Политическая система советского общества 1945–1991 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание

Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и общества. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают демократический и недемократический режимы.

Содержание

1. Введение------------------------------------------------------------------------------3
2. Общественно -политическое развитие СССР в середине 1950-Х - начале 60-Х годов.------------------------------------------------------------------4
3. Основные тенденции общественно-политической жизни страны середины 1960-х – середины 1980-х годов.------------------------------------7
4. Трансформация советской политической системы в 1985–1991 гг.: замыслы и результаты.------------------------------------------------------------15
5. Заключение.-------------------------------------------------------------------------19
6. Список используемой литературы.---------------------------------------------20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: история

по теме: политическая система советского общества
1945–1991 гг.

вариант №29

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Направление: УК

Профиль: УК в производственно-технологических системах

Группа: УК-11П

Ф.И.О: Якуц  Иосиф Олегович

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      Введение------------------------------------------------------------------------------3

2.      Общественно -политическое развитие СССР в середине 1950-Х - начале 60-Х годов.------------------------------------------------------------------4

3.      Основные тенденции общественно-политической жизни страны середины 1960-х – середины 1980-х годов.------------------------------------7

4.      Трансформация советской политической системы в 1985–1991 гг.: замыслы и результаты.------------------------------------------------------------15

5.      Заключение.-------------------------------------------------------------------------19

6.       Список используемой литературы.---------------------------------------------20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и общества. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают демократический и недемократический режимы. Среди недемократических, как правило, выделяют тоталитарный и авторитарный режимы. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических целей и интересов просто невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

Общественно -политическое развитие СССР в середине 1950-Х - начале 60-Х годов.

 

Начало процесса десталинизации. Развернувшаяся после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) борьба за власть сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета Министров стал считавшийся главным преемником Сталина Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. В Секретариате, избранном мартовским Пленумом ЦК КПСС, первой фигурой стал Н.С. Хрущев. Новым руководством страны была осознана необходимость изменений в стране, были предприняты шаги с целью ликвидировать очевидные преступления сталинского режима (отменялись внесудебные органы, началось освобождение из лагерей и ссылок, реабилитация по “делу врачей”,”ленинградскому делу”). В июне 1953 г. благодаря личному мужеству Н.С. Хрущева при поддержке руководства армии был устранен Берия, с которым ассоциировалась опасность установления новой диктатуры. Одновременно органы госбезопасности были поставлены под контроль партийных органов. После отставки с поста Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (январь 1955 г.) центр власти переместился в Секретариат ЦК КПСС, к Первому секретарю Н.С. Хрущеву. Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.), который сопровождался разоблачением преступлений Сталина и его окружения, началом массовой реабилитацией репрессированных, определенной критикой диктаторских методов управления. Съезд внес также изменение в идеологическую концепцию партии, отказавшись от идеи диктатуры пролетариата и провозгласив тезис общенародного государства. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием “культ личности”. После XX съезда начался процесс реабилитации репрессированных, включая балкарский, чеченский, ингушский, калмыцкий и карачаевский народы. Под влиянием хрущевской “оттепели” сформировалось целое поколение “шестидесятников”, которые приняли борьбу с культом личности как начало общественного возрождения. При Н.С. Хрущеве был нанесен первый удар по административно-командной системе.

 

Развитие политического процесса в стране в конце 50-х-начале 60-х гг. Венгерские события 1956 г. и последовавшая в 1957 г. попытка смещения Н.С. Хрущева подтолкнули советское партийное руководство к корректировке общего политического курса, смысл которой заключался в свертывании начавшегося процесса демократизации. “Венгерский синдром” имел долговременные политические последствия. Начались проработочные кампании в области идеологии под видом “встреч с интеллигенцией”, откровенная и скрытая травля инакомыслия. В связи с началом преследований московской интеллигенции зародилось диссидентское движение. В 1959 г. на ХХI съезде КПСС было заявлено о “полной и окончательной победе” социализма в СССР и переходе к “развернутому строительству коммунизма”. В 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, целью которой провозглашалось строительство коммунизма. шло в привычных традициях социалистического соревнования.

 

Итоги. В ходе в процесса десталинизации была разрушена сталинская система репрессий и тотального страха. Политическая либерализация способствовала раскрепощению личности и пробуждению общественного сознания. Впервые стала возможной критика первых лиц в государстве, в связи с чем была поколеблена вера в непогрешимость верховной власти. В целом, несмотря на противоречивый характер, преобразования в духовной жизни советского общества были значительными. Однако речь при этом не шла о коренном преобразовании тоталитарной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные тенденции общественно-политической жизни страны середины 1960-х – середины 1980-х годов

1. Смена власти

1.1. Факторы смены руководства. Кризисные явления в общественной жизни.

1.1.1. Реформы, провозглашенные ХХI и ХХII съездами КПСС, не распространялись на саму командно-административную систему. В ходе преобразований 50-х годов не удалось обеспечить стабильный экономический рост. В начале 60-х наметились кризисные явления в экономике, которые привели к снижению уровня жизни людей.

1.1.2. Допущенные Н.С. Хрущевым ошибки, волюнтаризм во внутренней и внешней политике, массовые кампании, инициировавшиеся сверху: вызывали неприятие у представителей различных социальных групп.

1.1.3. В наибольшей степени недовольство распространилось в руководящем партийно-хозяйственном слое как волюнтаристскими методами политики Хрущева и постоянным перетрясками, так и его попытками усилить личную ответственность номенклатурных работников за порученное дело.

1.1.4. Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам и незавершенность модернизационных процессов исключали действительную инициативу снизу и предопределили особую роль центра в развитии событий. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в верхнем эшелоне власти. Победа консервативных сил окончательно блокировавших нарождавшееся демократическое движение.

1.2. Новые руководители. 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро, вместо Первого появилась должность Генерального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

 

 

 

2. СССР в международных отношениях

2.1. Основные направления внешней политики СССР включали в себя:

- укрепление социалистического лагеря;

        стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами.

- поддержка международного коммунистического движения, национально-освободительных и революционных сил в третьем мире;

С 1957 по 1985 гг. министром иностранных дел СССР был А.А.Громыко.

2.2. Разрядка международной напряженности. Противоречия курса.

2.2.1. Начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый к 1969 г. Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав СССР и США.

2.2.2. Результатом советско-американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и в 1979 г. - ОСВ-2. Процесс разрядки был закреплен Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после второй мировой войны. Важным итогом Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

2.2.3. Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась не прекращавшаяся гонка вооружений, которую поддерживали как Советский Союз, так и его потенциальные противники. Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, которые обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд. долларов в 1979 г. до 284 млрд. в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

2.3. СССР и социалистический лагерь.

2.3.1. Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере. Вознкла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70-х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и, подчас, прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и Организации стран Варшавского договора.

В условиях, когда в странах Восточной Европы зрело недовольство советской политикой вмешательства, США в отношении стран Восточной Европы проводили собственную политику мирного проникновения, которая дала результаты уже к концу 70-х гг.

2.3.2. В рассматриваемый период продолжилось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против советского ревизионизма, а СССР, в свою очередь, критиковал китайский гегемонизм.

2.4. СССР и страны третьего мира.

2.4.1. СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР. Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом, многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов).

2.4.2. В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. Соединенные Штаты, как и СССР, оказывало широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в третьем мире. Эта борьба также отнимала у Советского Союза огромные средства.

2.4.3. В третьем мире интересы СССР столкнулись также с интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

2.4.4. Вторжение в Афганистан. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

2.5. Обострение холодной войны. Используя афганский фактор, Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американсцы бойкотировали ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе). В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

Информация о работе Политическая система советского общества 1945–1991 гг.