Писатели грузинской литературы и их произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание

Подъем национальной культуры во второй половине XIX в. наиболее ярко отразился на развитии грузинской литературы. Классики грузинской поэзии и прозы И. Чавчавадзе, А. Церетели, Важа-Пшавела, А. Казбеги и другие внесли неоценимый вклад в развитие грузинской литературы. В их произведениях со всей яркостью проявился творческий гений грузинского народа.

Работа состоит из  1 файл

контрольная Журина.docx

— 19.94 Кб (Скачать документ)

Чувашский государственный  педагогический университет 

имени И.Я.Яковлева

 

 

кафедра филологии

 

 

контрольная работа

Писатели грузинской литературы

и их произведения

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент 5 курса з/о ФРФ

Николаева Т.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

 

Грузинская литература

    Подъем национальной культуры во второй половине XIX в. наиболее ярко отразился на развитии грузинской литературы. Классики грузинской поэзии и прозы И. Чавчавадзе, А. Церетели, Важа-Пшавела, А. Казбеги и другие внесли неоценимый вклад в развитие грузинской литературы. В их произведениях со всей яркостью проявился творческий гений грузинского народа.

   Успехам литературы содействовала её неразрывная связь с национально- освободительным движением, с народом. Передовые грузинские писатели одновременно были и передовыми мыслителями и общественными деятелями, которые самоотверженно боролись против социального и национального гнета. Грузинские писатели-демократы решительно отвергли реакционную идеалистическую теорию «Искусство для искусства» и, следуя традициям русских революционных демократов, выработали в себе новые материалистические взгляды на роль искусства и литературы в жизни народа. В связи с этим в грузинской литературе прочно утвердился реализм, как передовой метод творчества.

   Писатели-реалисты правдиво изображали жизнь трудового народа, смело критикуя общественный строй, основанный на угнетении человека человеком, призывали народ к борьбе за лучшее будущее. Их реализм являлся критическим реализмом.

   Первый серьезный шаг к утверждению реализма в грузинской литературе сделал драматург Георгий Эристави (1811 — 1864), творчество которого достигло зрелого мастерства в 40— 50 гг. XIX века. Хотя писатель и придерживался взглядов дворянского либерализма, однако большинство его произведений реалистически отображает распад феодально-крепостнических отношений в Грузии и процесс развития торгового капитализма. В развитии грузинского драматического искусства велико значение комедий Г. Эристави «Тяжба», «Раздел», «Скупой». «Картины из прошлой жизни» и др.

   Реалистическое направление в драматургии, намеченное Г. Эристави, продолжили Зураб Антонов (1820—1854) и Аквсентий Цагарели (1857—1902). 3. Антонов написал комедии «Затмение солнца в Грузии», «Разве дядя женился?», «Я хочу стать княгиней» и др. Эти комедии, особенно «Затмение солнца в Грузии» с успехом шли на грузинской сцене. Из пьес талантливого драматурга А. Цагарели, особенной популярностью пользовались комедии: «Что видел, того не увидишь», «Ханума», «Сибиряк» и др. Произведения 3. Антонова и А. Цагарели намного пережили своих авторов, некоторые их пьесы и по сей день пользуются заслуженным успехом у зрителей.

   В деле развития грузинской реалистической прозы определенную роль сыграл роман Лаврентия Ардазиани (1815—1870) «Соломон Исакич Меджгануашвили», в котором дана характерная картина развития буржуазных отношений в дореформенной Грузии.

   Во второй половине XIX века, видное место в грузинской литературе принадлежит талантливым писателям-реалистам, прозаику Георгию Церетели (1842—1900) и поэту Рафиэлу Эристави (1824—1901).

   Г. Церетели успешно сочетал активную общественную деятельность с литературой. В его произведениях «Первый шаг», «Гулкан», «Серый волк», «Тетя Асмат», «Цветок нашей жизни», «Обреченные» даны широкие картины современной ему социальной жизни — показано разложение крепостнического быта и развитие капиталистических отношений.

   Отдал дань новым социальным веяниям и маститый грузинский поэт Григорий Орбелиани, начавший свою литературную деятельность еще в начале XIX века. В 1876 году Орбелиани опубликовал стихотворение «Рабочий Бокуладзе», в котором обрисовал тяжелое положение рабочих в классовом обществе.

   В 80—90-х гг. грузинская реалистическая литература обогатилась талантливыми художественными произведениями выдающихся грузинских писателей-демократов Важа-Пшавела и Александра Казбеги. Эти оригинальные мастера художественного слова черпали сюжеты для своего творчества из щедрого источника народной жизни грузин-горцев.

   Произведения замечательного грузинского поэта Важа-Пшавела пронизаны великой идеей дружбы народов, горячей любовью к родине и трудовому народу. Автор проникновенно воспевает патриотизм и мужество грузинских горских племен, чистую и самоотверженную любовь, клеймит позором трусов и предателей родины. Большой мастер художественного слова, изумительный певец природы, Важа-Пшавела в своих произведениях высоко поднял знамя гуманизма, борьбы за свободу человеческой личности. Среди богатого литературного наследия Важа-Пшавела выдающееся место занимают поэмы «Гоготур и Апшина», «Алуда Кетелаури», «Бахтриони», «Змееед», «Гость и хозяин».

   В конце XIX и начале XX века в грузинской литературе наступает новый период непосредственно связанный с развитием промышленного капитализма и ростом революционного движения в Грузии. Эти процессы нашли свое отражение в творчестве молодых талантливых писателей — Эгнатэ Ниношвили, Давида Клдиашвили, Иродиона Евдошвили, Василия Барнова, Шио Арагвиспирели и других представителей грузинской литературы, выступивших на литературном поприще на рубеже двух столетий.

   Э. Ниношвили (Ингороква) продолжил и развил лучшие литературные традиции грузинских писателей-шестидесятников. Его перу принадлежат яркие реалистические повести «Гогиа Уишвили», «Палиастомское озеро», «Писарь Мосе», «Распоряжение», «Симона», «Кристина», «Рыцарь нашей страны» и др., а также исторический роман «Восстание в Гурии». Э. Ниношвили создал целую галерею характерных для своего времени типажей. В его произведениях, наряду с главными героями ― обездоленными и бесправными бедняками-крестьянами, фигурирует продажное царское чиновничество, представители вырождающегося дворянства, молодая грузинская буржуазия и новая разновидность эксплуататорской, хищнической силы ―кулаки.

  Мзечабук (Ча́буа) Ира́клиевич Амирэ́джиби родился 18 ноября 1921года в городе Тбилиси) —классик грузинской литературы XX века, автор романа «Дата Туташхиа» (1973—1975) и ряда других произведений.

   Родился в Тбилиси в семье юриста, происходящего из древнего княжеского рода. В 1938 году отец был репрессирован и погиб во время следствия, мать была приговорена к десяти годам лагерей. Старшая сестра Чабуа Амирэджиби — была замужем за поэтом Михаилом Аркадьевичем Светловым и физиком Бруно Максимовичем Понтекорво.

   В 1944 году за участие в студенческой политической группе «Белый Георгий» Чабуа Амирэджиби был приговорён к 25 годам заключения. Трижды бежал, причём в третий раз по поддельным документам попал в Белоруссию и стал директором завода, после чего снова был отправлен в заключение. Освобождён в 1959 году. С 1960 года занимается литературной деятельностью. Первая книга (сборник рассказов) вышла в 1962 году.

Роман «Дата Туташхиа» (1973—1975, авторский перевод на русский язык — 1976 года) — эпическое произведение в четырёх частях, действие которого происходит в дореволюционной Грузии. Герой его, Дата Туташхиа, «благородный разбойник» и борец с несправедливостью, названный по имени героя языческой грузинской мифологии Туташхи, задаётся целью улучшить мир. В каждой из четырёх частей он проходит одну из стадий — энтузиазм в борьбе с насилием, разочарование, борьба при помощи самопожертвования. Книга написана в форме связанных общим сюжетом вставных новелл. Стиль Амирэджиби напоминает магический реализм.

   Второй роман Амирэджиби (1994, авторский перевод на русский язык — 1996) «Гора Мборгали». Действие его происходит уже в советский период. Герой романа Иагор Каргоретели по прозвищу Гора Мборгали, странствует по стране, совершая шесть побегов из лагеря, без видимой цели, только ради движения как абсолютной ценности.

   Третий роман Амирэджиби, «Георгий Блистательный» (на сюжет из грузинской истории XIV века), вышел в 2005 году; на русский язык пока не переведён.

    Амирэджиби работал в кино и журналистике. Ему принадлежит сценарий сериала «Берега» по собственному роману «Дата Туташхиа». Работал главным редактором основанной им газеты «Обновлённая Иверия».


Информация о работе Писатели грузинской литературы и их произведения