Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:25, реферат
Знакомство с государственно-правовой историей Индии следует начинать с периодизации и общей характеристики отдельных периодов.
Хараппская цивилизация.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4000 лет назад в долине Инда.
Периодизация истории Древней Индии
Древняя Индия.
Знакомство с государственно-правовой
историей Индии следует начинать с периодизации
и общей характеристики отдельных периодов.
Хараппская цивилизация.
Одна из самых древних цивилизаций в мире
сложилась более 4000 лет назад в долине
Инда.
Цивилизация появилась на основе небольших
общин, образовавшихся в долине Инда ок.
3000г. до н.э. Люди получали всё необходимое
для жизни, занимаясь сельским хозяйством,
а впоследствии – торговлей. Продовольственные
продукты и художественные изделия ремесленников
обменивались на товары, привозимые из
других земель, в том числе на металлы
и одежду. В настоящее время известны остатки
более сотни городов.
Столицами политических объединений уже
в 3 тыс. до н.э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро
– крупные города, центры ремесленного
производства и торговли. Достоверные
сведения о классовой структуре и политической
организации общества до нас не дошли,
однако известно, что здесь происходило
разложение первобытнообщинного строя
и началось социальное расслоение населения.
Жители долины Инда в древности имели
свою собственную систему письменности.
Городами видимо управляли цари. Вполне
возможно, что вожди были одновременно
и жрецами.
Постепенно, начиная примерно с 1800 г. до
н.э., цивилизация долины Инда приходит
в упадок. Причины этого не вполне ясны,
но можно предположить, что одной из них
были частые наводнения, а также то, что
жители исчерпали плодородие почвы и вырубили
почти все деревья. Раскопки свидетельствуют
об упадке торговли и ухудшении качества
зданий. Наконец, причиной разрушения
некоторых городов, таких, как Мохенджо-Даро,
могли стать войны. Дата окончательного
распада цивилизации остаётся неясной,
но он мог произойти после прихода (ок.
1500 г. до н.э. ) групп индоевропейских племён,
называющих себя ариями. Они заняли долину
Инда, мигрируя далее на восток в сторону
долины Ганга.
Ведийский период.
Период развития Индии с середины 2 тыс.
до н.э. до первой половины 1 тыс. до н.э.
получил название ведийского. Большинство
сведений об ариях содержится в цикле
древних религиозных гимнов и поэм, сложенных
жрецами. Эти поэмы передавались из уст
в уста, и ок. 900 г. до н.э. они были собраны
в единый свод, получивший название «Ригведа».
(Позднее были составлены и три другие
части Веды. ) «Ригведа» описывает события
той эпохи. Арии основали несколько царств,
и каждое имело своего собственного раджу
(правителя). Богатство человека определялось
по числу голов скота, принадлежащего
ему. В этот период появляется разделение
общества на классы. Возникают класс жрецов,
класс воинов и класс земледельцев и купцов.
В самом низу общественной лестницы находились
дравиды (коренное население) и потомки
от смешанных браков между ариями и дравидами.
Это создавало предпосылки для возникновения
кастовой системы, которая сохранилась
в Индии до наших дней.
Возникновение государства. Руководство
племенем осуществлял военный вождь –
раджа, вначале назначавшийся собранием.
С усилением общественного неравенства
он постепенно возвышался над племенем,
подчиняя себе органы племенного управления.
Со временем должность раджи становится
наследственной.
С усилением власти раджи связано уменьшение
роли народных собраний: постепенно народные
собрания, назначавшие раджу, утрачивали
своё значение и превратились из собрания
соплеменников в собрание знати, приближённых
раджи.
Органы племенной администрации превращаются
в государственные органы. Рабовладельческая
знать занимает высшие должности в государственной
администрации. Племенная дружина превращается
в постоянное войско. Народ облагается
налогами, которые выплачиваются царю
при посредстве специальных чиновников.
В 6 в. до н.э. произошли важные изменения.
Центр могущества ариев переместился
в бассейн Ганга, где четыре правителя
повели между собой войну за право управления
всей страной. . Арии создали ирригационную
систему, вывели новые породы скота и стали
использовать прирученных слонов. , Появились
деньги и руновая система письменности.
Таким образом, в ведийский период на базе
родоплеменных коллективов начали возникать
государственные образования, принимавшие
форму монархий или республик. По большей
части их территории были невелики.
Магадхо-Маурийская
эпоха.
В эту эпоху были заложены основы многих
государственных институтов, получивших
развитие в последующие периоды. Она названа
так потому, что самым крупным и сильным
государством из возникших в ведийский
период была Магадха, а наивысшего расцвета
это государство достигло в 4-3 вв. до н.э.
при династии Маурьев, которая объединила
под своей властью почти всю Индию.
Эту эпоху характеризуют усиление монархической
власти, а также падение роли институтов
племенного управления.
Хотя создание единого индийского государства
способствовало общению различных народов,
взаимодействию культур, стиранию узких
племенных рамок, всё же империя Маурьев
состояла из племён и народов, находившихся
на разных ступенях развития. Поэтому
Маурьям не удалось сохранить единство
государства и во 2 в. до н.э. Индия, несмотря
на сильную армию и крепкий аппарат управления,
распалась на множество государственных
образований.
Изучая общественный варно-кастовый строй
Индии, обратите внимание на фундаментальные
различия между социальными группами.
Дайте характеристику эволюции сословного
строя. Чем отличался варно-кастовый строй
Древней Индии от социальных структур
других стран Древнего Востока? Какую
роль играла древнеиндийская сельская
община? Выделите отличительные особенности
института рабства в Древней Индии.
Рассматривая государственный строй важно
показать основные черты монархической
власти (роль царя, система управления
в центре и на местах, судебная система,
армия).
Варно-кастовый строй наложил отпечаток
и на правовую систему Древней Индии. Важнейшими
правовыми памятниками являются Дхармашастра
Ману («Законы Ману») и Артхашастра Каутильи.
Изучение данных источников призвано
дать студентам представление о религиозной
социо-нормативной культуре Древней Индии,
о способах закрепления в идеологических
догматах, предписаниях религиозной морали
и в правовых нормах сложившейся на практике
общественной иерархии, деления общества
на варны и другие социальные группы. Кроме
того, должны получить сведения о нормах
брачно-семейного права, приобрести знание
особенностей правового регулирования
имущественных отношений в условиях древнеиндийского
общества, усвоить отражённые в текстах
указанных произведений представления
о преступлении и наказании, ознакомиться
с зафиксированными здесь элементами
судоустройства и правилами судопроизводства.
Древнекитайское государство, его периодизация
Периодизация истории Древнего Китая:
1) Царство Шань (XIV – XI вв. до н.э.) – становление рабовладельческого общества;
2) Царство Чжоу (XI – III вв. до н.э.) – становление единого централизованного государства;
3) Империя Цинь (221 – 201 гг. до н.э.) – развитие централизованного государства восточной деспотии;
4) Империя Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) – расцвет государства, дальнейший его распад.
Во главе Древнего Китая стоял ван (император), олицетворявший собой божественное начало, монархия была наследственной и переходила к старшему сыну. Особое положение занимал цзай – управитель дворца монарха, а также шаньфу – стольники, обслуживающие личные нужды правителя, его поручения. Непосредственное управление государством осуществлялось высшими чиновниками, непосредственно подчиненными ванну.
Должностные лица делились на три вида по осуществляемым функциям:
– гражданские, помогающие ванну (императору) в различных видах административной деятельности;
– военные;
– различные советники и прорицатели.
Центральный аппарат империи включал в себя следующие ведомства:
– военное;
– финансовое;
– судебное;
– сельского хозяйства;
– ведомство императорского двора.
– другие.
Администрация в уделах возглавлялась
удельными правителями –
Местное управление осуществляли общины. В городах – совет старейшин (саньлао).
Сословное деление:
– привилегированная правящая родовая аристократия;
– свободные крестьяне-общинники;