Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:24, реферат
Цель исследования: исследовать политический портрет П.А. Столыпина.
Задачи исследования:
Исследовать происхождение, образование и продвижение П.А.Столыпина по службе;
Рассмотреть П.А.Столыпина как последнего Российского реформатора;
Подвести итоги о деятельности П.А.Столыпина.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел I. Происхождение, образование и продвижение по службе…………..5
Раздел II. П.А.Столыпин – последний Российский реформатор……………..5
Заключение……………………………………………………………………...10
Список литературы…………………………………………………………….12
РЕФЕРАТ
на
тему: «Политический
портрет Столыпина»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел I. Происхождение, образование и продвижение по службе…………..5
Раздел II. П.А.Столыпин – последний Российский реформатор……………..5
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Исследование политического портрета Петра Аркадьевича Столыпина важно так, как с поражением в русско-японской войне начала складываться революционная ситуация в России. Из всего этого можно сделать вывод, что требовались неотложные политические и экономические реформы, которые смогли бы стабилизировать жизнь в стране. Во главе этих реформ нужен был умный и честный человек, для которого очень важна была судьба Отечества. Таким человеком и стал Петр Аркадьевич Столыпин. Ещё одна несомненная актуальность состоит в том, что сегодня не менее чем в 1907 году ощущается необходимость реформы аграрных отношений, перевода их в капиталистическое русло, и опыт Столыпина не может не быть интересен нынешним реформаторам.
Историография. Н.П.Зырянов в своей работе «Столыпин без легенд» (1991 год) высоко оценивал значение деятельности Столыпина, особенно его переселенческую политику. Его работы, по выражению японского историка М.Камитаки, полностью изменили историческое представление о Столыпине. Интересна и работа самого Камитаки «Столыпинская реформа и российская агротехническая революция» (1992 г.), разделяющего политико-экономический и хозяйственный аспекты реформы как два хотя и связанных, но различных явления. Оба исследователя признают важное значение реформы, хотя и не считают ее полностью удавшейся. Солидарен с ними и М. Румянцев в работе «Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи, итоги» (1990 г.), рассматривающий экономический аспект события. А.Я.Аврех в книге "П. А. Столыпин и судьбы реформ в России" (1991 г.) отражает аграрную реформу как неудачной и не удовлетворявшую подлинным интересам крестьянства. Также в моей работе присутствуют мемуары Марии Бок «П.А. Столыпин. Воспоминания о моем отце» (1991 г.), дочери Столыпина, в которых отражена в основном личная жизнь премьер-министра.
Цель исследования: исследовать политический портрет П.А. Столыпина.
Задачи исследования:
Объект исследования: история России в период политических и экономических реформ П.А. Столыпина.
Предмет исследования: жизнедеятельность П.А.Столыпина.
Территориальные рамки: Россия.
Хронологические
рамки: начало XX века.
Раздел I. Происхождение, образование и успешное продвижение по службе.
Столыпин Пётр Аркадьевич родился 2 апреля 1862 года в Дрездене (Германия). Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в Министерстве Государственного Имущества, но спустя год переводится в Министерство Внутренних Дел. По воспоминаниям старшей дочери Столыпина, М. Бок, Петр Аркадьевич был прекрасным семьянином, несмотря на непростой характер жены, хотя в период его министерства времени на семью у него не оставалось. Через 10 лет Столыпин назначается Ковенским губернатором. В 1902 году - Гроднецким губернатором. В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной черезполосицы и расселение по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как "Столыпинская реформа". В марте 1903 года П. А. Столыпина назначают губернатором в более крупную и важную Саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков. 26 апреля 1906 года Столыпин назначается Министром Внутренних Дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа, содержащая две части: репрессивную (методы борьбы с революцией, вплоть до создания военно-полевых судов) и реформистской, являющейся, по своей сути, аграрной реформой.
Раздел II. П.А.Столыпин – последний Российский реформатор.
В основу своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер был убежден, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачу реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить - упор не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом. Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909 - 1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой указ поступил на обсуждение Государственного совета и был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. Хотя по мнению А. Я. Авреха, правительство и правооктябристское большинство намеренно не торопились с обсуждением указа, т.к. хотели, чтобы он прочно вошел в жизнь, стал необратимым. Обсуждение продолжалось в общей сложности полгода. Указ был всецело поддержан правыми и октябристами, а также прогрессистской фракцией. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно - подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов. Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. В Европейской России попытки выделиться на хутора и отруба обычно вызывали сопротивление середняцкой части деревни (многие крестьяне психологически не могли освободиться от общинного уклада жизни). В ходе реформы поощрялся выход крестьян на хутора и отруба, т.к. Столыпин считал эти формы хозяйства наилучшими. На деле, однако, хутора приживались лишь в западных губерниях, а отруба - на юге России. П.Зырянов считает, что хуторизация, проводившаяся зачастую под бесцеремонным давлением властей, тормозила развитие крестьянской агрикультуры, подавляла порожденные самой жизнью пути. Между тем, по официальным данным, в 1909 — 1913 гг. производительность труда в сельском хозяйстве выросла в 1,5 раза. По мнению М. Камитаки, богатые урожаи этого периода нельзя приписывать только климатическим условиям. Он указывает на рост агрономической помощи крестьянству, на становление кооперативного движения, которые тоже были последствиями реформы, на усиление внимания к сельскому хозяйству: «причиной возникновения голода в XIX в. являлся “порочный круг” неурожая и сокращения посевной площади. По мнению М. Румянцева, Столыпину в ходе реформы «удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России», и хотя «темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными», «в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований — к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий, технологически прогрессивный сектор экономики».
До Столыпина правительство тоже старалось помогать богатым крестьянам (льготные кредиты Крестьянского банка). Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам (т.е. денежным средствам), а вещественным рычагам. Действительно, деньги крестьянин мог попросту пропить, стать жертвой дельцов, финансовых воротил и чиновников. Именно поэтому Столыпин старался реализовать помощь в натуральном виде. Во-первых, путем создания развитой инфраструктуры: в зонах переселения правительство строило железные дороги, водохранилища, колодцы, школы. Так, к примеру, только медицинских пунктов было открыто около 500. Крестьянин также получал помощь в виде семян, скота, инвентаря - все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В связке "государство - крестьянин" исключался перекупщик - торговец.
Говоря о методах проведения реформы нельзя не отметить, что они опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции. Реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Преступник он и есть преступник, но то, что сама власть с помощью военно-полевого суда, в состав которого Столыпин запретил включать юристов, расстреливает своих граждан - это было невиданно. За период с 1905 до 1909 года число казненных революционеров не превышало 2,4 тыс. человек, но это нанесло огромный моральный удар по властям. Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений.
Столыпин утвердил, и право власти вмешиваться в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие в экономике впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ.
Каковы же были итоги столыпинского аграрного курса, который был последней ставкой царизма в борьбе за существование? Удалась ли аграрная реформа по Столыпину? Историки в основном считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых...
Реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось антагонистическое противоречие между крестьянами и помещиками; проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере - около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой-то степени удалось. Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним - приноровленным к кабале и отработкам.
Деятельность крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Всего за 1906 - 1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб., а в 1914 г. за десятину земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз. Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около 1 млн. из них вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано. Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с хуторами и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина. Хотя кое-какие сдвиги в положительную сторону наблюдались: с 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство зерна в России в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. Но все же, главную задачу - сделать Россию страной фермеров - решить не удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, и это, в частности, предопределило развитие событий в 1917 году. Дело в том, провалился политически. Он не заставил крестьянина забыть о помещичьей земле, как рассчитывали авторы указа 9 ноября.
Заключение.
Основным итогом деятельности П. А. Столыпина стало разложение и разрушение русской крестьянской общины, насаждение основ капитализма в деревне. Процесс этот не был завершен, и причин тому несколько. Во-первых, историческое опоздание реформы, по крайней мере, на несколько десятков лет. Во-вторых, свойственная ей ограниченность и “половинчатость”, неизбежные в условиях сохранения царизма, и, в-третьих, недостаток мирного времени до неотвратимо надвигающейся I Мировой войны.
В экономическом плане аграрные мероприятия правительства оказались более успешными — рост производительности труда в сельском хозяйстве, рост производства и экспорта хлеба, небывалый подъем животноводства в Сибири в годы реформы. Резко вырос спрос на сельскохозяйственную технику, на промтовары (во многом благодаря кредитной кооперации), с увеличением агрономической помощи обозначился подъем агрикультуры. В целом на жизни деревни реформа сказалась в основном положительно, она открыла перед российским крестьянством новые пути развития. Крестьянское земледелие в Сибири стало развиваться именно тем путем, который видел Столыпин — путем создания мелких частных хозяйств.