Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:27, доклад
Франциск Скорина – выдающийся деятель белорусской культуры 16в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Франциск Скорина оказал значительное воздействие на развитие многих сфер белорусской культуры. Его книгоиздательская деятельность отвечала требованиями времени и широких слоев белорусского населения и, вместе с тем, выражала глубокое органическое единство всей восточнославянской культуры, которая была неотъемлемой частью духовной сокровищницы всех европейских народов [3. с. 45].
Каждый человек, даже преступник, хорошо отличает добро от зла. Еще Адам и Ева, совершив грехопадение, а после Каин, «иже убил брата своего Авеля», «познали суть грех свой». Тем не менее Скорина считает необходимым перечислить в данном предисловии основные грехи, которым должен противиться человеческий разум. « Тым же обычаем и ныне единый кажный человек, имея розум, познаеть, иже непослушание, убийство, прелюбыдеание, ненависть, татба, несправедливость, злоимание, неволя, досаждение, гордость, злоречение, нелютость, клеветание, зависть и иная тым подобная злая бытии, понеже сам таковых речей от иных не хощеть терпети».
Писаные законы даны от Бога (Скорина в этой связи называет Пятикнижие и Евангелие) или установлены самими людьми. Среди последних упомянуты «правила светых отець», установленные церковными соборами, и «права земская, еже единый кажный народ с своими старейшими ухвалили суть». Законы разных народов и стран не нужно сравнивать между собой, ибо их особенности определяются местными обычаями. Сегодня необходимо подчеркнуть, что Скорина писал о гласности законов, которые «не имея о собе закритости, не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написанный».
Любопытно положение о том, что законы предназначены для «злых» людей, «абы добрыи межи злыми в покои житии могли». Скорина разделял точку зрения некоторых античных философов, в частности Демокрита, софистов, Аристотеля, о том, что «для совершенного человека, мудреца право излишне, ибо последний делает по собственному убеждению то, что другие делают, боясь строгости законов».
Рациональный
ум Франциска Скорины, склонный к
систематизации, предлагает вниманию
читателей классификацию
Второе право – «языческое», мы бы назвали его международным. Сюда Скорина относит «земель чужых мечем достование, градов и мест утвержение, послов без переказы отпущение, миру до часу прирченого выполнение, войны неприятелем своим оповедание».
Третье право – «царское»,речь здесь идет о системе государственно- административных мер.
Четвертое право – «рицерское или военное, еже на войне соблюдаемо бываеть. Яко справовати полки, знати своя места, розумети глас труб, делити користи, давати оброки…».
Названы в конце, но уже без аннотаций и пояснений, право «местьское» (городское), морское, «купецькое».
Скорина высказал мысль о том, что все эти права уже содержались в Ветхом и Новом завете. Приведены и соответствующие примеры из библейских сказаний. В качестве юридического прецедента толкуется, например, тот факт, что Авраам имел двух сыновей, одного от рабыни, а другого – от законной жены.