Отмена крепостного права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:50, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы - проанализировать отмену крепостного права в России в 1861 г.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить научную литературу по истории России XIX века
Рассмотреть внутренние и внешние причины буржуазных реформ 1860-1870-х годов
Обозначить значение отмены крепостного права
Проанализировать либеральные реформы 1860-1870-х годов

Содержание

Введение
Внутренние и внешние причины буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в
Отмена крепостного права и ее значение
Либеральные реформы 60-70-х годов (земская, судебная, военная, финансовая, народного просвещения)
Земская реформа
Судебная реформа
Военная реформа
Финансовая реформа
Реформы в области народного образования и печати
Изменения в экономическом и социально-политическом строе в результате реформ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

62533.rtf

— 339.92 Кб (Скачать документ)

В процессе подготовки реформы разработчики использовали опыт двух типов местных самоуправлений: англо-американского и континентального. В первом - самоуправление поднималось до роли основного начала государственного управления. Во втором - речь шла об органе местной администрации, формулируемом путем выборов. В англо-американской системе безвозмездность в деятельности выборных должностных лиц сочеталась с широкой самостоятельностью местных учреждений. Надзор центрального правительства осуществлялся для установления единства в практике мест и состоял преимущественно в ознакомлении центра с этой практикой. На континенте, например во Франции, местное самоуправление включалось в систему бюрократической иерархии, пользуясь лишь определенной автономией. Представляющий центральную бюрократию на местах префект являлся одновременно и сотрудником Генерального совета своего департамента, и лицом, осуществляющим надзор за его деятельностью. Он же приводил в исполнение решение совета.

В России обе системы были объединены таким образом, чтобы, оставаясь безвозмездными и не входя в систему органов государства, местные представительные учреждения находились под жестким контролем со стороны государственных органов. Окончательный вариант реформы, изложенный в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях», Александр II подписал 1 января 1864 г, в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления - земства, избираемые всеми сословиями на 3 года. Распорядительными органами земства стали земские собрания: в уезде - уездное, в губернии - губернское. В волости земство не создавалось. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного ценза. Все избиратели были разделены на три курии:

уездных землевладельцев;

городских избирателей;

выборных от сельских обществ.

 В первую курию входили владельцы не менее 200 десятин земли, недвижимой собственности на сумму более 15 тысяч рублей и годового дохода свыше 6 тыс. рублей. Владельцы менее 200, но не менее 10 десятин земли объединялись, и от того их числа, которое совокупно владело земельным массивом в 200 (как минимум) десятин, избирался один уполномоченный на съезд первой курии.

Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы недвижимостью не менее чем на 500 руб. в малых и на 2 тыс. руб. в больших городах или торгово - промышленных заведений с годовым оборотом более 6 тыс. руб.

Третья курия состояла главным образом из должностных лиц крестьянского управления, хотя здесь могли быть местные дворяне, а также сельское духовенство. Так, к примеру, в Саратовской и Самарской губерниях в гласные от крестьян прошли даже пять предводителей дворянства. По этой курии, в отличии от первых двух, выборы были не прямые, а многоступенчатые: сельский сход выбирал представителей на волостной сход, там избирались выборщики, а затем уездный съезд выборщиков избирал депутатов - гласных в уездное земское собрание. Это было сделано для того, чтобы ограничить крестьянское представительство. Процентное соотношение представительства различных сословий в уездах земских собраниях в среднем по двадцати четырем губерниям Европейской России в 1865 - 1866 годах: дворян - землевладельцев - 41,7%, крестьян, членов сельских обществ (без ценза), с небольшим количеством крестьян-собственников с земельным цензом - 38,4%; купцов, владельцев городских имуществ - 6,5% и прочих. В губернских собраниях преимущество дворян было абсолютным. Средние цифры нивелируют картину: в некоторых губерниях, например, южных причерноморских, юго-восточных приволжских, преобладание дворян не было безусловным, со временем они стали вытесняться торгово-промышленным классом и частично крестьянством.

Выборы в губернские земские собрания происходили на уездных земских собраниях из расчета - один губернский гласный на шесть уездных. Председатель земского собрания не избирался, им по должности был предводитель дворянства: в уезде - уездный, в губернии - губернский. Исполнительными органами земства стали земские управы - уездные и губернские. Они избирались на земских собраниях. Председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской - министр внутренних дел. На уездных земских собраниях избирались члены уездной земской управы и депутаты в губернское земское собрание, которые, в свою очередь, избирали членов губернской земской управы. Депутаты земских собраний назывались «гласными», т.е. имевшими право голоса, и считались «первым элементом» земства. Они собирались раз в год на заседания для утверждения годовых отчетов земской управы и земского бюджета. Депутаты не получали никакого вознаграждения за эту деятельность, в отличие от земских управ, которые считались земскими служащими и назывались «вторым элементом» земства.

Реформа распространилась только на 33 губернии - там где проходила отмена крепостного права. Распространение земств осуществлялась постепенно: к 1866 г. они были открыты в 19 губерниях, 1867 - еще в 9, к 1874 - в 33 и в Бессарабской области. Земства не были созданы в Архангельской и Астраханской губерниях, в Сибири и Средней Азии, а также в национальных районах с малым числом русских помещиков: в Польше, Литве, Белоруссии, Западной Украине, на Кавказе.

 

 

Судебная реформа

 

К середине XIXв. различные рычаги машины самодержавия стали явственно обнаруживать свою негативность, но ни один из органов государственного аппарата не находился в столь плохом состоянии, как судебная реформа.

Дореформенный суд основывался на законодательстве Петра I и Екатерины II, в отдельных случаях использовались даже нормы Соборного Уложения 1649 года. До реформы 1864г. структура судебной системы была сложной и запутанной. Суд строился по сословному принципу. Существовало много специальных судов - военных, духовных, коммерческих, совестных, межевых и иных. Судебные функции исполняли административные органы - губернские правления, органы полиции и др. другой минус дореформенного суда - взяточничество, которое приобрело чудовищный, всепоглощающий характер. Попытки правительства бороться с ним не давали никаких результатов, так как он охватил весь государственный аппарат.

В реформе суда были заинтересованы все слои общества, а главное - правящий класс. Сторонниками судебной реформы выступали и сам император Александр II, а также его брат Константин Николаевич, который придерживался даже более радикальных взглядов.

Хотя судебная реформа, казалось бы, затрагивала лишь специфическую часть государственного механизма и всей политической системы, ясно, что ее нельзя было провести без решения крестьянского вопроса. Именно поэтому остались без последствия все начинания, проводимые при Николае I. Именно поэтому судебная реформа разрабатывалась параллельно с крестьянской.

Летом 1857г. Александр II повелел представить в Государственный Совет проект Указа гражданского судопроизводства, родившийся в недрах II отделения. К проекту прилагалась пояснительная записка начальника II отделения графа Д.Н. Блудова. Проект исходил из введения принципа состязательности процесса, предлагалось сократить количество судебных инстанций и обратить внимание на существенное улучшение качества подготовки и подбора кадров судебной системы. Проект Указа вызвал неоднозначную реакцию, расколов высшее чиновничество на две основные группы - либералов и консерваторов. Либералы хотели существенной перестройки судоустроительства и судопроизводства, консерваторы - лишь ограниченных изменений. Консерваторы и сам граф Д.Н. Блудов не хотели следовать западноевропейским образцам и вводить принципы устности, гласности, равенства сторон в процессе, учреждать адвокатуру. За 1857-1986г.г. II отделение подготовило и представило в Государственный Совет 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре судебной системы и судоустройства. Материалы судебной реформы составили 74 объемистых тома.

В октябре 1861г. подготовка документов о судоустройстве и рудоуправлении из II отделения передана в государственную канцелярию. Была создана специальная комиссия, в которую вошли выдающие юристы России: А.Н. Павловский, Н.И. Стояновский, С.И. Зарудный, К.П. Победоносцев и др. фактически ее возглавлял статс-секретарь Государственного Совета С.И. Зарудный. Комиссия, состоявшая в основном из единомышленников, пошла по пути, противоположному блудовскому. За основу была взята общая теория буржуазного судоустройства и судопроизводства и практика западноевропейского законодательства. Они прилагали усилия к тому, чтобы оберечь самодержавный строй от возможных посягательств. Так, именно в это время родилась идея замены суда присяжных по государственным преступлениям судом сословных представителей.

Результатом работы комиссии стали «Основные положения преобразования судебной части в России». В апреле 1862г. этот документ был передан императором на рассмотрение в Государственный Совет, а 29 сентября 1862г. утвержден им и опубликован в печати.

Основные положения состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались такие новые институты, как отделение суда от администрации, выборный мировой суд, притом всесословный, присяжные заседатели в окружном суде, адвокатура, принцип состязательности. Новый статус приобретала прокуратура. Ее права ограничивались, но зато прокурор становился стороной в процессе, и не только в уголовном, но и в гражданском.

Основные положения являлись развернутой концепцией будущей судебной реформы. 27 сентября 1862г. император утвердил доклад Государственного секретаря В.П. Буткова, содержавший план дальнейших работ по судейской реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперь Государственной канцелярией, но в комиссию, кроме работников Канцелярии, включались представители II Отделения царской Канцелярии и Министерства юстиции. Буткову было дано право привлекать и других работников, поскольку срок представления проектов устанавливался весьма жесткий - всего полгода. В комиссию вошли авторы Основных положение и лучшие юристы того времени, притом со всей России. Помимо постоянных членов в комиссии участвовали различные эксперты - от университетских профессоров до полицейских чиновников. Более того комиссия открыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе. Руководил деятельностью комиссии практически опять же С.И. Зарудный. Подготовленные проекты рассматривались в Государственном Совете в мае-июле 1864г. и были утверждены императором 20 ноября 1864г.

Документы судебной реформы включают в себя четыре закона: «Учреждение судебных установителей», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

Судебная реформа в корне изменила судоустройство, процессуальное и от части материальное право Российской империи. Судебные уставы строились в соответствии с процессуальными и организационными формами буржуазных государств. В них провозглашались буржуазные по своему характеру принципы: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной, закреплялся принцип независимости и несменяемости судей; провозглашалось равенство всех перед законом, вводился всесословный суд; учреждена адвокатура; для рассмотрения уголовных дел в окружных судах вводился институт присяжных заседателей; создавался выборный мировой суд для рассмотрения малозначительных дел; учрежден институт судебных следователей, независимых от полиции; реорганизована прокуратура, освобожденная от функций общего надзора и сосредоточившаяся на работе в суде; введены принципы устности, гласности, состязательности судопроизводства; провозглашалась презумпция невиновности.

Кардинальные изменения в системе судоустройства России были изложены в «Учреждении судебных установлений» (ст. ст. 1-420). Вместо сложной и громоздкой структуры сословных судов создавались две судебные системы: местные и общие суды.

К местным относились волосные суды, мировые судьи и судьи мировых судей в качестве второй, апелляционной инстанции. Волостные суды, созданные в 1861г, разбирали дела крестьян по маловажным проступкам, если в них не были заинтересованы лица других сословий и если эти деяния не подлежали рассмотрению в общих судах. К общим судам были отнесены - окружные суды, учрежденные для нескольких уездов и судебные палаты по гражданским и уголовным делам, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате утверждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции.

Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создание нового специального института - адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах в процессе, по разрешению суда и по договоренности одной из сторон, могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов с тал Совет присяжных поверенных.

Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

Мировые суды создавались в уездах и городах, предназначались для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел. Мировой судья имел свой участок. Несколько мировых участков в пределах одного или нескольких уездов составляли мировой округ. Мировые суды являлись выборными органами. Но выбирало их не население, а уездные земские собрания, а в столицах - городские думы. Мировые судьи избирались на три года.

Мировые судьи делились на две категории: участковых и почетных. Участковые судьи являлись основными органами мировой юстиции, осуществляли правосудие на своем участке, где находились их камеры. Участковые мировые судьи в отличии от почетных: получали жалованье и определенные суммы на наем письмоводителя, рассыльного и прогоны; не имели права занимать должности в государственных и общественных учреждениях, поскольку обязаны были безотлучно прибывать в участке и постоянно выполнять возложенные на них обязанности.

Окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателя и членов. Новым институтом, введенном реформой на уровне первого звена общей судебной системы были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела « о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а так же всех или некоторых особенных прав и преимуществ».

Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 лет до 70, обладающее цензом оседлости - два года. Для выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались: почетные мировые судьи, служащие, все выборные должностные лица, располагающие недвижимостью или доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. Общие списки служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на год. за три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал тридцать очередных и шесть запасных заседателей. В заседании оставалось двенадцать присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым - 12 человек, так и прокурором - шесть человек. Из числа не отведенных избирались 12 присяжных, их них один старший.

Информация о работе Отмена крепостного права в России