Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:21, курсовая работа
История не создаётся произвольными деяниями "великих людей", как полагали некоторые мыслители. Но история не творится и какими-то безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс, как считают некоторые творцы. История - это равнодействую щая поступков множества личностей, каждая из которых складывается в
зависимости от общественных и культурных условий, в которых ей довелось развиваться, и вкладывается в исторические события со своим удельным весом, зависящим от личностных свойств и общественного положения.
Нет сомнения, что в истории России за первые годы 20 века с громадной силой проступила личность Петра Аркадьевича Столыпина. Пожалуй, ни один из политических деятелей начала 20 века не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров. Период "столыпинской реакции", "столыпинские галстуки"[т.е. виселицы.] с одной стороны, и борец за благо России, человек, "достойный сесть на царский трон" - с другой. Политическая карьера Столыпина была небольшой - всего 10 лет. За это время он был гродненским губернатором (1901г), губернатором в Саратове (1903г), министром внутренних дел (1906г) и председателем Совета министров (1907-1911гг). С 1907-1911годы Столыпин определял правительственную политику Российской империи.
Введение………………………………………………………………..3
Глава I.
Финляндия……………………………………………………………...5
Глава 2
Западное земство или польский вопрос……………………..………12
Заключение……………………………………………………..……...23
Список литературы………………………………………………........24
Приложение…………………………………………………...……….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I.
Финляндия………………………………………………………
Глава 2
Западное земство или польский вопрос……………………..………12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение………………………………………………….
Введение.
История не создаётся произвольными деяниями "великих людей", как полагали некоторые мыслители. Но история не творится и какими-то безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс, как считают некоторые творцы. История - это равнодействую щая поступков множества личностей, каждая из которых складывается в
зависимости от
общественных и культурных условий,
в которых ей довелось развиваться,
и вкладывается в исторические события
со своим удельным весом, зависящим
от личностных свойств и общественного
положения.
Нет сомнения, что
в истории России за первые годы
20 века с громадной силой проступила
личность Петра Аркадьевича Столыпина.
Пожалуй, ни один из политических деятелей
начала 20 века не может идти с ним в сравнение
по преданной и восторженной памяти его
почитателей и сосредоточенной ненависти
революционеров. Период "столыпинской
реакции", "столыпинские галстуки"[т.е.
виселицы.] с одной стороны, и борец за
благо России, человек, "достойный сесть
на царский трон" - с другой. Политическая
карьера Столыпина была небольшой - всего
10 лет. За это время он был гродненским
губернатором (1901г), губернатором в Саратове
(1903г), министром внутренних дел (1906г) и
председателем Совета министров (1907-1911гг).
С 1907-1911годы Столыпин определял правительственную
политику Российской империи.
Причина особого
интереса к личности Столыпина не
только в его личной судьбе и драматизме
сопровождающих ее событий. С деятельностью
этой личности тесно связан вопрос
о том, каково же значение столыпинского
курса и почему не состоялся путь реформ.
Этот вопрос не получил удовлетворительного
ответа в литературе о Столыпине. Многие
исследователи считают, что столыпинским
реформам помешали осуществиться не объективные
факторы, а ограниченность и слепота царизма,
верхов. Сами же реформы были столь значительны,
что, увенчайся они успехом, не только
никакого Октября, но и Февраля не было
бы. Столыпина на щит поднимают ультраправые
элементы, выдвигая на первый план его
национализм и объясняя все провалы его
курса фактом убийства Столыпина. Кстати
о национализме. Я считаю что национализма
у Столыпина не было и попытаюсь это доказать
на примере отношения председателя совета
министров к польскому и финскому вопросам.
Эти вопросы являлись одними из краеугольных
в политике правительства и, правительство
во главе со Столыпиным пыталась их решить
не силой, а путём реформ. И судить о том
могут лишь будущие поколения.
К теме отношений
между субъектами государства большой
интерес стали проявлять в 80-е 90-е годы
20 века. Связано это было с перестройкой
и развалом одной из великих держав - СССР.
На постсоветском пространстве возникло
множество независимых государств и «вновь
возникла необходимость суверенитета
национальных окраин - политической автономии
Польши и Финляндии в дореволюционной
России у П.А. Столыпина, суверенитета
союзных республик - в дни перестройки» [1].
В это время выходит множество работ авторов
касающихся личности Петра Аркадьевича
Столыпина. Это такие авторы как И.Д. Ковальченко,
П.Н. Зырянов, И.В. Островский, В.С. Дякин,
Г. Попов, В.П. Данилов, С.Ю. Рыбас, Изгоев,
М.П. Бок, В.В. Кирюшин, А.Ф. Ефременко. Надо
сказать, что, несмотря на такой большой
объём литературы, что-либо по взаимоотношениям
Столыпина Польши и Финляндии найти очень
трудно. В основном все работы посвящены
одной из его наиболее удачных реформ,
а именно реформе сельского хозяйства.
Однако в некоторых работах находится
место для Польши и Финляндии. Например,
В работе А.Я. Авреха «П.А. Столыпин и судьбы
реформ в России» есть одна глава, в которой
рассматривается отношение правительства
к Финляндии и Польше. Удивительно, что
название главы сразу же говорит об отношении
Авреха к политике правительства: «Национализм.
Россия для русских». А это подозревает
то, что П. А. Столыпин тоже является националистом.
У П.Н. Зырянова в работе «Петр Столыпин: политический портрет» проследить какой-либо национализм невозможно. Он пытается непредвзято и всесторонне рассмотреть эту личность причём, очень много уделяет внимания формированию его взглядов по основным проблемам российской действительности и аграрной реформе. Самую большую фактическую информацию можно получить из сборника речей Петра Аркадьевича Столыпина «Нам нужна великая Россия». В этом сборнике собраны все речи премьер-министра, и особый интерес представляют речи, касающиеся нашей темы. Исходя из них, можно судить об истинном отношении Столыпина к Польше и Финляндии.
Тема
является актуальной
и в наше время, так как в Российскую Федерацию
входит много республик и автономных областей.
Для того чтобы регулировать отношения
между субъектами федерации надо знать
опыт прошлого.
Целью
данной работы
является стремление проследить, как решался
польский и финский национальный вопрос
в политике правительства и что лично
предлагал П. А. Столыпин.
Для решения поставленной цели надо решить ряд практических задач:
1. Рассмотреть, как Столыпин пытался решить польский вопрос и насколько это удалось.
2. Выявить его
взгляд на финский вопрос и
как он видел пути решения.
Глава I.
Финляндия.
Пятого мая 1908 года Столыпин, впервые поднимая вопрос о Финляндии, отвечал на запрос Государственной Думы «касающийся отношений Империй к её составной части - Финляндии» [2]. Прежде всего он заявил что, существует две точки зрения на Финляндию: первая, что «Финляндия - совершенно особое государство» [2] и вторая, что «Финляндия есть такая же окраинная провинция, как, скажем, привисленские губернии или Кавказ» [2]. Обе эти точки зрения неверны и виду того, что Финляндия является составной частью Российской Империи, объединенное Правительство отвечает за все в ней происходящее, за все события, за всю сосредоточенную в ней революционную деятельность. В октябрьские дни 1905 году там действовала финляндская красная гвардия с пресловутым капитаном Коком во главе. Кончилось тем, что эта организация приняла участие в Свеаборгском бунте. В это же время образовалось под спортивным видом еще более опасное общество «Войма» (Сила), распространявшее множество оружия во всей Финляндии. Пароходы «Джон Графтон», «Ханки» и др. были пойманы при перевозке в Финляндию обильного военного материала. В течение одного 1907 года на территории Финляндии имело место 25 конференций и собраний революционного характера; оттуда же готовились многие покушения в частности, «там организован был взрыв 12 августа 1906г, ограбление в Фонарном переулке, причем похищенные деньги увезены были в Финляндию. Финляндские власти относились благожелательно к подобным организациям, так же как и к русским революционерам, находившим себе на финляндской территории самое надежное убежище для подготовки террористических актов; они даже всячески парализовали действия нашей русской полиции. Ввиду всего этого пришлось прибегнуть к установлению вдоль финляндской границы сплошного военного кордона. В делах управления Финляндией, имевших касание к России, тоже встречались затруднения и ненормальности. На основании указа 1-го августа 1891 г. министр статс-секретарь имел право сам решать, касается ли то или другое дело интересов России или нет и соответственно с этим запрашивать или не запрашивать заключения подлежащего министерства Империи. Но великодушно предоставленное право повело ко многим злоупотреблениям; многие вопросы, задевавшие русские интересы, были решены Финляндией самочинно. Так, были изменены: в 1896 году параграфы учреждения финляндского сената по милиционной экспедиции; в 1906 году закон о русском языке в государственных учреждениях; была внесена в Сенат пропозиция по закону о печати, очень существенная для интересов России. Дошло, наконец, до того, что о многих законопроектах Имперское Правительство узнавало лишь из газетных слухов (среди них законопроекты о промыслах, об оскорблении Величества...). Наконец, без сношения с Имперскими властями, финляндский Сенат приступил к разработке законопроекта о новой форме правления, клонившегося почти к полному освобождению Финляндии от связи с Россией. Для того чтобы устранить возможность подобных актов и для того, чтобы вообще уничтожить в корне причины разногласия с Финляндией, Петр Аркадьевич отмечал необходимость вникнуть в политическое мировоззрение финляндцев. Последнее было основано на заявлении Императора Александра 1-го от 1809 года, в котором он обещал хранить установления и законы Финляндии. Финляндцы же все поняли, что этим заявлением Император признал особую финляндскую государственность. Александр II в 1863 году упомянул о конституционной монархии при созыве финляндского сейма. В дальнейшем же Россия, занятая своими внутренними делами, мало интересовалась Финляндией. «Вот почему, - сказал Петр Аркадьевич, - эти принципы отдельной финляндской государственности начали понемногу переходить в особую науку, своеобразного финляндского государственного права. Для того чтобы создать эту науку, подбиралась масса документов, причем, груда таких же документов, не подтверждавших этих принципов, отбрасывалась в сторону... Народные университеты и публичные лекции продолжали это же дело и совершенно естественно, что теория скоро перешла в верование, верование перешло в догмат, догмат же трудно опровергать какими-либо рассудочными доказательствами. По этому догмату Финляндия - особое государство, притом государство конституционное, правовое. Государство, которое имеет задачи различные от задач России, и чем теснее будет связана Финляндия с Россией, тем осуществление этих задач станет невозможнее» [2]. «Вот, господа, - продолжал Столыпин, - в этой Политической атмосфере и застают Финляндию события 1905 года, которые послужили пробным камнем и для многих русских, которые в то время, может быть, усомнились в будущности России» [2]. Что же из себя действительно представляет Финляндия? Восточная часть ее - древнее русское достояние (с 1323 г.), вновь завоеванное Петром Великим и Елизаветою корпорированное в состав России. Александр I, завоевавший окончательно Финляндию, объявил о присоединении ее навсегда к Российской Империи. «Император Александр I, - сказал Петр Аркадьевич, - даровал Финляндии внутреннюю автономию, он даровал ей и укрепил за нею право внутреннего законодательства, подтвердил все коренные законы, весь распорядок внутреннего управления и судопроизводства, но определение отношений Финляндии к Империи он оставил за Собой и определил его словами: «собственность и державное обладание» [2] В том же духе действовали и последующие Государи, решавшие тогда за Россию и управлявшие Финляндией на патриархальных началах. В дальнейшем же, с созывами финляндских сеймов, отношения эти сильно осложнились, а сеймы стали вторгаться в решение вопросов общегосударственного значения, что и привело к создавшемуся положению. Русская точка зрения совершенно ясна. Россия не может желать нарушения законных автономных прав Финляндии относительно внутреннего ее законодательства и отдельного административного и судебного устройства, но в общих законодательных вопросах управления должно быть и общее решение совместно с Финляндией и с преобладанием, конечно, державных прав России. К таким общим вопросам Петр Аркадьевич отнес защиту государства, наблюдение за крепостями, наблюдение и защиту береговых вод, наблюдение за почтовыми учреждениями, управление телеграфом, таможнями, железными дорогами и т. д. Способ разрешения подобных вопросов должен быть найден. Путем постоянных думских запросов этого дела урегулировать нельзя. Имеется другой законный путь через Государственную Думу и Государственный Совет. «Вы, господа, - не можете, - заявил Петр Аркадьевич, отвергнуть от себя обязанностей, несомых вами в качестве народного представительства. Вы не можете разорвать и с прошлым России. Не напрасно были пролиты потоки русской крови, не бессмысленно и не бессознательно утвердил Петр Великий державные права России на берегах Финского залива. Я уверен, господа, - закончил Петр Аркадьевич,- что вы отвергаете запрос; но вами, в ваших русских сердцах будут найдены выражения, которые заставят, побудят Правительство представить на ваш же суд законопроект, устанавливающий способ разрешения наших общих с Финляндией дел, законопроект, не нарушающий прав маленькой Финляндии, но ограждающий то, что нам всего ближе, всего дороже,- исторические, державные права России» [2]
17-го марта
1910 года Столыпин опубликовал
правительственный проект о
8-го июня 1910 года
прения по финляндскому
17-го июня 1910
года Государь утвердил
1) в порядке,
установленном общим
2) в порядке, установленном особым (финляндским) законодательством, если они относятся к одним только внутренним делам этого края.
В 1911 году П.А. Столыпин
возбудил вопрос о присоединении
к Петербургской губернии двух сопредельных
с нею приходов Выборгской губернии.
Приходы эти были излюбленным убежищем
для наших революционеров. Значительное
же коренное русское население приходов
не могло добиться равноправия от финляндских
властей. Кроме того, к этой мере Правительство
побудило стратегическое местоположение
приходов, очень существенное для защиты
Петербурга и Кронштадта, с суши и с моря.
В 1911 году этот вопрос получил одобрение
Монарха, и представление соответствующего
законопроекта было получено Столыпину.
Глава 2.
Западное земство или польский вопрос.
Мысль о введении
земства в западных губерниях
зародилась у Столыпина еще в Ковенской
губернии. Узнав и полюбив этот край, он
чувствовал, как сильно препятствовало
его культурному росту отсутствие земских
представительных учреждений, но русские
государственные интересы не допускали
их введения в губернии, в которой большинство
крупных землевладений принадлежало инородцам.
Благодаря энергии и личному авторитету
Столыпина, ему удалось, в бытность его
Предводителем Дворянства, создать «Ковенское
Общество Сельского Хозяйства» и в нем,
на почве общности сельскохозяйственных
интересов, объединить для общей работы
русских, поляков и литовцев. В трех юго-западных
и трех белорусских губерниях русское
землевладение было более крепким и Столыпин,
сделавшись Министром Внутренних Дел,
поспешил поднять вопрос о земстве в Западном
Крае. В 1909 году Правительство признало
существовавший закон о выборах в Государственный
Совет от девяти губерний западного края
неудовлетворительным и неправильным,
так как несмотря на значительное преобладание
русского землевладения в крае, в его совокупности,
представителями от всех губерний прошли
поляки, тогда как польское население
края составляло всего четыре процента.
Вследствие этого избранные представители
не являлись представителями интересов
всего его населения, а лишь интересов
высшего слоя. Самым правильным выводом
из создавшегося положения Правительство
считало распространение земства на эти
губернии. Но на это требовалось время.
Вследствие этого Правительство внесло
законопроект о продлении полномочий
уже выбранных членов Государственного
Совета на один год. Этим промежутком времени
Правительство предполагало воспользоваться
для разработки и внесения проекта о западном
земстве. Мера такого продления полномочий
явилась бы не только целесообразной,
но и вполне законной, имеющей много прецедентов
как в нашей, так и западноевропейской
практике. В своей речи по этому вопросу
Столыпин заявил, что положение Правительства
крайне облегчалось тем, что Государственная
Дума сама высказала пожелание о введении
западного земства. Он добавил, что соответствующий
законопроект будет внесен на рассмотрение
осенней сессии. Государственная Дума
приняла проект Правительства с вариантом,
заменившим продление полномочий членов
Государственного Совета на один год.
Годичным избранием новых членов. В октябре
1909 года, открывая сессию Совета по делам
местного хозяйства, Столыпин изложил
правительственный законопроект о введении
земства в девяти западных губерниях.
Согласно проекту, крупные города (Минск,
Вильно, Киев) подлежало выделить в особые
земские единицы, по примеру городов центральной
России. В проекте не сочли возможным основаться
всецело на земском положении 90-го года,
ввиду того, что последнее дает преобладание
дворянскому сословию. Таковое же в западном
крае состояло преимущественно из поляков.
Поэтому в законопроекте был проведен
принцип бессословности. Разноплеменность
населения являлась главным камнем законопроекта:
хотя земские учреждения и суть учреждения
не политические, а хозяйственные и для
правильного их действия нужно участие
в них всех элементов края, однако нельзя
придавать им определенную племенную
окраску. Последнее отразилось бы на хозяйственной
жизни, на хозяйственных интересах края,
которые проникают в народную гущу глубже,
чем даже интересы политические. Поэтому
для защиты русских государственных интересов
Правительство ввело в законопроект принцип
национальных отделений при выборе уездных
гласных и таких же отделений в городских
думах и уездных земских собраниях при
выборе гласных губернских. Для определения
числа гласных по национальностям в проекте
предлагалось остановиться на способе,
отражающем действительное соотношение
различных групп населения, на принятии
в расчет двух признаков: количественного
и имущественного. В местностях же с весьма
слабым русским населением предполагались
проектом следующие минимальные требования.
Должны были быть лица русского происхождения:
председатель губернской земской управы,
все главнейшие должности по найму, не
менее половины выборных должностей и
не менее половины мелких служащих по
найму. Этим исчерпывались особенности
законопроекта, введением которого Правительство
предполагало «приблизить хозяйственное
положение губерний западного края к хозяйственному
распорядку, обиходу коренных русских
губерний, с тем, чтобы дать западному
краю реформированное земство, впоследствии,
вместе со всей остальной Россией»[20]. Седьмого мая 1910 года
Петр Аркадьевич защищал в Государственной
Думе правительственный законопроект
о введении западного земства. Он оспаривал
мнения оппозиции, говорившей, что всякие
ограничения для местного элемента было
бы введение политики в ту область, которая
политике чужда, было бы искусственным
раздуванием старинной племенной вражды.
Он заявил, что Правительство, принимая
во внимание эти доводы, стало все же на
иную точку зрения, поставило на первый
план национальную задачу в Западном крае,
требующую подчинения земской идеи идее
государственной. Ведь вправе ли было
бы государство предоставлять самим себе
не окрепшие русские ячейки края в их состязании
с крепкими цитаделями польской культуры?
Разрешение вопроса следовало бы искать
не в абстрактной доктрине, а в опыте прошлого
и в области фактов. «И вот, - продолжал
Петр Аркадьевич, - совершенно добросовестные
изыскания в этой области привели Правительство
к необходимости: во-первых, разграничить
польский и русский элементы во время
самого процесса земских выборов; во-вторых,
установить процентное отношение русских
и польских гласных, не только фиксировать
их имущественное положение, но запечатлеть
исторически сложившееся соотношение
этих сил; в-третьих, учесть в будущем земстве
историческую роль и значение православного
духовенства и, наконец, дать известное
отражение правам русского элемента в
будущих земских учреждениях» [6]. Столыпин нашел целесообразным
временно отсрочить введение земства
в трех губерниях виленского генерал-губернаторства,
где русский элемент еще слишком слаб.
«Если, не считаясь с этими условиями,
- говорил П. А., - ввести земство в этих
трех губерниях, то население вынесло
бы впечатление, что край перешел в область
тяготения к Царству Польскому, что Правительство
не могло удержать его в своих руках, вследствие
своей материальной слабости или отсутствия
государственного смысла». [6]. В остальных
же шести губерниях земство следует ввести
одновременно, что вполне позволяет наличие
в нем более прочного русского элемента.
«Я принужден, - продолжал Петр Аркадьевич,
- привести вам несколько исторических
сопоставлений, поучительных, по моему
взгляду, для предотвращения от повторения
неоднократно уже повторявшихся ошибок.
Западные губернии, как вам известно, в
14-ом столетии представляли из себя сильное
литовско-русское государство. В 18-м веке
край этот перешел опять под власть России,
с ополяченным и перешедшим в католичество
высшим классом населения и с низшим классом,
порабощенным и угнетенным, но сохранившим
вместе со своим духовенством преданность
Православию и России. В эту эпоху русское
государство было властно вводить в крае
русские государственные начала. Мы видим
Екатерину Великую, несмотря на всю ее
гуманность, водворявшую в крае русских
землевладельцев, русских должностных
лиц, вводящую общие губернские учреждения,
отменявшую литовский статус и магдебургское
право. Ясно стремление этой Государыни
укрепить еще струящиеся в крае русские
течения, влив в них новую русскую силу
для того, чтобы придать всему краю прежнюю
русскую государственную окраску. Справедливость,
оказанная высшему польскому классу населения,
должна была сделать эту борьбу бессмысленной,
ненужной, должна была привлечь эти верхи
населения в пользу русской государственной
идеи».[6]. Опыт Павла и Александра 1 -го,
приведший край к прежнему положению,
был чреват последствиями. «Но то, - продолжал
Петр Аркадьевич, - что в великодушных
помыслах названных Государей было актом
справедливости, на деле оказалось политическим
соблазном. Облегчили польской интеллигенции
возможность политической борьбы и думали,
что, в благодарность за это, она от этой
борьбы откажется».[6]. Дело и кончилось
в 1831 году первым вооруженным восстанием,
открывшим глаза Правительству. Император
Николай I-й вернулся к политике Екатерины
Великой и мало-помалу планы Императора
начали проходить в жизнь. Но Император
Александр II-й, по своему великодушию,
пошел на уступки, поляки были попросту
снова сбиты с толку, начали обращаться
со всеми большими домогательствами, и
дело кончилось вторым вооруженным восстанием.
Наконец, в 1905 году в Польше, в ответ на
новые льготы сильно увеличилась вражда
к России. «Вот, - заявил Петр Аркадьевич,
- те историческое уроки, которые, я думаю,
с достаточной яркостью указывают, что
такое Государство, как Россия, не может
и не вправе безнаказанно отказываться
от проведения своей исторической задачи.
Я часто вспоминал, - продолжал Петр Аркадьевич,
- о том, что мне приходилось говорить депутатам
польским, которые являлись ко мне перед
роспуском второй Думы... Я говорил им,
что в политике нет мести, но есть последствия.
Но поляки не были в силах изменить свое
политическое направление, они не могут
этого сделать, и при выборах в Государственную
Думу и Совет, везде, где русские им предлагали
соглашение, почти везде они это отвергали...
Все это, конечно, повлияло и на Правительство,
которое в 1906 году готовило законопроект
о введении земства в западном крае на
началах пропорционального представительства,
но намерение это оставило». [6] Поэтому
и возникла необходимость оградить многочисленное,
но экономически слабое русское население
от преобладающего польского элемента
на время выборов, возникла необходимость
национальных курий. Но кроме этого необходимо
было преобладание русского элемента
в земских собраниях. «Крестьянство в
этих губерниях было белорусским или украинским,
а среди помещиков преобладали поляки»[7].
Поэтому законопроект и предложил принять
во внимание не один имущественный признак,
но и признать национальный, предложив
учесть, так сказать, признак имущественно-культурный.
Далее, он упомянул об установленном проектом
минимуме русского элемента в земских
учреждениях, без наличия которого большинство
должностей по найму попало бы в руки влиятельных
поляков. «Но я бы не хотел сойти с этой
трибуны, - заканчивает Петр Аркадьевич,
- не подчеркнувши еще раз, что цель правительственного
законопроекта не в угнетении прав польских
уроженцев западного края, а в защите прав
уроженцев русских. Законопроект дает
законное представительство всем слоям
местного населения, всем интересам; он
только ставит предел дальнейшей многовековой,
племенной политической борьбе, он ставит
этот предел, ограждая властным и решительным
словом русские государственные начала.
Подтверждение этого принципа здесь, в
этом зале вами, господа, разрушит, может
быть, немало иллюзий и надежд, но предупредит
и немало несчастий и недоразумений, запечатлев
открыто и нелицемерно, что западный край
есть и будет край русский, навсегда, навеки».[6].
В мае 1910 года Столыпин возражал в Государственной
Думе против поправок к законопроекту
о западном земстве, внесенных оппозицией.
Петр Аркадьевич отметил, что дело идет
не о Царстве Польском, а об области, в
которой среднее число поляков составляет
4% населения. «Если бы Правительство руководствовалось
национальным шовинизмом, - продолжал
Петр Аркадьевич, - оно предложило бы вам
опереться на эти цифры, но вы знаете, что
Правительство само, дорожа культурным
элементом, внесло в свой законопроект
принцип имущественный»[8]. Защищая, далее,
особенности законопроекта, Петр Аркадьевич
заявил, «что частное землевладение образовалось
в крае не путем естественного правильного
местного нарастания, а в силу исторического
шквала, который налетел на этот край и
опрокинул в нем все русское. Нельзя - продолжал
Петр Аркадьевич, - исключительное, притом
неблагоприятное для русских, антинациональное
историческое явление брать за основу,
единственную основу всего законопроекта;
нельзя забыть все прошлое, нельзя на все
махнуть рукой, торжествовала бы только
теория, шаблон, одинаковый на всю Россию»[8].
Прося отклонить все поправки, Петр Аркадьевич
заканчивает словами: «Не принят будет
этот законопроект, край будет долго пребывать
в той экономической дремоте, в которой
доселе пребывает Западная Россия... Не
забывайте этого»[8]. Вокруг одобренного
Думой законопроекта разыгралась в Государственном
Совете напряженная борьба. В борьбе со
Столыпиным против законопроекта группа
крайних правых сплотилась с поляками
и частью центра. С речью о законопроекте
Петр Аркадьевич выступил в Государственном
Совете 1-го февраля 1911 года. Он отметил,
что земство имеет полную возможность
быть трудоспособным и при наличии введенных
в законопроект ограничений, т. к. число
полных цензовиков превышает число предполагаемых
гласных, а для того, чтобы еще усилить
русские курии, Государственная Дума приняла
поправку, уменьшающую земский ценз вдвое.
Культурный уровень избирателей от этой
меры не понизился бы. С одной стороны
ценность недвижимого имущества за последнее
десятилетие удвоилась, а с другой стороны
состав полуцензовиков в образовательном
отношении является вполне доброкачественным.
«И вот, при наличии таких условий, - заявил
Столыпин, - я полагаю, что вводимое земство
будет культурно, брег работоспособно
и будет государственно»[9]. «Возвращаясь
к общему вопросу, - заключил он, - я нахожу,
что совершенно недопустимо разногласие
с Государственной Думой в вопросе, в котором
Дума поднялась до высокого понимания
русского государственного начала. Я не
хочу верить, чтобы русские и польские
избиратели могли быть ввергнуты в совершенно
ненужную и бесплодную политическую борьбу.
Но пусть, господа, не будет этого, пусть
из-за боязни идти своим русским твердым
путем не остановится развитые прекрасного
и богатого края, пусть не будет отложено
и затем надолго забыто введение в крае
земского самоуправления. Этого достичь
легче, к этому идут. И если это будет достигнуто,
то в многострадальную историю русского
Запада будет вписана еще одна страница,
страница русского поражения. Придавлено,
побеждено будет возрождающееся русское
самосознание и не на поле брани, не силою
меча, а на ристалище мысли, гипнозом теории
и силой красивой фразы!» [9] Четвертого марта 1911
года, при постатейном обсуждении правительственного
законопроекта, сплотившиеся врага последнего
обрушились на статью о национальных куриях.
В ответной речи Петр Аркадьевич назвал
эту статью «вопросом государственной
важности, центральным вопросом настоящего
законопроекта» [10]. «Правительство понимает,
- говорил он, - что необходимо в должной
мере использовать и густо окрашенную
польскую струю, польское течение, но опасно
лишь равномерно разлить эту струю на
всей поверхности будущих земских учреждений.
Необходимо преклонять права отдельных
лиц, отдельных групп, к правам целого». [10]
Решение противников справа было заранее
заготовлено и образование национальных
курий было отклонено. Этим самым крайне
правые с П. Н. Дурново и В. Ф. Треповым во
главе сознательно губили не только западное
земство, но и наносили удар лично Столыпину,
всей его деятельности и государственной
программе. Это была уже не первая их попытка
и ввиду сложившейся таким образом обстановки,
Петр Аркадьевич подал прошение об отставке.
Таким поворотом дела был взволнован западный
край, вражеские силы начали поднимать
голову, русское духовенство в крае подверглось
оскорблениям, а в Финляндии известие
об отставке Петра Аркадьевича вызвало
в некоторых кругах настоящие ликования.
Силы реакции и революции торжествовали.
Тем более неожиданно было известие 11
марта, о благополучном исходе кризиса,
о сохранении Столыпиным его поста, об
увольнении членов Государственного Совета.
Двенадцатого марта был опубликован Высочайший
Указ о перерыве занятий Государственного
Совета и Государственной Думы на три
дня. Этот срок перерыва давал возможность
воспользоваться прерогативами Верховной
Власти путем опубликования закона западного
земства, с поправками к нему Государственной
Думы. Последнее и было сделано на основании
ст. 87 Основных Законов Именным Высочайшим
Указом Правительствующему Сенату от
14-го марта 1911 года. Уже 1-го апреля 1911 года
Петр Аркадьевич давал объяснения по поводу
обращенного к нему запроса Государственного
Совета. Он заявил, что Государственный
Совет совершил юридически неправильный
акт, предъявляя запрос к Совету Министров,
учреждению не подчиненному Правительствующему
Сенату, в котором иногда председательствует
Государь. Таким образом, противники законопроекта,
продолжая свое дело, покушались на прерогативы
Верховной Власти. Поэтому, не признавая
запрос, Петр Аркадьевич давал лишь объяснения
Государственному Совету в деле, его касавшемся.
Петр Аркадьевич заявил, что вся ответственность
за происшедшее лежит лично на нем, как
на лице, представившем на утверждение
Государя акт о проведении западного земства.
Далее, он доказал полную законность принятого
им пути. Правительство не может признать,
что Государственный Совет безошибочен
и что в нем не может завязаться мертвый
узел, который развязан в путях существующих
законов, может быть только сверху. Объяснения
Петра Аркадьевича были признаны неудовлетворительными,
независимо от их существа и это было проведено
в резолюции Государственного Совета.
27-го апреля 1911 года Столыпин отвечал на
аналогичный запрос Государственной Думы.
Отвергая по тем же мотивам законность
запроса и соглашаясь лишь давать разъяснения,
касавшиеся Думы, Петр Аркадьевич привел
те же юридические аргументы, описал ход
событий и заявил далее: «Правительство
должно было решить, достойно ли продолжать,
корректно и машинально вертеть правительственное
колесо, изготовляя проекты, которые никогда
не должны увидеть света, или же Правительство,
которое является выразителем и исполнителем
предначертаний Верховной Власти, имеет
право и обязано вести определенную, яркую
политику... Второй путь, путь тяжелый и
тернистый, на котором под свист насмешек,
под гул угроз, в конце концов, все же выход
к намеченной цели. Для лиц, стоящих у власти,
нет, господа, греха большего, чем малодушное
уклонение от ответственности. Я и признаю
открыто: в том, что предложен был второй
путь, второй исход, ответственны мы в
том, что мы, как умеем, как понимаем, бережем
будущее нашей Родины и смело вбиваем
гвозди в вами же сооруженную постройку
будущей России, не стыдящейся быть русской,
- ответственны мы, и эта ответственность
-величайшее счастье моей жизни. И как
бы вы, господа, не относились к происшедшему,
- а ваше постановление, быть может, по
весьма сложным политическим соображениям,
уже предрешено, - как бы придирчиво вы
ни судили и не осудили даже формы содеянного,
я знаю, я верю, что многие из вас в глубине
души признают, что 14-го марта случилось
нечто, не нарушившее, а укрепившее права
молодого русского представительства.
Патриотический порыв Государственной
Думы в деле создания русского земства
на Западе России был понят, оценен и согрет
одобрением Верховной Власти»[11]. С этого времени и до
самого прибытия Государя в Киев, к Петру
Аркадьевичу поступали благодарственные
телеграммы от земских избирателей и гласных
Западного края русского и польского происхождения.
Все лето 1911 года, как и всегда, не позволяя
себе отдыха, проработал Петр Аркадьевич
над разработкой стоявших на очереди государственных
дел и 25-го августа отбыл в Киев. По проезде
Государя в Киев, состоялись торжественная
встреча, маневры, освящение памятника
Императору Александру II, смотры и приемы
земских представителей Края, получившего
земство. 1-го сентября в 9 часов вечера
начался в городском театре, в Высочайшем
присутствии, парадный спектакль. В 11 часов,
в антракте, после второго акта, П. А.Столыпин,
сидевший в первом ряду близ Государевой
ложи, поднялся с места и стал спиной к
сцене, разговаривая с подходившими к
нему лицами. Вдруг раздались в зале один
за другим два выстрела... Раненый двумя
пулями Столыпин сохранил присутствие
духа. Он осенил крестным знамением себя
и царскую ложу, в которой стоял Государь,
после чего, мертвенно бледный, стал падать.
После консилиума в больнице доктора Маковского,
куда был перенесен Петр Аркадьевич, у
всех явилась надежда, что спасение его
возможно. От мгновенной смерти спас крест
Св. Владимира, в который попала пуля, и,
раздробив который, изменила прямое направление
в сердце. Этой пулей оказались пробиты
грудная клетка, плевра, грудобрюшная
преграда и печень. Другою прей насквозь
пронизана кисть левой руки. 4-го сентября
произошло резкое ухудшение в состоянии
здоровья, а 5-го сентября, в 10 ч. 12 минут
вечера, Столыпина не стало... Когда-то
он сказал: «Каждое утро, когда я просыпаюсь,
и творю молитву, я смотрю на предстоящий
день, как на последний в жизни, и готовлюсь
выполнить все свои обязанности, уже устремляя
взор в вечность. А вечером, когда я опять
возвращаюсь в свою комнату, то говорю
себе, что должен благодарить Бога за лишний
дарованный мне в жизни день. Это единственное
следствие моего постоянного сознания
близости смерти, как расплаты за свои
убеждения. И порой я ясно чувствую, что
должен наступить день, когда замысел
убийцы, наконец, удастся». Смерть действительно
прервала на полном ходу деятельность
Столыпина. Унесла его в могилу, не дав
закончить предпринятый им гигантский
труд, задачу, в которую верил он всю жизнь.
Им было сказано когда-то: «Итак, на очереди
главная наша задача - укрепить низы. В
них вся сила страны. Их более 100 миллионов!
Будут здоровы и крепки корни у государства,
поверьте - и слова Русского Правительства
совсем иначе зазвучат перед Европой и
перед целым миром... Дружная, общая, основанная
на взаимном доверии работа - вот девиз
для нас всех, Русских! Дайте Государству
20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и
вы не узнаете нынешней России» [15].
Промысел Божий определил иначе и не дал
сбыться этим словам.
Информация о работе Польский и финский национальный вопрос в политике правительства П. А. Столыпина