Первобытное общество и догосударственные формы социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:06, доклад

Описание

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 17.68 Кб (Скачать документ)

§ 1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления  

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бытие  которых исчисляется лишь несколькими  тысячелетиями. Но их предыстория берет  свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности. 

За долгий срок своего существования первобытное общество прошло большой путь развития, в  ходе которого значительные изменения  претерпел его социокультурный  и хозяйственный облик. В современной  науке используются различные периодизации древнейшей истории человечества (культурологическая, археологическая и др.). Но для  понимания социальных и экономических  предпосылок возникновения государства  и права принципиальное значение имеет выделение в первобытном  обществе двух основных стадий: присваивающего хозяйства и производящего хозяйства, граница между которыми приходится на эпоху неолита (так называемая неолитическая революция). Ее обычно относят к VIII–III тысячелетию до н. э. 

На первой из этих стадий шел еще процесс становления  самого человека как биосоциального существа (лишь с XL–XXV тысячелетия до н. э. сложился неантроп, т. е. человек  современного типа). Люди использовали простейшие каменные орудия и существовали главным образом за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство). Они вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие  локальные и изолированные группы под руководством вожаков. Эта простейшая форма социальной организации и  регуляции (неупорядоченные половые  связи и т. д.), отражавшая низкий уровень развития как культурно-производственных, так и общественных отношений, в  литературе нередко называется праобщиной или первобытным стадом. 

Несмотря на кажущуюся  хаотичность внутренней жизни праобщины, в ней все больше проявлялись  не только спонтанные, но и регулируемые процессы, предопределяемые заранее  установленными правилами, запретами, стандартами и иными поведенческими стереотипами. 

Внутригрупповые отношения  носили эгалитарный характер. Равенство  особенно проявлялось в процессе распределения скудных продовольственных  и иных ресурсов. В основе этого  равенства лежал присущий таким  коллективам эквивалентный (реципрокный) обмен (женами, пищей, орудиями труда). Уже в ранних человеческих коллективах  реально складывалась власть вожака над остальными членами группы. Они  воспринимали его волю как норму, которой необходимо подчиняться  по тому же принципу эквивалентного обмена. 

Таким образом, в  процессе длительной эволюции праобщины  природные инстинкты уступили свое место социокультурным стереотипам, т. е. системе общественных связей, что  сделало возможным существование  и поступательное развитие человеческого  общества. 

Дальнейшее усложнение социальных связей, вызванное существенными  изменениями в брачно-половых  отношениях (введение экзогамии, т. е. запрещение брачных связей внутри кровнородственных  объединений, установление брачных  классов), а затем и неолитическая  революция, означавшая переход к  производящей экономике, привели на смену праобщине возникновение  устойчивых семейно-клановых групп (родовых  общин). Совокупность этих групп в  литературе обычно называлась родовым  строем. 

В основе семейно-клановой группы лежали родственные отношения. Такие группы включали в себя несколько  поколений сородичей, происходивших  от общих предков, в ряде случаев  и чужаков, принятых в состав общины. В зависимости от конкретных условий  родообщинные отношения строились  на принципах матрилинейности или  патрилинейности. 

Неолитическая революция  и переход к производящей экономике  обеспечили не просто выживание людей, но и создание регулярного производства продуктов питания и иных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей коллектива. Это подготовило  переход к оседлому образу жизни  и к установлению контроля семейно-клановых групп над определенной территорией. Таким образом, ранняя родовая община потребителей (охотников, собирателей, рыболовов) сменяется более прочными, численно разросшимися, как правило, связанными с определенной территорией  общинами производителей. Такая система  семейно-родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организации, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправления и  саморегуляции. 

В семейно-клановой общине складывалась строго фиксированная  система труда, распределения пищи и брачно-семейных отношений. В ней  получили дальнейшее развитие принципы равенства, эгалитарности и эквивалентности. Это не исключало того, что по мере роста производства распределение  добычи и потребление пищи осуществлялись с учетом ролевых функций (по принципу пола, возраста и т. д.). На определенные преимущества в семейно-клановом коллективе (в родовой общине) мог претендовать и лидер группы, особенно если он успешно осуществлял властно-управленческие функции и обеспечивал надежное существование группы. По принципу эквивалентного внутригруппового обмена лидер получал в таком случае безусловную поддержку членов группы, которые за предоставленные им от вождя блага признавали его авторитет  и власть. Эта власть выступала  как догосударственная, потестарная. Сам вождь, как и другие члены  семейно-клановой общины, должен был руководствоваться коллективными традициями и соблюдать практику реципрокных раздач. В противном случае он мог быть смещен и заменен другим. 

Существовавшая в  родовом обществе эгалитарность, в  том числе выборность и сменяемость  вождей, не позволяет еще говорить в категорической форме о существовании  родовой демократии. В семейно-клановых общинах существовала жесткая дисциплина труда и поведения, духовный конформизм. 

В семейно-родовых  общинах на базе культов, обрядов, традиций и т. п. сложились несложные правила  поведения, соблюдение которых было обязательно для всех членов группы. Эти родовые нормы, которые имели  мифологически-символическую оболочку и были часто связаны с тотемистическими ритуалами, отражали естественные условия  жизни первобытной общины. Они  были проникнуты духом коллективизма, предусматривали взаимную поддержку  членов родовой общины, регулировали хозяйственную деятельность и брачные  отношения, устанавливали различные  табу (запреты) и жесткие рамки  поведения для членов общины. Строгой  регламентации подвергался порядок  распределения добытого общиной  продукта, а также и сам ритуал его потребления, деление в связи  с этим всех членов группы на ранги. К важнейшим функциям вождя относилась практическая реализация таких распределительных, дистрибутивных норм. 

Общинно-родовые  нормы имели синкретичный характер и содержали в себе одновременно религиозные, моральные и иные социальные императивы. 

В прочных семейно-клановых группах общинные нормы отражали самонастраивающиеся социальные отношения, которые поддерживались силой интересов, религиозных представлений и  иных нормативно-ценностных установок. Это не исключало властного характера  этих норм и вытекающей из этого  принудительности. В случае нежелания  подчиняться правилам жизни семейно-клановой группы, совершения тяжкого проступка  нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни  по воле семейно-родового коллектива.

Информация о работе Первобытное общество и догосударственные формы социального управления