Политический портрет Л.И.Брежнева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:15, реферат

Описание

Цель реферата - изучить политическую карьеру и значимость личности Л.И. Брежнева в эпоху его правления – то есть провести анализ политического портрета Л. И. Брежнева.
На основании данной цели выделим основные задачи работы:
- привести биографические данные Л. И. Брежнева;
- рассмотреть характерные черты Л. И. Брежнева на должности первого секретаря партии;
- провести анализ брежневской эпохи «застоя»;
- выявить направления внешней политики Советского государства при Л. И. Брежневе.

Содержание

Введение
Биография Л.И.Брежнева
Внутренняя политика в период правления Л.И.Брежнева

а) Смена политического курса. Тенденции развития;

б) Конституция СССР 1977 г. Правозащитное движение;

в) Противоречия экономического развития.

3. Внешняя политика в период правления Л.И.Брежнева

а) Политика «разрядки»;

б) СССР и социалистические страны.

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 52.81 Кб (Скачать документ)

    Процесс "разрядки" оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах  мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной  Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности. 
 
 
 
 
 
 
 

СССР  и социалистические страны

    Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым  уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота  с государствами СЭВ. На их долю приходилось  свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо  и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства. Происходил своеобразный "обмен" топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары. Изменение цен  на нефть и энергоресурсы на мировом  рынке вызывало осложнения в процессе взаимных отношений.

    В 1971 г. была принята Комплексная программа  социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между  соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в  Венгрии развивались автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР судостроение и текстильное  машиностроение. В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

    Диктат  со стороны СССР, навязывание союзникам  по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах  Восточной Европы. Экономическая  интеграция оказывала деформирующее  воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма  хозяйствования.

    Политика "ограниченного суверенитета", проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе "доктриной Брежнева". Одним  из проявлений этой "доктрины" было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие  руководители предприняли попытку "обновления социализма" путем  демократизации общества, внедрения  рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена  как "контрреволюция". В августе 1968 г. в Чехословакию были введены  войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР  и Польши. Ввод войск стран участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать  впредь "проявлений антисоциализма".

    Оставались  напряженными отношения СССР с Китайской  Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло  вооруженное столкновение между  советскими и китайскими воинскими  частями в районе пограничной  реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма. В конце 70-х начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

    Международный кризис конца 70-х годов. К концу 70-х  годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями более  чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся  страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую  помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных  кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической  поддержке со стороны СССР сооружались  промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной  Азии и Африки.

    На  развитие взаимоотношений СССР и  стран мира на рубеже 7080-х годов  оказала негативное влияние советская  политика в Афганистане. В 1978 г. к  власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая  партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с  просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных  лидеров СССР считала возможным  оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство парт-госаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств "третьего мира". Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Обострение международной обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

    Общество  накануне "перестройки". Неэффективность  экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения  вызывали глубокую озабоченность в  руководстве страны. Предпринимались  меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. В официальных документах декларировалась  необходимость борьбы со взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось. Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. До этого назначения Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Широкий резонанс в обществе вызвали действия нового Генерального секретаря, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечивающих запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве (например, министр внутренних дел Н.А. Щелоков). В аппарат ЦК партии были привлечены Н.И. Рыжков (заместитель председателя Госплана СССР), В.И. Воротников и Е.К. Лигачев (местные партийные работники) и др. В числе ближайших помощников нового лидера находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии. Пут преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел прежде всего в совершенствовании руководства экономикой системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Речь шла не о каких-либо радикальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддержали курс, направленный на установление порядка в стране. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставались неизменными подходы руководства к внешней политике. Как и прежде, советские войска продолжали участвовать в "необъявленной войне" в Афганистане. После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г) пост Генерального секретаря ЦК парши занял К.У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания генсеком ему было более 80 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской "оттепели", находилась на грани распада. Это все глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Брежнев ушел из жизни, когда уже невооруженным  взглядом была видна не просто стагнация, а гниение общества. Поэтому эпитафией  брежневскому правлению могли бы быть его собственные слова, сказанные  им 18 марта 1975 года в Будапеште на встрече с руководителями компартий  Восточной Европы: «Трудностей, да и  грехов у нас, наверное, много…»

    Еще по инерции о Брежневе поговорили неделю-другую, и… он как-то незаметно  исчез из жизни людей: без горестей и печали. Леонид Ильич остался  в памяти людей пространства, именуемого когда-то СССР, как слабый, непосредственный человек, который почему-то исполнял обязанности главы государства, Верховного главнокомандующего, лидера единственной партии. К нему не сохранится чувств уважения или злобы, преклонения  или непримиримости. Образ Брежнева – это не только провозвестник  крушения системы, но и символ заката большевистской власти, к которой  люди, в своей основе, давно стали  равнодушны. Страха такая власть теперь уже не вызывала. Уважения – тоже. Закончился самый «спокойный» период советской истории. Страна стояла на пороге драматических перемен.3 Одни полагают, что Леонид Ильич был никудышным руководителем и довел страну до беды; другие уверены, что любой иной на его месте принес бы стране куда большие несчастья, а он был человеком не злобным, не мстительным и руководствовался принципом: живи и давай жить другим. А третьи уверены, что он был много лучше своих наследников, погубивших великую страну. Дело, конечно, не только и не столько в его характере и темпераменте, хотя в условиях жесткого режима общество сильно зависит от личности первого человека в государстве.

    Через несколько лет после смерти Леонида  Ильича Брежнева Советский Союз начал  разваливаться. И нет единого  мнения: брежневское наследство стало  тому причиной или же, напротив, наследники дурно распорядились тем, что  попало им в руки? История нашей  страны развивается по спирали. Захватив власть, правящая элита держится за нее обеими руками, не допуская даже самых необходимых перемен. В  какой-то момент перемены все-таки начинаются и тут же превращаются в неконтролируемую стихию, которая всё сносит. Вертикаль  власти, которая кажется такой  надежной, по определению имеет столь  малую опору, что при сильных  волнениях просто не может удержаться. Приходит новая власть и опять  всё пытается заморозить. После ухода  Брежнева решительно все ждали перемен, потому и приветствовали горбачевские реформы. Перестройка стала праздником избавления от надоевшей и опротивевшей всем власти. Начальники, которых никто  не выбирал, которые сами себя назначали  на высокие должности, обнаружили, что  их ненавидят и презирают. Но хаос, развал и распад Советского Союза  оказались полной неожиданностью абсолютно  для всех. Никто не мог предположить, что страна так быстро развалится. Лозунги перестройки воспринимались как давно назревшие и совершенно необходимые. Однако то, что последовало  потом… И уже многие вспоминают брежневские годы как время счастливое и прекрасное. Но разве виноват тот властитель, который дает свободу и пытается исправить ошибки прошлого, а не тот, кто, не сознавая своего долга, держит страну в железном корсете и мешает ей развиваться? Недовольство копится, и первая же попытка смягчить режим, сбить обручи приводит к тому, что заряженная порохом бочка взрывается. Распада страны можно было бы избежать, если бы власть не была глуха к общественным потребностям. Если бы пыталась не заморозить общество, а позволила ему нормально развиваться. Однако же Леонид Ильич и закосневшая система не способны были к переменам, необходимым для страны… 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Авторханов А. «Сила и бессилие Брежнева: Политические этюды». Франкфурт-на-Майне, 1980.
  2. Волкогонов Д.А. «Семь вождей». – В 2-х книгах. – Кн. 2. – М.: АО «Издательство «Новости», 1996 – 480 с.
  3. Медведев Р.А. «Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева». М., 1991.
  4. Млечин Л.М. «Брежнев». - М.: ТК. Велби, изд-во Проспект, 2005. – 520 с.
  5. Семанов С.Н. «Брежнев». Правитель «Золотого века», М., изд-во «Вече», 2002.

Информация о работе Политический портрет Л.И.Брежнева