Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:43, реферат
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает процесс развития экономики Киевской Руси и Английских городов в XI – XII вв.
Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и выяснить основные особенности экономического развития городов в период истории Руси и Англии.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Экономический уклад Киевской Руси…………………………………………..5
1.1 Денежное обращение и финансы……………………………………….5
1.2 Налоги…………………………………………………………………...10
2.Экономические изменения на рубеже XI-XII вв……………………………...13
2.1Экономика Руси………………………………………………………....13
2.2Экономика Европы……………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………………….25
В «Русской Правде» регламентировано понятие договора (ряда) купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, поручения, наследования, хранения. Договора обычно заключались в устной форме в присутствии послухов, на торгу или в присутствии мытника. Исключения допускались лишь для займов в сумме не более 3 гривен: при отсутствии свидетелей для взыскания долга (при отказе должника) кредитору было достаточно принести присягу. Кредит в те времена был связан с обоюдным риском – поэтому деньги часто хранили в тайниках, закапывали в землю и т.п. Купец, ремесленник или смерд, в случае невыполнения долговых обязательств мог потерять свое имущество и превратится в закупа.
При
раскопках в Новгороде
Кредит в Киеве был дорог, с него брали большой процент, из-за чего в 1113 году произошло восстание против ростовщиков, после которого Владимир Мономах ограничил ростовщичество («...аже кто возметь два реза, то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взята»). Встречаются также упоминания о ростовщической деятельности монастырей в Новгороде.
Об уровне жизни в Киеве говорит тот факт, что Ярославу удалось найти работников для строительства Святой Софии, лишь предложив платить в день по ногате, на которую тогда можно было купить барана. Для сравнения – низкооплачиваемые наемные работники тогда получали 2-3 ногаты в пересчете на месяц.
Пространная редакция «Русской Правды» содержит положения, связанные с банкротством – при погашении долгов закон предоставлял преимущество иностранным кредиторам перед местными.
В
конце Х в. князем Владимиром Святославичем
была установлена церковная десятина
– право на получение десятой
части доходов, которую платили
князья и бояре; она была своеобразной
формой распределения феодальной ренты
между светской и духовной властью.
1.2 Налоги
Первоначальное установление даней происходило в результате окняжения отдельных земель и территорий, которое могло происходить разным путем и включало элементы государственного устройства и управления; чем – заметно отличалось от военных предприятий – походов, преследующих целью получение военной добычи путем грабежей или контрибуций. Олег – задолго до падения Каганата – сумел склонить (убедить или принудить) территориальные племенные союзы к уплате дани ему, а не хазарам:
Как видно из вышесказанного «примученные» древляне и покладистые радимичи заплатили в итоге одинаковую дань, т.к. во времена Олега куница стоила примерно один щьляг (дирхем).
Организацией установления и сбора дани с самого начала занимался не только Великий Князь, его воеводы, дружинники и княжеские чиновники (даньщики, черноборцы) – но и местные князья; они получали ее виде полюдного сбора либо извозом; часть этой дани шла в пользу сборщиков (кормовые и др.). Размер, вид и форму уплаты дани устанавливал князь; иногда она оставалась неизменной в течении десятилетий. В дальнейшем полюдье сохраняло ограниченное значение в XII в. в форме фиксированной денежной повинности.
На начальном этапе Киевской Руси – по мнению ряда авторов – полюдье для части союзов племен носило добровольный характер; оно сопровождалось языческими обрядами, исполнением князем судебных и управленческих обязанностей, и состояло в том, что ежегодно, обычно в зимнее время, князь или его воевода с дружинниками объезжал территорию племенного союза, собирал подати а затем отвозил их в свою резиденцию.
Позднее, в условиях Древней Руси собрать дань со всех земель и транспортировать ее полюдным способом было уже невозможно. По мере феодализации функции погостов отходили к городам и их администрациям и местному самоуправлению, а в некоторых случаях – к княжеским резиденциям. В землях, волостях, городских и сельских общинах и погостах налогами занимались: князья, их администрации и дружины, посадники, старосты и др. В частных индивидуальных хозяйствах за уплату дани отвечали владельцы-производители. Боярские и монастырские владения были освобождены от уплаты ежегодных даней князю.
Князь и его финансовая администрация устанавливали и принимали дань в денежных меховых единицах или в гривнах, иногда брали медом и другими продуктами. Организация сбора и учета даней со времен Олега носила территориальный характер, а после Ольги появились и учетные деления: «уроком», «от дыма, от сохи, от рала», т.е. налогом облагались индивидуальные хозяйства производителей или общины, а не территории в целом.
Из новгородских раскопок происходит ряд находок, позволяющих подтвердить роль погостов не только для развития пушной охоты на Севере, но и при учете даней добывавшихся здесь мехов. Речь идет о трех деревянных замках, служивших, как показал В. Л. Янин, для опечатывания мешков, в которые складывалась пушнина, собиравшаяся для уплаты подати. На них вырезаны географические названия «Пинега», «Усть-Вага» и «Тихменьга» – названия северных погостов на реках Ваге, Пинеге и озере Лача.
К середине
ХII в. различали следующие виды и
способы прямого
Выделение
к началу XI в. общепринятой доли расходов
на содержание княжеского двора и
дружины свидетельствует о
2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XI-XII вв.
2.1Экономика Руси
Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды — 271, в царствование Ивана Грозного — 715, при царе Алексее Михайловиче — 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Наверно, не случайно русской княжне Анне Париж XI века показался большой деревней, а спустя несколько веков, в 1554 году, англичанин Р. Ченслер отмечал, что Москва по размерам превосходит Лондон.
Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складскими местами, в которых сосредоточивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Здесь происходило развитие купечества.
Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). Тем не менее уже в XI—XII веках русское законодательство дорожит жизнью купца, и за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека.
С ноября, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по посадам товары, а также собирали с их жителей дань в счет платы за ту охрану, которую им давал город. Весной, уже по Днепру с полой водой, возвращались купцы в Киев. К тому времени приготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград. Плыли огромным караваном, состоящим из купцов разных земель — смоленских, любечеких, черниговских, новгородских, вышегородских. Труден и опасен был этот путь. И только общая охрана спасала купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть на своих утлых суденышках от крутой волны.
Приплыв в Царьград, торговали там шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму они не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» (монастырь св. Мамонта). Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им византийским императором. В частности, русские купцы продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлины; кроме того, им выделяли бесплатно продукты и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти выделяли корабельные снасти и все необходимое на обратную дорогу.
Возвращались
купцы в Россию не ранее октября,
а там уже снова наступал ноябрь
и нужно было ехать в глубь
страны, распродавать то, что было привезено
из Византии, и скупать товары для
зарубежной торговли на следующий год.
Такая предпринимательская
Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозились шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства.
Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами — от которых поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.
О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует обилие кладов того времени, которые до сих пор обнаруживают поблизости от старинных городов, вблизи больших рек, на волоках, возле больших погостов. В этих кладах находят арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIII веке.
Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом предпринимательства. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. "Правда, — пишет историк В. О. Ключевский, — строго отличает отдачу имущества на хранение — "поклажу" от "займа", простой заем, одолжение по дружбе, от дачи денег в рост из определенного условленного процента, заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем — от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда».
Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являются то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе.
По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно.
Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 года в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде. По сути дела, ростовщичество как паразитическое предпринимательство, было запрещено и всячески осуждалось.