Политические партии европейского возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание

История политических учений является одной из важнейших, органических частей духовной культуры человечества. В ней содержится огромный опыт многих поколений мыслителей, занимавшихся исследованием проблем политики, власти, государства. Этот опыт принадлежит не только истории, но и современности, продолжая воздействовать на политические процессы и идейные движения, на эволюцию политического теоретического знания.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 35.16 Кб (Скачать документ)

Введение 

     История политических учений является одной  из важнейших, органических частей духовной культуры человечества. В ней содержится огромный опыт многих поколений мыслителей, занимавшихся исследованием проблем  политики, власти, государства. Этот опыт принадлежит не только истории, но и  современности, продолжая воздействовать на политические процессы и идейные  движения, на эволюцию политического  теоретического знания.

     Политические  теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся  буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов  естественного права, согласно которым  каждый человек рождается с неотъемлемыми  правами на жизнь и свободное  развитие, на труд, участие в делах  общества и государства, мыслители  нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи  больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших  социальных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зарождение  политической мысли  эпохи возрождения 

     Одной из фундаментальных политических идей нового времени была идея договорного  характера государства, которая  пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение рационально-критическое  отношение к реальности и желание  создать новые вдохновляющие  идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности  такого шага, необходимости создания новых политических институтов и  порядков, которые соответствовали  бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

     В основу теории была положена идея о  том, что независимый самостоятельный  индивид, появление которого было возможно только благодаря утверждению частной  собственности, составляет первооснову  социального здания — общества. В целях реализации своих священных  и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов  заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного  состояния общества, когда человек  был частью природы и открыто  проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к цивилизованному, т. е. к государственно-организованному  существованию. Переход к цивилизованному  существованию выражал желание  человека установить порядок и справедливость, потребность в обеспечении политико-правовых гарантий естественного равенства  индивидов.

     Другая  идея Европейского социализма обратилась к проблематике государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические  институты, способные адекватно  воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной  собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими  формами правления.

     Внутри  этого движения, выражавшего извечные устремления общественных низов  к социальной справедливости, складывались и циркулировали весьма разные взгляды  и представления. Эти идеологические образования отличаются друг от друга  не только в силу того, что неодинаковы  защищаемые ими проекты организации  публичной власти будущего. Различен и содержащийся в них принцип, в соответствии с которым должен создаваться и функционировать  новый миропорядок. В одних случаях  на передний край выдвигается и таким  принципом признается рациональность, в иных случаях — свобода, в-третьих  — равенство и т. д. В таких  проектах преломляется весьма различный  социально-исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования социалистами системы политико-юридических  институтов, пригодной — с их точки зрения — для грядущего  общества. Немаловажные различия есть в манере, приемах, стиле изложения политико-юридических идеалов, фигурирующих у названных мыслителей.

     Существовала  и теория естественного права. Гуго Гроций определял Естественное право  как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или  иное действие — в зависимости  от его соответствия или противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким  образом, выступает в качестве основания  и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в  силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Другое понимание естественного  права дал Бенедикт Спиноза. Законы природы он характеризовал как "решения  Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила  природы, по которым извечно все  происходит, это "сила и могущество действия" самой природы. На таком  понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного  права, поскольку человек — это  частичка природы и на него, как  и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и  необходимости. "Итак, — писал  Спиноза, — под правом природы  я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы  и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь  далеко простирается их мощь". Более подробно хотелось бы остановиться на таких личностях как Макиавелли и Боден. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) родился во Флоренции  в семье небогатого юриста. В юности Никколо не получил широкого образования, в отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно — с  одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции  и подробно анализируя результаты своих  наблюдений.  

Этот  реальный жизненный опыт и оказался, может быть, главным источником всего  творчества Макиавелли. Недаром, говоря о самом себе, он однажды написал: "Сначала жить, потом философствовать".   

Уже в  молодые годы он оказался приближенным к республиканским властям Флоренции. Занимая пост секретаря комиссии Десяти — фактического правительства  Флорентийской республики, — Никколо  Макиавелли оказался в самой гуще европейской политики, неоднократно исполняя различные политические и  дипломатические поручения. На этом посту Макиавелли проявил недюжинные организаторские и дипломатические  способности, уже тогда прославившись, так сказать, как "человек действия".   

В 1512 году, после свержения республиканского строя во Флоренции, Макиавелли оказался в опале, а в следующем, 1513 году, по подозрению в участии в заговоре он был даже арестован и подвергнут пыткам.  

В итоге, Никколо Макиавелли запретили проживание во Флоренции и он был удален в  свое небогатое поместье. Находясь в вынужденном бездействии, он занялся  литературным и философским творчеством, написав несколько сочинений  — "Рассуждение на первую декаду Тита Ливия", "История Флоренции", а также трактат под названием "Государь", ставший наиболее известным  из всех его работ и принесший  ему посмертную мировую славу. Произведения Макиавелли были опубликованы только после смерти мыслителя в начале 30-х гг. XVI в.  

Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения  заключается в том, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. "Имея намерение написать нечто  полезное для людей понимающих, —  писал он в "Государе", — я  предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие  от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал". И далее продолжал: "... Расстояние между тем, как люди живут и  как должны жить, столь велико, что  тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая  исповедовать добро во всех случаях  жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь  с множеством людей, чуждых добру".   

В этом смысле Никколо Макиавелли проявил  себя сторонником самого жесткого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обычного человека.  

Наблюдения  над жизнью привели Макиавелли к  глубочайшему убеждению, что человек  — это существо сугубо эгоистическое, во всех своих поступках руководствующееся  лишь собственными интересами. Вообще, по мнению Макиавелли, интерес —  это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности. Проявления интереса достаточно различны, однако самый важный интерес  связан с сохранением собственности, имущества и с приобретением  новой собственности и нового имущества. Он утверждал, что "люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества". В одной из работ  встречается и такой, довольно резкий пассаж, подчеркивающий неискоренимый  эгоизм человеческой природы: "...О  людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива". Иначе говоря, Макиавелли показывает, что человек — это  бесконечное сочетание добра  и зла, и зло столь же присуще  человеческой природе как и добро.   

Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало, что человек  во всем подчинен высшему Божественному  Провидению, заранее определенной Богом  судьбе, то Макиавелли формулирует  совершенно новое понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба человека не "фатум" (рок, неизбежность), а "фортуна". Судьба-фортуна никогда  не может полностью определить жизнь  человека. Более того, в "Государе", флорентийский мыслитель пытается даже вычислить соотношение —  насколько жизнь человека зависит  от высших обстоятельств, а насколько  от него самого. И приходит к выводу, что "фортуна распоряжается половиной  наших поступков, но управлять другой половиной или около того она  предоставляет нам самим".  

И недаром, утверждая свободу воли человека, Макиавелли призывает людей "лучше  быть смелым, чем осторожным", ибо "фортуна — женщина, и кто  хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать".  

Будучи  сам "человеком действия", Макиавелли приходит к выводу, что главное  в человеке — это способность  к деятельности, воля, стремящаяся  к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Данную способность к деятельности он назвал "доблестью" ("вирту"). "Вирту" присуща далеко не всем людям, почему они и прозябают  в своей жалкой жизни. Однако в  истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья "доблесть" заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать  всю историю человечества. И Макиавелли призывает брать пример с этих людей, осознающих потребности своего времени и способных делать то, что необходимо в данный момент.  

С этой точки зрения, в работах Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение все предшествующие гуманистические  рассуждения о сущности человеческой личности. Отказавшись от чисто религиозно-философских  рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные правила и нормы человеческого  общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает  в сочинениях Макиавелли во всей своей  неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями  и злыми поступками.  

Наиболее  ярко эти идеи были выражены флорентийским  мыслителем в рассуждениях на тему власти и значении государя. Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как результат все той же эгоистической  природы человека. Государство —  это высшая сила, способная поставить  достаточно жесткий предел эгоистическим  устремлениям отдельных людей и  тем самым спасти их от самоуничтожения. Люди, руководствуясь интересом самосохранения, и создают государство.  

Говоря  о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои республиканские убеждения, приходит к выводу, что наиболее целесообразным и полезным государственным  устройством является все же монархия. Отсюда возникает его идея "нового государя". "Новый государь" должен опираться не на теории и  философские представления о  жизни, а на саму реальную жизнь. Люди не могут быть только добрыми и  хорошими, они — и хорошие, и  плохие одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в  своем правлении опираться и  на хорошее и на плохое. Иначе  говоря, в руках государя должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок.  

Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель  государства обязан "по возможности  не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла", по сути дела признает — реальное управление государством невозможно без насилия, без самых  изощренных поступков. Недаром, характеризуя "нового государя", он пишет, что  такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца.  

Однако  у Макиавелли нет воспевания насилия  и жестокости. Более того, с его  точки зрения, жестокость и насилие  оправданы только в том случае, когда они подчинены государственным  интересам, когда целью их применения является государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а  не разрушать — утверждает флорентийский  мыслитель.  

Информация о работе Политические партии европейского возрождения