Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:38, реферат
Письменность древних народов Месопотамии одна из древнейших на планете. Возникла в Шумере, позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и др. языков. Известны источники, относящиеся к XXIX-XXVIII в. до н.э. Первоначально представляла собой идеографическое письмо в виде картинок, позже словесно-слоговое письмо в виде черточек-клиньев, поэтому называется клинописью. Материалом для письма служили в основном глиняные таблички на которые текст выжимался специальной палочкой. Известны образцы клинописи, высеченные на камне. Начало дешифровки клинописи было положено немецким учителем Георгом Фридрихом Гротефельдом в 1802 г.
Письменность древних народов Месопотамии одна из древнейших на планете. Возникла в Шумере, позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и др. языков. Известны источники, относящиеся к XXIX-XXVIII в. до н.э. Первоначально представляла собой идеографическое письмо в виде картинок, позже словесно-слоговое письмо в виде черточек-клиньев, поэтому называется клинописью. Материалом для письма служили в основном глиняные таблички на которые текст выжимался специальной палочкой. Известны образцы клинописи, высеченные на камне. Начало дешифровки клинописи было положено немецким учителем Георгом Фридрихом Гротефельдом в 1802 г.
В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов.
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учёта различных продуктов и товаров трёхмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке "конверта" иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала - достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбором глины в качестве писчего материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших табличек.
Табличка с доклинописным текстом.
Конец IV - III тыс.,
Урук.
Полагают, что
в ранней пиктографической письменности
было свыше полутора тысяч знаков-рисунков.
Каждый знак означал слово или несколько
слов. Совершенствование древнемесопотамской
системы письма шло по линии унификации
значков, сокращения их числа (в нововавилонский
период их осталось чуть более 300), схематизации
и упрощения начертания, в результате
чего появились клинописные (состоящие
из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых
концом трёхгранной палочки) знаки, в которых
почти невозможно узнать исходный знак-рисунок.
Одновременно происходила фонетизация
письма, то есть значки стали употреблять
не только в первоначальном, словесном
значении, но и в отрыве от него, как чисто
слоговые. Это позволило передавать точные
грамматические формы, выписывать имена
собственные и т. п.; клинопись стала подлинной
письменностью, зафиксированной живой
речью.
Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Они служили "памятками" и вещественным подтверждением условий сделок, которое могло быть предъявлено в случае возникновения каких-либо споров и разногласий. Насколько можно судить, древнейшие тексты - это описи полученных или выданных продуктов и имущества или же документы, регистрирующие обмен материальными ценностями. Первые вотивные надписи также по существу фиксирую передачу имущества, посвящение его богам. К числу древнейших относятся и учебные тексты - списки знаков, слов и так далее.
Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчётности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные "школьные" и "научные" тексты - списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые
двуязычные словари.
Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, её с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500 г. до н. э. жители Угарита на её основе создают свою упрощённую слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты. Пилосские таблички в архаической Греции, вероятно, также восходят к месопотамскому образцу. В I тыс. до н. э. клинопись заимствуют урарты; персы также создают своё парадное клинописное письмо, хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое. Клинопись, таким образом, во многом определила культурный облик переднеазиатского региона в древности.
Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества Вавилонии и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всём Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клинописных текстов. 1400-600 гг. до н. э. - время наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские и аккадские ритуальные, "научные" и литературные тексты переписываются и переводятся на другие языки во всём ареале клинописи
Особое значение
для месопотамской цивилизации имели
природные условия. В отличие от других
очагов древних культур, в Месопотамии
не было камня, не говоря о папирусе, на
котором можно было бы писать. Зато там
было сколько угодно глины, которая давала
неограниченные возможности для письма,
не требуя, по существу, никаких затрат.
Вместе с тем глина была долговечным материалом.
Глиняные таблички не разрушались и от
пожара, а, наоборот, приобретали еще большую
прочность. Поэтому основным материалом
для письма в Месопотамии была глина. Таблички
делали из тонких сортов глины, очищая
ее в воде от соломы и
других примесей, в том числе и от минеральных
солей. Соли уд&1ялись и с помощью обжига.
Однако, поскольку в Месопотамии не было
леса, обжигу подвергались лишь наиболее
важные тексты (царские надписи, экземпляры
произведений, предназначенные для хранения
в библиотеках). Огромное большинство
табличек просто сушили на солнце. Обычно
таблички изготовлялись размером в 7—9
см в длину. Наиболее важные царские (а
иногда и храмовые) надписи писали также
на камне и металлических пластинках.
В I тысячелетии
до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали
употреблять для письма также кожу и импортный
папирус. В это же время в Месопотамии
стали пользоваться и узкими длинными
дощечками из дерева, покрытыми тонким
слоем воска, на который наносили клинописные
знаки.
Письменность в Месопотамии