Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:19, реферат
В мировой истории Россия занимает особое место. Хотя и принято говорить, что расположенная в Европе и Азии, она во многом впитала в себя все характерное для стран этих континентов, тем не менее, надо иметь в виду, что ее история носит самостоятельный характер. Нельзя отрицать, что Россия подверглась серьезному влиянию, как Европы, так и Азии, но и расположенные здесь страны испытали на себе ее влияние. Иначе говоря, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Каждая страна имеет свою особую историю, которая отличает ее от других. Сказанное имеет прямое отношение и к истории России.
Введение 3
1 Предпосылки возникновения государства у восточных славян 4
- духовные предпосылки;
- внешнеполитические предпосылки;
- социально-экономические предпосылки;
- социально-политические предпосылки.
2 Концепции образования древнерусского государства 7
3 Политическое и социальное устройство древнерусского государства 8
4 Принятие Русью христианства: причины и последствия 9
Заключение 11
Литература
Содержание
Введение
1 Предпосылки возникновения государства у восточных славян 4
- духовные предпосылки;
- внешнеполитические предпосылки;
-
социально-экономические
-
социально-политические
2
Концепции образования древнерусского
государства
3 Политическое и социальное устройство древнерусского государства 8
4 Принятие
Русью христианства: причины и последствия
Заключение
Литература
Введение
В мировой истории Россия занимает особое место. Хотя и принято говорить, что расположенная в Европе и Азии, она во многом впитала в себя все характерное для стран этих континентов, тем не менее, надо иметь в виду, что ее история носит самостоятельный характер. Нельзя отрицать, что Россия подверглась серьезному влиянию, как Европы, так и Азии, но и расположенные здесь страны испытали на себе ее влияние. Иначе говоря, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Каждая страна имеет свою особую историю, которая отличает ее от других. Сказанное имеет прямое отношение и к истории России.
Вопрос
о начале Русского государства интересовал
историков-летописцев еще в XI - XII вв.
Самые ранние летописи начинали свое изложение
с княжения Кия, считавшегося основателем
города Киева и Киевского княжества.
1
Предпосылки возникновения
государства у восточных
славян
Древнерусское
государство сложилось в
Выделяют
следующие предпосылки
Духовные предпосылки.
Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж, и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным.
Внешнеполитические предпосылки.
К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары.
С
одной стороны, их стремление взять
под контроль торговые пути, которые
связывали Запад с Югом и Востоком,
ускоряло складывание княжеско-
С
другой стороны, взаимодействие с более
развитыми цивилизациями
Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности.
Социально-экономические предпосылки.
Развитие
земледелия. В первую очередь следует
отметить изменения, происходившие
в хозяйстве восточных славян
в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия,
особенного пашенного в степном
и лесостепном районе Среднего Поднепровья,
приводило к появлению избыточного продукта,
а это создавало условия для выделения
из общины княжеско-дружинной группировки
(происходило отделение военно-управленческого
труда от производительного).
На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.
В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
Социально-политические предпосылки.
Межплеменные
столкновения, а также усложнение
внутриплеменных отношений
Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.
2 Концепции образования древнерусского государства
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.
Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись («Повесть Временных Лет» XII века) и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин.
Согласно летописи, в 862 г. члены северной федерации союзов племен изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В это время было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик правил в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор в Изборске. Двое дружинников Рюрика, Аскольд и Дир, отправившись в Константинополь, остановились в Киеве, взяли там власть и освободили полян от уплаты дани хазарам.
После смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде перешла к его родственнику Олегу. В 882 г. Олег, при котором находился малолетний сын Рюрика Игорь, прибыл в Киев, убил Аскольда и Дира и занял киевский престол.
Так были объединены два центра государственного образования - Киев и Новгород. Киев был объявлен столицей государства и «матерью городов русских».
Таким образом, 882г. является датой образования единого Древнерусского государства.
Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.
В
современной науке преобладает
точка зрения, согласно которой жёсткое
противопоставление «норманизма» и
«антинорманизма» во многом политизировано;
предпосылки исконной государственности
у восточных славян не отрицались всерьёз
ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным,
а внешнее (скандинавское или иное) происхождение
правящей династии — достаточно распространённый
в Средневековье феномен, никак не доказывающий
неспособности народа к созданию государства
или, конкретнее, института монархии.
3
Политическое и
социальное устройство
древнерусского государства
Политический строй Древнерусского государства IX-X вв. являлся раннефеодальной монархией во главе с киевским князем, опиравшимся на профессиональную дружину. Киевский князь осуществлял в первое время, в основном, внешнеполитические функции военного характера. Плату за услуги он брал данью с покорённых племён. В дальнейшем, у него появились и судебные функции, за исполнение которых киевский князь получал штрафы, взимаемые с преступников. Передача княжеской власти осуществлялась по принципу родового старшинства, т.е. старший в роде Рюриковом становился киевским князем. Таким образом, старший брат передавал бразды правления младшему и только потом – племяннику. Следует заметить, что принцип родового старшинства или «старейшинства» довольно часто нарушался, что приводило к военным столкновениям.
Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами!». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.
Информация о работе Политическое и социальное устройство древнерусского государства