Переход Италии в демократии после Второй Мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:21, реферат

Описание

Поражение Италии во Второй мировой войне нанесло итальянцам большую моральную травму. Страна находилась в состоянии хаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что страна потеряла одну треть национального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены. По окончании войны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляция и черный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млн человек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками. Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.

Работа состоит из  1 файл

Реферат!.docx

— 34.22 Кб (Скачать документ)

Таким образом, экономический  курс ХДП, базировавшийся на так называемой «политике роста», стимулируемые  низкими издержками производства при  благоприятной внешней конъюнктуре, позволил добиться устойчивых высоких  показателей в ходе ускоренной индустриализации. В Италии на протяжении 50 – 60-х гг. складывалась модель развития, характерная  для стран Южной Европы, т.е. модель ускоренного «догоняющего» развития. При этом «итальянский вариант» был  ближе к развитым странам Запада, чем другие государства южноевропейской  периферии. Качественным следствием быстрого экономического роста стало превращение  Италии в индустриальную державу, побежденная  страна вошла в семерку лидирующих государств.

Экономические перемены привели  к политическим и социальным сдвигам, изменились потребительские стандарты, жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономического чуда»  означала неравномерность и цикличность  экономического развития, зависимость  от иностранных капиталовложений и  импортных технологий, отставание сельского  хозяйства, миграцию сельского населения  в города и, следовательно, увеличение безработицы, обострение жилищной и  транспортной проблем, медленный рост зарплаты. Особенно серьезной оставалась проблема Юга.

Региональная отсталость Юга (шести южных областей и островов Сицилии и Сардинии) исторически  являлась болевой точкой Италии, была результатом диспропорции в размещении производительных сил. В начале 50-х  гг. доля южных районов в сельском хозяйстве страны составляла 33,2%, промышленности – 15,1%. Значительно более низкой, чем на Севере, была производительность труда. Вместе с тем глубина проблемы состояла не только в экономической  отсталости, но и в ее значительном влиянии на социальную и политическую области. В районе Юга, занимающего 43% территории страны, проживало свыше 1/3 населения Италии, а доход на душу населения составлял в 50-е  гг. около половины от уровня остальной  части страны. Уровень безработицы  в южных районах был в два  раза выше, чем в северных. Представляя  собой  район огромного аграрного  перенаселения, безработицы и нищеты, откуда эмигрировали на заработки в  северные области страны и за рубеж  сотни тысяч человек (80% от общего числа итальянских эмигрантов), Юг получал из государственного бюджета  вдвое больше, чем давал. Исторически  сложившаяся слаборазвитость Юга, социальная и культурная отсталость населения, преступное влияние мафии  на все стороны жизни препятствовали общему экономическому росту страны.

С созданием в 1950 г. Кассы  Юга – государственного фонда  специального долговременного финансирования отсталых районов началась широкая  и постоянная государственная политика развития Юга. Дополнительным источником стало финансирование хозяйства  южных областей через смешанные  предприятия.

В правительственной политике сформировалось два основных подхода  к решению этой проблемы. Сначала  в основу практического курса  была положена концепция о формировании предпосылок самостоятельного развития экономики Юга. Поэтому значительные инвестиции направлялись сюда для развития сельского хозяйства, инфраструктуры, а затем и промышленности. Через несколько лет выявились слабые стороны концепции «автономности», она была пересмотрена, и в 1956г. принимается идея, выраженная в «плане Ванони» (один из функционеров ХДП). Смысл ее сводился к ускорению развития экономики Юга посредством ее включения в общую экономическую систему Италии. Практическое воплощение этой идеи в жизнь в 60-70-е гг. осуществил «левый центр». 

Финансовый поток, составивший  в 70-е гг. около 50% всех государственных  инвестиций, позволил создать в южных  областях такие отрасли тяжелой  индустрии, как металлургия и  машиностроение. Юг превратился из аграрного в индустриально-аграрный. Вместе с тем рядом с развитыми  областями продолжали соседствовать  зоны упадка.

Поскольку развитие Юга осуществлялось за счет средств, поступающих с Севера, то более сильный партнер диктовал свои условия игры, сохранялась модель зависимого развития южных районов. Юг развивался в интересах Севера. Современники констатировали, что итальянцев – южан «не покидает ощущение, что  все и всегда решается вне Юга, за спиной его населения и местных  государственных институтов».

Огромные финансовые затраты  на «южную политику»  за 40 лет принесли довольно скромные результаты. Разрыв в уровне жизни населения удалось  сократить лишь на 10%, многие семьи  продолжают существовать за счет денежных переводов эмигрировавших родственников. Высокие темпы прироста населения  не позволяют решить проблему занятости. Трудности преодоления исторически сложившегося территориального дуализма сопряжены еще и с тем, что перераспределение капиталовложений с Севера на Юг не может возрастать бесконечно, Северу самому нужны средства. В силу этого обстоятельства сокращение разрыва между Севером и Югом в обозримые исторические сроки представляется проблематичным.

С Югом была связана еще  одна проблема – аграрная. Поэтому  важнейшей мерой правительства  ХДП стала аграрная реформа, которой  предшествовало небывалое по размаху  движение крестьян и арендаторов  за захват пустующих земель крупных  землевладельцев. Под нажимом массового  движения правительство христианских демократов в соответствии со статьей 44 конституции в 1950 г. приняло закон  об аграрной реформе, в основу которого был положен проект министра сельского  и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс. крупных землевладельцев  должны были продать государству  излишки своей земли. В  созданный  таким образом фонд поступили  также земельные участки некоторых  крупных  компаний и государственные  земли. В дальнейшем земля из этого  фонда путем жеребьевки продавалась  нуждавшимся крестьянам в рассрочку  на 30 лет. И хотя аграрная реформа  не смогла удовлетворить всех безземельных и малоземельных крестьян, все  же немалая их часть (около 200 тыс.) улучшила свое положение.  

Внешнеполитический курс христианских демократов строился на приоритете ценностей западной цивилизации  и был ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территории были размещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское  правительство подписало с США  соглашение  «о взаимной помощи в  целях обороны», по которому американская сторона  поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала в пользование США базы ВМС  и ВВС. С критикой проамериканского внешнеполитического курса ХДП  выступала левая оппозиция, главным  образом социалисты и коммунисты.

ХДП, занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала  в своем правительственном  курсе как элементы социального  консерватизма, так и меры социального  маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы.  В то же время в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились  расправы  с демонстрантами и репрессии, в которых особенно усердствовали отряды моторизованной  полиции (челере). Это способствовало  накоплению оппозиционного  потенциала. На очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть  50%-ный рубеж. Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход  Де Гаспери не мог не сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди. В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и  усилилось левое течение,  предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократно формировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Макеева Л.А. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век, часть 3 // Владос. - Москва, 2001 г.

 

  1. Зевелева Г.И.  Италия на пути глубоких перемен // МЭМО. – 1995 г.

 

  1. Страны Южной Европы в современном мире. – Москва, 1989 г.

 

  1. Белоусов Л.С.   Муссолини: диктатура и демагогия. Москва, 1993 г.

 

  1. Кунц И.  Италия на рубеже веков// Наука . – Москва, 1980 г.

 

 

 

 

 

1 ХДП была основана в 1943 г. На базе католической Народной партии «Полари», созданной  в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день падения Муссолини.

2 Когда в июле 1948 г. состоялось покушение на Тольятти (среди бела дня в него стрелял молодой сицилиец), то развернувшаяся в знак протеста небывалая по размаху всеобщая забастовка охватила почти 7 млн человек.


Информация о работе Переход Италии в демократии после Второй Мировой войны