавливалось, что в СССР может существовать собственность советских граждан, коллективная и государственная, собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, допускалось объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, и образование на этой основе смешанных форм собственности.
В соответствии с формами собственности второй Закон установил виды предприятий: индивидуальное и семейное, основанное на собственности советских граждан, коллективное предприятие, государственные (союзное и республиканское) предприятия и др.
Второй этап в развитии гражданского права, по всей видимости, можно связать с принятием 24 декабря 1990г. и введением в действие с 1 января 1991г. Закона “О собственности в РСФСР”1. Российский закон наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений (организаций) восстановил частную собственность. Одновременно был предусмотрен запрет для государства устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной или других формах собственности. Впервые после Октября в собственности граждан могли находиться земельные участки, квартиры стали объектом права собственности несколько ранее — по закону Союза. В отличие от прежнего законодательства не ограничивались число и стоимость приобретенного имущества. Вводилась приобретательная давность — добросовестное и открытое владение недвижимым имуществом не менее 15 лет или движимым не менее 5 лет — как основание возникновения права собственности. Закон предусматривал защиту интересов собственника в случае принятия государством законодательных актов, прекращающих право собственности, путем возмещения в полном объеме причиненных убытков. Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, направленным на изъятие имущества у собственника, допускалось лишь в случаях, установленных законом, с предоставлением равноценного имущества или возмещением убытков. При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение его права собственности, оно не могло быть осуществлено до разрешения спора судом. Таким образом, Закон о собственности в РСФСР является тем своеобразным рубежом, с которого начался процесс перехода к рыночной экономике. Основные принципиальные изменения, внесенные данным Законом, были отражены 9 декабря 1992г. в тексте Конституции России2.
Новые условия потребовали и пересмотра правового статуса предприятий. Поэтому на следующий день после принятия Закона о собственности принимается Закон “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, распространяющий свое действие на лиц, преследующих цель получения прибыли. Данный акт был введен в действие одновременно с Законом о собственности и отменил полностью действие Закона “О предприятиях в СССР”, законов об индивидуальной трудовой деятельности и кооперации в части, противоречащей этому акту3.
Так как рыночные преобразования
немыслимы без
Несмотря на то что
законы о собственности и
В результате этого к середине 90-х гг. сложилась многоуровневая система гражданского законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991г., действовавшие в указанных пределах, ГК РСФСР 1964г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам — с другой, а также соответствующие подзаконные акты. Такое состояние гражданского законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта. Им стал новый Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый в двух частях.
Основными направлениями нового ГК были: во-первых, последовательное возрождение частноправовых начал в гражданско-правовом регулировании, во-вторых, отказ от политических и экономических деклараций, вносящих путаницу в правовую регламентацию, в-третьих, всемерная охрана имущественных интересов участников гражданского оборота, в-четвертых, решение острой и многолетней проблемы отечественного правоведения о разработке особого предпринимательского (хозяйственного, торгового или коммерческого) кодекса1. Одной из особенностей нового ГК, в отличие от старого и Основ 1991г., было исключение неимущественных отношений, не связанных с имущественными, из предмета регулирования гражданского права. Вводя это новое положение, ГК все же оставил за собой защиту объектов неимущественных отношений. Закон расширил дееспособность несовершеннолетних, ввел возможность их эмансипации, применительно к юридическим лицам установил закрытый, исчерпывающий перечень коммерческих и примерный — некоммерческих организаций, при регламентации отношений собственности исходил из существования не “различных форм собственности” (как экономической категории), а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть различные субъекты — граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования2. Создание единого, непротиворечивого законодательства продолжалось и после принятия ГК: на его основе и в развитие положений, зафиксированных в нем, уже в 1995-1996гг. принимались отдельные законы (о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, об акционерных обществах, о некоммерческих организациях3 и т.п.).
Семейное право. Процессы расслоения, происходящие в обществе, привели к тому, что в середине 90-х гг. 10% граждан принадлежали к числу богатых, а 10% находились за чертой бедности. Происходило обнищание основной массы населения, следствием которого явились бродяжничество и попрошайничество детей, оставшихся без попечения родителей, а также отмечались факты продажи несовершеннолетних детей из-за невозможности их содержать.
22 декабря 1994г. Федеральным законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответствии с которыми размер и порядок уплаты алиментов на несовершеннолетних детей могли устанавливаться письменным соглашением между родителями. Размер алиментов, определенный таким образом, не мог быть ниже установленного законом. В интересах детей при недостаточности доходов плательщика алименты стали удерживаться из денежных средств, находящихся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также вложенных в предприятия или организации. При недостаточности и этих средств взыскание стало обращаться на любое имущество плательщика алиментов, на которое по закону может быть обращено взыскание.
Была установлена и индексация алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда1.
15 сентября 1995г. постановлением
правительства утверждается
Через несколько месяцев — в декабре 1995г. — был принят Семейный кодекс Российской Федерации3. С введением его в действие утратил силу Кодекс о браке и семье РСФСР 1969г., за исключением раздела IV “Акты гражданского состояния”, который действовал в части, не противоречащей Кодексу, до принятия Федерального закона об актах гражданского состояния4. Семейный кодекс ознаменовал собой шаг вперед в изменении правового статуса детей в семье. Впервые в Кодексе появляется глава, посвященная правам несовершеннолетних детей. В соответствии с ней дети получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд.
Семейный кодекс вслед за Гражданским зафиксировал раздельность имущества детей и родителей: ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Кодекс определил четыре формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей:
1) усыновление,
2) опека и попечительство,
3) передача в приемную семью и
4) передача в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Вводился судебный порядок усыновления детей, сменивший оформление усыновления постановлениями глав администраций по месту жительства ребенка или кандидатов в усыновители. Запрещалось усыновление братьев и сестер разными лицами. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию или пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохранял это право и при усыновлении. Исходя из интересов детей, Кодекс ввел возможность ограничения родительских прав в судебном порядке в виде отобрания ребенка. При рассмотрении таких дел суд должен решать вопрос о взыскании алиментов. При лишении родительских прав родители не освобождались от обязанности содержать своего несовершеннолетнего ребенка.
Семейный кодекс внес
изменения в личные и имущественные
отношения супругов. Так, в России
супругам при заключении брака была
предоставлена возможность
Трудовое право. Можно выделить два этапа в его развитии. Первый — до начала 90-х гг. — характеризовался расширением прав трудовых коллективов, второй — приспособлением норм трудового права к новым экономическим условиям.
В связи с принятием Закона “О государственном предприятии (объединении)”, переходом на новые методы хозяйствования и в целях усиления социальных гарантий для трудящихся в феврале 1988г. в Основы трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а затем и в Кодекс законов о труде РСФСР были включены две новые главы: “Обеспечение занятости высвобождаемых работников” и “Трудовой коллектив”1. Последней главой предусматривались создание советов трудовых коллективов, введение выборности руководителей предприятий и их подразделений, что должно было повысить с точки зрения законодателей авторитет руководителей и специалистов и усилить коллективную заинтересованность всех работающих. Проявлением расширения прав трудовых коллективов было запрещение расторжения трудового договора с руководящим работником, избранным на эту должность своим коллективом, без решения общего собрания или совета трудового коллектива. Второй главой гарантировались обеспечение права на труд, льготы и компенсации высвобождаемым работникам. Одновременно с этим расширялись права профсоюзных организаций: запрещалось расторжение трудового договора по инициативе администрации без согласия профкома (даже в случаях прогула, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, совершения по месту работы хищения). С начала 90-х гг. такое нововведение стало не соответствовать осуществлявшейся политике перехода на рыночные отношения, в связи с чем была установлена возможность расторжения трудового, договора по указанным основаниям и при несогласии профкома, а по другим — только с его предварительного согласия1.
Информация о работе Основные напрвления развития отчественного права