Первобытное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:59, реферат

Описание

Цель моего реферата – изучить первобытное общество.
Общество (society) – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами.

Работа состоит из  1 файл

реферат.История экономики.docx

— 36.45 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.

2.

  2.1.

  2.2.

  2.3.

  2.4.

Заключение

Используемая  литература

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Цель  моего реферата – изучить первобытное  общество.

Общество (society) – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами.

Общество  появилось когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка. Важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей различных существ. взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные свойства и силы, и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.

В различные  периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутренне строение, то есть экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого  расслоения.

Первобытное Общество (primitive society) - наименее внутренне дифференцированная и самая ранняя форма человеческих обществ.

Тема  о первобытном обществе очень  интересная и думаю она всегда будет актуальна для обсуждения, ведь кто не хочет узнать о своих давних предках (как они жили, развивались и т.д.).

В своей  работе я хочу решить следующие задачи:

- изучить  понятие «первобытное общество»;

- рассмотреть  периодизацию истории первобытности. 
 
 
 

1.ПОНЯТИЕ  «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»

Первобытное общество - детство человечества; начальная эпоха в истории человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Это время, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобытной общины, в каменном веке, у охотников и собирателей диких растений, самыми прочными связями родства были связи между матерью и детьми, счет родства велся по материнской линии. Коллектив таких родственников, имевших общих предков - матерей, называется материнским родом, время его преобладания - материнско-родовым строем. Иногда для обозначения этого времени употребляется термин "матриархат" (от лат. mater - мать и греч. arche - власть), но он не вполне точен, так как власть в первобытной общине принадлежала всем ее взрослым членам. Род в первобытном обществе был тесно связан с другими родами: он не только нуждался в их помощи, но и должен был регулировать отношения с ними, распределяя охотничьи угодья и т. п. Основными связями между отдельными родами были брачные связи: как правило, мужчины одного рода брали себе жен в другом роде - такие отношения называются экзогамией (от греч. ехо - вовне и gamos - брак). Таким образом, первобытная община состояла из членов двух или нескольких родов - мужей и жен, их детей. Два или несколько родов составляли племя. Все важнейшие вопросы хозяйственной и общественной жизни решались коллективно на собрании всех взрослых членов племени. Поэтому первобытнообщинный строй называется также родо - племенным строем.

В ранней первобытной общине господствовало половозрастное разделение труда: женщины  и помогавшие им дети занимались по преимуществу поиском съедобных  растений (собирательство), мужчины - охотой. Эти занятия первобытной эпохи привели в конце каменного века - неолита - к открытию земледелия и скотоводства.

Распределение накопленных богатств зависело от глав родов - патриархов. Мужчины в эпоху  производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стали занимать господствующее положение в обществе: наступила  эпоха патриархата (от греч. pater - отец и агспё - власть).

Новые хозяйственные связи и обмен  продуктами земледелия и скотоводства упрочили отношения между отдельными племенами, что привело к формированию союзов племен и больших общностей, говоривших на родственных языках. Богатства скапливались в племенных  центрах - будущих городах; главы  старших ("знатных") родов, составлявшие совет старейшин племени или  союза племен. Из их среды выбирался  и племенной вождь. Племенные  объединения, управляемые таким  вождем, были предшественниками первых государственных образований, их правители  считались священными, власть вождя  приближалась к царской власти.

Стремление  завладеть имуществом, накопленным  соседями, их землями и скотом приводило  к постоянным войнам, выделению военных  вождей и их войска - дружины. Выделение  родоплеменной знати, сосредоточившей  в своих руках богатства, созданные  рядовыми общинниками, вождей и войска, а также освящающего их власть жречества знаменовало начало разложения первобытного равенства: на смену кровнородственным связям и отношениям равенства.

 Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства. Первобытное общество долго существовало на периферии древних и современных цивилизаций. У некоторых народов пережитки первобытного общества сохранились до 20 в. "ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО"" - условное название начального этапа первобытного общества, например: аборигены Австралии, бушмены Африки и некоторые индейские племена в джунглях Амазонки. Период становления человека и общества. Переход от ""стада"" к роду завершает сложение человеческого общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПЕРЕОДИЗАЦИЯ  ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОСТИ

Древнейший  период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств –  получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.

Наиболее  разработанной является археологическая  периодизация, в основе которой лежит  сопоставление изготовленных человеком  орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации  делится на века – каменный, бронзовый  и железный. В каменном веке, который  обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Затем был медно - каменный (энеолит), длившийся 4 —3 тыс. до н. э. Затем наступил бронзовый век (4—начало 1-го тыс. до н.э.), в начале 1-го тыс. до н.э. его сменил железный век. 

2.1. КАМЕННЫЙ  ВЕК

В эпоху  нижнего палеолита (700—100 тыс. лет назад) на Земле произошло общее поднятие суши, тектонические процессы вызвали похолодание, наступил 1-й ледниковый период. В это время в Африке и Юго-Восточной Азии началось превращение обезьяны в первобытного человека, появились обезьянолюди: питекантропы, синантропы и ранние неандертальцы. Они объединялись в орды, или стада, в несколько десятков особей. Первобытное человеческое стадо было древнейшей формой общественного бытия. Оно сменило зоологические объединения обезьян-приматов и других животных. Первые люди занимались собирательством, облавной охотой на крупных животных, овладели примитивной техникой обработки камня. Продвигаясь вслед за животными на север, люди освоили район вечнозеленых субтропиков у Черного моря, Кавказ и Закавказье. Историческим памятником того времени на территории СНГ является Сатани-Дар (Чертов Холл) в Армении. Там найдены ручные рубила из обсидиана (вулканическое стекло), заостренные с одного конца. Они являлись универсальным орудием. Техника их изготовления свидетельствует, что человек еще не умел соизмерять силу удара с прочностью камня, рука была сильна, но груба и неопытна. Новый шаг в освоении Земли был сделан около 300 тыс. лет назад, когда человек дошел до района Житомира (Украина). Рубила в этот период совершенствуются, ими уже можно резать. Объектами охоты человека являлись крупные животные: мамонт, пещерный медведь, лев, барс, горный козел. Огнем люди пользовались, но добывать его еще не умели.

Эпоха мезолита (средний каменный век, 100—30 тыс. лет назад) связана с появлением типичного неандертальца: человека небольшого роста, с низким лбом, сильно развитыми надбровными дугами и скошенным подбородком. Неандертальцы уже владели членораздельной речью. Несмотря на резкое изменение климата, неоднократные наступления ледников, доходивших до середины территории современной Украины, люди продолжали продвигаться на север. Важнейшим центром расселения людей кроме Кавказа и Закавказья стал Крым. Памятниками этой эпохи в Крыму являются стоянки первобытных людей в пещерах Киик-Коба и Шайтан-Коба. Человек заселяет и Среднюю Азию (стоянка неандертальцев в гроте Тешик-Таш в Узбекистане). В эпоху мезолита человек сделал крупнейшее открытие - научился добывать огонь, что превратило мясо животных в питательную и легко усвояемую пищу. Люди начали строить жилища из костей и шкур. Охота на крупных животных, владение огнем, постройка жилищ обусловили относительную оседлость, которая в свою очередь способствовала увеличению и сплочению орды. Усложнились общественные отношения, появилась забота о членах орды. Это отразилось, в частности, в возникновении обычая погребать покойников (например: могилы неандертальцев в Киик-Кобе и Тешик-Таше). Появляются рисунок и простой орнамент, возникают зачатки искусства.

Поздний палеолит (30 тыс. лет назад — около XIII тысячелетия до н. э.) совпал с ледниковым и межледниковым временем. В тот период человек освоил центральную часть России, перешел Полярный круг, проник в Сибирь и Забайкалье. Естественный рост населения неизбежно вытеснял его избыток в пустынные, но зато богатые дичью области с более суровым климатом. Человек этого времени — кроманьонец — по внешнему физическому типу являлся уже вполне современным человеком — Homo Sapiens (человек разумный — лат.), в отличие от ранне - первобытного человека — Homo Habilis (человек умелый — лат.). В позднем палеолите в человечестве возникают и формируются расовые различия. Эта эпоха ознаменована новой техникой обработки кремня: было изобретено новое рубило — так называемый нуклеус, удар которым наносился не наискось, как прежде, а строго перпендикулярно, отчего точность удара резко повысилась. Это экономило сырье и давало гораздо больший производственный эффект: сколотые пластины стали длиннее и совершеннее по качеству. Следовательно, возросла гибкость руки человека, развивалась его творческая деятельность и психика. Сколотые длинные правильные пластины сделали возможным изготовление небывалых ранее наконечников копий, ножей, скребков, резцов. Это дало возможность обрабатывать кость. Орудия стали делать с костяными рукоятками. Были изобретены копьеметалка, гарпун, костяная игла. Люди научились шить из меха одежду, из звериных шкур и костей строили целые поселки. Основным видом охоты являлись грандиозные облавы с участием всего племени, или орды, на больших животных с целью добыть сразу много пищи. Появилось рыболовство, Одно из типичных поселений людей того времени — первобытная стоянка у села Костёнки на Дону близ Воронежа. Первобытная община крепла, установился матриархат. Существовавшие тогда беспорядочные половые отношения (промискуитет) не давали возможности определить отцовство, поэтому счет родства мог вестись только по женской линии. Парная семья не могла еще стать самостоятельной хозяйственной единицей, поскольку прокормиться можно было только в большом коллективе. Кроме того, характерной чертой родовых общин являлась экзогамия — уход мужчин для брачных отношений в соседние общины. То, что все мужчины в общине были чужими, а понятие отцовства в общественном смысле не осознавалось, придавало большое значение женщине, которая воплощала единство общины. К тому же женщины, «хранительницы очага», вели домашнее хозяйство и занимались собирательством, т. е. сбором съедобных трав и кореньев, мелких животных, что имело немалое значение в периоды неудачной охоты и повышало роль женщины в общине. Одной из характерных черт позднего палеолита является быстрое развитие искусства. В материале стоянок Костёнки и Гагарине на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре в слоях позднего палеолита обнаружены скульптуры животных и людей, различные украшения и орнаментированные предметы. В Каповой пещере на Урале сохранились великолепные росписи. В искусстве того времени господствовали две темы: зверь как объект охоты и женщина-мать, что было связано с охотничьей магией, тотемизмом (поклонение мифическому предку-животному, покровителю рода), матриархатом и культом плодородия. Тогда же возникли зачатки религиозных представлений. На это указывают, в частности, обнаруженные археологами могилы позднего палеолита, где вместе с покойником помещены орудия труда и охоты, руки и ноги у мертвеца связаны (чтобы не вылез из могилы), а сам он посыпан красной охрой, символом крови, жизни и возрождения после смерти в другом мире.

Неолит начался около XIII тысячелетия до н. э. и закончился на юге в IV тысячелетии, на севере — во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху улучшились приемы выделки орудий, появились керамическая посуда, ткачество, судоходство (лодки), различные ремесла. Формируется и укрепляется племя как тип этнической общности и социальной организации людей на основе кровно-родственной связи общин, единого языка, общей территории и до известной степени общего хозяйства (коллективные охоты и т. п.). Возникли племенные советы и вожди, общеплеменные культы и праздники. У племен Черноморья, Кавказа, Средней Азии развились скотоводство и земледелие, причем в Азии с искусственным орошернием. Необходмость контроля за распределением воды привела там к появлению руководящей верхушки, прочной власти и политико-административных центров, возникли зародыши древнейших государств. 

2.2. МЕДНО  – КАМЕННЫЙ ВЕК

Энеолит (медно-каменный век, конец III — все II тысячелетие до н. э.) — переходный период к бронзовому веку, время первоначального развития культуры металла, начало освоения меди и бронзы. Новые металлические орудия были гораздо производительнее прежних — кремневых и костяных, экономили и облегчали труд, делали его более эффективным и тем самым открывали возможность ускоренного накопления прибавочного продукта. Спрос на медь и бронзу стимулировал обмен и связи между различными областями. В эпоху энеолита скотоводы отделились от земледельцев и охотников, произошло первое крупное общественное разделение труда, что вызвало перемены в общественных отношениях. В связи с развитием металлургии и пастушеского скотоводства в обществе возросла роль мужского труда. Это привело к замене матриархата патриархатом. Получение большего чем прежде прибавочного продукта вызвало появление и рост имущественного неравенства. Выдающийся памятник культуры земледельческих племен эпохи энеолита находится у села Триполье (трипольская культура) в Приднепровье (Украина). В поздних слоях стоянки отчетливо прослеживается культура раннего земледелия. Глиняная посуда, но пока еще ручной лепки, там уже обжигалась в печах. В скульптурных изображениях отчетливо прослеживается культ женщины — покровительницы плодородия. О большом значении земледелия в хозяйстве свидетельствуют и каменные зернотерки, и скульптура женщины с этим инструментом, и большие ямы для зерна. Интересны глиняные модели домов и повозок, служившие, вероятно, игрушками. В трипольском обществе существовала значительная имущественная дифференциация, на что указывает выделение больших богатых погребений. Триполъская культура охватывала значительное пространство.

Информация о работе Первобытное общество