Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:52, реферат
Раннефеодальная монархия — это форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай. форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.
Введение
1.Особенности раннефеодальной монархии на Руси с IХ по ХV вв.
2.Государственный строй и система управления в России в ХVII в.
Заключение
Библиография
Федерального государственного бюджетного образовательного
Учреждения высшего профессионального образования «Российская академия
народного хозяйства и
Кафедра:
Контрольная работа по дисциплине «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
План:
Введение
1.Особенности раннефеодальной монархии на Руси с IХ по ХV вв.
2.Государственный строй и система управления в России в ХVII в.
Заключение
Библиография
Введение:
История государства и права Россия-это наука и историческая, и юридическая. Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения , развития и смены типов и форм государства и права, а так же государственных органов и правовых институтов конкретных государств у на родов нашей страны в определенный исторический период. Государство – это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов .По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархия – это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно политических институтов и расстановки социально-политических сил общества .Монархия характеризуется следующими основными признаками: • главой государства является монарх; • власть монарха передается по наследству, или династически; • деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т. е. он исполняет свои обязанности пожизненно.В настоящее время монархические формы правления существуют: • в Европе – Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра.Государство и право – два взаимосвязанных общественных явления, они возникли одновременно и прошли вместе долгий путь в своем развитии. Государство как организация публичной власти, и право как система общеобязательных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю. В курсе лекций освещается этот путь от возникновения древнерусской государственности и права в IX – X вв. до середины XX в., времени, когда после революционных потрясений и десятилетий тоталитарного режима началось их возвращение в рамки демократического правового поля.В более чем тысячелетней истории российского государства и права выделяется несколькопериодов. Главный критерий периодизации – форма государства. Она менялась на протяжении столетий. Но трансформация формы государства обусловливалась рядом других важных факторов: социально-экономическим и техническим развитием, ростом экстерриториальных пределов, развитием форм собственности и др. Исходя из этих критериев в рамках отдельных периодов можно выделять подпериоды или э тапы развития государственных и правовых институтов.Первый период – раннефеодальная монархия ( IX – середина XVI вв.). Общественные отношения строились па принципе вассалитета – сюзеренитета, при относительной свободе основной массы населения. В этом периоде можно выделить подпериоды: Киевская Русь или «держава Рюриковичей» ( IX – первая четверть XII вв.). В современной литературе употребляется также термин «Норманнская Русь». Второй этап в истории раннефеодальной монархии – «удельная» Русь – время самостоятельных феодальных государств Древней Руси ( XII – XIV вв.). На этом этапе с раннефеодальной монархией соседствовалареспубликанская форма правления — в Великом Новгороде и Пскове. Далее нужно назватьгосударственность Московской Руси на раннем этапе ее развития ( XIV – XVI вв.).Второй период – сословно-представительная монархия ( XVI — XVII не.) с ее главными атрибутами – Боярской думой и Земским собором. В этом периоде происходит закрепощение основной массы населения: крестьян и посадских людей, оформляется феодальная собственность на землю и система феодального права.Следующий период – абсолютная монархия ( XVIII – середина XIX вв.) с подпериодом «просвещенного абсолютизма» Екатерины II .
Четвертый период
– неоабсолютизм, монархия с элементами
буржуазного права(
1.ОСОБЕННОСТИ РАННЕФЕОДАЛЬНОЙ МОНАРХИИ НА РУСИ С IХ по XV.
Раннефеодальная
монархия — это форма правления, хронологически
первая из форм феодальной монархии. Развивается
при переходе к феодализму в зависимости
от климатических особенностей региона
либо от рабовладельческого строя (Южная
Европа, Северная Африка, Передняя Азия,
Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно
от первобытнообщинного строя (Западная
Европа, см. варварские королевства, Северная
Европа, Восточная Европа). Сохраняется
также в период феодальной раздробленности[1].
Хронологически предшествует сословно-представительной
монархии (некоторые исследователи выделяют
промежуточный этап вотчинной монархии).В
IХв. На территории восточных славян складывается
единое крупное Древнерусское государство
с центром в г .Киеве. Образование этого
государства способствовало развитие
ремесел ,техники обработки земли,
торговых отношений, укрепившее связи
между существовавшими государственными
оброзованиями отдельных словянск Феодальная
поземельная собственность складывается
с IX в. в двух основных формах: княжеский
домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические
формы эксплуатации (дань, "полюдье")
уступают место экономическим, основанным
на праве собственности. Правовыми основаниями
для владения землей становятся: пожалование,
наследование, купля. В начальный период
существенное значение имел захват пустующих
и населенных земель.
Формирование правящего класса приводит
к появлению сложных отношений "сюзеренитета-вассалитета",
т.е. феодальной зависимости. Дружина князя
дифференцируется на "старшую" и
"младшую" (и по возрасту, и по социальному
положению). Бояре (от "боляр", боец,
т.е. дружинник) из боевых соратников князя
превращаются в землевладельцев, его вассалов,
вотчинников. С помощью внеэкономических
(захват, насилие) и экономических (кабала,
долг) мер они усиливают эксплуатацию
крестьян-общинников, попадающих к ним
в зависимость.
Совершая военные походы, князь с дружиной
захватывают пленных и превращают их в
рабов (холопов). Однако рабский труд у
славян (как и у германцев) не стал основной
формой эксплуатации: экономические, климатические,
географические и другие условия не способствовали
этому. Рабы выполняли вспомогательные
хозяйственные функции, главной рабочей
силой были крестьяне-общинники.
Государственный строй Киевской Руси
можно определить как раннефеодальную
монархию. Во главе стоял киевский великий
князь. В своей деятельности он опирался
на дружину и совет старейшин. Управление
на местах осуществляли его наместники
(в городах) и волостели (в сельской местности).
Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили
всех подчиняющихся князю феодалов в положение
служилых людей. В наибольшей зависимости
от князя находились младшая дружина и
"слуги под дворским". Крупные феодалы-землевладельцы
пользовались большей автономией.
Великий князь находился в договорных
или сюзерено -вассальных отношениях с
другими князьями. Местные князья могли
принуждаться к службе силой оружия. Усиление
местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление
новой формы и нового органа власти - "снема",
т.е. Модального съезда. На таких съездах
решались вопросы войны и мира, разделения
земель, вассалитета.
Местное управление осуществлялось доверенными
людьми князя, его сыновьями и опиралось
на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими,
сотниками и десятскими. В этот период
продолжает существовать численная или
десятичная система управления, которая
зародилась в недрах дружинной организации,
а затем превратилась в военно-административную
систему. Ресурсы для своего существования
местные органы управления получали через
систему кормлений (сборы с местного населения).
В своей деятельности князь опирался на
совет, состоявший из бояр и "княжшс
мужей". Отдельные функции или руководство
отраслями княжеского дворцового хозяйства
осуществляли тиуны и старосты. Co временем
эти дворцовые управители превращаются
в управляющих отраслями княжеского (государственного)
хозяйства. В этот момент десятичная система
управления заменяется дворцово-вотчинной
при которой политическая власть принадлежит
собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались
два центра власти: княжеский дворец и
боярская вотчина, принцип этот устанавливается
в ходе дальнейшего процесса феодальной
раздробленности.
В раннефеодальной монархии важную государственную
и политическую функцию выполняет народное
собрание (вече). Выросшее из традиции
племенных сходов, оно приобретает более
формализованные черты: для него готовится
"повестка дня", подбираются кандидатуры
выборных должностных лиц, в качестве
организационного центра действуют "старцы
градские" (старейшины).
Определяется компетенция веча: при участии
всех свободных (правоспособных) жителей
города (посада) и примыкающих поселений
(слобод) решались вопросы налогообложения,
обороны города и организации военных
походов, избирались князья (в Новгороде).
Исполнительным органом веча был совет,
состоявший из "лучших людей" (городского
патрициата, старейшин). Органом местного
крестьянского самоуправления оставалась
территориальная община (вервь). В ее компетенцию
входили земельные переделы (перераспределение
земельных наделов), полицейский надзор,
налогово-финансовые вопросы, связанные
с обложением податями и их распределением,
решением судебных споров, расследование
преступлений и исполнение наказаний.
Становление, княжеской администрации
проходило на фоне первых административных
и правовых реформ. В Х в. княгиней Ольгой
была проведена "налоговая" реформа:
были установлены пункты ("погосты")
и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки)
были также регламентированы. В начале
XI в. князем Владимиром установлена "десятина",
т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем
Владимиром Мономахом вводится устав
о закупничестве , регламентирующий кабально-долговые
и заемные отношения.
Церковные организации и юрисдикция складываются
на Руси после принятия христианства в
качестве государственной религии. Духовенство
делилось на "черное" (монашеское)
и "белое" (приходское). Организационными
центрами стали епархии, приходы и монастыри.
Церковь получила право на приобретение
земель, населенных деревень, на осуществление
суда по специально выделенной юрисдикции
(все дела в отношении "церковных людей",
дела о преступлениях против нравственности,
брачно-семейные вопросы).
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В ХVII в.
Реорганизация
государственного аппарата начинается
еще с 80-х годов XV в., после присоединения
к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода,
Великого Новгорода и освобождения
Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная
система государственного управления,
сложившаяся еще во времена феодальной
раздробленности, стала непригодна
в новых условиях. Значительно
усиливается власть царя, оформляется
Боярская дума, создаются центральные
органы управления - приказы. В формировании
централизованного государства
царская власть опиралась на многочисленное
дворянство, политическое значение которого
все возрастало, и на купечество.
Т.о., создается сословно-
XVII в. занимает особое место в истории
России. Это время небывалых противоречий
и контрастов в политической, экономической,
дипломатической и духовной жизни общества.
Век по праву окрестили «бунташным», в
современной историографии он известен
как переходный — от Средневековья к Новому
времени. С философско-антропологической
точки зрения при переходе от Средневековья
к Новому времени период «души» уступает
место эпохе «разума». В это время человеческая
личность пытается обрести свою индивидуальность.
Смута. На протяжении всего столетия многочисленные
народные движения создавали почти постоянное
социальное напряже¬ние. В начале века
оно было вызвано польско-литовско-шведской
интервенцией - время, которое получило
меткое определение Смута. Наивысшей остроты
в первой половине ХVII в. социальное напряжение
достигло в 30 — 40-е гг. Население десятков
городов и уездов, задавленное вымогательством
чиновников и разного рода незаконными
отработками, повсеместно стало «отказывать»
воеводам и требовало их замены. Смутное
время стало тяжелейшим потрясением для
российской государственности. Это был
период острейшего политического и социального
кризиса, осложненного иностранной интервенцией,
кризиса, в котором переплетались сословные,
национальные, внутриклассовые, и межклассовые
противоречия. Менялись цари, разные части
страны и даже соседние города одновременно
признавали власть разных государей, происходили
крестьянские волнения и восстания. Борьба
претендентов за царский престол, широкие
народные движения, отказ целого ряда
регионов подчиняться центральному правительству
— все это само по себе требовало от государства
максимального напряжения ресурсов для
стабилизации обстановки.
Ситуация усугублялась тем, что практически
с самого начала Смутного времени во внутренние
дела России открыто вмешива¬лись зарубежные
державы. Под вопрос была поставлена политическая
и национальная независимость русского
народа. Между 1600 и 1620 гг. Россия потеряла
около половины населения. Население Москвы
уменьшилось на 33%. И тем не менее эта болезнь
государ¬ственного организма закончилась
выздоровлением.
Восстановление монархии. В 1613 г. Земский
собор избрал на престол Михаила Романова,
тем самым утвердив новую династию российских
государей*. (* Прежняя династия Рюриковичей,
управлявшая страной с начала X века, пресеклась
после убийства Иваном IV своего сына Ивана
в 1581 году и трагической гибели в Угличе
в 1591 году малолетнего царевича Дмитрия,
последнего сына Ивана IV). После подписания
Деуленского перемирия с Речью Посполитой
в 1618 г. и размена пленных Московское госу¬дарство,
вышло из многолетнего внешнеполитического
кризиса и начало борьбу за обретение
утерянных во время Смуты территорий.
Следующим шагом стало восстановление
экономики и государ¬ственного аппарата.
В 1615—1616 гг. происходило усиление налого¬вого
давления. Боярская дума и Земский собор
приняли закон о введении чрезвычайного
налога (20% доходов и налог на земель¬ную
собственность). Знаменитые купцы и солепромышленники
Строгановы, например, должны были уплатить
огромную по тем временам сумму — 56 тыс.
руб. В 1619 г. следующий Земский собор принял
ряд важных решений: сделать опись земель,
облагаемых на¬логом; способствовать
добровольному возвращению крестьян;
со¬здать особую палату для обжалования
действий чиновников, зло¬употребляющих
своей властью; выработать проект реформы
местной администрации, отдавая предпочтение
собраниям выборных представителей, и
утвердить новый бюджет страны.После Смуты
структура восстановленной государственной
власти осталась прежней. Важно подчеркнуть,
что образцы государственного управления
именно предшествующего периода послужили
основой возрождавшейся России, что свидетельствует
о глубоких и самобытных корнях российской
государственности.
В 1626 — 1633 гг. были проведены военные реформы:
наняты 5 тыс. иноземных пехотинцев, офицеров
— инструкторов и литейщиков пушек; закуплены
вооружения в Голландии и Германии. Все
эти меры, конечно, сопровождались большими
расходами, которые вели к увеличению
налогов. Как следствие последнего происходило
расширение полномочий и компетенции
выборных земских властей и судов за счет
ограничения власти наместников. В 1641
г. право владельцев преследовать своих
беглых крестьян) распространено на все
области страны, но ограничено 10-ю годами.
Разрешались продажа и передача крестьян.
В июне 1648 г. население Москвы взбунтовалось.
Причиной волнений стало увеличение налогов
и мздоимство окружавших царя бояр. Толпа
разграбила дворец ближайшего советника
и родственника царя Морозова, который
пользуясь своим положением особенно
притеснял народ своим лихоимством.
Соборное уложение 1649 г. В этой обстановке
происходило принятие Соборного Уложения
1649 г. - главного законодательного акта
России на два последующих века. В почти
тысяче его статей был воспроизведен кодекс
Ивана IV, дополненный включениями из литовского
и византийского законодательства. Согласно
новому законодательству крестьян окончательно
прикрепили к земле, привилегии иностранцев
были отменены, церковь теснее подчинена
государству. Кроме того, Соборное Уложение
регламентировало все основные стороны
жизни и деятельности государственных
учреждений.
Вторая половина XVII в. оказалась не менее
напряженной. В 1650 г. вышел указ, запрещавший
крестьянам торговую и ремесленную деятельность.
Происходили восстания в Пскове и Новгороде.
В 1656 г. наступил финансовый кризис. Правительство
Алексея Михайловича решило чеканить
медные деньги, установив для них равный
курс с серебряными, чтобы таким образом
пополнить каз¬ну. За пять лет было выпущено
5 млн. медных рублей. Усиленный выпуск
медных денег привел к резкому падению
их стоимости и к «медному бунту» в Москве,
который жестоко был подавлен. Погибло
7 тыс. человек. По сельским местностям
прокатилась волна крестьянских восстаний,
к которым примкнула даже часть войск
под командованием князя Кропоткина. Попытка
решить основные внешнеполитические задачи,
в первую очередь противоречия с Польшей
и Швецией, еще более усугубило расстройство
финансов и положение крестьян. В 1666 г.
банды казаков под предводительством
атамана Василия Уса опустошили окрестности
Воронежа и Тулы. К ним присоединились
толпы крестьян и холопов, восставших
против помещиков.
В мае 1667 г., чтобы повысить статус и роль
российского торгового капитала, правительство
опубликовало Новоторговый устав. Согласно
новому уставу право розничной торговли
имели только русские купцы, а в оптовой
торговле иностранцам было запрещено
заключать сделки между собой, минуя русских
посредников. Тогда же был создан специальный
Торговый приказ. Однако волну народных
выступлений за окончательно утраченную
свободу остановить было уже трудно. Начавшиеся
в 1669 г. выступления казаков под предводительством
С. Разина охватили Астрахань, Царицын,
Саратов, Самару, Симбирск, Тамбов и Нижний
Новгород и закончились казнью атамана
в 1671 г. в Москве. В 1672 г. были отменены все
торговые привилегии духовенства; в 1679
г. 20-ти процентный сбор с торговых сделок
был распространен на все доходы. Подворный
принцип обложения стал основным при взимании
прямых налогов. В то же время неуклонно
росло число иностранных предпринимателей
в русской экономике, специалисты для
их предприятий нанимались за границей.
За XVII столетие расширились международные
связи России. Посольский приказ имел
постоянные дипломатические отношения
с 16-тыо иностранными государствами. Всю
вторую половину XVII в. внимание России
поглощено борьбой за Украину и Белоруссию
- вначале против Речи Посполитой , а с
1677 по 1700 гг. против Турции и Крыма. На международной
арене Россия заняла антиосманскую позицию,
что сближало ее с австрийской Империей,
Венецией и другими государствами. Значительно
продвинулись отношения со странами Востока
(Иран и Средняя Азия). Политические проблемы,
стоявшие перед Россией, связывали ее
с европейской ситуацией и определяли
самостоятельное место в политической
жизни Европы. Постепенно складывались
предпосылки для перехода России в новое
качество великой державы общеевропейского
ранга. Первые шаги к вхождению в европейскую
систему были сделаны во второй половине
XVII в., когда после участия в войне со Швецией
(1656—1661), Андрусовского перемирия (1667)
и «Вечного мира» с Польшей (1686), закрепив
за собой левобережную Украину и Киев,
Россия вступила в Священную лигу против
Турции.
В целом государственное строительство
и деятельность органов государственного
управления XVII столетия условно можно
разделить на три хронологических этапа:
1. Смутное время с конца XVI в. по 20-е г. XVII
в.
2. Восстановление монархии при царе Михаиле
Романове (1613-1645).
3. Период расцвета приказной системы управления
и ее переход в коллегиальную со времени
правления, царя Алексея Михайловича (1645—1682)
и до царствования Петра I (1682 — 1725) включительно.
2. Зарождение институтов абсолютизма
в системе государственного управления
В XVII в., особенно во второй его половине,
в государственном строе России все чаще
обнаруживались тенденции к абсолютизму,
который окончательно оформился в правление
Петра I. Абсолютизм - форма феодального
государства, при которой монарху принадлежала
неограниченная верховная власть, а феодальная
государственность достигла наивысшей
степени централизации. При абсолютизме
глава государства (обычно наследственный)
рассматривался с юридической точки зрения
как единственный источник законодательной
и исполнительной власти. Последняя осуществлялась
зависимыми от него чиновниками. Для абсолютизма
характерны наличие постоянной армии
(также зависимой от государя), развитых
бюрократического аппарата и форм делопроизводства,
всеобъемлющей системы государственного
обложения, единого для всей территории
законодательства, общегосударственной
экономической политики, выражавшейся
в различных формах протекционизма и регламентации
деятельности промышленников.
Переход к абсолютизму в России проявлялся
в разных сферах политической жизни: в
росте самодержавной власти царя, в отмирании
земских соборов как сословно-представительных
учреждений, в эволюции состава Боярской
думы и приказной системы, в повышении
значения различных слоев населения в
государственном аппарате, в появлении
первых зачатков регулярной армии, в победном
исходе для царской власти ее соперничества
с властью церковной.
Компетенция царской власти. Во главе
государственной системы России XVII в.
как и прежде стоял царь. Ему принадлежало
право законодательства и вся полнота
исполнительной власти. Царь был верховным
судьей. Он командовал всеми вооруженными
силами. Вся приказная система была основана
на предположении личного участия царя
в управлении. В действительности, однако,
реализация этих теоретических принципов
самодержавия и единовластия далеко не
была обеспечена соответствующей системой
бюрократических учреждений.
И все же развитие самодержавия в XVII в.
шло в направлении абсолютизма. На новую
династию, хотя она имела источником своей
власти «избрание» царя Михаила Федоровича
Земским собором, было перенесено старое,
давно выработанное идеологическое обоснование
царской власти: о ее божественном происхождении
и преемственной передаче в роде. Тотчас
после занятия престола новым царем идеологи
новой династии поспешили восстановить
представление о «богоизбранном» государе,
получающем власть от «своих прародителей»
в силу родственных связей с законной
династией Рюриковичей. Источником власти
царя объявлялась божественная воля, а
всенародное признание избранной династии
через Земский собор лишь подтверждало
решение божественного промысла.
Образ жизни царя, лишь в редких случаях
появлявшегося перед народом, ставил его
в глазах подданных на недосягаемую высоту.
Пышный титул, принятый при царе Алексее
Михайловиче, свидетельствовал о больших
притязаниях царя на внешнеполитическое
влияние. С необычайным великолепием проходили
официальные приемы иностранных дипломатов.
«Соборное уложение» 1649 г. также отразило
возросшую власть самодержавного монарха.
Специальные главы Уложения были посвящены
охране жизни и чести, а также здоровья
царя. Вводилось понятие «государственного
преступления», причем не делалось никакого
различия между преступлением против
государства и действиями, направленными
против личности государя. Устанавливалась
охрана порядка внутри царского двора
или вблизи местопребывания царя.
Во второй половине XVII в. шел процесс возрастания
личной власти самодержавного монарха
в области верховного управления. Появилось
понятие «именного указа». Так назывался
законодательный акт, составленный только
царем, без участия Боярской думы. Правда,
эти указы касались пока второстепенных
вопросов верховного управления. Устанавливалась
также практика докладов царю начальниками
важнейших приказов.
Свидетельством возросшей власти царя
явилось создание в середине XVII в. Приказа
тайных дел — личной канцелярии царя,
позволявшей ему обходиться без Боярской
думы в разрешении важнейших государственных
вопросов. Исполняя поначалу функции тайной
полиции и сословного суда, приказ стал
позднее органом контроля за администрацией.
Основной функцией Приказа тайных дел,
просуществовавшего до самой смерти царя
Алексея Михайловича в 1676 г., был контроль
за деятельностью приказов. Царь мог сделать
запрос различных дел, сведений, отчетности,
назначить проверку приказного делопроизводства
со своим личным участием.
Он посылал подьячих Приказа тайных дел
для секретного наблюдения за деятельностью
некоторых должностных лиц (послов, воевод
и др.). Приказ тайных дел рассматривал
челобитные, поданные лично царю и мог
принимать по ним решения, минуя Боярскую
думу. Приказ рассматривал также дела
важнейшего государственного значения
(дело патриарха Никона, материалы следствия
по делу С.Разина) , а также руководил другими
делами самого разнообразного характера.
Размещался Приказ тайных дел во дворце,
и его дьяки пользовались большим влиянием
в государственных делах
Дальнейшее укрепление единодержавия
было связано с созданием в 1655 г. центрального
органа государственного финансового
контроля — Счетного приказа. Он занимался
проверкой правильности и законности
финансовых операций различных приказов
Но недовольство приказной бюрократии
было столь велико, что после смерти Алексея
Михайловича Счетный приказ был упразднен.
Та же участь постигла и созданный в 1649
г. Монастырский приказ, появление которого
было враждебно встречено духовенством.
Суду Приказа были подчинены все монастыри
и духовные лица а также их крепостные
(кроме патриарха и патриарших приказных
людей). Монастырский приказ имел и административную
власть: определял и отрешал от места настоятелей
монастырей, выбирал священников и дьяконов,
пересматривал решения епископов.
Боярская дума в новых условиях. В XVII столетии
Боярская дума попрежнему являлась высшим
органом государства, разделявшим с царем
прерогативы верховной власти. Необходимость
царской власти опираться на Боярскую
думу свидетельствовала о незавершенном
развитии абсолютизма и живучести остатков
сословно-представительного строя. В состав
Боярской думы входили думные люди четырех
степеней: бояре, окольничьи, думные дворяне
и думные дьяки. Все они назначались царем
пожизненно, но думные люди низших степеней
по воле царя могли переходить в высшую.
В аристократическом окружении думы думные
дворяне и думные дьяки представляли собой
бюрократический элемент. Значение их
было велико: по многим делам они были
докладчиками, а также формулировали решения
думы. Постепенно их удельный вес в думе
увеличивался.
В XVII в. Боярская дума оставалась верховным
органом по вопросам законодательства,
управления и суда. Наиболее важные вопросы
обсуждались на совместных заседаниях
думы с царем, менее важные — без него.
Без согласия царя дума не могла принимать
постановления. Думные чины приносили
присягу: «Самовольством без государева
ведома никаких дел не делати». Для второй
половины XVII в. характерна тесная связь
Боярской думы с приказной системой. Если
раньше важнейшие приказы находились
под управлением недумных чинов, то теперь
думные чины стояли во главе почти всех
приказов. Процесс бюрократизации Боярской
думы был одним из проявлений централизации
управления.
В конце 70-х гг. Боярская дума насчитывала
97 человек. Между тем развивавшееся абсолютистское
государство нуждалось в небольшом по
числу членов и бюрократическом по существу
органе. Поэтому при первых Романовых
действовала и так называемая «ближняя»
(«тайная») дума из немногих доверенных
лиц царя, иногда даже не облеченных думским
званием.
В первые годы правления Петра I при нем
функционировал узкий круг сановников
(так называемая «конзилия министров»),
который в отсутствие царя выполнял распорядительную
функцию по делам внутреннего управления.
Значение Боярской думы в последнее десятилетие
века упало.
Земские соборы в XVII в. XVII в. - время расцвета
и заката деятельности Земских соборов.
Исключительную роль сыграли они в деле
спасения русской государственности в
период Смуты. В 1613 г. Земский собор избрал
на царство Михаила Романова, утвердив
новую династию в России. Слабость центральной
власти в первые годы после Смуты заставляла
царскую власть обращаться к Земским соборам,
в которых основная опора правительства
- дворяне и посадские люди — играли решающую
роль.
В течение первой половины XVII в. Земские
соборы созывались преимущественно в
тех случаях, когда появлялась опасность
войны, и у правительства возникал вопрос
о сборе людей и средств. На Земские соборы
власть имела обыкновение возлагать ответственность
за налоговые и военные тяготы. Большое
значение имел Земский собор 1648—1649 гг.,
завершивший свою работу составлением
нового свода законов — Соборного уложения
1649 г. Земский собор 1653 г., вынесший решение
о присоединении Украины, был по существу
последним Земским собором. После 1653 г.
они превратились в совещания царя с представителями
определенных сословий.
Уход Земских соборов с исторической сцены
был обусловлен полным их бесправием в
системе государственной власти. Иначе
и не могло быть в военизированном до предела
Московском государстве, в котором все
социальные группы и сословия, одинаково
бесправные перед неограниченной царской
властью, делились на тех, кто непосредственно
сражался, и тех, кто поддерживал бойцов
материально или духовно. По меткому замечанию
В.О. Ключевского, сословия России XVI —
XVII вв. отличались не правами, а обязанностями.
В 1634 г. придворный Иван Бутурлин предложил
сделать Земские соборы постоянными, а
всех их участников выборными, избирая
последних ежегодно. С конца 40-х г. с мест
стали поступать предложения о созыве
соборов «по челобитным», т.е. по желанию
самого населения. В этом случае Земские
соборы могли приобрести свои неотъемлемые
права, а со временем — «свою волю». Эти
робкие попытки соборов обрести самостоятельность
были расценены как угроза царскому самовластью.
Дальновидный патриарх Никон посоветовал
царю Алексею Михайловичу Земские соборы
больше не созывать, ибо «умаляют они достоинство
царское». Таким образом, сословно-представительная
монархия во второй половине XVII в. переходила
в монархию абсолютную, опиравшуюся на
армию и бюрократию. Земские соборы оттеснялись
верховного управления Боярской думой
и приказами.
Приказная система управления в XVII в.
Все приказы делятся на три большие группы:
1) Приказы общегосударственной компетенции,
2) Дворцовые, 3) Патриаршие. Первая группа
приказов сосредотачивала в себе основные
функции по управлению Российским государством.
Она являлась самой многочисленной и включала
в себя как постоянные, так и временные
приказы.
Централизация и систематизация приказного
управления в ХVI - ХVII вв. оказывалась невозможной
потому, что в основе образования и функционирования
приказной системы лежали такие принципы,
которые не позволяли ей сложиться в строгую
систему отраслевого управления. Сосредоточение
в отдельных приказах разнообразных дел
сочеталось с распылением однородных,
идентичных дел между несколькими приказами,
что создавало своеобразную ведомственную
чересполосицу. Например, Посольский приказ
занимался не только внешней политикой,
но и массой других дел; в нем вели учет
живших в России иностранцев, ведали касимовскими
татарами, выкупом пленных и т. д. С 60-х
гг. XVII в. Посольский приказ заведовал
почтой, делами донских казаков, судом
и сбором таможенных и кабацких доходов,
назначением воевод, приказных людей и
т.д. Поместно-вотчинные дела судились
в Поместном приказе, но они же входили
в компетенцию некоторых других приказов:
Разрядного, Сибирского, Казанского.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Ю.П.Титова –история государства и права .Учебник Москва 2006
2 Богданович А.В. Три последних самодержца. Дневник. М., 1990.
3 Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1994. Т. 1 - 3.
4 Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами. СПб., 1874 - 1909. Т.1 - 15.
5 Материалы по истории СССР. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в.М., 1991.
6 Рабочее движение в России в XIX в. Сб. док. // Под ред. А.М. Панкратовой. М., 1950 - 1954. Т. 2 - 4.
7 Российское законодательство X - XX веков. М., 1988 - 1994. Т.7-9.
8 Сборник
договоров России с другими государствами.
1856 - 1917 гг. М., 1952.
« Все что приходит на ум, называется мыслью»
Информация о работе Особенности раннефеодальной монархии на Руси с IХ по XV.