Политические взгляды Ф.Скорины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:27, доклад

Описание

Франциск Скорина – выдающийся деятель белорусской культуры 16в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Франциск Скорина оказал значительное воздействие на развитие многих сфер белорусской культуры. Его книгоиздательская деятельность отвечала требованиями времени и широких слоев белорусского населения и, вместе с тем, выражала глубокое органическое единство всей восточнославянской культуры, которая была неотъемлемой частью духовной сокровищницы всех европейских народов [3. с. 45].

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 31.60 Кб (Скачать документ)

Каждый  человек, даже преступник, хорошо отличает добро от зла. Еще Адам и Ева, совершив грехопадение, а после Каин, «иже убил брата своего Авеля», «познали суть грех свой». Тем не менее Скорина  считает необходимым перечислить в данном предисловии основные грехи, которым должен противиться человеческий разум. « Тым же обычаем и ныне единый кажный человек, имея розум, познаеть, иже непослушание, убийство, прелюбыдеание, ненависть, татба, несправедливость, злоимание, неволя, досаждение, гордость, злоречение, нелютость, клеветание, зависть и иная тым подобная злая бытии, понеже сам таковых речей от иных не хощеть терпети».

Писаные законы даны от Бога (Скорина в этой связи называет Пятикнижие и Евангелие) или установлены самими людьми. Среди последних упомянуты «правила светых отець», установленные церковными соборами, и «права земская, еже единый кажный народ с своими старейшими ухвалили суть». Законы разных народов и стран не нужно сравнивать между собой, ибо их особенности определяются местными обычаями. Сегодня необходимо подчеркнуть, что Скорина писал о гласности законов, которые «не имея о собе закритости, не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написанный».

Любопытно положение о том, что законы предназначены  для «злых» людей, «абы добрыи межи злыми в покои житии могли». Скорина разделял точку зрения некоторых  античных философов, в частности  Демокрита, софистов, Аристотеля, о  том, что «для совершенного человека, мудреца право излишне, ибо последний делает по собственному убеждению то, что другие делают, боясь строгости законов».

Рациональный  ум Франциска Скорины, склонный к  систематизации, предлагает вниманию читателей классификацию законов. Первым названо «посполитое» право  – это, примерно, то, что мы называет гражданским правом. Сюда входит законодательств, предусматривающее «мужа и жены почтивое случение, детей пильное выхование, близко живущих схожение, речи позыченое навращение, насилию силою отпрение, ровная свобода всем, общее имение всех». Два последних случая перекликаются с положениями утопического социализма. Вспомним, что «Утопия» Томаса Мора была издана в Лувене в 1516 г., за три года до выхода в свет Второзакония. Скорина мог познакомиться с сочинением английского утописта [5. с. 14].

Второе  право – «языческое», мы бы назвали  его международным. Сюда Скорина  относит «земель чужых мечем  достование, градов и мест утвержение, послов без переказы отпущение, миру до часу прирченого выполнение, войны неприятелем своим оповедание».

Третье  право – «царское»,речь здесь  идет о системе государственно- административных мер.

Четвертое право – «рицерское или военное, еже на войне соблюдаемо бываеть. Яко справовати полки, знати своя места, розумети глас труб, делити користи, давати оброки…».

Названы в конце, но уже без аннотаций  и пояснений, право «местьское» (городское), морское, «купецькое».

Скорина высказал мысль о том, что  все эти права уже содержались  в Ветхом и Новом завете. Приведены и соответствующие примеры из библейских сказаний. В качестве юридического прецедента толкуется, например, тот факт, что Авраам имел двух сыновей, одного от рабыни, а другого – от законной жены.




Информация о работе Политические взгляды Ф.Скорины