Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:08, реферат
История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывающий период с начала 1 тысячелетия до н.э. (754-753 г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VIII - III вв до н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества. В III в до н.э. - II в н.э - его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую итальянскую и затем средиземноморскую державу.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД 3
1. Общественные отношения 3
2. Государственный строй 4
3. Государственные должности и замещения 6
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РИМ 8
1. Общественные отношения 8
2. Государственный строй 13
3. Государственные должности и замещения 16
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ 21
1. Общественные отношения 21
2. Государственный строй 23
3. Государственные должности и замещения 24
ВЫВОД 27
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Словарь 29
Интересные личности 32
1.Плебей - в древнем Риме - человек из низших классов свободного (т.е. не состоявшего в рабстве) населения, первоначально не пользовавшихся политическими правами.
2. Патриции - в Древнем Риме первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая земледельческая аристократия, предки которой когда-то составляли царский сенат.
3. Сенат - один из высших государственных органов власти в Древнем Риме.
4. Центурии - военное подразделение римской армии.
5. Пролетарии - в Древнем Риме класс граждан, по бедности не способных платить налогов и освобожденных от военной службы; служил обществу только тем, что производил потомство (proles).
6. Куриатные комиции — древнеримские собрания патрициев 30 курий, восходящий к родовому строю. В царскую эпоху куриатные комиции решали вопросы войны и мира, а также избрания царей. Созывались царями или интеррексами. В эпоху республики потеряли политическое значение, но сохранило формальное право вручения власти магистратам и регистрировало усыновления
7. Центуриатные комиции — один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие.
8. Трибутные комиции — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.
10. Курия - одно из древнейших подразделений римского населения
11. Вето — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.
12. Квириты — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).
13. Пекулий - в Древнем Риме часть имущества господина (участок земли, сумма денег, корабль, торговое заведение), которая предоставлялась рабу для ведения хозяйства.
14. Колонат — особая форма производственных взаимоотношений между непосредственным производителем и крупным землевладельцем, наиболее распространённая система земельного держания в поздней Римской империи, в особенности в Византии, при которой землевладелец передавал в держание арендатору земельный участок, иногда с инвентарём и посевным материалом.
15. Перегрины — категория населения Римского государства. Перегринами назывались лично свободные, но не имеющие римского гражданства лица.
16. Претор — государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись.
17. Цензор - в Древнем Риме — должностное лицо, осуществлявшее главным образом проведение ценза.
18. Квестор — один из римских ординарных магистратов.
19. Эдил — должностное лицо в Древнем Риме, ведавшее общественными играми, надзором за строительством и содержанием храмов. Эдилу полагалось сопровождение из 2 ликторов.
20. Ликтор — Упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей (VII век до н. э.). Первоначально ликторы были исполнителями распоряжений магистратов, позднее осуществляли лишь охранные и парадные функции при них, заключавшиеся в сопровождении высших магистров, будучи вооруженными фасциями.
21. Сенатус-консульт - в Древнем Риме мнение сената, соответственно оформленное и имевшее обязательный характер. При помощи Сенатус-консульт-к. регулировались все важнейшие вопросы государственного управления, войны и мира, юстиции (формы процесса), налогов и т. д.
22. Децемвиры — в Древнем Риме — коллегия из десяти человек, образованная для исполнения духовных или светских обязанностей в государстве.
23. Империя — форма организации крупнейшего государства. Принципиальное отличие империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.
24. Принципат — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.
1. РОМУЛ
В римской
мифологии Ромул - основатель Рима (754 -
753 гг. до н.э.) и его первый царь, по имени
которого и получил свое название этот
город, сын Марса и Реи Сильвии (по другим
версиям - сын или внук Энея, сын Амулия,
сын рабыни альбанского царя Тархетия),
брат-близнец Рема.
Рея Сильвия была дочерью Нумитора,
царя города Альба-Лонги. Амулий, младший
брат Нумитора, захватил альбанский престол,
изгнал Нумитора, убил его сына, а Рею Сильвию,
чтобы оставить бездетной, посвятил богине
Весте. Рожденных Реей Сильвией от Марса
(по одной из версий - от самого Амулия
в облике Марса) младенцев Ромула и Рема
он приказал бросить в воды Тибра, а их
юную мать за нарушение обета зарыть в
землю. Однако Марс не допустил гибели
своих детей. Речной поток вынес корзину
с близнецами на берег, где их нашла и вскормила
своим молоком капитолийская волчица.
Через некоторое время близнецов обнаружил
в волчьем логове царский пастух Фаустул,
который вместе со своей женой Аккой Ларентией
воспитал их. Близнецы выросли сильными
и ловкими, смелыми и дерзкими перед лицом
опасности. Со временем каждый из них стал
предводителем отряда из пастухов, бродяг
и даже беглых рабов. Во время одного из
набегов на стада Нумитора его пастухи
схватили Рема и привели к свергнутому
царю. Выслушав ответ Рема на вопрос, кто
он и откуда, Нумитор заподозрил, что Ромул
и Рем - его внуки, которых он считал погибшими.
Его подозрения превратились в полную
уверенность, когда он увидел корзину,
в которой младенцы были брошены в Тибр.
Узнав от Нумитора тайну своего происхождения,
близнецы убили Амулия и вернули альбанский
престол своему деду.
Братья не остались в Альба-Лонге, а,
чтобы быть независимыми и властвовать
над собравшимися вокруг них и видевшими
в них своих предводителей пастухами,
бродягами и беглыми рабами, решили основать
новый город в том самом месте, где их когда-то
выбросили на берег волны Тибра. Дружные
прежде, теперь они стали спорить, кто
из них будет царем города и в каком именно
месте начинать его постройку. После долгих
пререканий братья решили выяснить волю
богов гаданием по птицам в небе. Рем с
вершины Авентинского холма первым увидел
в небе шесть коршунов, а спустя мгновение
Ромул с вершины Палатинского - двенадцать.
Спор возобновился: Рем считал, что царем
должен быть он, поскольку он увидел вестников
божественной воли первым, а Ромул полагал,
что преимущество на его стороне, ибо ему
явилось вдвое больше птиц, чем Рему. Ни
один из братьев не уступал другому. Желая
настоять на своем, Ромул принялся копать
ров, который должен был очертить контуры
будущего города. Раздосадованный упорством
брата, Рем начал издеваться над ним, легко
перепрыгивая через ров и насыпанный вдоль
него вал и насмешливо приговаривая, что
никогда не видел столь мощных укреплений.
Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева,
обрушил на брата страшный удар, от которого
тот упал замертво. Согласно другой версии,
Рем погиб в схватке, которую затеяли сторонники
близнецов, чтобы силой решить, кому из
их предводителей быть царем нового города.
Чтобы населить новый город, Ромул предоставлял
в нем убежище всем бродягам, беглым преступникам
и рабам, поэтому в Риме мужчин было значительно
больше, чем женщин. Найти невест у соседей
оказалось совершенно невозможным, поскольку
те относились к римлянам с опаской и отдавать
своих дочерей в жены «подозрительному
сброду» не собирались. Ромул решил эту
проблему следующим образом: он пригласил
в Рим на праздник в честь бога Конса соседних
сабинов с их женами и дочерьми. В самый
разгар веселья, по условному знаку своего
царя, римляне захватили женщин и девушек,
а мужчин изгнали из города. Сам Ромул
женился на Герсилии.
Похищение сабинянок привело к войне
с царем сабинов Титом Тацием и его союзником
Акроном, царем Ценина. Ромул убил Акрона
в поединке и посвятил доспехи и оружие
убитого царя Юпитеру, устроив праздник
и торжественное шествие, предвосхищавшее
триумф. Основные силы сабинов, возглавляемые
Титом Тацием, окружили город и, благодаря
предательству Тарпеи, дочери начальника
караула, захватили укрепление, в котором
размещались основные силы римлян. В последовавшей
ожесточенной битве Ромул был ранен камнем
в голову; увидев это, римляне дрогнули
и бросились бежать к Палатинскому холму.
Тогда Ромул в отчаянии воззвал к Юпитеру.
Услышав его, бог вселил стыд перед царем
и отвагу в сердца отступающих воинов.
Римляне остановились и вновь отбросили
сабинов. В это время похищенные ранее
римлянами сабинянки, ставшие теперь женами
и матерями римлян, смело бросились между
сражающимися, умоляя их пощадить малолетних
младенцев, которые неизбежно осиротеют,
если столь жестокая битва будет продолжаться.
Особенно красноречива в своих мольбах
и упреках была Герсилия. Женщинам удалось
остановить кровопролитие, противники
заключили мир и договорились о совместном
правлении, после чего сабины переселились
в Рим. Ромул разделил власть с Титом Тацием,
а удвоившееся население Рима стало почитать
общих римских и сабинских богов и повиноваться
общим законам. Оба царя уважали друг друга
и правили в полном согласии, а после смерти
Тита Тация единоличным правителем Рима
снова стал Ромул. На тридцать восьмом
году царствования он внезапно пропал
при весьма необычных обстоятельствах.
Во время проведения Ромулом войск на
Марсовом поле внезапно налетела буря,
сопровождавшаяся затмением солнца, глубокой
тьмой и грозовыми раскатами; царя окутало
облако, и он бесследно исчез. Свидетели
этого события сразу уверовали в божественную
сущность Ромула, однако остальные римляне
решили было, что царя убили сенаторы (ведя
победоносные войны с соседями, Ромул
раздавал завоеванные земли народу, что
вызывало нескрываемое недовольство патрициев).
Начавшиеся волнения прекратились, когда
Ромул, прекрасный и в блистающем вооружении,
явился своему близкому другу сенатору
Юлию Прокулу и велел передать народу,
что он вернулся на небо и стал теперь
богом Квирином, под покровительством
которого Рим достигнет небывалого могущества.
Он призвал римлян и их потомков быть мужественными
и упражняться в военном деле, и тогда
никто не сможет противостоять римскому
оружию.
2. ТУЛЛ ГОСТИЛИЙ
(лат. Tullus HostiIius) - третий царь Рима (672 - 640 до н.э.), сменил Нуму Помпилия. Т.Г. разрушил Альба-Лонгу и ее жителей переселил в Рим, воевал с соседними городами и племенами, утвердил правила для объявления войн, согласно которым всякая война, которая не была возвещена и объявлена, признавалась несправедливой.
3. Сервий Туллий (Servius Tullius) — согласно римскому преданию, шестой (первым был Ромул) царь Древнего Рима в 578—535 г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность. Государственные реформы: С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору, жившему в III веке до н. э.). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких центурий было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центурий 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.
По
преданию, при Сервии Тулии было
закончено строительство
Сервию
Туллию приписывается денежная реформа
(он первый в Риме начал чеканить серебряную
монету). Он всеми способами содействовал
росту благосостояния общества: по примеру
Солона в Афинах он выкупал бедняков из
рабства и освобождал клиентов от патрональной
зависимости — эта процедура носила название
nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным»
царём. Особенно его память чтили плебеи.