Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:56, реферат

Описание

Древнейшее прошлое человечества сохранило крайне мало свидетельств, по которым можно судить о нем. Реконструируется оно в самых общих чертах, прежде всего на основании археологических данных. Археология каменного века имеет целый рад особенностей. Она широко использует новейшие достижения естественных и гуманитарных наук. Помимо предметов материальной культуры, созданных человеком, - каменных и костяных орудий труда, произведений палеолитического искусства - археологи изучают найденные на месте стоянок людей каменного века останки животных, следы пыльцы растений, древнейший рельеф и т.д.

Содержание

Палеолит на территории восточной европы
Переход к производящему хозяйству
Ранняя этническая история народов восточной европы
Восточнославянские племена во времена великого переселения народов
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ПЕРВОБЫТНЫЙ СТРОЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СИБИРИ.rtf

— 246.58 Кб (Скачать документ)

     Территория России включала во времена неолита несколько природно-климатических зон, отличных от современных. Зависимость древнего человека от окружающей среды выразилась в том, что здесь сформировались две большие зоны хозяйства: традиционная - преимущественно присваивающего типа (охота и собирательство) и зона производящего хозяйства. К земледелию, например, тяготели племена, жившие в Буго-Днестровском междуречье. В лесостепной и степной зонах междуречья Днепра и Волги и в Северном Причерноморье в 5 - 3 тысячелетиях до н.э. жили сообщества, занимавшиеся охотой и рыболовством (днепро-донецкая, сурская, горнокрымская культуры). Конец неолита отмечен появлением сельскохозяйственных культур.

     В районе лесного неолита преобладает хозяйство присваивающего типа. Археологи обращают внимание на общие черты для проживающих на этой обширной территории племен. Основной тип жилища - крупные землянки с печами-каменками. Поселки, как правило, возводят по берегам озер и рек. В керамике преобладают круглодонные и остродонные сосуды, сплошь покрытые гребенчатым или ямочным орнаментом (племена нарвской и неманской культур в Прибалтике и Ленинградской области, льяловской культуры в Волго-Окском бассейне). Для племен Волго-Камского междуречья характерна керамика с узором "шагающей гребенки". Неолит Сибири хорошо представлен находками, сделанными в Приангарье (исаковская культура).

     Культ природы и предков, характерный для каменного века, получил свое дальнейшие развитие в неолитическом искусстве. Широкое распространение получило поклонение матери-прародительнице, хранительнице домашнего очага. Намечаются известные различия в религиозных представлениях. Для южных областей, где формировались земледельческие племена, более свойственны культы плодородия и солнца. Они представлены разнообразными знаками и рисунками с мифическими сюжетами о борьбе солнца с чудовищами. Для охотников и собирателей лесной зоны характерны культ животных и духов - покровителей охоты. Изображения почитаемых животных встречаются по всей территории лесной полосы европейской части России. Многочисленны находки статуэток животных и птиц, которые выполняли, по-видимому, магические функции.

     Подлинным переворотом в истории человечества было освоение металла. Переход к нему был долгим и не одновременным. Освоение металла стало возможным только на основе производящего хозяйства, при наличии некоторых, хотя бы минимальных избытков продуктов питания, чтобы часть времени можно было посвятить изготовлению металлических изделий. Именно поэтому металлургия зародилась в первую очередь в южных областях, где из-за благоприятных природных условий стало рано развиваться земледелие.

     Первым металлом, использованным человеком, была медь - сравнительно мягкий металл, легко поддававшийся холодной ковке. В силу своей мягкости и редкости медные орудия не могли вытеснить каменные. Эпоху, сочетавшую применение каменных орудий труда с медными, принято называть энеолитом, или медно-каменным веком.

     С появлением металлических орудий возрос обмен между племенами. Многие из них, использовавшие медь, жили далеко от мест ее залегания. Постоянный обмен подтачивал замкнутость древних энеолитических сообществ. Из металлургических центров - к ним можно отнести и Кавказ - медь попадала на север. Таким образом, племена, которые жили вблизи месторождений, получали дополнительные источники обогащения.

     В лесостепной зоне, на территории Украины и Молдавии, в III тысячелетии до н.э. господствовала трипольская культура. Система земледелия здесь была экстенсивной, что сильно истощало почву. На позднем этапе (рубеж III-II тысячелетий до н. э) трипольцы перешли к пастушескому скотоводству. Медные орудия трипольцы получали в основном из прикарпатских месторождений.

     В степной зоне жили пастушеские племена, которые, по их погребальному обряду, принято относить к древнеямной культурно-исторической области. Более экстенсивный, чем у земледельцев, характер хозяйства толкал эти племена к перемене мест проживания. Как и многие другие пастушеские народы, они были воинственными. Главными их противниками были трипольцы, которых позже удалось вытеснить.

     На смену энеолиту пришел бронзовый век. Орудия из бронзы - сплава меди с оловом или другими добавками - значительно тверже и острее, чем медные. Бронзовый век на Древнем Востоке привел к образованию первых классовых обществ и государств. В Европе в силу суровых природно-климатических условий бронзовые орудия еще не могли привести к серьезным общественным переменам. И лишь на юге бронзовые орудия способствовали постепенному разложению первобытнообщинного строя.

     В нашей стране появление бронзы повлияло на образ жизни племен, живших на Кавказе. Это хорошо видно на примере майкопской культуры (II тысячелетие до н. э). Племена Северного Кавказа, поддерживавшие тесные экономические и культурные связи с наиболее развитыми в то время районами Передней Азии, особенно с древними цивилизациями Двуречья, знали уже не только имущественную дифференциацию, но и выделение родоплеменной верхушки. Об этом свидетельствует раскопанный под Майкопом курган племенного вождя. Власть покойного подчеркнута высотой кургана - более Юм. Облачение вождя украшено десятками золотых бляшек с изображениями, ожерелья и бусы из золота, серебра и драгоценных камней - изделия ремесленников из Средней Азии, Ирана и Малой Азии. Золотая корона на голове также имеет переднеазиатское происхождение.

     В эпоху бронзы степную зону занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной зоне были более распространены охота и рыболовство; однако и здесь, в Волго-Окском междуречье, жили оседлые скотоводы, а восточнее от них, в Поволжье, -племена, знавшие и скотоводство, и земледелие.

     В бронзовом веке большинство племен занимались одновременно скотоводством и земледелием. Тем не менее тот или другой тип хозяйства уже начинает доминировать. Наметившееся еще в неолите разделение племен приобретало более четкий, общественный характер. Племена скотоводов-кочевников росли быстрее. Они нередко объединялись друг с другом, создавали племенные союзы. В последующем теснимые кочевниками в лесостепные и лесные регионы земледельцы вынуждены были переходить к новым формам обработки земли. Они научились вырубать и сжигать участки леса, а освобожденную землю распахивать. Первые 2 - 3 года такие участки давали довольно высокий урожай. Но потом земля истощалась, и людям приходилось продолжать свое наступление на лес. Такой способ освоения земли называется подсечно-огневым или подсекой.

     Однако оставленная "отдыхать" земля через некоторое время вновь могла приносить урожай. Поэтому однажды освобожденные от леса участки не забрасывали навсегда. Через несколько лет их очищали от кустарника и молодых деревьев и вновь засевали. Это было делать гораздо легче, чем корчевать вековой лес и распахивать новые участки. Повторное использование уже расчищенных земель называется лесным перелогом. Постепенно перелог становится преобладающей формой земледелия в лесостепных и лесных регионах России. Впрочем, он не мог существовать без подсеки.

     В первой половине I тысячелетия до н.э. на территории нашей страны появились железные орудия труда. Наступление железного века позволило человеку лучше защищаться от врагов и значительно быстрее, чем прежде, производить все необходимое для жизни. Интенсификация хозяйственной жизни существенно повлияла на структуру общественных отношений. Возникли экономические предпосылки для межплеменной и родовой дифференциации. Железный век был уже тесно связан с переходом к последней форме общественного устройства первобытного строя - военной демократии.

     Наиболее развитые культуры раннего железного века известны на территории России и преимущественно Украины уже в I тысячелетии до н.э. в Причерноморье: они оставлены киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье, с VII в. до н.э. и до начала - середины I тысячелетия н.э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Они знали и земледелие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее дьяковцев в Поволжье обитали близкие к ним племена городецкой культуры, в Приуралье в VII-I вв. до н.э. - ананшнцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой. Если скифы и сарматы переживали в железном веке разложение родового строя, то у племен лесной зоны, обитавших в более суровых условиях, появление железных орудий не привело к столь быстрым переменам. Требовалось дальнейшее их развитие и совершенствование хозяйственных приемов.

     Отдельные племена лесостепной зоны середины - второй половины I тысячелетия до н.э. и первой половины I тысячелетия н.э. оставили археологические культуры, в которых преобладают погребения с трупосожжениями, хотя встречаются и трупоположения. Их нередко объединяют под общим названием культур полей погребения. Среди них можно назвать зарубинецкую и Черняховскую культуры. Черняховцы Нижнего Приднепровья в первой половине I тысячелетия н.э. уже применяли плужное земледелие, были знакомы с кузнечным и бронзолитейным делом, пользовались гончарным кругом. Эти племена общались с другими народами. В их поселениях и погребениях встречается много античных монет и вещей.

     Ареал распространения зарубинецкой культуры - территория Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья. Для этой культуры характерны бескурганные могильники. Основное занятие - земледелие и скотоводство при широком распространении охоты и рыболовства. Орудия труда - железные, тогда как бронза использовалась для изготовления всякого рода украшений.

     Таким образом, в эпоху железа значительно отчетливее, чем в предшествующее время, проявляется неравномерность общественного развития. На территории Восточной Европы сосуществовали племена, находившиеся на разных стадиях развития. Начинается процесс разложения родоплеменного строя, складываются и основные этнические общности, которые можно отнести к предкам народов, проживающих в современной России.

Ранняя этническая история народов восточной европы

 

     Лингвисты считают, что заселившие Европу 10 - 12 тысячелетий назад первобытные племена говорили на языках, восходящих к относительно единой языковой семье, условно называемой ностратической. Однако по мере расселения племен стало нарастать языковое отчуждение. Из ностратической семьи выделилась индоевропейская семья языков, в которую вошли предки большинства народов Восточной Европы и родственные им в языковом отношении народы Азии.

     Дифференциация индоевропейской общности оказалась тесно связанной с этническими процессами. Здесь многое остается неясным. Дело в том, что проблемы происхождения народов - этногенеза - всегда принадлежат к числу наиболее сложных, редко поддающихся однозначному решению. Начало складывания этнической общности, как правило, относится к весьма отдаленным эпохам первобытнообщинного строя. Исследователь почти лишен возможности судить о языке, на котором говорили племена, оставившие археологические памятники. Язык же служит одним из наиболее существенных признаков этнической общности. Следует также иметь в виду многочисленные миграции племен и народов, процессы ассимиляции. При изучении этногенетических проблем необходимо учитывать данные ряда смежных научных дисциплин - археологии, исторической лингвистики, антропологии и т.д. Практически отсутствует материал, позволяющий судить о языковой и этнической принадлежности племен эпохи каменного века и отчасти энеолита и бронзы. Несколько шире представлены свидетельства для изучения этногенеза в эпоху железного века, однако и здесь больше вопросов, чем научно-обоснованных ответов, Потому исследователи предпочитают говорить о существовании определенных этнических групп. Ясно также, что у народов, населяющих Россию, нет единого предка - настолько сложны и разнообразны были происходившие на территории Восточной Европы этнокультурные процессы.

     Какие же племена и народы жили на территории России в I тысячелетии до н.э.?

     В Восточной Европе сформировались племена, говорившие на финно-угорских языках (предки современных саамов, эстонцев, коми, удмуртов, марийцев и мордвы). Считается, что расселились эти племена в Восточной Прибалтике уже в неолите, а в середине III тысячелетия до н.э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волго-Окского междуречья (с финно-угорскими племенами связывают дьяковскую, городецкую, ананьевскую культуры раннего железного века). Позднее в районах расселения финно-угоров стали появляться племена, говорившие на славянских и балтских языках.

     Севернее территории, занятой утро-финнами и балтославянами, а также в Западной Сибири и в бассейне Енисея обосновались предки ненцев, энцев, нганасан, селькупов, хантов и манси. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке расселились предки эвенков, ламутов, удэгейцев, нанайцев, а также чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов и нивхов.

     В лесостепных и южных таежных областях Восточной Европы и Зауралья обитали племена, принадлежавшие к иранской языковой группе индоевропейцев (племена срубной культуры). Этнологи говорят о генетической связи племен срубной культуры и древнеямной неолитической культуры. На иранских языках говорили многочисленные племена Южной Сибири. К югу от Байкала жили предки нынешних тюркоязычных и монголоязычных народов, которые позднее сыграли большую роль в этнической истории Сибири и Восточной Европы.

     Остановимся несколько подробнее на этнической истории славянских народов. В середине II тысячелетия до н.э. на европейскую территорию будущей России из Малой Азии проникли народы, говорившие на древнеевропейских языках, восходящих к индоевропейской группе. По мере расселения от них отделялись большие группы племен, которые оседали на новых землях. Так, огромную территорию - южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы - заселили племена, говорившие на балтославянских языках. Земли, на которых осели предки современных славян и балтов, на западе ограничивали реки Днестр и Висла, на востоке - верховья Западной Двины и Оки.

     Поскольку эти племена постоянно общались между собой, их языки были очень близки. Сходными были жилища, одежда, домашняя утварь, другие предметы материальной культуры. Поэтому до сих пор не удалось точно установить, какие именно археологические памятники II - I тысячелетия до н.э. оставили предки славян, а какие - предки балтов. Помимо охоты и рыболовства, они занимались лесным скотоводством и подсечным земледелием.

Информация о работе Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири