Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:21, реферат
Поражение Италии во Второй мировой войне нанесло итальянцам большую моральную травму. Страна находилась в состоянии хаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что страна потеряла одну треть национального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены. По окончании войны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляция и черный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млн человек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками. Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.
Таким образом, экономический
курс ХДП, базировавшийся на так называемой
«политике роста», стимулируемые
низкими издержками производства при
благоприятной внешней
Экономические перемены привели к политическим и социальным сдвигам, изменились потребительские стандарты, жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономического чуда» означала неравномерность и цикличность экономического развития, зависимость от иностранных капиталовложений и импортных технологий, отставание сельского хозяйства, миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличение безработицы, обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост зарплаты. Особенно серьезной оставалась проблема Юга.
Региональная отсталость
Юга (шести южных областей и островов
Сицилии и Сардинии) исторически
являлась болевой точкой Италии, была
результатом диспропорции в размещении
производительных сил. В начале 50-х
гг. доля южных районов в сельском
хозяйстве страны составляла 33,2%, промышленности
– 15,1%. Значительно более низкой,
чем на Севере, была производительность
труда. Вместе с тем глубина проблемы
состояла не только в экономической
отсталости, но и в ее значительном
влиянии на социальную и политическую
области. В районе Юга, занимающего
43% территории страны, проживало свыше
1/3 населения Италии, а доход на
душу населения составлял в 50-е
гг. около половины от уровня остальной
части страны. Уровень безработицы
в южных районах был в два
раза выше, чем в северных. Представляя
собой район огромного аграрного
перенаселения, безработицы и нищеты,
откуда эмигрировали на заработки в
северные области страны и за рубеж
сотни тысяч человек (80% от общего
числа итальянских эмигрантов), Юг
получал из государственного бюджета
вдвое больше, чем давал. Исторически
сложившаяся слаборазвитость
С созданием в 1950 г. Кассы Юга – государственного фонда специального долговременного финансирования отсталых районов началась широкая и постоянная государственная политика развития Юга. Дополнительным источником стало финансирование хозяйства южных областей через смешанные предприятия.
В правительственной политике сформировалось два основных подхода к решению этой проблемы. Сначала в основу практического курса была положена концепция о формировании предпосылок самостоятельного развития экономики Юга. Поэтому значительные инвестиции направлялись сюда для развития сельского хозяйства, инфраструктуры, а затем и промышленности. Через несколько лет выявились слабые стороны концепции «автономности», она была пересмотрена, и в 1956г. принимается идея, выраженная в «плане Ванони» (один из функционеров ХДП). Смысл ее сводился к ускорению развития экономики Юга посредством ее включения в общую экономическую систему Италии. Практическое воплощение этой идеи в жизнь в 60-70-е гг. осуществил «левый центр».
Финансовый поток, составивший
в 70-е гг. около 50% всех государственных
инвестиций, позволил создать в южных
областях такие отрасли тяжелой
индустрии, как металлургия и
машиностроение. Юг превратился из
аграрного в индустриально-
Поскольку развитие Юга осуществлялось за счет средств, поступающих с Севера, то более сильный партнер диктовал свои условия игры, сохранялась модель зависимого развития южных районов. Юг развивался в интересах Севера. Современники констатировали, что итальянцев – южан «не покидает ощущение, что все и всегда решается вне Юга, за спиной его населения и местных государственных институтов».
Огромные финансовые затраты на «южную политику» за 40 лет принесли довольно скромные результаты. Разрыв в уровне жизни населения удалось сократить лишь на 10%, многие семьи продолжают существовать за счет денежных переводов эмигрировавших родственников. Высокие темпы прироста населения не позволяют решить проблему занятости. Трудности преодоления исторически сложившегося территориального дуализма сопряжены еще и с тем, что перераспределение капиталовложений с Севера на Юг не может возрастать бесконечно, Северу самому нужны средства. В силу этого обстоятельства сокращение разрыва между Севером и Югом в обозримые исторические сроки представляется проблематичным.
С Югом была связана еще
одна проблема – аграрная. Поэтому
важнейшей мерой правительства
ХДП стала аграрная реформа, которой
предшествовало небывалое по размаху
движение крестьян и арендаторов
за захват пустующих земель крупных
землевладельцев. Под нажимом массового
движения правительство христианских
демократов в соответствии со статьей
44 конституции в 1950 г. приняло закон
об аграрной реформе, в основу которого
был положен проект министра сельского
и лесного хозяйства А. Сеньи.
По закону около 8 тыс. крупных землевладельцев
должны были продать государству
излишки своей земли. В созданный
таким образом фонд поступили
также земельные участки
Внешнеполитический курс христианских демократов строился на приоритете ценностей западной цивилизации и был ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территории были размещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское правительство подписало с США соглашение «о взаимной помощи в целях обороны», по которому американская сторона поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала в пользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканского внешнеполитического курса ХДП выступала левая оппозиция, главным образом социалисты и коммунисты.
ХДП, занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала в своем правительственном курсе как элементы социального консерватизма, так и меры социального маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы. В то же время в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились расправы с демонстрантами и репрессии, в которых особенно усердствовали отряды моторизованной полиции (челере). Это способствовало накоплению оппозиционного потенциала. На очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж. Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог не сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди. В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократно формировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг.
Список использованной литературы:
1 ХДП была основана в 1943 г. На базе католической Народной партии «Полари», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день падения Муссолини.
2 Когда в июле 1948 г. состоялось покушение на Тольятти (среди бела дня в него стрелял молодой сицилиец), то развернувшаяся в знак протеста небывалая по размаху всеобщая забастовка охватила почти 7 млн человек.
Информация о работе Переход Италии в демократии после Второй Мировой войны