Петр1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:42, доклад

Описание

Россия в системе европейских государств в конце XVII в. Внешняя политика Петра I. Историческое развитие России на протяжении последних 300 лет заключается главным образом в превращении ее из азиатского государства в европейское. Замечательной эпохой в процессе европеизации России было царствование Петра Великого.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 33.32 Кб (Скачать документ)

1. Россия в системе европейских  государств в конце XVII в. Внешняя политика Петра I. Историческое развитие России на протяжении последних 300 лет заключается главным образом в превращении ее из азиатского государства в европейское. Замечательной эпохой в процессе европеизации России было царствование Петра Великого. Ключевский В.О. в своем исследовании Петровской эпохи делает вывод, что Петр I начинал свою деятельность под гнетом двух наблюдений: Россия лишена тех средств внешней силы и внутреннего благосостояния, какие дают просвещенной Европе знания и искусство; видел также, что шведы и турки с татарами лишали ее самой возможности заимствовать эти средства ее от европейских морей. Вывести Россию из этого двойного затруднения, пробиться к Европейскому морю, сдернуть с русских глаз завесу, мешавшую им видеть то, что им хочется видеть, - это была первая, твердо поставленная цель Петра. 
Реальности того времени, сложившиеся в России и вокруг нее, неизбежно ставили дилемму: тащить стране воз древнерусских пережитков и долго оставаться на задворках цивилизации или быстрыми, и даже насильственными методами, сильными реформами преобразовать ее. Петр начал преобразование страны с войны на внешнеполитической арене. Война подтолкнула Петра к реформам и определяла их дальнейшее продолжение. 
К концу XVII в. обширное русское государство занимало в международных отношения, место, не соответствовавшее его Действительным силам и возможностям. До Петра I сфера участия "осени в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами: Польшей, Швецией и вассалом Османской империи - Крымским ханством. Участия в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами западной Европы были эпизодическими. 
Незавидным было в XVII в. и положение России относительно ее трех ближайших соседей. Польша захватила и владела частью западных коренных русских земель, в том числе Смоленскими. Под опросом было само независимое существование России, ибо поляки отказались признать царем Михаила Федоровича. Однако к середине XVII в., хотя и медленно, но шел процесс усиления Русского государства, в то время как Речь Посполитая клонилась к закату. Установилось некоторое равновесие сил России и Польши, готовое в любой момент нарушиться перевесом одной из сторон. 
Положение России к этому времени осложнялось отношениями со Швецией. К началу XVII в. шведы полностью оттеснили Россию от Балтийского моря, захватив исконные русские земли на правобережье Финского залива. Русское государство было лишено естественного пути сообщения со странами Западной Европы, общение с которыми было важным условием преодоления отсталости страны. 
В середине XVII в. правительство России сделало попытку вер муть себе выход к Балтийскому морю. Но Швеция была в то время сильной военной державой, и для успешной борьбы с нею сил у России оказалось пока еще недостаточно, тем более что одновременно шла война с Польшей за Украину. Вот почему пробиться к Балтийскому морю было самой жгучей проблемой и задачей русской внешней политики, и решать эту проблему пришлось Петру I. 
Третьим неблагополучным соседом на юге России было Крымское ханство - вассал и форпост Османской империи. Россия в XVII в. ежегодно выплачивала крупные суммы крымской феодальной верхушке. Однако это не обеспечивало безопасность ее южных границ. Почти каждый год с наступлением весны татарские орды глубоко проникали в пределы русской земли, жгли, грабили, убивали, угоняли население и скот. На невольничьи рынки Востока шли бесконечные вереницы пленников - русских и украинцев, захваченных татарами. Историк А. А. Новосельский считал, что только за период 1607-161 гг. (10 лет) татары угнали в плен из Московского государства (без Украины) свыше 100 тыс. человек, а население MOCKOBI ого государства в это время составляло 7 млн. человек. 
Стоявшие перед русской внешней политикой неотложные задачи на юге страны тоже переходили к Петру I. Не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, его потомки должны понять, что коренные преобразования в России явились объективной необходимостью государства и народа, инстинктивно почувствованные властным человеком с чутким умом и сильным характером. 
Из трех важнейших задач внешней политики самой сложной, долго, и порой трагичной оставалась задача возвращения захваченных Швецией в начале XVII в. земель, дававших России выход к Балтийскому морю. Решалась она 21 год и вошла в историю как Северная война со Швецией. 
Главная причина Северной войны заключалась в потребности прямого выхода России к морскому побережью для экономического роста страны, становления связей с передовыми европейскими странами. Военные действия против Швеции начались в августе 1700 г. осадой крепости Нарва. Но в ноябре войска Карла XII нанесли под Нарвой поражение русской армии, что ухудшило и политическое положение страны. 
Петр I провел преобразования в организации армии, что привело в последующие годы к успехам в войне. В 1702 г. русские войска овладели крепостью Орешек (Нотебург), названной Петром Шлиссельбургом; в 1703 г. заняли крепости Ям и Копорье. В 1703 г. была основана крепость Кронштадт, в 1704 взяты Тарту, Нарва, Иван-город. Это были прибалтийские земли, захваченные Швецией. 
После этого Россия предложила Швеции мир. Но Карл XII отказался от предложенного мира и решил наказать Россию - в 1708 г. он вторгается в страну. 27 июля 1709 г. произошла Полтавская битва. Карл XII был разбит, в 1714 г. у мыса Гангут и в 1720 г. у о. Гренгам шведский флот потерпел поражение от молодого русского флота. 
В 1721 г. Северная война окончилась победой русского оружия. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мир, по которому Россия получила все земли балтийского побережья от Выборга до Риги, доступ к морским торговым путям, и стала морской державой. 
Орудиями решения задач внешней политики были созданные в этот период в России сильная, дисциплинированная и хорошо вооруженная армия и морской флот. Вся система дипломатической службы подверглась при Петре I преобразованиям. Была создана Коллегия иностранных дел. Были учреждены постоянные дипломатические и консульские представительства в важнейших странах, готовился корпус профессиональных дипломатов. 
Все это имело прогрессивный исторический характер: усилилась обороноспособность страны, укреплялись связи России с другими государствами, создавались дополнительные предпосылки для дальнейшего экономического и культурного развития страны. 
Московская Русь в первой четверти XVIII в. превратилась в Российскую империю с новыми границами, что нашло официальное признание в 1721 году. Петр I был провозглашен первым императором России. 
 
2. Реформы Петра I и их значение для судеб России. Напряженная внешнеполитическая деятельность России на рубеже XVII-XVIII вв. одновременно проходила с громадной реформой внутри страны. К крупнейшим преобразованиям Петра относятся административные, экономические? мероприятия в области религии, культуры, просвещения. 
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. ОФОРМЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА. В середине XVII в. обозначились признаки перехода централизованного государства от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Абсолютизм, т. е. неограниченная монархия, по определению В. И. Ленина, есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю. 
Политический режим при абсолютизме в России определяется следующими чертами: 
- всеобщая и мелочная регламентация жизни и деятельности населения; 
- грубое, прямое принуждение к исполнению разных установлений;  
- отсутствие политических прав и свобод, общественной самодеятельности подданных;  
- жесткий контроль, слежка за ними со стороны государственных органов, крайне широкие полномочия этих органов, особенно полиции, право безграничного вмешательства их в жизнь людей. 
Одним из важнейших признаков формирования неограниченной власти Петром I являлось отмирание Земских соборов. Прекращение практики их созыва означало, что царь больше не нуждается в одобрении или неодобрении своих действий - он приобрел достаточную независимость. 
Вполне традиционная идея самодержавия получила при Петре новые импульсы, была попытка рационалистически обосновать абсолютную власть одного человека над миллионами. Обществу Петровского времени было уже недостаточно сознания божественности власти царя как аргумент почитания, нужны были иные, новые, рационалистические принципы ее обоснования. Поэтому политический идеолог того времени Феофан Прокопович ввел в русскую политическую культуру понятие, согласно которому люди, чтобы не самоуничтожаться, должны были предать себя повелителю, обязанному их защищать, но взамен получившему над ними полную власть. В условиях России был сформирован образ разумного, видящего за далекие горизонты монарха-отца Отечества, народа. 
Петр Великий придавал огромное значение реформе государственного аппарата. В основе этой реформы лежали широко распространенные в Европе идеи государственного строительства. Кратко суть их такова: поскольку государство есть творение не бога, а человеческое, сам человек может его усовершенствовать, превратить в идеальный инструмент преобразования общества. 
Реформа госаппарата началась в конце 1717 г. Все управление государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. Это был отход от средневековой системы управления, когда были смешаны территориальное и функциональное управление, разнобой в обязанностях чиновников. Теперь вводилась специализация коллегий и четкое разделение функций. Так были созданы Коллегия чужестранных дел; Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); Юстиц-коллегия; Ревизион-коллегия (ведущая счет государственных приходов и расходов) и т. д. В 1721 г. была образована Духовная коллегия-Синод. Коллегии стали основ oil центральной системы управления. Постоянно сталкиваясь со знаменитой "московской волокитой" в приказах, Петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников, описывающую подробно всю работу, режим, делопроизводство. Регламенты, как замысливал их Петр, отнюдь не были просто инструкциями. Он стремился перенести военные принципы на сферу гражданской жизни, госуправления. За нарушение регламента чиновники наказывались так же, как военные за нарушение устава. 
Реформа центрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления. Высшим правительственным учреждением являлся Сенат, учрежденный в 1711 г. Сенат занимал ключевое положение в Петровской государственной системе. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. Четко был расписан регламент работы Сенат а. Итак, вместо Боярской Думы, стал Сенат. Боярская дума имела аристократический состав, состояла преимущественно из людей знатного, боярского рода, занимавших высшие правительственные должности, притом она привыкла действовать под непосредственным руководством государя. 
Петр отошел от этих традиций. Он создал такой орган, который мог действовать и в его отсутствие, куда назначались люди, не обязательно знатные, но непременно обладающие ледовыми качествами и искренне преданные государю. 
Затем при Сенате был создан важнейший контрольный орган самодержавного государства - прокуратура. "Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, чтобы Сенат свою должность хранил и во всех делах истинно и ревностно, без потерения времени, регламентам и указам отправлял", - гласило положение о должности прокурора. Генерал-прокурор был полностью независим от Сената и являлся стряпчим от государя.  
Чтобы обезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр считал необходимым ввести институт тайного надзора (фискалов-чиновников). Оба института, прокуратура и фискальство, были прочно связанны - фискалы доносили о делах прокурорам. 
Создание нового полноценного государственного аппарата было бы можно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления - местного аппарата. 
Петр разделил все государство на 8 крупных областей, получивших название губерний. Затем в 1719 г. введено было новое областное деление, в которое вошли и земли, отвоеванные у Швеции. Россия была разделена на 11 губерний, которые подразделялись на провинции, а провинции - на уезды. 
Управление городским населением ведала ратуша, составленная выборными бурмистрами. Ратуша ведала жизнью города, судом, расправой, сбором податей и других налогов. 
Стремление Петра организовать государство по военным образцам усилило роль военных в обществе и государстве. Широко практиковалось участие профессиональных военных в госуправлении. 
Таким образом, государственные учреждения местные, центральные и высшие представляли собой сооружение, подобное пирамиде, на вершине которой находился самодержец, осуществлявший верховную неограниченную власть. 
Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах, введенной в 1722 г. Значение Табели о рангах состоит в том, что были приведены в систему и унифицированы все чины империи нa государственной службе. Введены были 14 рангов, которые определяли ступени роста и продвижения чиновников в любой отрасли службы? сухопутной, военно-морской и гражданской. Важное значение HI право доступа в дворянство и лицам "подлого происхождения' своим деловым качествам. Дослужившие до 8-го ранга также получали наследственное дворянство и все вытекающие из этого привилегии. 
РЕФОРМА В АРМИИ. Одновременно с реорганизацией государственного аппарата осуществлялась военная реформа. Без регулярной армии и флота нельзя было решить коренные задачи внешней политики. 
Армия, которая использовалась в старой России- дворянская конница с походными дворовыми людьми и иноземцами - была заменена Петром на регулярную постоянную армию. Стрелецкие войска после мятежей против Петра были уничтожены. Потешные полки Преображенский и Семеновский преобразованы в гвардейские регулярные полки. Прежний способ комплектования - "вербовка охотников - заменен общим рекрутским набором, распространенным на неслужилые классы общества. Создана была новая вооруженная сила - флот (48 линейных кораблей, 800 галер и 28 тыс. человек экипажа). Содержание всех сухопутных и морских сил составило 2/3 всех государственных расходов. 
Новый порядок комплектования войск рядовыми заставил пересмотреть вопрос о подготовке офицерских кадров. До начала XVIII в. дворяне являлись на эпизодические смотры и участвовали походах. Теперь же они были обязаны нести пожизненную военную службу. После смотров дворян записывали в полки, а затем, по отбытии ими срока солдатской службы, производили в офицеры. Для подготовки артиллерийских и инженерных кадров были открыты специальные школы. Унтер-офицерские кадры готовили гарнизонные школы. 
Правительство стремилось укрепить классовую основу армии. Рядовой состав набирался из крестьян и посадских людей, командный же — из дворян. Однако огромная потребность в командных кадрах заставила правительство разрешить производство в офицеры проявивших себя в ходе войны выходцев из других сословий. Такие офицеры уравнивались в правах с дворянами и получали вместе с семьями потомственное дворянство. 
Значительное внимание правительство уделяло вооружению. Старые ружья с фитильным запалом были заменены более совершенными ружьями со штыком и ударно-кремневым замком, появились гранаты, трехфунтовые пушки. Кавалерия была вооружена укороченными ружьями, пистолетами и палашами. Разработанные русскими конструкторами системы оружия не уступали лучшим образцам Европы. 
В первой четверти XVIII в. выдвинулась целая плеяда русских военачальников: Петр I, Б. Шереметьев, А. Ментиков, В. Корчмин и др. 
Таким образом, в течение 25 лет армия была преобразована. Регулярная армия имела единую систему комплектования, единую организацию и устройство, она была вооружена, одета в единую форму, обучена по единым уставам. 
Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. Флот имел на своем счету все современные виды вооружения, свой устав, командирский корпус и уже боевой опыт. С честью выдержав все испытания морских военных операций, он завоевал право считаться одним из могущественных в Европе. В Балтийском флоте сложилась русская морская школа, наиболее яркими представителями которой были М. Апраксин, Н. Синявин, Традиции этой школы продолжили Г. Свиридов, Ф, Ушаков, Д. Синявин. 
РЕФОРМА ЦЕРКВИ. Реформа церковного управления была одной из самых важных по своим последствиям Петровских реформ. К ней царь шел Давно, т. к. слышал и знал отзвуки той борьбы, которая пелась его отцом Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Цель этой борьбы — кто оказывает большее влияние на народ — светская или религиозная власть. 
При Петре I окончательно утвердились абсолютистская форма правления. Он понимал, что патриаршая церковь в ее неизменном виде могла стать единственной силой, причем при широкой поддержке недовольных петровской политикой простых людей. Именно против такой угрозы и была «вправлена реформа церкви. 
В начале реформ Петр воспользовался смертью патриарха Адриана в 1700 г. Нового патриарха выбирать не стали, а назначили блюстителя патриаршего престола, причем лицо не церковное, а светское. Затем вернули закон, по которому богатства церкви ставились под контроль государства и могли использоваться на нужды армии, флота и внешней поли тики. Постепенно, с годами, стали вводиться другие новшества в духовно сфере государства, в том числе была сломлена прежняя система патриаршие управления. Введена система коллегиального управления - Синод, который уравнивался в правах с Сенатом. С 1712 г. начинается почти двухсотлетия история управления русской православной церковью Синодом. В Сило; избирались не только духовные служители, но и светские люди, офицеры "дабы был порядок н дисциплина", в Синод обязательно входил oбер-прокурор с подчиненным штатом духовных фискалов, "дабы Синод в свое звании поступал праведно и нелицемерно". В конечном счете Синод стал государственным учреждением, а царь тем самым становился главой церкви. 
Параллельно с образованием Синода проводилась реорганизация внутренней структуры церкви: распределены церковные чины по иерархии, впер вые произведена перепись штатов церковнослужителей, чистка их ряде» о нежелательных и случайных людей. Штаты церковников были определены и такого расчета: на 100-150 дворов прихожан - один священник, все лишние становились подневольными у тех помещиков, на чьих землях была церковь Многие низшие чины церковнослужителей были лишены прежних привилегий. 
С решительностью и грубостью государство взяло в свои руки и заботу о распространении христианства (православия) среди иноверцев и язычников особенно на окраинах государства. Петра совершенно не устраивала длительная и кропотливая работа православных миссионеров. Он возлагал надежды на решительные, быстрые и радикальные меры с помощью административного воздействия, насилия применительно к целым слоя общества, племенам н народам. Чтобы поощрять иноверцев и язычников переходу в православие, новокрещенным давалась льгота в платежах налогов, они награждались землей и крестьянами, за непослушание применялись полицейские меры. 
Таким образом, превращение церкви в контору по делам веры, подчинение всех ее ценностей нуждам самодержавия во многом означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущем с государства и имеющим свои истоки. Церковь с ее тысячелетий традициями проповеди морали, защиты униженных и поверженных государством, церковь, которая раннее могла публично осудить тирана, стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа как хранительница духовного начала. Неслучайно этот народ впоследствии так равнодушно смотрел на гибель церкви и на разрушение храмов. 
РЕФОРМА В КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. Успехи армии Петра на полях сражений были бы невозможны без серьезных преобразований в экономике тогдашней России — победное оружие выковывалось в кузницах Урала, Тулы, Петровских заводов. 
В годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко идущие последствия. 
Промышленное строительство стало развиваться невиданными до этого темпами. За 1695-1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разного профиля, в 10 раз больше, чем их было к концу XVII в. в стране. Характерная особенность экономического бума и России заключалась в ведущей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Неудачное начало Северной войны (1700 г, — поражение под Нарвой) заставило заново создавать боеспособную армию. Многочисленные мануфактуры, преимущественно оборонного значения, стали строить с учетом необходимости обеспечить армию оружием, боеприпасами, обмундированием. Таким образом, промышленный бум в экономике был продиктован военными и внешнеполитическими интересами. Государство, обладая огромными финансовыми н материальными ресурсами, нравом неограниченного пользования землей, ее богатствами, взяло на себя все, что связано с производством, начиная от размещения предприятий н кончая заказами необходимой продукции. Казна вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия в районах традиционного производства: в Карелии, в Воронежской, Тамбовской губерниях, в центре. Но особую роль сыграл Урал, где в крайне сжатые сроки был построен целый металлургический комплекс. Не менее 11 заводов, основанных государством за пять лет с 1702 по 1707 гг., резко изменили обстановку в тяжелой промышленности. На базе мощной металлургической базы стала развиваться металлообрабатывающая промышленность. Параллельно создавались мануфактуры легкой индустрии, т.к. нужны были корабельные снасти, одежда, обувь, лесопильные материалы, мельницы - словом все, что способно было содержать современную армию. Поэтому возникло огромное количество мануфактур в Москве, Липецке, Казани, Воронеже, Петербурге. Это текстильное производство, овчарные заводы, полотняные, стекольные, зеркальные, силикатные, кожевенные и другие предприятия. Фактически осуществлена индустриализация по-петровски. В организации промышленности государство с максимальной полнотой использовало свои существа. Оперативно и рационально определялся район размещения, масштабы производства, способы обеспечения. Строительство заводов ало огромных средств, которыми не располагал ни один частный предприниматель. На строительстве использовался дешевый труд местного населения. Для организации производства привлекали опытных специалистов, как русских, так и иностранцев. 
В конце Северной войны в экономической политике самодержавия произошли коренные перемены, и наступил своеобразный нэп, стало поощряться частное предпринимательство, делались попытки «послабления» купцам и промышленникам. Но государство новее не собиралось устраняться от экономики. Оно сдавало в аренду частным лицам заводы и мануфактуры. Велся постоянный контроль за отечественной промышленностью, давалось или не давалось разрешение на расширение предприятия, регламентировались производство и сбыт продукции. Таким образом, крепостническая направленность в области экономики не давала возможности формироваться русской буржуазии, а подневольный труд крестьянина не превращал его в пролетария. Предприниматель же переходили в дворянское сословие и полностью растворялись в нем. 
Итак, промышленное строительство при Петре привело к двум результатам: созданию мошной экономической базы и одновременно к существенному торможению капиталистического развития стран (по капиталистическому развитию уже давно шли другие европейские народы). 
Создание собственной промышленности государство сочетала с организацией собственной торговли. Цель была такая: получать прибыль с ходовых товаров внутри страны и за счет вывоза товаров за рубеж, которые дали бы деньги па покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности. Государство захватывало торговлю самым простым способом - введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. 
Так была введена монополия на соль, что давало 100 % прибыли, на табак прибыль возрастала в 8 раз. Монополия на продажу товаров за границу распространялась на пеньку, лен, льняное семя, хлеб, тетину, смолу, икру, мачтовое дерево, лососину, ревень, серу-живицу, сало, воск, парусное полотно, железо. 
Конечно, вмешательство государства в торговлю было удавкой на свободном, основанном на рыночной конъюнктуре предпринимательстве. Чиновники жирели па торговых сделках при оформлении документов, много было иностранных посредников, обогащавшихся на русском рынке. 
Петровская эпоха была вообще тяжелейшим временем для купечества не только из-за монополии на товары, но и из-за налоговой системы. Платили прямые и косвенные налоги, всевозможные повинности, что мало способствовало росту купеческого капитала. 
Государственные монополии, налоги и повинности были силовыми средствами, применяемыми петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач. 
Ускоренному развитию промышленности способствовала проводимая правительством экономическая политика, известная под названием меркантилизма. Была разработана система мер, поощряющая развитие экономики, прежде всего, промышленности и торговли, особенно внешней, по принципу — покупать дешевле, продавать дороже. 
Активное влияние государства на рост промышленности и торговли выражалось в предоставлении владельцам мануфактур экономических льгот, в ограждении отечественного производства от иностранной конкуренции и, наконец, в регламентации самого производства. Так, таможенный тариф 1724 г ограждал молодую отечественную промышленность от конкуренции западноевропейских мануфактур. Ввоз промышленных товаров регулировался различным размером пошлины. 
Экономическая реформа страны тяжелым бременем легла на плечи крестьянства, простого люда. "Знаю, что меня считают тираном, — говорил Петр иностранцам, — что я повелеваю рабами. Это неправда. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству". 
С другой стороны, реформа шла среди глухой и упорной внутренней борьбы: участники четырех страшных мятежей и трех заговоров выступали против нововведений, за сохранение старины, ее понятий и предрассудков. Враждебное отношение Петра к отечественной старине, к народному быту выражалось даже в том, что древнерусская борода, была для него не физической "подробностью мужской физиономии", а выставкой политического настроения, знаком государственного бунтовщика наравне с длиннополым платьем. Петр "шел против ветра" и собственным ускоренным движением усиливал встречное сопротивление. 
ВЫВОД. В социально-экономическом и политическом развитии России рассматриваемого времени прослеживаются две линии. Одна из них связана с укреплением феодальной собственности на землю, расширением помещичьего землевладения, усилением эксплуатации крестьян, укреплением дворянских привилегий, формированием абсолютной монархии. Другая линия проявлялась в зарождении нового способа производства. Она находилась в тесной связи с развитием крупной промышленности и началом формирования классов капиталистического общества — наемных рабочих и буржуазии. Купеческий капитал начинает проникать в производство, бурно развивается промышленность. В первой четверти XVIII в. в России шла борьба двух этих тенденций. Победа оказалась на стороне крепостнических порядков, достаточно сильных, чтобы деформировать ростки нового капиталистического способа производства. 
И, тем не менее, можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших нашей стране новое качественное состояние: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским Флотом; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне не ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не мог решаться без ее участия.


Информация о работе Петр1