Первобытное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:54, реферат

Описание

Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета - системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения, как отдельного человека, так и социальных групп.

Содержание

1. Введение
2. Предпосылки зарождения цивилизации:
3. характеристика цивилизаций
типы цивилизации:
восточная
4. Основные черты первобытного общества
5. Список литературы
6. Заключение

Работа состоит из  1 файл

История котроша.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)


План контрольной работы:

1.      Введение

2.      Предпосылки зарождения цивилизации:

3.      характеристика цивилизаций

типы цивилизации:

восточная

4.      Основные черты первобытного общества

5.      Список литературы

6.      Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

«История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы».

К. Ясперс, современный немецкий философ

Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета - системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения, как отдельного человека, так и социальных групп.

Цивилизация - это и присущий данному культурно-историческому типу способ организации пространства и времени, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака:

- наличие городов

- государства

- письменности.

Слово "цивилизация" происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный". Цивилизация противоположна неорганизованному, дикому состоянию жизни, грубому поведению человека, не считающегося с другими. Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями. Историю Древнего мира можно представить как сосуществование и смену различных цивилизаций.

Тип цивилизации - методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены различные критерии, и на основе этих критериев вычленяются основные типы цивилизации:

- природные сообщества (непрогрессивные формы существования)

- восточный тип цивилизации

- западный тип цивилизации

- современный тип цивилизации.

Актуальность и цели настоящей контрольной работы определены следующими положениями. Из многотысячелетней истории человечества достаточно наглядное представление можно составить лишь о самых последних временах благодаря обретению исследователями, наряду с весьма своеобразными и односторонними археологическими данными, сведений письменных источников. Ныне установлено, что человек появился приблизительно два миллиона лет назад. Древнейшие останки этого предка нынешнего «гомо сапиенс» обнаружены в Африке, более поздние реликты открыты в Азии и Европе. Длительная эволюция человека из животного царства была связана с возникновением и развитием производства, различные этапы которого определяются в науке по материалу, из которого изготовлялись орудия труда (и оружие). Первоначально таким материалом был камень, а потому древнейшие стадии человеческой истории называются палеолит (древний каменный век), энеолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).

В нашей стране эти самые длинные периоды человеческой истории продолжались много тысячелетий и закончились где-то во 2-м тыс. до н.э. Но даже это относится лишь к наиболее развитым районам, тогда как в остальных каменный век продолжался и позже.

Цель данной работы рассмотреть предпосылки зарождения западной и восточной цивилизации и их характеристики, а так же более подробно рассмотреть зарождение цивилизации на территории нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Предпосылки зарождения цивилизации

Примерно в IV тыс. до н. э. начался  переход  человечества  от  первобытного

общества к цивилизации. Этот процесс шел чрезвычайно долго  и неравномерно. В некоторых  труднодоступных  местностях  Африки  и  Латинской Америки, на островах  Океании  и  сегодня  еще  живут  племена,  сохраняющие первобытный уклад жизни.

Неравномерность развития вызвана различными природно-климатическими условиями,  в  которых  формировались цивилизации. Самые древние из них появились в зонах с  тропическим, субтропическим и отчасти умеренным

климатом, где среднегодовая  температура, как  правило,  не  опускается  ниже  +20  °С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия. Древние  цивилизации   обычно зарождались в долинах больших рек , где чрезвычайно плодородная  почва  способствовала  быстрому  развитию земледелия.  Реки  также  являлись  путями  сообщения,  они   способствовали укреплению торговли и постепенному расширению зоны цивилизации. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III-II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ - китайская. Это восточные типы цивилизации Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились хеттская, финикийская и древнееврейская цивилизации в Западной  Азии.  На юге Балканского  полуострова на рубеже III-II тыс. до н.  э.  появляется  крито-микенская  цивилизация  -основа будущей древнегреческой. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался западный тип цивилизации. В I тыс. до н. э. семья  первичных цивилизаций  пополняется:  на территории нынешнего Ирана возникает могущественная персидская  цивилизация, в Италии -  римская,  а  в  Закавказье  формируется  цивилизация  Урарту.  В центральной части Америки зарождаются цивилизации майя, ацтеков и инков,  но их подлинное развитие начинается, только в самом конце  I  тыс. до н. э.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений резко повысилась производительность сельского хозяйства. Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий.

Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления.

Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству.

Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского труда. Начали возводиться монументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие хозяйственного назначения.

Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичными. Это название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни общества.

 

Типы цивилизации:

Восточный тип цивилизации

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье - долине рек Ефрата и Тигра. Особенность первичной восточной цивилизации - это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и над природными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т.е. природа, общество, государство--поэтому человеку весла не нужны.

В середине IV тысячелетия до н.э. появляются первые над общинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н.э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н.э. Шумер был захвачен семитскими племенами - аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство - Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.

В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.

Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы, постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятеричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство и первые географические карты

Восточная цивилизация ориентирована, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.

Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получили в истории название деспотий. Важные признаки восточного деспотизма - политика принуждения, а то и террора, общественно-государственная собственность (прежде всего на землю), уравнительность.

Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) - строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т.п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии - сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Западная цивилизация

Западная цивилизация, как и Восточная выросла  из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в ней, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.

Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру - характерные ценности античной цивилизации.

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства.

Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античное же общество имело иную сельскохозяйственную основу. Это так называемая средиземноморская триада - выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок. Появился первый в истории образец народовластия - демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

Информация о работе Первобытное общество