Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 10:25, реферат
Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны и, в первую очередь, римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Всё это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.
Особенности образования Русского централизованного государства:
- государство сложилось
на северо-восточных и северо-
- образование государства
проходило в очень короткие
срок, что было связано с наличием
внешней опасности в лице
- создание государства
проходило на феодальной
Победы Ивана III укрепили
Русское государство и
Специфика становления единого Русского государства в XV - нач. XVI вв. Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно-представительную монархию.
Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами. Началось формирование центральных органов власти - приказов. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.
При Иване III местное управление оставалось консервативным. По-прежнему в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счёт населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.
Важное значение имел институт местничества, по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.
Впервые после Ярослава
Мудрого Иван III занялся упорядочиванием
законодательства. В 1497 г. вышел новый
сборник законов - Судебник. Новый
сборник законов устанавливал единый
порядок судебно-
На Руси началось складывание крепостного права. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле.
Это был ещё тот
период, когда управляли по-старому,
собравшись все вместе в согласии,
- соборно: к решению важнейших
вопросов страны привлекались все авторитетные
силы - сам Великий князь, Боярская
дума, духовенство. Великий князь
был сильной и уважаемой
При Иване III происходят
важные изменения в системе
Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние.
Монгольское влияние - к этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем.
Византийское влияние - вторым браком Ивана III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В 1453 г. Византийская империя под ударами турок - османов пала. Император погиб на улицах Константинополя, защищая город. Его племянница Софья нашла убежище у папы римского, у которого позднее возникла идея выдать её замуж за овдовевшего русского правителя. В далёкую Русь византийская принцесса привезла идею абсолютной монархии.
Первым из русских
князей Иван III стал проводить политику
возвышения власти великого князя. До
этого удельные князья и бояре
были вольными слугами. По своему желанию
они могли служить московскому
великому князю, отъезжать на службу
в Литву, Польшу. Теперь они стали
присягать на верность московскому
князю и подписывать особые клятвенные
грамоты. Отныне переход боярина
или князя на службу к другому
государю стал рассматриваться как
измена, государственное преступление.
Иван III первым принял титул "Государь
всея Руси". В 1497 г. Иван III впервые
в качестве герба Московского
государства принимает
Идеология времён Ивана III и Василия III. В конце ХУ в. в русской государственности произошёл целый ряд важнейших событий:
- в основном завершилось объединение русских земель;
- в 1480 г. русские
земли освободились от монголо-
- Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".
Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. Московские князья возвысились стремительно. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей.
И вот теперь настал такой момент, когда московским князьям нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землёй.
Кроме того, Ивану III нужно
было утвердиться среди
Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой бы нашли отражение господствующие положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в.
Важнейшими стали три идеи.
1. Идея о преемственности
власти московских князей от
князей владимирских и
2. Идея о родстве
русских князей с римскими
императорами. В это время появляется
"Сказание о князьях
3. Идея о Москве
- как хранительнице истинной
христианской веры. Эта идея больше
известна под названием "Москва
- третий Рим". Эта идея была
сформулирована монахом
Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом" стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвёртому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.
русское централизованное государство
Информация о работе Особенности образования Русского централизованного государства