Петербург первой половины XIX века.(Эпоха ампира)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:17, контрольная работа

Описание

Целью нашей работы является: раскрытие и описание созданных творений и побудительные мотивы этого творения.

Возникновение зодчества
Прошли тысячелетия, прежде чем были созданы, выверены и отработаны употребляемые сегодня архитектурные формы, строительные материалы, конструкции и методы возведения зданий и сооружений.

Содержание

1.А. Н. Воронихин. Стр4
2.А. Д. Захаров. Стр5
3. Тома де Томон. Стр6
Заключение. Стр10

Работа состоит из  1 файл

157496.rtf

— 159.72 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования и науки Российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербургский торгово-экономический институт

Кафедра истории

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Отечественная история

Вариант 08

Петербург первой половины XIX века.(Эпоха ампира)

 

 

 

Выполнил студент:Ли.П.А

Гр.4415 факультет ТПОП

Номер зачётной книжки:12808

ПРЕПОДАВАТЕЛЮ :_______________________

 

 

Санкт-Петербург

2013

План:

1.А. Н. Воронихин. Стр4

2.А. Д. Захаров. Стр5

3. Тома де Томон. Стр6

Заключение. Стр10

 

                                                                          Введение 
 
Величественные здания и сооружения, парки и целые города возникли не сами по себе, а в результате длительной строительной деятельности людей. Эта деятельность заложила основы архитектуры в нашем теперешнем представлении. 
Однако архитектура заставляет не только задуматься, но и удивиться. Взглянув на пройденный ею путь, мы увидим тысячи людей, каждый из которых хоть на шаг продвинул строительное искусство вперед. Среди них не только архитекторы, но и инженеры, математики, художники, садовники. 
Архитектура -- это не только результат труда отдельных выдающихся личностей, это плод длительного и напряженного труда, в котором участвовали все эпохи и народы. 
В лучших творениях архитектуры разных времен целесообразность и красота являли собой выразительный художественный образ. Он необъяснимо воздействует на наши чувства, делая красоту сооружения не холодной абстракцией, а прекрасной реальностью, доставляющей радость людям. 
XIX век для Петербурга разделен на две эпохи: эпоха классицизма, и эпоха модерна. Становление нового стиля в Петербурге запаздывало по сравнению с ведущими зарубежными школами. Реальные проявления черт модернизма прослеживаются с конца 1890-х годов. Истоки петербургского модерна лежали в западноевропейской архитектуре. 
Каждое принимаемое авторское решение непременно должно быть логически мотивировано, обосновано. Архитектурное творчество не может не опираться на разумные посылки, оно -- следствие предварительных умственных усилий автора, воспринимающего существо задачи, конкретные ее условия. 
Целью нашей работы является: раскрытие и описание созданных творений и побудительные мотивы этого творения. 
 
Возникновение зодчества 
Прошли тысячелетия, прежде чем были созданы, выверены и отработаны употребляемые сегодня архитектурные формы, строительные материалы, конструкции и методы возведения зданий и сооружений. 
Строительная деятельность определяет характер труда, отвечающий духовным и материальным потребностям человечества. 
Первым жилищем, которое появилось у наших далеких предков, пытавшихся укрыться от непогоды и врагов, были пещеры, созданные самой природой. Будучи наделенными от природы разумом, сообразительностью и предприимчивостью, первобытные люди начали возводить и искусственные сооружения для жилища. 
В зависимости от климата, местных строительных материалов и степени развития производительных сил общества человек создавал самые различные жилые постройки. 
Но все это еще не архитектура, это лишь продукт строительной деятельности человека, продукт, предназначенный для удовлетворения сугубо утилитарных целей. 
Современного человека не удивишь ни оригинальностью конструкции этих построек, ни тем художественным впечатлением, которое они производят. 
Сегодня, мы не можем утверждать, что конструкция этих сооружений отличается большим остроумием и технической целесообразностью. С точки зрения эффективного использования свойств материала камень, работающий на изгиб и к тому же положенный плашмя, обладает значительно меньшей прочностью, поскольку лучше всего работает на сжатие. Каменная конструкция возведена обществом людей для удовлетворения духовных потребностей. 
Строительство приобретает вид определенной общественной потребности и получает художественную (идейную) трактовку. Вот в этом единстве строительного дела и искусства возникает архитектура, или, как ее еще называют, зодчество. 
Конечно, мегалитические постройки древних внешне еще очень далеки от тех сооружений, которые сегодня мы относим к произведениям архитектуры. Тем не менее, по своей сути они являются уже, так сказать, носителями архитектуры. Архитектура начала свое триумфальное шествие через столетия и эпохи. 
 
Русский классицизм 
Дворцовая площадь Петербурга. Величественно возвышается здесь Александровская колонна -- памятник победы в Отечественной войне 1812 г., сооруженный по проекту А. А. Монферрана в 1830 - 1834 гг. 
Ствол колонны вытесан из одного куска гранита и весит около 600 т. Колонна ничем не укреплена и держится в вертикальном положении только благодаря собственной тяжести. Эту махину установили на площади в течение ста минут с использованием простейших механизмов -- кабестанов (особого рода воротов) [Искржицкий Г. И., Сычева М. А., По законам красоты, М., 1981г., с. 17]. 
Широкий размах строительства в стране, а также народные традиции русского зодчества определили национальные традиции русского классицизма, его реалистические основы. 
 
Произведения русской классической школы в архитектуре второй половины 18 и первой трети XIX века, характеризуются единством функциональной, технико-конструктивной и эстетической сторон, эмоциональной выразительностью конкретного образа и глубокой человечностью и теплотой. 
Здания, возводимые в новом стиле, отличаются большой строгостью, простотой форм и величавостью.

 

1.А. Н. Воронихин. Казанский собор 
 
Одним из выдающихся памятников русского классицизма первой трети XIX века остается Казанский собор -- наиболее значительный ансамбль Невского проспекта. Автор его -- Андрей Никифорович Воронихин. Крепостной графа А. С. Строганова, он родился в 1760 г. в селе Новое Усолье Пермской губернии. 
В 1777 г. граф отправил его в Москву обучаться живописи. Его работами очень заинтересовались знаменитые уже тогда архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, и вскоре юноша заражается страстью к архитектуре. 
Граф Строганов дает ему возможность переехать в Петербург, а затем отправляет его в большое путешествие по России и за границу. В 1790 г., тридцати лет, А. Н. Воронихин возвращается в Россию образованным и знающим архитектором, первые работы которого завоевывают себе такую славу и уважение, что граф Строганов, осуществляющий главное руководство по сооружению Казанского собора, поручает ему эту крупную и ответственную работу [Искржицкий Г. И., Сычева М. А., По законам красоты, М., 1981, с. 11]. 
Собор строился 10 лет (с 1801 по 1811 гг.). Это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, -- одно из замечательных. Здание было задумано как архитектурный ансамбль, включающий три площади. Главная северная площадь, обрамленная полукружием двойной колоннады из 144 каннелированных колонн, поставленных на высокий каменный стилобат, обращена к Невскому проспекту. 
Сильным выносом относительно крупного карниза с богатой профилировкой архитрава зодчий подчеркивал горизонталь колонного полукружия, а крупные формы ордера придавали колоннаде выражение большой мощи. 
Посреди площади высился обелиск. В центре колоннады -- вход в собор, который подчеркивался коринфским портиком с фронтоном. Поверх богатого антаблемента, по всему периметру собора, а также порталов, поднимался высокий парапет, облегченный скульптурными фризами. 
 
Крестообразное в плане здание, образуемое двумя рядами парных гладких гранитных колонн с бронзовыми капителями коринфского ордера, перекрывалось коробовыми сводами, украшенными кессонами, и увенчивалось стройным куполом. Он возвышался на высоком барабане. Этот купол, выполненный из ковкого железа, является первой металлической конструкцией подобного рода в истории мировой строительной техники. 
Но здание было построено только с одной колоннадой, вторая осталась неосуществленной. И, тем не менее, несмотря на недостроенность, Казанский собор привлекает каким-то нежным очарованием, поэзией и теплотой. Простота и серьезность композиции, строгая изысканность пропорций придают зданию спокойный и торжественный вид. Автор сумел органично соединить силу и кротость, богатство и скромность. Он чутко понял дух надвигавшихся новых веяний и сумел показать себя большим мастером нового стиля.

 

2.А. Д. Захаров. Адмиралтейство 
 
Среди замечательных произведений классицизма начала XIXXIX века по праву можно назвать гениальное творение зодчего А. Д. Захарова -- Адмиралтейство, в котором, как в фокусе, отразилась вся архитектурная эпоха. 
Это произведение ознаменовало высший расцвет классической школы в русской архитектуре и поставило А. Д. Захарова среди зодчих его времени на одно из первых мест. 
 
Проект «грандиозной реконструкции» старого Адмиралтейства, раскинувшего свои производственные корпуса на берегу Невы, был представлен Захаровым и принят к исполнению в 1806 г. 
 
А в 1823 г. город украсился великолепным зданием со стройной башней, увенчанной позолоченным шпилем. Адмиралтейство вошло в ансамбль центра города и в панораму Невы как неотъемлемая часть, сыграв огромную градостроительную роль в общем архитектурном облике Петербурга. 
Это здание, окружившее сплошной постройкой колоссальную площадь, создает впечатление какого-то непостижимого могущества, простора и необъятности. Длина его фасада значительна. Однако зодчий сумел создать при этом целостную композицию нового типа в виде многоосевой системы различных соподчиненных и связанных между собой архитектурных объемов. 
Он ввел три центра. Их четкость, ясность, ритмический ряд создают единство сложно-расчлененного фасада большой протяженности. Центральная часть фасада, увенчанная элегантной башней со шпилем, решена в виде триумфальной арки, тяжелой и мощной архитектуры, с карнизом дорического ордера и двумя Славами, держащими перекрещивающиеся знамена. 
Впереди на двух пьедесталах скульптуры работы Ф. Щедрина, изображающие женщин, поддерживающих земной шар. Стройная башня центра напоминает башни древних кремлей. Два других симметричных подцентра построены на основе спокойного чередования портиков и гладких стен, прорезанных сравнительное редко расставленными окнами. 
Декоративная скульптура, сосредоточенная у портиков, а также героическая тематика барельефов во фронтонах, являясь единственным украшением, не нарушают общего величия, спокойствия и торжественности композиции. 
Торцевые фасады со стороны Невы -- павильоны, которые имеют в центре такую же арку, как на главном фасаде, но более упрощенную, венчаются круглым барабаном и круглыми же ступенями, переходят к группе дельфинов, поддерживающих штандарт. 
Адмиралтейская башня, как символ города-героя, увековечена на медали «За оборону Ленинграда» в годы Великой Отечественной Войны.

 

3.Здание биржи в Санкт-Петербурге (архитектор Ж.Ф. Тома де Томон)

 

 

 Cтрелка Васильевского острова -- мыс на восточной оконечности острова при разделении Большой и Малой Невы. Перед Стрелкой Нева образует широкий разлив. По его северной (правой) стороне расположена цитадель -- крепость Санкт-Петербург (Петропавловская), на южном (левом) берегу напротив Стрелки -- главная императорская резиденция Зимний дворец. На Стрелке начиная с 1722 г. был устроен торг, для которого в начале XIX в. построили ансамбль Биржи С.-Петербургского порта (арх. Ж.Ф. Тома де Томон). Впервые значимость Стрелки в топографии Петербурга оценил еще Петр I. По его мнению, здесь должны были разместиться дворцы членов царской фамилии, дома вельмож, правительственные и общественные здания. Постройки должны были быть расположены вдоль берегов, окружая площадь в центре Стрелки. Доминантой, организующей площадь и связывающей ее с окружающим пространством Невы, должен был стать кафедральный соборный храм во имя покровителя России и покровителя мореплавателей св. апостола Андрея Первозванного, архитектурно подобный римскому собору Св. Петра, но он не был построен. Место пустовало 90 лет, потом на нем была возведена Биржа. Панорама Стрелки Васильевского острова Во исполнение замысла городского центра в 1722-1742 гг. перпендикулярно Большой Неве построено главное правительственное здание России -- Двенадцать коллегий, образовавшее границу Стрелки. В нижнем этаже предполагалось разместить лавки, и вдоль протяженного фасада (ок. 400 м) тянулась открытая аркада. Перед фасадом -- площадь, задуманная как главная. По ее северной стороне до Малой Невы по проекту Д. Трезини было построено окруженное аркадами двухэтажное здание Портового Гостиного двора. В годы царствования Анны Иоанновны на Стрелку был переведен торговый порт С.-Петербурга, его причалы располагались вдоль Малой Невы вплоть до Кадетской линии и Тучкова моста. Таким образом, сложилась система Храм (Петербургская сторона) -- Дворец (Адмиралтейская сторона) -- Торг (порт на Стрелке). На самом мысу напротив Зимнего дворца при Анне Иоанновне был построен иллюминационный театр, и тем самым водное пространство Невы перед Стрелкой начало функционировать как центральная площадь. С завершением в 1742 г. строительства здания Двенадцати коллегий Стрелка стала также средоточием правительственных учреждений (до начала XIX в.). В 1783-1789 гг. на Стрелке было возведено третье здание Академии наук по проекту Дж. Кваренги -- двухэтажное строение на гранитном цоколе с высоким крыльцом и восьмиколонным ионическим портиком гигантского ордера. Своего рода манифест утверждения классицизма на берегах Невы, оно членениями фасада повторило композиционную схему симметрично расположенного бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны. В 1800-х Ж.Ф. Тома де Томон создал на Стрелке раскрытый в окружающий город, сомасштабный просторам Невы ансамбль, ставший значимым центром Санкт-Петербурга -- здание Биржи и площадь перед ней с Ростральными колоннами и спусками к воде.Здание Биржи поставлено по оси Стрелки в соответствии с идеальной топографией местности, ориентировано строго на восток согласно принципам ориентации масонского храма (христианские церкви полагается ориентировать на направление восхода солнца в день престольного праздника). После упразднения (1885) порта на Стрелке на площади был устроен сквер. Из предложенных проектов император Николай II выбрал цветник, обрамленный по периметру стрижеными деревьями с просветом по оси Биржи. Сквер был возобновлен с перепланировкой в 1926 . по проекту архитектора Л.А. Ильина. И Николай II, и Л.А. Ильин, несомненно, желали сохранить связь Биржи с простором Невы, но даже ряд невысоких стриженых деревьев нарушает ее, замыкая первоначально бесконечно открытое пространство узкой осью просвета. Неоднократные проекты возведения памятника посреди сквера или здания на водной площади (что разрушило бы всю идею ансамбля) пока не были реализованы, но в 2006 г. на воде по оси ансамбля был устроен фонтан. Биржа стала центром обширного архитектурного ансамбля Стрелки, расположенного симметрично ей по берегам Большой и Малой Невы. Одновременно с нею были построены гранитные набережные -- Академическая (ныне Университетская) по правому берегу Большой Невы и Тучкова на левом берегу Малой Невы, с гранитной лестницей и скульптурами лежащих львов. В 1825-1831 гг. были разобраны бывший дворец Прасковьи Федоровны и дома петровского времени на Малой Неве, архитектор И.Ф. Лукини выстроил по сторонам Биржи два симметричных пакгауза, а в 1829-1832 гг. - у М. Невы новое здание Таможни. Обращенный к реке строгий фасад напоминает фасад здания Академии наук Кваренги. Первый этаж рустован и прорезан полуциркульными окнами, продолжающими присущий всем зданиям Стрелки мотив аркады. Центр фасада выделен ризалитом с мощным восьмиколонным ионическим портиком в высоту 2-3 этажей, завершенным треугольным фронтоном. По углам фронтона -- отлитые из меди на Александровском заводе аллегорические статуи Меркурия (аллегория торговли; в центре), Цереры (аллегория изобилия) и Нептуна (аллегория мореплавания). Над портиком возвышается башня для наблюдения за кораблями, симметричная башне Кунсткамеры. Рядом c Таможней Лукини построил для отпевания погибших в море часовню Спаса Нерукотворного образа в виде греческого храма-простиля. К 1832 году архитектурный ансамбль Стрелки был завершен. Стрелка Васильевского острова уже два столетия остается любимым местом праздников и прогулок петербуржцев. Издалека, с воды и с противоположных берегов Невы ансамбль Биржи выглядит великолепной и торжественной панорамой, которая стала одним из символов Санкт - Петербурга. История В 1803 году Санкт-Петербург праздновал свое столетие. Несколько лет спустя А.С. Пушкин в своей знаменитой поэме Медный всадник написал: Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стан краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво. Действительно, к своему столетию Петербург стал одним из крупнейших европейских городов. Росло его население, расширялись границы самой столицы, в старых, обжитых районах для строительства использовали все свободные пространства.По-прежнему центром города оставалась Нева с ее набережными, уже одетыми в гранит, парадной торжественностью зданий на берегах. При этом каждый, кто любовался городом, с невской набережной, отмечал недостаточное благоустройство восточной части Васильевского острова, так называемой Стрелки, делившей Неву на два рукава и находившейся в самом центре живописной невской панорамы. Здесь по-прежнему был порт, одно из самых оживленных мест города. По замыслу Петра I именно это место должно было стать центром новой столицы. Сюда он стал переводить административные и торговые заведения. В 1730-х годах здесь появился северный торговый порт. Для обслуживания сделок потребовалось специальное здание - биржа. Тома де Томон, в отличие от Кваренги, создал единый архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, доминантой которого и стало здание Биржи. Здание Биржи является центральной частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Первое здание фондовой Биржи было деревянным, построено здесь ещё в 1730-х годах, после перевода торгового порта с Троицкой площади на Васильевский остров. Еще в эпоху Великого Новгорода на Руси проходили купеческие собрания, носившие отчасти биржевой характер. После разгрома новгородской республики Иваном Грозным, при новых царях -- Романовых -- в XVII веке такие собрания проходили уже в Москве, Нижнем Новгороде и других городах. Повсеместный характер имела ярмарочная торговля, однако ни в XVII, ни в XVIII веках она так и не переросла в биржевую. Дело в том, что первая биржа в России возникла не как результат самоорганизации купечества, а по повелению Петра I в 1703 году в Санкт-Петербурге. Решающую роль в этом решении Петра Великого сыграло его посещение товарной биржи в Амстердаме. В 1705 году по высочайшему приказу для первой российской биржи было построено особое здание и указаны часы для проведения в нем собраний купечества -- время проведения торговой сессии. Такие же биржи Петр I предполагал организовать и в других городах. 16 января 1721 года был издан «Регламент, или Устав Главного магистрата», в 18-й главе которого «О биржах или схожих местах» говорилось:Так же надлежит в больших приморских и прочих купеческих знатных городах со временем же в удобных местах недалеко от ратуши. По примеру иностранных купеческих городов построить биржи, в которых бы сходились торговые граждане для своих торгов и постановления векселей. Также и для ведомостей о приходе и отпуске кораблей и коммерции: понеже в таком месте каждый купец и продавец в один час по вся дни тех может найти, с которыми ему нужда есть видеться. Решение о благоустройстве незастроенного пространства на стрелке Васильевского острова было принято комитетом городских строений в виде плана, утверждённого в 1767 году. Пустующую территорию следовало оформить в подковообразную площадь, что и было сделано. За шесть лет с 1783 по 1789 годы по проекту Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы было построено главное здание Академии наук, а также вогнутую часть северного пакгауза (1795--1797). Таким образом были построены здания слева и справа от места будущей биржи.Так, Каравак, приехавший в Россию типичным представителем рококо, к концу своей творческой деятельности работал в стиле барокко. РОСТРAЛЬНАЯ КОЛOННА (от лат. rostrum нос корабля), отдельно стоящая высокая колонна, ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. Воздвигались как памятники в честь побед в морских сражениях в Древнем Риме и в эпоху позднего классицизма (ампира). Ж. Тома де Томон. Ростральная колонна перед зданием Биржи на стрелке Васильевского острова. 1806Pг. Санкт-Петербург РОТAРИ (rotari) Пьетро (1707, Верона 1762, Санкт-Петербург), итальянский живописец и гравёр; портретист, автор картин на религиозные, исторические и бытовые сюжеты. Граф П.P Ротари начал обучаться живописи у себя на родине, в Вероне, и продолжил занятия в Венеции у P.Пьяцетты. Затем переехал в Неаполь, где пользовался советами Ф.P Солимены. В 1750Pг. художник покинул Италию и переехал в Вену, где работал при дворе Марии-Терезии. Из Вены Ротари перебрался в Дрезден, ко двору курфюрста саксонского и короля польского Августа III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Заключение 
 
«И за все зодчество, начало которому положили наши предки для обогащения идущих вслед за ними поколений, мы должны всегда воздавать им бесконечную благодарность», говорил Гоголь [Искржицкий Г. И., Сычева М. А., По законам красоты, М., 1981, с. 7]. 
 
Говорить об архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания этой классической формулы зодчества. 
Сменяются эпохи, архитектурные стили, изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества остаются непременными для каждой постройки, претендующей называться произведением архитектуры. 
Прочность является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность. 
 
Польза и красота -- тема, которая не перестает на протяжении веков привлекать внимание. История убедительно показывает, что архитектура имеет дело не с пользой, а с целесообразностью, то есть с пользой, отнесенной к определенной цели. 
 
Представление о мастерстве изменчиво. И вместе с тем подлинное мастерство -- как бы оно не проявлялось -- непременно, соприкасается с вечностью. 
В классической формуле зодчества «польза, прочность, красота» содержится важнейший принцип единства утилитарной и художественной сторон архитектуры. Правильное понимание этого принципа имеет решающее значение для творческой деятельности архитектора. Умение диалектически применить его в своем творчестве составляет одну из важнейших задач архитектуры. 
 
Произведения, созданные мастерами зодчества Петербурга в XIX веке, входят в число памятников национальной и общечеловеческой культуры. Каждое время способно избрать в прошлом свои идеалы. 
Проявление профессионализма заключено в способности восприятия жизни, в понимании тенденций жизненных процессов, в житейском опыте. 
Процесс архитектурного творчества, который может быть условно расчленен на последовательные этапы осмысления задачи и разработки формы в реальной творческой практике, остается, тем не менее, нераздельным, где главное и подчиненное, целое и части постоянно взаимодействуют, подчас меняются значимостью, разно влияют на самый ход процесса. 
В этом процессе многое непредсказуемо, внешне представляется алогичным, хотя и подчиняется некой своей, индивидуальной, внутренней творческой логике. 
                                               

        

                                                     Список литературы: 
1. Искржицкий Г. И., Сычева М. А., По законам красоты, М., 1981 г. 
2. Козьмян Г. К., Чарльз Камерон, Л., 1987 г. 
3. Лисовский В. Г., Архитектурная школа. Академия художеств, Л., 1981 г. 
4. Немиро О. В., Праздничный город, Л., 1987 г.

 

 


Информация о работе Петербург первой половины XIX века.(Эпоха ампира)