Перестройка 80-90х гг и распад СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:26, контрольная работа

Описание

В данном реферате работе автор попытался проследить сложную историю распада СССР. Российское государство в течение ХХ-го века пережило два переломных периода. Первый период – это октябрь 1917 г., когда расстановка сил в обществе и государстве меняется, и к власти приходят большевики. Второй – это время августовского путча 1991 г., когда система, создаваемая на протяжении 70-и лет, рухнула, как карточный домик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция «перестройки» и её реализация…………………………………4
2. Экономические реформы……………………………………………………10
3. Концепция «нового политического мышления» и внешняя политика…..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Отечественная история.docx

— 38.72 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

Филиал РГГУ в г. Саратове

Межевова Мария Алексеевна

Перестройка 80-х – 90-х гг. и распад СССР

Контрольная работа студентки 1 курса заочного отделения

специальности «Менеджмент  организации»

по дисциплине «Отечественная история»

Научный руководитель

К.и.н. Мизь А.Б.

Саратов 2010г.

 

2

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Концепция «перестройки» и её реализация…………………………………4
  2. Экономические реформы……………………………………………………10
  3. Концепция «нового политического мышления» и внешняя политика…..13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список используемой литературы……………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

В середине 80-х годов руководство  СССР пришло к выводу о необходимости  покончить с пятнадцатилетним “застоем”  через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения  обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными  задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического  паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней  политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен  ХХVII съездом партии и воплощен в  планах XII пятилетки.

В основу внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы легла  философско-политическая  концепция,  получившая название  нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической  конфронтации,  исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы:  ядерного разоружения,  экологии, медицины и т.д. можно было решить только   совместно, исходя из признания приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; перехода от конфронтации к диалогу,  как основной  форме   международных отношений, деидеологизации международных отношений; строгого  уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; понимания невозможности военного  решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов. За такие действия М.С. Горбачев даже удостоился Нобелевской премии Мира.

 

4

  1. Концепция «перестройки» и её реализация

В марте 1985 г. новым Генеральным  секретарём ЦК КПСС был избран М. С. Горбачёв, который проявлял себя ещё  в годы правления Брежнева. Занимая  должность секретаря ЦК по сельскому  хозяйству, он в мае 1982 г. разработал «Продовольственную программу», предполагающую достижение к 1990 г. на базе дальнейшей агропромышленной интеграции продовольственного изобилия. Реализация программы закончилась полным провалом.

Приход к власти нового Генсека сопровождался значительными  кадровыми перестановками в высшем руководстве. В течение 1985-1986 гг. было заменено более половины состава  Политбюро. Осознавая необходимость  проведения глубоких экономических  реформ, Горбачёв выступило своей программой, которая была   утверждена на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. В её основе лежал курс на ускорение социально-экономического развития страны за счёт широкого применения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования топливных и сырьевых ресурсов и смены приоритетов. В частности, предполагалось кардинально изменить распределение капиталовложений, перебросив основные финансовые потоки с капитального строительства на развитие машиностроения и техническое переоснащение предприятий. Особое внимание планировалось уделять лёгкой промышленности и социальной сфере.

Но среди предложений  Горбачёва не было каких-либо серьёзных  изменений экономической системы  и прежних методов управления, что и обусловило отсутствие положительных  результатов. Как и Андропов, Горбачёв использовал не экономические, а  административные меры, должные повысить трудовые дисциплину и ответственность. В числе 

5

мероприятий этого направления  особое недовольство вызвало проводимое с мая 1985 г. антиалкогольная кампания. Её реализация сопровождалась резким сокращением производства и продажи  вино-водочных изделий, вырубкой огромных площадей виноградников элитных  сортов. Антиалкогольная кампания ударила  по государственному бюджету, который  только в 1985 г. потерял 60 млрд рублей из-за резкого сокращения продажи спиртного. В стране распространялось самогоноварение, токсикомания, употребление суррогатных  напитков часто приводило к отравлению и смертельному исходу. Другой столь  же неудачной административной мерой  стало введение на крупных предприятиях госприёмки, которая должна была бы способствовать снижению производственного  брака и повышению качества продукции. На деле госприёмка усиливала бюрократизацию и тормозила работу предприятия. Не оправдав ожиданий, через два  года это нововведение было отменено.

В большинстве случаев  неэффективным оказалось и техническое перевооружение предприятий за счёт закупаемого за границей оборудования из-за нехватки кадровых специалистов, отсутствие комплектующих и запасных частей и т. д. Экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась. В 1986 г. рост производства остановился, а вскоре наметился его спад. Росло число убыточных предприятий, не выполняющих производственные планы. В конце 1986 г. дефицит бюджета составил 17 млрд. рублей. Усугубило ситуацию катастрофа на Чернобыльской АЭС весной 1986 г., на ликвидацию, в последствие которой были потрачены десятки миллиардов долларов.

Несмотря на то, что XXVII съезд КПСС, проходивший в феврале 1986 г., подтвердил на «ускорение», становилось всё очевиднее, что стабилизировать экономическую ситуацию, не затронув старую командно-административную

6

систему управления и сложившиеся  общественные отношения, невозможно. В  январе 1987 г. Горбачёв подтвердил необходимость  дальнейших преобразований и объявил  «курс на перестройку», который помимо экономических реформ подразумевал и обширную демократизацию общественной жизни. Главной составляющей демократизации на первом этапе объявлялась политика гласности.

Первоначально «гласность»  понималась советским руководством как стремление привлечь общественные силы к обсуждению отдельных недостатков, мешающих развитию социалистической системы. Но  демократический импульс, данный «перестройкой», оказался слишком сильным. Развитие гласности вскоре стало необратимым, тематика обсуждаемых вопрос стала неограниченной. В городах возникали неформальные клубы, где велись оживлённые дискуссии по поводу дальнейшего общественно-политического развития страны. Большинство участников этих дискуссий выступали за продолжение перестройки, построение «социализма с человеческим лицом». Особую популярность получили «толстые журналы», во главе которых встали наиболее прогрессивные общественные деятели (журналы «Новый мир», «Огонёк» и др.).

Из-за ограничения цензуры  в газетах стали появляться статьи на недоступные ранее темы: о диссидентстве, номенклатуре, роли КПСС в развитии общества. Были возвращены читателям ранее запрещённые авторы: В. Набоков, В. Ходасевич, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Важными элементами демократизации общества стало стремление к переосмыслению исторического прошлого, в том числе и советского. Большое резонанс получил опубликованный в это время роман А. Рыбакова «Дети Арбата», в котором критически оценивалась политика Сталина. Впервые стали доступны читателям произведения А. Солженицына, в

7

частности, его роман «Архипелаг ГУЛАГ». Элементы гласности стали  проявляться в кино и телевидении. Особой популярностью пользовались такие программы, как «До и  после полуночи», «Взгляд» и т. д.

На фоне развития гласности  появляются лица, недовольные темпами  и объёмами преобразований. Именно в это время заявляет о себе будущий первый президент России Б. Н. Ельцин, уже тогда выступавший  за более кардинальные изменения. В 1987 г. конфликт между ним и Горбачёвым обострился: Ельцин был снят с поста  первого секретаря МГК КПСС, однако своими резкими выступлениями против генеральной линии правительство  он всё больше завоёвывал симпатии общества.

Переломным этапом политического  развития СССР в годы перестройки  стало XIX партийная конференция, проходившая летом 1988 г. На ней было принято решение о радикальном реформировании политической системы Советского государства. На основании решений конференции Верховный Совет СССР принял в декабре 1988 г. закон, согласно которому в стране учреждался новый орган высшей власти – Съезд народных депутатов СССР, из числа которых формировался постоянно действующий парламент – Верховный Совет СССР. Первые выборы народных депутатов прошли на альтернативной основе весной 1989 г. и уже в конце мая первый съезд начал свою работу. В ходе работы съезда было принято решение о передаче новому органу всей полноты власти, а Горбачёв был избран Председателем Президиума Верховного Совета. Главным вопросом в ходе обсуждения дальнейшего политического развития страны стал вопрос об отмене 6-й статьи Конституции, утверждавшей монополию КПСС на власть.

Противоречия, возникшие  в ходе Съезда между рядом депутатов  и высшим руководством во главе с  Горбачёвым, привели к появлению  политической оппозиции, которая уже  в конце июня 1989 г. оформилась в 

8

Межрегиональную депутатскую  группу (МДГ). Группу возглавили Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, В. А. Пальм, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров.

Стремительные внутриполитические изменения, радикализация общественных сил влияли и на развитие самой  КПСС. Внутри партии в январе 1990 г. выделяется Демократическая платформа, по своим  позициям близкая к МДГ. Её представители  выступали за пересмотр ряда положений  программы партии: радикальные экономического преобразования, использование рыночных отношений. В результате деятельности оппозиции и роста общественного  движения падал авторитет КПСС. В  марте 1990 г., на Третьем Съезде народных депутатов, 6-я статья была отменена. В ходе работы Съезда был поставлен  вопрос об изменении и советской  политической системы. Главным мероприятием в этом направлении депутатам  виделось учреждение поста Президента СССР. Непосредственно на съезде произошли  выборы, в результате которых первым президентом был избран Горбачёв.

Политические изменения  в стране происходили на фоне резкого  ухудшения экономической ситуации. Важным явлением общественной жизни  в конце 1980-х гг. стало забастовочное  движение. Союзная власть всё меньше справлялась с развивавшимся  политическим и экономическим кризисом. Это оказало значительное влияние  на решение вопроса о соотношении  полномочий центральной и республиканских  властей, прежде всего, по вопросам дальнейшего  экономического развития. Первыми этот вопрос попытались решить республиканские  власти Эстонии, в конце 1988 г. провозгласившие  Декларацию о суверенитете, утверждавшую верховенство республиканских законов  над общесоюзными, а также республиканскую  собственность на землю, недра, основные средства производства в промышленности. Верховный Совет СССР не признал  этот документ, однако сам факт возникновения  Декларации послужил началу процесса,

9

проходившего в 1989-1990 гг. и вошедшего в историю под  названием «парад суверенитетов». Вслед  за Эстонией движение за суверенитет  поднялось в Литве, в Азербайджане и др. всё чаще стали звучать  требования о политической независимости  республик и их выхода из состава  СССР. Весной 1990 г. все союзные республики приняли декларации о своём суверенитете. В мае 1990 г. начал свою работу I Съезд народных депутатов РСФСР, выборы в который происходили в условиях многопартийной системы. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Ельцин, который выступил с инициативой признать государственный суверенитет России. После обсуждения этого вопроса, 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о российском суверенитете .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

  1. Экономические реформы

Попытка решить проблемы развития народного хозяйства в рамках курса на ускорение не удалось. «Перестройка», имеющая ввиду демократизацию общественной жизни, должна была, прежде всего, создать более благоприятные условия для исправления экономической ситуации. В ходе подготовки нового проекта преобразований были задействованы известные экономисты Л. Абалкин, Г. Попов, Н. Шмелёв. Они сделали акцент на внедрение хозяйственного расчёта, самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. Предприятия должны были действовать на основе конкуренции, что позволило бы им более успешно интегрироваться в рыночные экономические отношения. Хозяевами таких предприятий оставались трудовые коллективы, получавшие широкие полномочия в решении социальных вопросов и выборе администрации. В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому ограничивались полномочия министерств в управлении отраслью. Предприятия по-прежнему должны были выполнять госзаказ , который на 1988 г. должен был составить 85% от планируемого уровня производства. Продукцию, производимую сверх госзаказа, предприятия могли реализовывать по рыночным ценам. Для постепенной интеграции предприятий в рыночные отношения предполагалось ежегодно понижать объём госзаказа. В сельском хозяйстве признавалось равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Однако формирование фермерских хозяйств связывалось с позицией, занимаемой колхозом. Часто, не желая иметь рядом с собой реального конкурента, колхозы тормозили этот процесс.

Информация о работе Перестройка 80-90х гг и распад СССР