Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:26, контрольная работа
В данном реферате работе автор попытался проследить сложную историю распада СССР. Российское государство в течение ХХ-го века пережило два переломных периода. Первый период – это октябрь 1917 г., когда расстановка сил в обществе и государстве меняется, и к власти приходят большевики. Второй – это время августовского путча 1991 г., когда система, создаваемая на протяжении 70-и лет, рухнула, как карточный домик.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция «перестройки» и её реализация…………………………………4
2. Экономические реформы……………………………………………………10
3. Концепция «нового политического мышления» и внешняя политика…..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...20
2
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
3
Введение
В середине 80-х годов руководство
СССР пришло к выводу о необходимости
покончить с пятнадцатилетним “застоем”
через ускорение социально-
В основу внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений, деидеологизации международных отношений; строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов. За такие действия М.С. Горбачев даже удостоился Нобелевской премии Мира.
4
В марте 1985 г. новым Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М. С. Горбачёв, который проявлял себя ещё в годы правления Брежнева. Занимая должность секретаря ЦК по сельскому хозяйству, он в мае 1982 г. разработал «Продовольственную программу», предполагающую достижение к 1990 г. на базе дальнейшей агропромышленной интеграции продовольственного изобилия. Реализация программы закончилась полным провалом.
Приход к власти нового
Генсека сопровождался
Но среди предложений
Горбачёва не было каких-либо серьёзных
изменений экономической
5
мероприятий этого направления особое недовольство вызвало проводимое с мая 1985 г. антиалкогольная кампания. Её реализация сопровождалась резким сокращением производства и продажи вино-водочных изделий, вырубкой огромных площадей виноградников элитных сортов. Антиалкогольная кампания ударила по государственному бюджету, который только в 1985 г. потерял 60 млрд рублей из-за резкого сокращения продажи спиртного. В стране распространялось самогоноварение, токсикомания, употребление суррогатных напитков часто приводило к отравлению и смертельному исходу. Другой столь же неудачной административной мерой стало введение на крупных предприятиях госприёмки, которая должна была бы способствовать снижению производственного брака и повышению качества продукции. На деле госприёмка усиливала бюрократизацию и тормозила работу предприятия. Не оправдав ожиданий, через два года это нововведение было отменено.
В большинстве случаев неэффективным оказалось и техническое перевооружение предприятий за счёт закупаемого за границей оборудования из-за нехватки кадровых специалистов, отсутствие комплектующих и запасных частей и т. д. Экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась. В 1986 г. рост производства остановился, а вскоре наметился его спад. Росло число убыточных предприятий, не выполняющих производственные планы. В конце 1986 г. дефицит бюджета составил 17 млрд. рублей. Усугубило ситуацию катастрофа на Чернобыльской АЭС весной 1986 г., на ликвидацию, в последствие которой были потрачены десятки миллиардов долларов.
Несмотря на то, что XXVII съезд КПСС, проходивший в феврале 1986 г., подтвердил на «ускорение», становилось всё очевиднее, что стабилизировать экономическую ситуацию, не затронув старую командно-административную
6
систему управления и сложившиеся общественные отношения, невозможно. В январе 1987 г. Горбачёв подтвердил необходимость дальнейших преобразований и объявил «курс на перестройку», который помимо экономических реформ подразумевал и обширную демократизацию общественной жизни. Главной составляющей демократизации на первом этапе объявлялась политика гласности.
Первоначально «гласность» понималась советским руководством как стремление привлечь общественные силы к обсуждению отдельных недостатков, мешающих развитию социалистической системы. Но демократический импульс, данный «перестройкой», оказался слишком сильным. Развитие гласности вскоре стало необратимым, тематика обсуждаемых вопрос стала неограниченной. В городах возникали неформальные клубы, где велись оживлённые дискуссии по поводу дальнейшего общественно-политического развития страны. Большинство участников этих дискуссий выступали за продолжение перестройки, построение «социализма с человеческим лицом». Особую популярность получили «толстые журналы», во главе которых встали наиболее прогрессивные общественные деятели (журналы «Новый мир», «Огонёк» и др.).
Из-за ограничения цензуры в газетах стали появляться статьи на недоступные ранее темы: о диссидентстве, номенклатуре, роли КПСС в развитии общества. Были возвращены читателям ранее запрещённые авторы: В. Набоков, В. Ходасевич, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Важными элементами демократизации общества стало стремление к переосмыслению исторического прошлого, в том числе и советского. Большое резонанс получил опубликованный в это время роман А. Рыбакова «Дети Арбата», в котором критически оценивалась политика Сталина. Впервые стали доступны читателям произведения А. Солженицына, в
7
частности, его роман «Архипелаг ГУЛАГ». Элементы гласности стали проявляться в кино и телевидении. Особой популярностью пользовались такие программы, как «До и после полуночи», «Взгляд» и т. д.
На фоне развития гласности
появляются лица, недовольные темпами
и объёмами преобразований. Именно
в это время заявляет о себе
будущий первый президент России
Б. Н. Ельцин, уже тогда выступавший
за более кардинальные изменения. В
1987 г. конфликт между ним и Горбачёвым
обострился: Ельцин был снят с поста
первого секретаря МГК КПСС, однако
своими резкими выступлениями против
генеральной линии
Переломным этапом политического развития СССР в годы перестройки стало XIX партийная конференция, проходившая летом 1988 г. На ней было принято решение о радикальном реформировании политической системы Советского государства. На основании решений конференции Верховный Совет СССР принял в декабре 1988 г. закон, согласно которому в стране учреждался новый орган высшей власти – Съезд народных депутатов СССР, из числа которых формировался постоянно действующий парламент – Верховный Совет СССР. Первые выборы народных депутатов прошли на альтернативной основе весной 1989 г. и уже в конце мая первый съезд начал свою работу. В ходе работы съезда было принято решение о передаче новому органу всей полноты власти, а Горбачёв был избран Председателем Президиума Верховного Совета. Главным вопросом в ходе обсуждения дальнейшего политического развития страны стал вопрос об отмене 6-й статьи Конституции, утверждавшей монополию КПСС на власть.
Противоречия, возникшие в ходе Съезда между рядом депутатов и высшим руководством во главе с Горбачёвым, привели к появлению политической оппозиции, которая уже в конце июня 1989 г. оформилась в
8
Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). Группу возглавили Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, В. А. Пальм, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров.
Стремительные внутриполитические
изменения, радикализация общественных
сил влияли и на развитие самой
КПСС. Внутри партии в январе 1990 г. выделяется
Демократическая платформа, по своим
позициям близкая к МДГ. Её представители
выступали за пересмотр ряда положений
программы партии: радикальные экономического
преобразования, использование рыночных
отношений. В результате деятельности
оппозиции и роста
Политические изменения
в стране происходили на фоне резкого
ухудшения экономической
9
проходившего в 1989-1990 гг. и вошедшего в историю под названием «парад суверенитетов». Вслед за Эстонией движение за суверенитет поднялось в Литве, в Азербайджане и др. всё чаще стали звучать требования о политической независимости республик и их выхода из состава СССР. Весной 1990 г. все союзные республики приняли декларации о своём суверенитете. В мае 1990 г. начал свою работу I Съезд народных депутатов РСФСР, выборы в который происходили в условиях многопартийной системы. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Ельцин, который выступил с инициативой признать государственный суверенитет России. После обсуждения этого вопроса, 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о российском суверенитете .
10
Попытка решить проблемы развития народного хозяйства в рамках курса на ускорение не удалось. «Перестройка», имеющая ввиду демократизацию общественной жизни, должна была, прежде всего, создать более благоприятные условия для исправления экономической ситуации. В ходе подготовки нового проекта преобразований были задействованы известные экономисты Л. Абалкин, Г. Попов, Н. Шмелёв. Они сделали акцент на внедрение хозяйственного расчёта, самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. Предприятия должны были действовать на основе конкуренции, что позволило бы им более успешно интегрироваться в рыночные экономические отношения. Хозяевами таких предприятий оставались трудовые коллективы, получавшие широкие полномочия в решении социальных вопросов и выборе администрации. В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому ограничивались полномочия министерств в управлении отраслью. Предприятия по-прежнему должны были выполнять госзаказ , который на 1988 г. должен был составить 85% от планируемого уровня производства. Продукцию, производимую сверх госзаказа, предприятия могли реализовывать по рыночным ценам. Для постепенной интеграции предприятий в рыночные отношения предполагалось ежегодно понижать объём госзаказа. В сельском хозяйстве признавалось равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Однако формирование фермерских хозяйств связывалось с позицией, занимаемой колхозом. Часто, не желая иметь рядом с собой реального конкурента, колхозы тормозили этот процесс.