Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:39, доклад
Особенности реализации государственной политики в отношении семьи были детерминированы множеством идеологических установок, значение которых было предельно велико в Советском Союзе, поскольку идеология постоянно превалировала над другими социальными институтами. Идеология обуславливала характер всех проводимых социально-экономических преобразований в обществе, в том числе и в отношении семьи. Прежде всего семейная политика основывалась на идеях классового и полового равенства и отрицании буржуазных форм брака и семьи, она была сосредоточена на регуляции брачно-семейных отношений работающих женщин, вопросах охраны и материальной поддержки материнства и детства.
ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИКОВ В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Особенности реализации государственной
политики в отношении семьи были
детерминированы множеством идеологических
установок, значение которых было предельно
велико в Советском Союзе, поскольку
идеология постоянно
Правительство большевиков, пришедшее к власти в октябре 1917 г., осудило семью как буржуазный институт и обещало освободить женщин от брака, считая его главным препятствием на пути к женской эмансипации. Ведущий большевистский специалист по вопросам феминизации А.М. Коллонтай в 1923 г. заявила, что советское правительство «снимет бремя материнства с женских плеч и переложит его на государство». Она также добавляла, что «семья в ее буржуазном понимании вымрет».
Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. Стали распространяться идеи женского равноправия, идеи понимания брака как любовного и товарищеского союза двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых. Женщина должна была стать не только финансово, но и духовно независимой.
Для достижения первой цели - экономической
независимости - был принят ряд декретов.
Так, вводился оплачиваемый отпуск по
беременности, предоставлялись оплачиваемые
перерывы для кормления младенцев,
запрещался тяжелый физический труд
в ранние и поздние сроки беременности;
начали открываться детские ясли
и сады. Также женщине предоставлялись
свобода перемещения и
Для решения второй задачи - психологического раскрепощения женщин - также принимались законодательные меры. Так, разрешались аборты и облегчалась процедура развода. Регистрация брака и рождения детей теперь становилась светской процедурой.
Церковь же отделялась от государства
и переставала оказывать
В течение первого
Идеологическая позиция, что семья - это один из старых институтов, который должен быть разрушен и заменен другими социальными формами, имела много приверженцев среди членов коммунистической партии. В частности, Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский указывал, что семьи создают неправильные типы людей, т.е. «не людей, которые сделают вклад в общественный коллектив, но людей, которые будут индивидуалистами». А.М. Коллонтай также утверждала, что ребенок, воспитанный обществом, будет лучше подготовлен к новому образу жизни, чем ребенок, воспитанный в семье: «Человек, воспитанный в учреждениях республики рабочих, будет лучше приспособлен к жизни в рабочей коммуне, чем человек, чье детство прошло в закрытой среде эгоистичных семейных привычек».
Несмотря на согласие между коммунистическими
лидерами и ведущими педагогами в
том, что семья должна быть уничтожена,
все же в первое десятилетие после
революции семье не нашлось подходящей
замены. Система детских домов
была неразвита и плохо
Сторонники уничтожения семьи
признавали, что для того, чтобы
добиться наилучшего воспитания детей
в советском государстве, они
должны работать с семьей, а не против
нее. Идея просвещения семьи оставалась
важной частью идеологии на протяжении
первого послереволюционного
Идея общественного воспитания детей оказалась не более чем утопической. По данным официальной статистики, к 1927 г. в стране насчитывалось свыше полумиллиона детей, никогда не видевших своих отцов. Предсказания теоретиков о том, что социалистическое государство будет воспитывать их за общественный счет, не сбывались: экономически оно было способно прокормить не более 1% рожденных в «свободных браках».
Кроме того, сторонники второго направления
считали, что семья, так же как
и другие социальные институты, будет
вовлечена в воспитание детей. Они
понимали, что в то время это
было единственным выбором, и старались
сделать как можно больше в
этом направлении. А. М. Коллонтай, которая
иногда занимала промежуточную позицию,
в статье «Коммунизм и семья» писала,
что «вопрос освобождения женщины
от тягот материнства решится
сам собой, поскольку пролетарское
государство установит
Третье направление в
Последняя идея была довольно амбициозной. Власти сначала должны были открыть соответствующие учреждения, обучить детей, а затем найти эффективный способ передачи полученных знаний от детей к взрослым. С одной стороны, такая идея казалась очень удачной, так как государство могло сконцентрировать свои усилия на детях, которые были надеждой на будущее и при этом имели необходимые навыки и знания, распространяемые среди старшего поколения. С другой стороны, нужно было начать создание таких учреждений, что требовало колоссальных затрат.
Первые советские декреты, касающиеся семьи, предлагали новые юридические определения семейной структуры, брачных и родительских отношений, сексуального поведения и положения женщины, которые значительно отличались от того, что существовали в дореволюционном российском обществе.
Несмотря на повышенный интерес, партия и правительство никогда не применяли радикальных мер в отношении семьи. Существование вышеуказанных трех направлений относительно развития семьи при социализме, показывает, что отмена семьи не была главной целью большевиков. Мысль о том, что семье не будет места в социалистическом государстве, была просто одной из теоретических точек зрения среди множества других.
Литература:
Научная электронная библиотека «CYBERLENINKA»
Раздел: научные статьи :история/исторические науки.
Информация о работе Политика большевиков в отношении семьи в первые годы советской власти