Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа
К середине 80-х гг. СССР обладал развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя на минимально допустимом уровне продуктами питания и товарами широкого потребления. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира. Но с середины 80-х и, особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения.
Введение 3
Основные причины кризиса в СССР 5
Изменения в политической системе во время
«перестройки» (1985-1990 гг.) 8
Распад СССР (1991-1992 гг.) 12
Заключение 16
Библиографический список 18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МФ НОУ БИЭПП
Заочная форма обучения
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВО ВРЕМЯ «ПЕРЕСТРОЙКИ».
Дисциплина: История отечественного государства и права.
Группа: (ЮЗ-11-11).
Студент: Исупова Елена Николаева.
Преподаватель: Шамахин Александр Петрович, старший преподаватель.
Дата регистрации работы______
Оценка___
Дата повторн. регистрации работы______
Оценка___
Домашний адрес: г. Мурманск,
Мурманск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
«перестройки» (1985-1990 гг.)
Заключение
Библиографический список
Введение
К середине 80-х гг. СССР
обладал развитой инфраструктурой
промышленности и сельского хозяйства,
что позволяло ему иметь
Цель работы: изучить причины, развитие и последствия политического кризиса в СССР в 1985-1991 гг., выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической системы и рассмотреть альтернативные пути ее осуществления.
Задачи работы:
- выделить предпосылки
экономического и
- проанализировать основные
этапы реализации реформы
- определить последствия перестройки.
Вначале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов. Во-первых, это был кризис сверхдержавы, выразившийся в том, что СССР стал отставать в гонке вооружений, и усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.
Во-вторых, назрел кризис
государственного социализма, то есть
государственно-монополистическ
Третий кризис, который стал одной из причин «перестройки» — кризис авторитарной политической системы. Советские люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления, тем более что коммунистическая идеология объявляла, что в СССР существует демократия, и народ является хозяином страны. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция.
Вскоре после своего прихода к власти генеральный секретарь КПСС Горбачев на апрельском пленуме 1985 объявил о переменах в политике партии. Продолжая курс Ю. В. Андропова, Горбачев настаивал на ускорении развития СССР. Горбачев считал, что начатый Андроповым эксперимент принес положительные результаты. Учитывая ограниченность эксперимента, Горбачев собирался постепенно расширять товарно-денежные отношения и в конечном итоге полностью перевести большинство предприятий на самоокупаемость, доведя хозрасчет почти до ста процентов.
Экономические реформы должны были сопровождаться внедрением новой техники, которая должна была способствовать улучшению качества продукции до уровня капиталистических стран. Однако некоторые действия Горбачева в самом начале перестройки оказались непродуманными, в частности, антиалкогольная кампания привела к негативному результату, возникли огромные очереди за спиртным, в которых часами в рабочее время простаивали трудящиеся, пить от этого стали не намного меньше, появились подпольные суррогаты водки, что нередко приводило к тяжелым массовым отравлениям.
На первом этапе реформы проводились авторитарно. По-прежнему вся власть оставалась в руках партийно-государственной бюрократии, которой руководила узкая группа Политбюро. В 1985—1987 гг. продолжились «андроповские» процессы против коррупционеров. Несмотря на то, что арестовывались сотни людей, криминальный капитал сохранялся. «Дела» по коррупции часто носили демонстративный характер, доказательная база следствия была неудовлетворительной. Аресты реальных и мнимых взяточников вызывали энтузиазм среди населения и недовольство в среде чиновничества.
В то же время население демонстрировало Горбачеву свою поддержку. Толпы восторженных людей окружали Горбачева во время его поездок по стране и призывали генсека проводить преобразования более решительно. В этих условиях Горбачев стал склоняться к идее демократизации, более широкого привлечения простых граждан к политике.
«перестройки» (1985-1990 гг.)
Начало перестройки
Не дав какого-либо существенного хозяйственного эффекта, экономические реформы все же сыграли весьма существенную роль - они способствовали возникновению и развитию идеи возможности применения рыночных методов в советской экономической системе. В целом же проводимая в 1985 - 1991 гг. экономическая политика продемонстрировала явную неспособность политического руководства выйти за рамки традиционных представлений и неготовность к последовательным и решительным шагам. Но дело не только, и даже не столько в способностях высших руководителей СССР. Фактически, правильнее говорить о том, что проведение экономических реформ натолкнулось на жесткое сопротивление всей политической системы. К 1987 - 1988 гг. это стало настолько очевидным, что советское руководство вынуждено было объявить о начале частичных изменений в этой сфере. Однако, естественно, это означало ослабление позиций государственного аппарата, всего слоя советской номенклатуры, не желавшего расставаться со своими привилегиями. Поэтому проведение реформ требовало сломить ее скрытую, но упорную оппозицию. Стремясь найти поддержку, реформаторское крыло в руководстве решило опереться на массы. Активная поддержка со стороны масс действительно позволила начать процесс демократизации политической системы. В качестве главного направления здесь было избрано повышение роли Советов, означавшее установление четкого разграничения функций между советскими и партийными органами, выражавшегося, прежде всего, в отказе партийных органов от выполнения хозяйственных функций. Высший орган Советской власти - Верховный Совет - был дополнен Съездом народных депутатов и превратился в постоянно действующий орган. Именно эти меры положили начало развалу политической системы СССР, поскольку именно партийная вертикаль обеспечивала реальное функционирование политической системы; советские органы были властью сугубо номинальной, а потому оказались не готовы к выполнению возложенных на них полномочий. Наряду с развалом старой модели власти, в стране начинается постепенное формирование первых элементов новой политической системы, основанной на многопартийности. Первые общественно-политические движения развивались в рамках самой партии, где начинают появляться как отдельные оппозиционеры (подобные Б.Н. Ельцину), так и целые группы. Начинают появляться и первые политические внепартийные группы - либерально-демократическая, социал-демократическая партии, Межрегиональная депутатская группа на Съезде народных депутатов. Развитие гласности в направлении все большей критики, как конкретных властей, так и системы в целом вызвало заметную политизацию общества и рост популярности радикальных движений. Напротив, все более отчетливым становится падение авторитета КПСС и увеличение антикоммунистических настроений в стране. Наивысшего развития поляризация политических сил достигла в 1990 - 1991 гг., когда оппозиции удалось добиться отмены 6-й статьи Конституции СССР, закрепляющей особую роль КПСС в государственной системе СССР. Фактическое прекращение экономических реформ резко обострило положение в народном хозяйстве, которое все меньше могло удовлетворять повседневные нужды населения. Все это усилило кризис доверия к власти. Частой формой проявления недовольства стали забастовки, во время которых выдвигались не только экономические, но и политические требования. Особую активность при этом проявили шахтерские коллективы. Прежде всего, кризис в СССР привел к отходу от него "социалистических стран" Восточной Европы. Отказ от "доктрины ограниченного суверенитета" уменьшил возможности контроля за ними, что привело к поражению тех сил, которые выступали за сохранение связей с СССР. В свою очередь, распад "восточного блока" резко усилил ориентацию вышедших из него государств на западные страны, вплоть до стремления войти в НАТО. С другой стороны, проводимая в стране линия на постепенную демилитаризацию, хотя и улучшила имидж СССР (а особенно его руководителя) в глазах западной общественности, имела и то последствие, что, ослабив опасения по поводу "военной угрозы" со стороны Советского Союза, ослабила его возможности влияния на международную обстановку в мире. К тому же стремление улучшить внутриэкономическую ситуацию в стране за счет получения кредитов на Западе привело к необходимости идти на серьезные, подчас неоправданные уступки во внешней политике, что также подрывало престиж руководства в глазах общественности. Руководство, инициировав перемены, уже вскоре оказалось не в состоянии справиться с теми силами, которые были им же разбужены, оно проявило явное неумение вовремя реагировать на требования общественности, запаздывало с назревшими преобразованиями, оставаясь в кругу идей, никак не соответствовавших распространенным социальным ожиданиям.
3. Распад СССР (1991 - 1992 гг.)
Одним из наиболее отчетливых проявлений общего кризиса в стране стал
кризис национально-государственных отношений.
Будучи многонациональным объединением,
Советское государство имело немало проблем
в этой сфере - и доставшихся ему в наследство
еще от Российской империи, и тех, что возникли
уже после 1917 г. До тех пор, пока власть
была сильна, эти проблемы находились
в приглушенном состоянии, лишь изредка
выплескиваясь на поверхность. Однако
в условиях ослабления власти они стали
нарастать, постепенно захватывая все
новые и новые области: и экономику, и социальные
отношения, и политику. Росту межнациональных
противоречий способствовала и неразбериха
в национально-государственном устройстве:
сформировавшись как унитарное государство,
СССР в конституции сохранил внешние черты
федерации и конфедерации. Если ранее
никакие формальные законоположения в
реальности не имели значения, то теперь
они стали той базой, отталкиваясь от которой
силы, выступающие против союза, стали
требовать серьезных изменений в положении
различных национальностей. Особенно
часто они ссылались на закрепленное в
Конституции СССР право наций на самоопределении.
Первый конфликт на национальной почве
случился еще в 1986 г. в Алма-Ате, затем разгорелся
территориальный спор между Арменией
и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха
(с 1988г.), а с 1989 г. они стали вспыхивать
практически повсюду: на Украине и Кавказе,
в Молдавии и Прибалтике, внутри российских
земель, однако советское руководство,
как и в других своих политических действиях,
показало полную неспособность справиться
с ними. Не понимая реальных истоков межнациональных
противоречий, оно видело причины напряженности
в этих районах в ошибках социально-экономического
характера, допущенных местными властями.
Естественно, и рецепты разрешения проблем
казались на первых порах весьма простыми:
составление программы исправления недостатков,
дополнительное финансирование и смена
кадров. Однако отказ рассматривать национальные
противоречия как серьезнейшую проблему
на деле лишь еще больше запутывал вопрос
и, скорее, способствовал обострению борьбы,
чем наоборот. К тому же характерной чертой
СССР являлась неравномерность развития
политического сознания в различных республиках.
Если одни проявляли высокую степень лояльности
к центру, то другие старались от них дистанцироваться.
Это, в свою очередь, определяло отношение
центра к республикам: тогда как республики
Прибалтики, Закавказья и Россия подвергались
жесткому давлению со стороны центра,
то Средняя Азия, Украина, напротив, получали
от него постоянную поддержку.
Но, пожалуй, самым существенным во взаимоотношениях
между центром и местами вопросом был
вопрос о темпах и характере реформ. Прибалтика
и Россия настаивали на ускорении преобразований,
видя в них возможность, улучшить положение
в республиках. Нерешительность же и непоследовательность
центральных властей постепенно формировали
стремление ослабить воздействие его
политики на места с тем, чтобы получить
возможность самостоятельного осуществления
реформ. Необходимо также добавить, что
ослабление власти центра породило соблазн
в среде местных руководителей увеличить
собственную власть. Таким образом, нарастающее
противоборство союзного центра и республик
стало не только борьбой за реформы, но
и борьбой центральной и местных элит
за власть. Тем самым, произошло временное
совпадение интересов общественности,
активно требовавшей ускорения реформ,
и республиканской политической элиты,
желавшей укрепить свою власть, а при благоприятном
развитии событий и перехватить ее у центра.
Роль локомотива в борьбе с союзным центром
взяло на себя российской руководство.
Сформирование единого фронта республик
вызвало сплочение сил консерваторов,
которые попытались перейти в наступление
при негласной поддержке умеренных, видевших
и для себя опасность в усилении республиканских
центров. Однако предпринятые ими силовые
действия в Риге и Вильнюсе в январе 1991
г. успеха не принесли. Более того, они
вызвали ответное объединение радикалов
и умеренных в российских политических
кругах и переход их в контрнаступление.
Упорная политическая борьба февраля
- апреля 1991 г. (общероссийская шахтерская
забастовка с политическими требованиями
в поддержку российского руководства,
мартовский референдум по вопросу о сохранении
СССР, сказавший "да" союзу) завершилась
созданием нового союза, на этот раз, между
республиками и умеренными центра во главе
с М.С. Горбачевым. Это соглашение стало
началом нового этапа взаимодействий
центра и республик, суть которого заключалась
в поисках формулы новой системы отношений
между ними, выразившихся в выработке
проекта нового союзного договора. После
длительных переговоров к августу предполагаемое
объединение приобрело ярко выраженные
конфедеративные черты. Такое решение
вызвало активное недовольство со стороны
консерваторов, в среде которых возникла
идея организации заговора, как против
новой модели Союза, так и против реформ
вообще. Попыткой осуществления замыслов
стал путч 19 - 22 августа 1991 г.