Партизанское движение в годы Великой Отечественной Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:41, реферат

Описание

В работе я поставила перед собой цель изучить историю и характер партизанского движения и исследовать проблему эффективности народной борьбы. Могло ли партизанское движение быть более эффективным? По какой причине борьбе народа в тылу на ранних этапах войны уделялось так мало внимания? Почему не были задействованы все резервы?Цель не просто изучить историю партизанского движения, но показать источники закономерности, обосновать историческую необходимость партизанского движения и подполья.

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 43.87 Кб (Скачать документ)

Например, партизаны добыли ценные сведения о  размещении со второй половины июня 1942 г. в районе Винницы Ставки Гитлера, о подготовке немцами одной из самых крупнейших операций всей войны - "Цитадели", предотвратили террористические акты против глав трех держав на конференции  в Тегеране.

Используя маскировку, партизаны проникали  в органы и школы вражеской  разведки, в различные звенья оккупационной  администрации, выявляли шпионов, диверсантов  и террористов.

Партизаны-чекисты  часто проводили акции по захвату  или ликвидации сотрудников спецслужб  противника, носителей секретов, руководителей  оккупационных органов. Самой нашумевшей акцией стала ликвидация гаулейтера Белоруссии Вильгельма Кубе. Эта акция  вызвала шок у оккупантов и  определенную деморализацию в немецких войсках

                                        Политическая деятельность

Партизанские  формирования выполняли и ряд  специальных политических задач. Дезинформирование  фашистского руководства, разложение аппарата военно-политической администрации  врага и его воинских формирований, ликвидация представителей оккупационных  учреждений и спецслужб противника, скрытие истинных намерений партизанского  командования и Центра - вот далеко неполный перечень выполняемых задач.

Огромная  политическая работа проводилась и  среди населения. Как и в предшествующий период, она имела целью укрепить у советских людей, оказавшихся  на оккупированной территории, веру в  неизбежность победы, помочь каждому  человеку найти свое место в борьбе с врагом, воспитывать жгучую ненависть  к иноземным поработителям, пропагандировать в массах героические подвиги  партизан и подпольщиков, разоблачать  лживую фашистскую пропаганду, знакомить  людей с основными событиями  в советском тылу и на фронте.

Пропаганда  способствовала активизации народного  сопротивления. Неразрывное единство советского народа в тылу врага явилось  для оккупантов непреодолимым препятствием в их попытках использовать экономические  и людские ресурсы оккупированной территории. Благодаря активной борьбе советских патриотов захватчики смогли ввести в строй к весне 1943 г. лишь около 180 в основном средних  и мелких промышленных предприятий. Терпели провал и многие планы  фашистов по мобилизации рабочей  силы для вывоза в Германию. Уклоняясь  от нее, советские люди нередко с  помощью врачей-патриотов доставали  необходимые документы, симулировали болезни, покидали родные места или  уходили к партизанам.

Все эти  героические усилия способствовали срыву фашистских планов по использованию  людских и материальных ресурсов оккупированных районов и превращению  в пустыню советской территории во время отхода войск.

Но партизаны  не только дезинформировали противника, но и добывали нужную и полезную информацию. Именно они сообщали населению  об истинном положении Красной Армии  на фронтах, распространяли листовки и  газеты. Только с декабря 1942 г. по март 1943 г. было отправлено для распространения  в тылу врага более 6 млн. экземпляров  листовок и брошюр.

[6,с.172]                                          

                                                    Боевое содействие

Как было сказано выше, ни в одной войне, кроме Великой Отечественной, партизанские действия не оказали такой огромной помощи регулярной армии, не внесли столь  большого вклада в разгром врага.

В начале войны взаимодействие с войсками выражалось в основном в ведении  разведки в интересах советских  войск и проведении незначительных диверсий в тылу врага. В период зимнего  наступления Красной Армии 1941-42 гг. взаимодействие партизан с регулярными  войсками расширилось. Партизаны наносили удары по коммуникациям, вражеским  штабам и складам, участвовали в  освобождении населённых пунктов, наводили советскую авиацию на вражеские  объекты, содействовали воздушным  десантам.

Постепенно  роль партизан в ведении боевых действий начинает возрастать, они выполняют  все более ответственные и  сложные операции. В летней кампании 1942 г. они, например, решали следующие  важные задачи: затруднение перегруппировок  вражеских войск, уничтожение живой  силы, боевой техники противника и  срыв его снабжения, отвлечение сил  врага на охрану тыла, разведка, наведение  советских самолётов на цели, освобождение советских военнопленных. В ходе зимнего наступления 1942-43 гг., во время  Курской битвы 1943 г., битвы за Днепр  и в операциях по освобождению восточных районов Белоруссии партизаны наносили мощные удары по тылам противников.

Наступление Красной Армии в 1944 г. проводилось  в тесном взаимодействии с партизанами, которые активно участвовали  почти во всех стратегических операциях. Они срывали вражеские переброски войск, нарушали их организованный отход, наносили противнику удары с тыла и содействовали прорыву его  обороны, способствовали советским  войскам в овладении населёнными  пунктами, захватывали переправы  на реках, освобождали отдельные  населенные пункты, узлы дорог и  удерживали их до подхода передовых  частей. Все это способствовало наступлению  советских войск в высоких темпах.

                                                        Диверсии

Партизанам  было очень сложно противостоять  немцам. Фашистские армии были моторизованы и хорошо вооружены. Партизаны же не могли похвастаться хорошим вооружением, да и возможности широко применять  для маневра автомобильный транспорт  в тылу врага не было.

В этой ситуации излюбленным методом в  арсенале партизан стали диверсии. Их преимущество в том, что они  позволяли наносить противнику эффективные  удары и практически не нести  потерь. Кроме того, успех боевых действий на фронтах зависел от своевременного пополнения войск личным составом, вооружением, боевой техникой, горючим  и многими другими видами материальных средств. Партизаны прекрасно это  осознавали и стремились наносить по дорогам самые мощные удары.

Активную  боевую деятельность партизаны проводили  не только на железнодорожных магистралях, но также на шоссейных, грунтовых  дорогах, на водных коммуникациях противника.

Боевая  деятельность партизан на коммуникациях  нередко срывала замыслы противника по накоплению материальных средств  и сосредоточению войск для проведения операций. По этой причине более  чем на месяц было отсрочено начало наступления немецко-фашистских войск на Курской дуге летом 1943 г.

Крупная группировка орловских партизан осложняла действия гитлеровских войск  на всех этапах проведения врагом операции "Цитадель". Фашистское командование не могло приступить к этой операции, пока в тылу его ударных группировок  находились крупные силы партизан. Своими действиями на коммуникациях  партизаны затрудняли пополнение вражеских  войск, готовившихся к наступлению  под Курском, срывали снабжение  их боеприпасами, горючим, особенно для  авиации.

В ряде случаев для вывода из строя объекта  без проникновения на него использовались транспортные средства (повозки, автомашины, дрезины, плоты и т.д.) с установленными на них зарядами взрывчатых веществ.

Большую роль сыграло создание при ЦШПД отдела снабжения партизанского движения в 1942 г. На вооружении партизанских отрядов  появились радиостанции и специальные  минно-взрывные средства. Это позволило  резко увеличить количество диверсий. До этого партизаны вынуждены  были собирать оружие на полях прошедших  сражений, чтобы хоть как-то обеспечить себя. Об активизации борьбы на вражеских коммуникациях говорят такие данные: ленинградские партизаны в 1942 г. произвели 297 крушений, в 1943 г. - 466. Партизаны Украины в 1942 г. пустили под откос 233 эшелона, в 1943 г. - 3666. Белорусские партизаны в 1942 г. ежемесячно в среднем осуществляли 20 крушении вражеских поездов, а в 1943 г. - 294.[1,с.132]

                                 3.Наиболее крупные операции партизан

К концу 1942 г. героическая борьба советских  людей в тылу врага приобрела  массовый характер и стала поистине всенародной. Сотни тысяч патриотов  сражались с захватчиками в составе  партизанских формирований, подпольных организаций и групп, активно  участвовали в срыве экономических, политических и военных мероприятий  оккупантов. Коммуникации, особенно железные дороги, стали основным объектом боевой деятельности партизан, которая по своему размаху приобрела стратегическое значение.

Впервые в истории войн партизаны провели  по единому замыслу ряд крупных  операций по выводу из строя вражеских  железнодорожных коммуникаций на большой  территории, которые были тесно связаны  по времени и объектам с действиями Красной Армии и снизили пропускную способность железных дорог на 35 - 40%, [1,с133] Зимой 1942-1943,когда Красная Армия громила гитлеровские войска на Волге, Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, они обрушили свои удары на железные дороги, по которым враг подбрасывал к фронту резервы. В феврале 1943 г. на участках Брянск - Карачев, Брянск - Гомель ими было подорвано несколько железнодорожных мостов, в том числе мост через Десну, по которому ежедневно проходило к фронту от 25 до 40 эшелонов и столько же поездов обратно - с разбитыми воинскими частями, техникой и награбленным имуществом.

Сильные удары по коммуникациям противника были нанесены в ходе летне-осенней  кампании. Это затрудняло врагу перегруппировки, подвоз резервов и боевой техники, что  явилось огромной помощью Красной  Армии.

Грандиозной по своим масштабам, по количеству участвовавших  сил и достигнутым результатам  была партизанская операция, вошедшая в историю под названием "Рельсовая  война". Она планировалась Центральным  штабом партизанского движения, готовилась долго и всесторонне и была призвана оказать содействие наступлению  Красной Армии на Курской дуге. Главная цель операции заключалась  в том, чтобы одновременным массовым подрывом рельсов парализовать перевозки  гитлеровцев по железным дорогам. К  этой операции привлекались партизаны  Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской областей, Белоруссии и  частично Украины.

Операция "Рельсовая война" началась в  ночь на 3 августа 1943 г. Для переброски в тыл противника взрывчатых веществ  и других средств действовали 2 авиатранспортные дивизии, 12 отдельных авиаполков, и несколько полков авиации дальнего действия. Активно велась разведка.

В первую же ночь было подорвано 42 тыс. рельсов. Массовые подрывы продолжались в  течение всего августа и первой половины сентября. В результате операции было подорвано около 215 тысяч рельсов  и много воинских эшелонов противника на некоторых участках движение вражеских  поездов было парализовано на 3-15 суток. [7,с.407] 19 сентября началась новая операция, получившая условное название "Концерт". Эта операция была тесно связана с наступлением советских войск на Украине. В операцию включились партизаны Карелии, Эстонии, Латвии, Литвы и Крыма. Последовали еще более сильные удары. Так, если в операции "Рельсовая война" приняли участие 170 партизанских бригад, отрядов и групп, насчитывавших около 100 тысяч человек, то в операции "Концерт" - уже 193 бригады и отряда численностью более 120 тысяч человек. Удары по железным дорогам сочетались с нападением на отдельные гарнизоны и подразделения врага, с засадами на шоссейных и грунтовых дорогах, а также с нарушением речных перевозок гитлеровцев. В течение 1943 г. было подорвано около 11 тысяч вражеских поездов, выведено из строя и повреждено 6 тысячи паровозов, около 40 тысяч вагонов и платформ, уничтожено свыше 22 тысяч автомашин, разрушено более 900 железнодорожных мостов.[1,с.176] Мощные удары партизан по всей линии советско-германского фронта потрясли врага. Советские патриоты не только причинили противнику большой урон, дезорганизовали и парализовали железнодорожное движение, но и деморализовали оккупационный аппарат.

Главное значение боевых действий партизан на путях сообщения состояло в том, что гитлеровцы вынуждены были отвлекать  на охрану коммуникаций крупные силы. В районах активных действий партизан гитлеровцы вынуждены были каждый 100-километровый участок железнодорожного пути обеспечивать силами до двух полков. Если учесть, что  весной 1943 г. на оккупированной советской  территории противник эксплуатировал 3 тысячи км железных дорог, то станет вполне очевидным, какие колоссальные трудности создавали ему партизаны.

В течение  сентября - ноября 1943 года проводилась  специальная операция "Пустыня" по разрушению системы водоснабжения  на железнодорожных коммуникациях. В результате было выведено из строя 43 водокачки. Но из-за недостатка минно-взрывных средств не удалось полностью  парализовать работу железнодорожных  коммуникаций противника.

Яркий пример взаимодействия армии и партизан - Белорусская операция 1944 г. Целью операции был разгром группы армий "Центр" и освобождение Белоруссии. В операции участвовало 49 отрядов общей численностью свыше 143 тысячи человек. Борьбой с ними было сковано большинство резервов фашистской группы армий "Центр"

Информация о работе Партизанское движение в годы Великой Отечественной Войны