Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:06, доклад
История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.
§ 1. Первобытное
общество и догосударственные формы социального
управления
История человечества
складывается из двух основных пластов:
первобытного общества и цивилизации.
Первобытный строй, явившийся исходным
и закономерным этапом развития человечества,
охватывает огромный отрезок времени,
насчитывающий, по современным данным,
свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не
было государства и права, бытие
которых исчисляется лишь несколькими
тысячелетиями. Но их предыстория берет
свое начало именно в сравнительно
развитых социальных структурах первобытности.
За долгий срок своего
существования первобытное
На первой из этих
стадий шел еще процесс становления
самого человека как биосоциального
существа (лишь с XL–XXV тысячелетия до
н. э. сложился неантроп, т. е. человек
современного типа). Люди использовали
простейшие каменные орудия и существовали
главным образом за счет присвоения
готовых продуктов природы (собирательство,
охота, рыболовство). Они вели бродячий
образ жизни, объединялись в небольшие
локальные и изолированные
Несмотря на кажущуюся
хаотичность внутренней жизни праобщины,
в ней все больше проявлялись
не только спонтанные, но и регулируемые
процессы, предопределяемые заранее
установленными правилами, запретами,
стандартами и иными
Внутригрупповые отношения
носили эгалитарный характер. Равенство
особенно проявлялось в процессе
распределения скудных
Таким образом, в
процессе длительной эволюции праобщины
природные инстинкты уступили свое
место социокультурным
Дальнейшее усложнение
социальных связей, вызванное существенными
изменениями в брачно-половых
отношениях (введение экзогамии, т. е. запрещение
брачных связей внутри кровнородственных
объединений, установление брачных
классов), а затем и неолитическая
революция, означавшая переход к
производящей экономике, привели на
смену праобщине возникновение
устойчивых семейно-клановых групп (родовых
общин). Совокупность этих групп в
литературе обычно называлась родовым
строем.
В основе семейно-клановой
группы лежали родственные отношения.
Такие группы включали в себя несколько
поколений сородичей, происходивших
от общих предков, в ряде случаев
и чужаков, принятых в состав общины.
В зависимости от конкретных условий
родообщинные отношения строились
на принципах матрилинейности или
патрилинейности.
Неолитическая революция
и переход к производящей экономике
обеспечили не просто выживание людей,
но и создание регулярного производства
продуктов питания и иных предметов,
необходимых для удовлетворения
потребностей коллектива. Это подготовило
переход к оседлому образу жизни
и к установлению контроля семейно-клановых
групп над определенной территорией.
Таким образом, ранняя родовая община
потребителей (охотников, собирателей,
рыболовов) сменяется более прочными,
численно разросшимися, как правило,
связанными с определенной территорией
общинами производителей. Такая система
семейно-родовых групп
В семейно-клановой
общине складывалась строго фиксированная
система труда, распределения пищи
и брачно-семейных отношений. В ней
получили дальнейшее развитие принципы
равенства, эгалитарности и
Существовавшая в
родовом обществе эгалитарность, в
том числе выборность и сменяемость
вождей, не позволяет еще говорить
в категорической форме о существовании
родовой демократии. В семейно-клановых
общинах существовала жесткая дисциплина
труда и поведения, духовный конформизм.
В семейно-родовых
общинах на базе культов, обрядов, традиций
и т. п. сложились несложные правила
поведения, соблюдение которых было
обязательно для всех членов группы.
Эти родовые нормы, которые имели
мифологически-символическую
Общинно-родовые
нормы имели синкретичный характер
и содержали в себе одновременно
религиозные, моральные и иные социальные
императивы.
В прочных семейно-клановых группах общинные нормы отражали самонастраивающиеся социальные отношения, которые поддерживались силой интересов, религиозных представлений и иных нормативно-ценностных установок. Это не исключало властного характера этих норм и вытекающей из этого принудительности. В случае нежелания подчиняться правилам жизни семейно-клановой группы, совершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле семейно-родового коллектива.
Информация о работе Первобытное общество и догосударственные формы социального управления