Первые цивилизации востока (Египет и Месопотамия) - скачок в культурном развитии человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:20, контрольная работа

Описание

Ранняя культура Египта и Месопотамии, развитие цивилизаций.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории мировой культуры.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)


М о с к о в с к и й  г о с у д а р с т в е н н ы й  у н и в е р с и т е т  п е ч а т и

                      Факультет издательского дела и журналистики.

                                 Кафедра периодической печати

 

 

 

 

                                             Контрольная работа

                                  по истории мировой культуры.

«ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА (ЕГИПЕТ И МЕСОПОТАМИЯ) – СКАЧОК В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

                                              Выполнила Вовнякова А.О.

         1 курс

 

 

 

 

 

                                                    Москва, 2011.

Введение.

От северо-восточной Африки через Восточное Средиземноморье до берегов Тихого океана протянулась к северу от экватора широкая полоса земель, ставших еще на заре человеческой истории колыбелью древнейших цивилизаций нашей планеты. Необычайно разнообразные по природным условиям, с пестрым этническим и культурным содержанием все эти области объединяются обычно под весьма условным названием «Древний Восток».

Первые цивилизации Древнего Востока, такие как Египет и Месопотамия, богаты своими культурными достижениями и прорывами. Каждая из этих цивилизаций уникальна, но их объединяет то, что они обе развивались быстро и во многом преуспели. Их можно по праву считать первыми империями, первыми царствами, зародившимися в долинах рек.

1.За мезолитом в разные сроки на разных территориях наступил неолит — период изготовления шлифованных каменных орудий, изобретения сверления камня, появления топора, а позднее — изобретения формовки и отжига глины для приготовления посуды. Соответственно, разделяют докерамический и керамический неолит. Главным событием эпохи неолита была так называемая «неолитическая революция»— переход от собирательства и охоты к растениеводству, связанному с возделыванием растений, и животноводству, связанному с одомашниванием животных. Итогом неолитической революции было возникновение сельского хозяйств.

Уже древние собиратели, как отмечал А. П. Окладников, «по-своему превосходно изучали окружавший их растительный мир. Они сделали множество полезных наблюдений и изобретений, позволивших широко использовать в пищу различные съедобные растения. Ими были открыты и практически использованы важные качества одних растений и целебные свойства других. Они научились расщеплять волокна дикого льна, кендыря и крапивы, сучить и прясть их, выделывать нити, веревки, ткать не только грубые, но и достаточно тонкие ткани для своей одежды, а также изготовлять сумки, мешки и многие другие предметы, необходимые в домашнем обиходе».Однако жизнь древних собирателей и охотников крайне зависела от внешней среды, в частности, от колебаний численности жертв, от урожая или неурожая собираемых растений. Это был, как говорят историки, присваивающий тип хозяйствования.

Численность человечества перед неолитической революцией была равна миллиону т. е. была сравнима с численностью крупных видов современных млекопитающих. Переход к земледелию и животноводству означал резкое увеличение пищевых ресурсов и позволил возрасти численности человека в течение неолита по крайней мере на порядок, т. е. в итоге неолитической революции на Земле численность человека стала измеряться десятками миллионов особей. Переход от охоты и собирательства к земледелию привязал земледельческие племена к земле.

2. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к доисторическому периоду), династический период (основной этап существования египетской цивилизации протяжённостью около 27-и веков), эллинистический период (синтез с греко-македонской культурой под властью династии Птолемеев) и римский период (в составе древнеримского государства, как одна из важнейших провинций Римской империи). Временные границы существования древнеегипетской культуры принятые исследователями — с сер. 4-го тыс. до н. э. и по IV век н. э. Византиско-коптский период (в составе Византии).

На территории нынешнего Египта человек появился, видимо, еще в эпоху палеолита. Современные пустыни, окружающие реку, в те времена были саваннами, подобными нынешней суданской. Примитивное освоение заливаемых Нилом земель, распространение земледелия и скотоводства совпало с постепенным усыханием саванн или было им вызвано. Это произошло в VI тысячелетии до н. э., в эпоху неолита.

Первые ирригационные сооружения - дамбы, плотины, каналы - стали строить в первой половине IV тысячелетия, в эпоху медно-каменного века. За много десятков поколений жители долины и дельты Нила освоили рациональное использование разливов реки для земледелия, создали систему ирригации, так называемое бассейное орошение, сохранившееся вплоть до начала XX в. н. э. Люди научились разгораживать заливаемые земли валами; после того как плодородный ил оседал, воду спускали и засевали влажную почву. Ирригационные сооружения, которые создавались усилиями отдельных общин и на протяжении многих сотен лет связывались в более крупные системы, способствовали увеличению продуктивности земледелия, нормы и массы прибавочного продукта. Рост производительности труда в земледелии позволил освободить часть людей для занятий ремеслами. Освоение медных орудий в свою очередь сказалось на новых успехах сельского хозяйства.

Создатели древнеегипетской цивилизации по внешнему облику больше напоминали население Средиземноморья, чем Черной Африки. Высокие, худощавые, смуглые египтяне противопоставляли себя окружающим народам: азиатам северо-востока, ливийцам запада, нубийцам юга.Антропологические и этнокультурные различия между народами подчеркивались и в изобразительном искусстве, и в литературных памятниках Древнего Египта.

3. Греческим по происхождению словом «Месопотамия» именуется междуречье Тигра и Евфрата. Как раз существование двух рек - Тигра и Евфрата - следует полагать основной топографической чертой Месопотамии. Поздний разлив рек заставлял людей возводить плотины, дамбы, с тем чтобы спасти всходы. Кроме того, в условиях стоявшей жары вода быстро испарялась, ведя к засолению почвы. Заметим, что ил Евфрата далеко уступал по своей плодородности нильскому, засоряя к тому же каналы. Южная часть междуречья, ставшая колыбелью месопотамской цивилизации, являла место, где почву лучи палящего солнца делали твердой, словно камень, или же она скрывалась под песками пустыни.

С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив. Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории — в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная — Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые ученые полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере — от района, где находится современный Багдад, на юге до Персидского залива). Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что ее начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана именно шумерами.

В течение первых трех четвертей III тыс. до н.э. ведущее место в истории Месопотамии занимал Юг. В самой молодой в геологическом отношении части долины, на побережье Персидского залива и в примыкающих районах доминировали шумеры, а выше по течению, в позднейшем Аккаде, преобладали семиты.

4. О том, что у первобытного человека существовали интуиции религии, и он задумывался над метафизическими вопросами жизни и смерти свидетельствуют наличие признаков погребального культа. Исходя из представлений современных «примитивных» народов ученые реконструируют религиозные обряды, относящиеся к умершим, и связанные с этими обрядами верования первобытного человека. Египтяне тоже задумывались о смерти, поэтому верили в Бога Осириса. Была написана также и «Книга Мертвых». Для древних египтян "Книга Мёртвых" была чем-то вроде Библии для нас. Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках. У шумер отношение к смерти отличалось от восприятия египтян: В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Более того, в шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Первой одеждой первыботным людям служили звериные шкуры, затем человек освоил плетение из стеблей, и некоторые виды одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одежда стала изготавливаться как из растительного, предварительно обработанного материала, так и из шерсти животных. Различные украшения – бусы., подвески, ожерелья из просверленных костей, а также раковины с остатками краски, которую наносили на тело и лицо имело не только эстетическое значение для первобытного человека, но и магическую функцию. Любые украшения (в том числе и косметические) защищали своего владельца от враждебных сил; а также могли быть знаком социального положения (ожерелье из зубов опасного хищника свидетельствовало об охотничьей доблести). Основное декоративное значение в костюме египтян также имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями. Однако, ни среди первобытных людей, ни среди шумер не были так популярны головные уборы, как у египтян. В Древнем Египте древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей— уреем— символом власти, и клафт— большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником. А жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.

Первобытные люди в пещерах изображали сцены из охоты, танец людей,  одетых в шкуры, кровоточащие, пораженные охотниками животные. Эзотеричность изображения объясняется магическим предназначением, стремлением обеспечить мир предков живительными началами – проливаемой на рисунках кровью посредством охры. Изображения человека вторичны. Господствует женский образ. Мужчина часто изображается падающим, в недееспособном состоянии. Египтяне больше изображали правителей и богов. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения. У шумеров также была традиция изображать богов, вождей, а затем царей. Но живопись была развита не так, как техника мозаики, то есть инкрустация вырезанных изделий ракушками, слоновой костью или другими материалами, которые прикреплялись к глиняной или деревянной основе, покрытой смолой.

5. Культуры Египта и Месопотамии имеют много общего.

Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей.

Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатил Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

Язык древних египтян известен исследователям по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах.

Культура шумеров произвела не меньшее влияние на последующий прогресс не только в Месопотамии, но и прогресс всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготавливать цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система исчисления (счеты).

Таким образом, можно сделать вывод, что и у египтян и у шумеров была хорошо развита математика, письменность.

Достаточно высока художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью. Однако в Египте архитектура развивалась в другом направлении: Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая. Религия шумеров – это тоже чистый политеизм, ни один бог не получил статуса главного бога. В Шумере существовало несколько верховных общешумерских божеств. Но наряду с ними в каждой области складывался свой пантеон, своя мифология и жреческая традиция.

Однако, у шумеров была развита мифология. Религиозные убеждения шумеров исходили из мифов и легенд. У египтян, в свою очередь, был развит культ животных (в дальнейшем это привело к тому, что большинство богов представляют собой гибрид человека с животным).

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Как таковые мифы о строении вселенной у шумеров также отсутствуют. Есть лишь упоминания, что вначале было первичное бесконечное море.

Заключение.

Итак, обе цивилизации – Египет и Месопотамия – внесли огромный вклад в будещее Востока. Изобретения, вычисления, постройки, религия и искусство первых цивилизаций стали основой для нынешнего Востока, каким мы можем его наблюдать. Зарождение общества и культуры, государственности – это история, которую мы помним и храним. Две древнейшие цивилизации, которые всегда будут почитаемы среди историков, поскольку они за короткий период достигли почти совершенного на тот момент государственного строя. Такой прогресс в развитии по праву считается самым удивительным достижением древних людей. Египет и Месопотамия просуществовали очень долго, по сравнению с остальными и до сих пор считаются самыми великими в силу того, сколько они сделали для современной науки и жизни.

Информация о работе Первые цивилизации востока (Египет и Месопотамия) - скачок в культурном развитии человечества