Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:44, реферат
Имя Петра I известно каждому с детских лет. Жизнь и деятельность этого человека, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры. Петр I – деятель мирового масштаба. Именно поэтому о нем написано много книг не только в России, но и за рубежом.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Реформы Петра I в области социальной сферы………………………..3
Заключение………………………………………………………………….9
Список использованной литературы……………………………………..10
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Реформы Петра I в области социальной сферы………………………..3
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………..10
Введение
Имя Петра I известно каждому с детских лет. Жизнь и деятельность этого человека, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры. Петр I – деятель мирового масштаба. Именно поэтому о нем написано много книг не только в России, но и за рубежом.
В
правление этого великого человека
отсталая страна совершила огромный
скачок в промышленном развитии. Россия
утвердилась на берегах Балтики,
приобрела кратчайший торговый путь
в Европу. Появилась первая печатная
газета, были открыты военные и
профессиональные школы, возникли первые
типографии, первый музей, первые парки,
наконец, первый указ об организации
Академии наук.
1. Реформы Петра I в области социальной сферы
Введение новшеств, сначала охватывавших отдельные стороны жизни общества, а затем, проникавшись во все сферы общественного организма, за которыми закрепилось название преобразований, началось с середины 90-х годов 17 века. Военные Азовские походы повлекли за собой строительство Воронежского флота, а так же преобразование в области культуры, прежде всего распространения образования с целью обеспечения армии и флота квалифицированными специалистами.
Новые веяния прослеживаются в отношениях России с Западом. Происходит сближение с Западом и начало европеизации России. Преобразования коснулись и внешности русских людей: дворяне и городские жители внешне стали походить на европейцев – их лишили бороды и длиннополого платья.
Мысль
о необходимости иметь
Страна в то время располагала единственным учебным заведением – Славяно-греко-латинской академией, открытой братьями Лихудами в 1685 году. После их отстранения от дел в 1694 году академия стала хиреть, а 150 ее учеников – бедствовать. Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведут свое начало со времени пребывания Петра в Англии, где он нанял для них трех преподавателей: выпускника Эбердинского университета Фергансона и его двух коллег – Гвина и Грайса.
Нанятые в Англии преподаватели прибыли в Москву осенью 1699г., но свыше года жили без дела: указ об организации школы математических и навигацких наук был обнародован только 14 января 1701г.
До открытия Навигацкой школы Петр использовал более эффективный способ обучения специалистов – отправку русских людей за границу, причем не столько для усвоения теоретических знаний, сколько для приобретения практических навыков в кораблестроении, управления кораблем во время боя и т.д.
Указами от 19 и 20 декабря 1699г. Вводилось еще два новшества: предписывалось производить счисление лет не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как это делалось во многих европейских странах и продолжать до седьмого числа. Живейшее участие в праздновании Нового года принимал сам Петр. Первого января он велел вывести на Красную площадь солдатские полки, а к Кремлю стянуть более двухсот пушек. Пальба из них продолжалась в течение шести дней. Сам царь хлопотал над устройством фейерверка, а ворота местного населения были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками.
С14 января 1701 г. Утверждается «школа математических и навигационных наук», где приезжие англичане стали обучать «добровольно хотящих, а так же принуждаемо набираемых» молодых людей математическим и навигационным, т.е. мореходным хитростным искусствам. В школе проходили арифметику, геометрию, тригонометрию плоскую и сферическую, навигацию, морскую астрономию, и преподавали краткие сведения из области географии, по преимуществу математической. Для подготовки учеников к прослушиванию этого курса при школе были устроены два начальных класса, из которых тот, где учили читать и писать по-русски, назывался русской школой, а тот, где проходили начальный счет, пользуясь уже арабскими цифрами, именовался «цифирной школой». Кроме перечисленных дисциплин, в школе преподавалась еще «рапирная наука», для желающих, т.е. фехтовальное искусство.
Ученики
проходили все науки
При поступлении в школу ученикам давались под расписку книги и учебные пособия, которые они по окончании курса обязывались вернуть в целостности. Из математических книг выдавали арифметику Магницкого, логарифмы и морские атласы, а из учебных пособий – аспидные доски, грифеля, карандаши, бумагу же ученики должны были покупать свою; из математических инструментов навигаторы получали различные линейки – шкалы, радиусы, инструменты для определения времени по звездам, для определения широты и долготы, различные циркули и т.п. Часть инструментов выписывалась из-за границы, а часть изготовлялась дома, при школе в особой мастерской старшими навигаторами.
Ученики
жили частью в самой школе, частью
на наемных квартирах неподалеку
от школы. Надзирателем над учащимися
был первый русский математик, автор
первого руководства
Ученики
навигационной школы шли
Кроме этих школ, возникших в Москве, большое значение приобрела медицинская, основавшаяся в 1706 г. при госпитале. Главным доктором и преподавателем здесь был Н. Бидлоо, очень опытный и знающий хирург, собравший около себя 50 человек из русских.
Кроме этих казенных школ высшего типа, зарождается в Москве в 1700-х. г. школа и общеобразовательная, где помимо русского преподавались и иностранные языки.
1января
1708 г. Петр Великий издал указ
о приступе к печатанию новым
амстердамским шрифтом.
Общеобразовательное
значение петровская школа давала лишь
постольку, поскольку тогдашняя
техническая выучка основывалась на
общих принципах науки и
С
1718 г. положено основание для создания
библиотек в России, которая в1719
г. уже так расширилась, что не
могла помещаться в Летнем дворце,
и для книгохранилища отводится
особое обширное помещение. Надзирателем
за книгами был назначен некто
Шумахер, которого Петр в 1721 г. отправил
за границу с поручениями
Желание царя, чтобы люди «смотрели и учились» способствовало возникновению прессы – газет и журналов. В декабре 1702 г. вышел указ, а ведомости (или куранты) появились с января 1703 г. Первый номер первой русской газеты был выпущен в количестве всего 1.000 экземпляров и состоял из четырех страничек по 27 строк в каждой и был отпечатан славянскими литерами. На четырех небольших страничках его были помещены: местные московские известия о состоянии школ, о количестве родившихся в Москве мужского и женского пола человек, о положении дела возобновления погибшей под Нарвой артиллерии; затем шли краткие известия из Казани, Сибири, Олонца, Нарвы. В «Ведомостях» печатались списки книг, вышедших за границей и в России, известия об общественной жизни того времени.
В
январе 1724 г. Петр утвердил устав академии
наук в Петербурге, а в мюле распорядился
достроить на Васильевском острове
помещение для кунсть-камеры и библиотеки.
Во главе академии был поставлен лейб-медик
царя Блументрость, академики были выписаны
из Германии. Удачно началась деятельность
гимназий. В первый же год в нее поступило
120 человек. Следующие годы поступало меньше,
и тогда правительство, чтобы избежать
гибели гимназии, открыло в нее доступ
детям солдат, мастеров корабельных, даже
крепостных. Окончившие гимназию могли
поступать на университетские курсы при
академии. Однако университетские курсы
в основном пустовали, т.к., подучившись
немного, ученики спешили на службу.
Заключение
После
Петровской реформы усилилось наружное
разъединение между высшими и
низшими классами народа; первые все
более и более усваивали
Качественный
скачок после реформы Петра I. сделало
образование. В стране была создана
сеть различных школ, военных и
гражданских специальных
Впервые
в широких масштабах стало
практиковаться обучение за границей
(только при Петре I. выехало более
тысячи человек). В результате в России
не только распространились передовые
знания, но во второй половине столетия
появилось первое образованное светски
сословие – дворянство.
Список использованной литературы:
1.С. Князьков Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. Книга для чтения по русской истории в школе и дома. Репринтное воспроизведение издания 1909 г.- М.: Планета, 1991. – 712 с.
2.Н.И. Павленко Петр I. – 5-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 2004. – 428 с.
3.Н.И. Павленко Петр Великий. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.