Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:54, реферат
После Возрождения и Реформации следующим духовным переворотом стало Просвещение. Преобладающим умонастроением становился оптимизм, вера в прогресс, в то, что история развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Мыслители Просвещения (Дж. Локк, Ж.. Ж.. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье) утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми.
Тема : Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества.
План: 1.Плеяда блестящих умов.
2.Культура Европы в период новой эпохи.
После Возрождения и Реформации следующим духовным переворотом стало Просвещение. Преобладающим умонастроением становился оптимизм, вера в прогресс, в то, что история развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Мыслители Просвещения (Дж. Локк, Ж.. Ж.. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье) утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми.
Франция XVIII в. дала Европе и миру целую плеяду блестящих умов и идей, которые разрушали устои старого порядка и укрепляли настроения необходимости перехода к гражданскому обществу. Авторитет этих просветителей вышел далеко за пределы Франции. Французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) выделил три ветви власти: законодательную, которая принадлежит народу и реализует себя через выборных депутатов; исполнительную, переданную королю, который назначает членов правительства, и судебную, которую осуществляет независимое сословие судей. Вольтер (1694-1778 гг.) считал, что французскому обществу необходимо обеспечить свободу слова и вероисповедания, дать всем людям равные права, преобразовать судопроизводство, отменить пытки, уничтожить остатки феодальной зависимости крестьян и феодальных привилегий. Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) обосновывал право народа на такое демократически-республиканское государство, где каждый будет участвовать в управлении, законодательстве и суде, где будет достигнуто гражданское равенство, создал теорию народного суверенитета. В эпоху Просвещения появляется и новый мощный фактор воздействия на жизнь общества - общественное мнение. Оно формировалось образованными людьми, прежде всего, через газеты. С XVIII в. уже выходит ежедневная лондонская газета «Таймс», стремительно растет число изданий газет и журналов.
В XVI-XVIII
вв. Европа пережила три крупных
революции: Нидерландскую (1566-1609 гг.), Английскую
(1640-1660 гг.) и Французскую (1789-1794 гг.).
Первая в Европе буржуазная революция
в Нидерландах во многом была связана
с противоречием между
Внутриполитическое устройство большинства стран Европы и Америки во 2-й половине XVII-XVIII вв. сохраняло средневековые черты в виде абсолютных монархий. Исключениями были Нидерланды, Англия (в 1649-1660 гг. – республика, с 1688 г. – ограниченная монархия), Венецианская и Генуэзская республики, Швеция (1719-1772 гг.), США (с 1783 г.) и Франция (с 1789-1794 гг.). Эпоха Просвещения и потребности экономического развития привели к трансформации абсолютизма и возникновению такого явления, как просвещённый абсолютизм. Несмотря на то, что сословные органы управления (парламенты) продолжали своё существование, их функции, права и привилегии значительно понизились, они собирались всё реже и реже. Контроль над государством перешёл монарху и его бюрократическому аппарату.
Общественное устройство во 2-й половине XVII-XVIII вв. также сохранило средневековые, феодальные черты. Во многих странах существовало деление на сословия, при этом привилегированные сословия – духовенство и дворянство – играли решающую роль во всех делах государства, а буржуазия, ремесленники и крестьянство занимали подчинённое положение. Лишь в Голландии и Англии буржуазия занимала лидирующее положение, существенно потеснив дворянство и духовенство.
Несмотря на развитие капиталистических отношений, экономика большинства стран Европы и Америки продолжала носить преимущественно феодальный характер. Основной ее сферой оставалось сельское хозяйство, основной рабочей силой (в Европе) – зависимое или полузависимое крестьянство. В Америке использовался труд рабов-негров, местное население фактически находилось на положении крепостных крестьян. В промышленности ведущее место по-прежнему принадлежало цехам, которые определяли качество и количество выпускаемой продукции. При этом, они упорно сопротивлялись каким бы то ни было переменам.
Значительную роль в экономике европейских стран играли колонии, которые поставляли необходимое сырьё (полезные ископаемые, лес, драгоценные металлы, продукты), доход от сбора налогов, пошлин и сбыта товаров.
В XVII-XVIII вв. в Европе существовало три узла международной напряжённости:
1) Западная Европа. Здесь противоборствовали Англия, Франция, Голландия и Испания за господство на море и в колониях, за преобладание в Европе, в Северной Америке, Карибском бассейне и Индийском океане.
2) Юго-Восточная Европа. С данным регионом был связан так называемый «Восточный вопрос» – проблема взаимоотношений европейских держав и Османской империи.
3) Северо-Восточная Европа. Противоборствующими сторонами в этом регионе за господство на Балтике являлись Швеция, Дания, ряд немецких княжеств, Польша и Россия.
Культурная жизнь Европы во второй половине XVII-XVIII вв. прошла под знаком эпохи Просвещения. Многообразные направления в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм) отличались больше не внешним, а внутренним содержанием, т.е. заложенным в них мировоззрением. При этом культура постепенно перестала быть только достоянием узкого круга лиц, образованной элиты общества – с XVIII в. началось формирование массовой буржуазной культуры.
Больших успехов в этот период достигла наука. Начиная с первой половины XVII в., научные знания выделились из философии и оформились в отдельные отрасли. Это, в свою очередь, привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений.
С конца XVIII в. начинается становление индустриального общества. Переход к индустриальной экономике включал два этапа. Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII-начале XVIII вв. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть промышленным переворотом. Промышленный переворот начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности и завершался бурным ростом железнодорожного строительства. Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники системой машин. Машинное производство диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни.
К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупную машинную индустрию, современный транспорт, мировой рынок. Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы. В конце XIX в. мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США).
Становление индустриального общества сопровождалось резким увеличением народонаселения и ростом городского населения. В 1800 г. лишь 3% населения жило в городах, в 1900 г. - уже 13,6%. Ускорился рост больших городов, появляются города-миллионеры. Растет миграционная активность, в основном эмиграция из Европы в Северную Америку. В XIX в. меняется социальная структура населения. Важнейшим социальным последствием промышленного переворота было укрепление класса буржуазии и появление класса промышленного пролетариата. В большинстве стран Западной Европы завершилось формирование наций как исторически сложившихся общностей с единой государственностью, экономической жизнью (национальным рынком) и литературным языком.
Ключевые слова: просвещение, просвещённый абсолютизм, внутриполитическое устройство, мануфактурный этап ,буржуазия
Вопросы к тексту :