Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:53, реферат
Менее семи лет прошло от избрания Михаила Горбачева на пост Генсека КПСС до сложения им с себя обязанностей президента СССР в связи с формально-правовым прекращением существования этого государства, произошедшим вопреки его воле. За короткий промежуток времени произошли грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, которые изменили не только государственные и экономические структуры страны, но и послевоенный европейский и всемирный порядок.
Из-за ограниченности и провала хрущевских попыток провести экономическую реформу, иностранные обозреватели изначально были весьма скептически настроены в отношении реформаторских намерений Горбачева. Сомнения вызывала сама возможность проведения каких-либо серьезных изменений в системе, чертами которой являлись политические структуры, лишенные социальной основы, неподвижные, склонные к применению террора; покорное и лишенное внутренних социальных связей общество; господство вездесущей и сплоченной бюрократии; плановая и сверх централизованная экономика; всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии государства на средства массовой информации.
Введение
1. Гласность
2. Социально-экономический кризис в СССР
3. Государственно-политический кризис в СССР
4. Проблемы межнациональных отношений в условиях кризиса союзного государства
5. Попытка государственного переворота в СССР в августе 1991 г.
6. Распад Советского Союза
Заключение
Литература
Основным политическим
соперником центрального руководства
СССР было руководство РСФСР. Именно
против него и был направлен основной
удар. Вокруг здания Верховного Совета
РСФСР (“Белого дома”) были сконцентрированы
войска, которые должны были занять здание,
разогнать парламент и арестовать наиболее
активных участников.
Но переворот
не удался. Население страны в основном
отказалось поддерживать ГКЧП, армия
же не захотела применять силу против
граждан своего государства. Уже 20 августа
вокруг “Белого дома” выросли баррикады,
на которых находилось несколько десятков
тысяч человек, а часть воинских подразделений
перешла на сторону обороняющихся. Эти
события были весьма негативно восприняты
за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления
о приостановке помощи СССР.
Переворот был
крайне плохо организован и
6.
Распад Советского
Союза
Сразу же вслед
за поражением путча практически
во всех крупных городах прошли массовые
манифестации, направленные против КПСС,
что послужило удобным поводом для приостановке
деятельности КПСС в стране. По указанию
Президента РСФСР Б.Н. Ельцина были закрыты
и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов,
архивов и др.
С 23 августа 1991 г.
КПСС перестала существовать как
правящая структура. Но влияние партийных
работников на экономическую и политическую
жизнь не исчезло, так как активная их
часть давно уже участвовала в новых сферах
жизни России и других республик. Одновременно
с прекращением деятельности КПСС по указу
Президента РСФСР был временно закрыт
ряд газет, прежде всего “Правда”, “Труд”,
“Советская Россия” и некоторые другие.
Но вскоре в результате протестов общественности
они были вновь открыты.
После победы демократической
революции процессы, которые шли
в экономической, политической, идеологической
и других сферах жизни общества, резко
ускорились.
В сентябре все
союзные республики, которые еще
не заявили о своем полном суверенитете
и независимости, сделали эти
заявления. Высшими органами власти
в суверенных республиках стали республиканские
Верховные Советы, реальная власть все
больше стала концентрироваться в руках
республиканских президентов. В России,
например, в сентябре-ноябре все основные
законодательные акты вводились не постановлениями
парламента, а указами Президента.
После событий 1991
г. значение Верховного Совета СССР сошло
на нет. Очередной Съезд народных
депутатов СССР, состоявшийся в конце
августа - начале сентября 1991 г., был
последним. Съезд заявил о самороспуске.
Высшим органом по согласованию между
республиками стал Государственный Совет
СССР, созданный в сентябре 1991 г. под руководством
М.С. Горбачева.
В сентябре-ноябре
были предприняты вялые попытки
не допустить окончательного экономического
развала уже бывшего Советского
Союза. Работа велась в двух направлениях:
создание экономического союза и формирование
новых политических отношений. В сентябре
по согласованию с Верховными Советами
и президентами нескольких республик
был создан Межреспубликанский экономический
комитет (МЭК), который возглавил И.С. Силаев.
Наибольшим успехом МЭК была подготовка
экономического соглашения, которое подписали
девять республик: РСФСР, Украина, Белоруссия,
Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан,
Киргизия, Казахстан. Армения участвовала
в комитете в качестве наблюдателя, государства
Прибалтики прислали своих представителей.
Лишь Молдова и Грузия полностью проигнорировали
это соглашение. Однако экономический
кризис продолжался.
Противоречия
в отношении политического
После провозглашения
независимости обострились
Экономическое
положение России и других государств
бывшего СССР осенью-зимой 1991 г. стремительно
ухудшалось. Резко возросли темпы
инфляции, сокращалось промышленное
и сельскохозяйственное производство.
Во многом данная
ситуация была вызвана действиями нового
российского руководства, повторявшего
ошибки бывшего союзного. Здесь сыграло
свою роль и заявление Б.Н. Ельцина
28 октября о том, что с января
1992 г. цены практически на все товары
будут отпущены, будет отменен контроль
за ростом заработной платы, что в 1992 г.
планируется провести массовую приватизацию
предприятий промышленности, транспорта,
торговли, в сельском хозяйстве должен
произойти переход к фермерскому хозяйству.
Это заявление вызвало скачок инфляции,
резкое падение курса рубля к доллару
США. Кроме того, ряд республик объявили
о введении своих валют. Сложности в народном
хозяйстве РСФСР усугублялись отсутствием
стабильности и согласованности в кадровой
политике российского правительства,
где происходили частые конфликты и смены
состава.
Надежды на выход
из кризиса возлагались на массированную
помощь Запада. Получение западных
кредитов приводило к тому, что
быстро возрастал долг республик
бывшего Советского Союза.
Политическая
активность широких масс населения после
попытки августовского путча заметно
пошла на убыль. Невелико по сравнению
с предыдущими годами было и число забастовок,
так как значительная часть работников
находилась под угрозой увольнения. Демократические
партии переживали серьезный кризис: антибольшевистский
пафос, который их объединял, исчез, и они
остались перед лицом грядущего всеобъемлющего
кризиса общества, из которого не видели
выхода. Это происходило как в России,
так и в бывших союзных республиках.
Заключение
Распад Советского
Союза фактически был предопределен с
самого начала политики перестройки и
гласности.
Порожденные политической
демократизацией общества силы привели
к обострению межнациональных отношений
и подлинному взрыву национализма в
СССР.
Вокруг планов
экономических проблем возникла острая
политическая борьба. Непоследовательность
в проведении преобразований в период
перестройки не только не позволила преодолеть
кризис советской социально-экономической
системы, но еще больше его усугубила.
Произошел кризис
коммунистической идеологии и КПСС, что
привело к падению престижа партии в обществе,
о чем свидетельствовал массовый выход
из нее и результаты социологических опросов.
В стране появились
политические силы, а затем и партии,
оппозиционные к КПСС. Деятельность
оппозиционных сил проявилась в
издании газет и журналов, проведении
митингов.
Литература
1. Зуев М.Н.
История России. - Москва, 2002.
2. Наше Отечество.
- Москва, 1991.
3. Верт Н. История
Советского Союза. - Москва, 1995.
4. Neuvostoliiton historia.
- Helsinki, 1992.
5. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. - Москва, 1987.