Послевоенная система международных отношений от сотрудничества к конфронтации и "холодной войне"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:29, реферат

Описание

Послевоенное десятилетие было насыщено важными политическими событиями. Многим справедливо казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантировала мирный прогресс человечества на длительную перспективу. Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения отношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так называемую «холодную войну».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Расстановка сил на международной арене……………………………………4
2. Отношения СССР с бывшими союзниками. Начало «холодной войны»…..5
3. «Железный занавес»……………………………………………………………7
4. Между Холодной войной» и «холодным миром»……………………………9
5. Внешняя политика СССР в 1965 - 1984 гг………………………………….10
6. Новое политическое мышление……………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

отечественная история.docx

— 41.78 Кб (Скачать документ)

 

5. Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

После отставки Н.С. Хрущёва и прихода  к политическому лидерству в  Советском Союзе Л.И. Брежнева во внутренней политике наблюдалась относительная стабильность. Однако во внешнеполитической деятельности имели место перепады и колебания, приводившие то к ослаблению международной напряжённости, то к резкому обострению обстановки в мире.

В конце 1960-х гг. в Чехословакии начался процесс демократизации и реформирования общества. Советское руководство первоначально спокойно наблюдало за происходившим в Чехословакии, но постепенно из-за опасения, что успех реформаторов в ЧССР повлияет на политические процессы в других странах, позиция Политбюро ЦК КПСС начала меняться. На чехословацких руководителей во главе с А. Дубчеком стали оказывать давление, чтобы приостановить процесс реформирования, в ходе которого были выдвинуты идеи перехода к рыночной экономике и строительства «социализма с человеческим лицом». Убедившись в безуспешности подобных попыток, советские лидеры пошли на крайние меры. 21 августа 1968 г. войска ряда стран - участниц Варшавского договора - СССР, ГДР, Польши, Венгрии и

10

Болгарии были введены на территорию Чехословакии, чтобы не допустить  утраты там «социалистических завоеваний»  и помешать выходу страны из Организации  Варшавского Договора. Мировая общественность осудила эту акцию, против неё  высказался ряд коммунистических партий зарубежных стран. Народ Чехословакии, который в 1945 г. с восторгом встречал Красную армию как освободительницу, теперь был настроен враждебно, видел  в солдатах, вступивших на её территорию, оккупантов. Разгром демократических преобразований в Чехословацкой республике на два десятилетия задержал реформы не только в этой стране: он вызвал усиление консервативных тенденций в СССР и других социалистических государствах.

Во второй половине 1960-х гг. происходило  дальнейшее ухудшение советско-китайских отношений, начались пограничные конфликты, вылившиеся в вооружённые столкновения в 1969 г. на острове Даманском.

В начале 1970-х гг. наблюдались позитивные сдвиги в Европе и в советско-американских отношениях. В ФРГ к власти пришло правительство, возглавлявшееся лидером социал-демократов В.Брандтом, которое начало проводить «новую восточную политику». Она заключалась в признании самостоятельного существования ГДР, нерушимости европейских послевоенных границ, необходимости улучшения отношений с СССР и странами Восточной Европы. В результате серии переговоров были подписаны соответствующие договоры, началось быстрое развитие экономических связей между СССР и ФРГ. Последняя стала крупнейшим торговым партнёром СССР среди западных стран. В 1971 г. были достигнуты договорённости между СССР, США, Великобританией и Францией, определявшие статус Западного Берлина, что также смягчило конфронтацию в самом центре Европы. Всё это способствовало успешной подготовке и проведению в Хельсинки в июле - августе 1975 г. Совещания руководителей 33 стран Европы, США и Канады. На этом совещании был принят Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе. Советский Союз явился одним из инициаторов этого 11

форума и рассматривал его итоги  как крупный успех советской  внешней политики.

Достигнутое в конце 1960-х гг. примерное  равенство (паритет) ракетно-ядерных  потенциалов США и СССР подвигло обе страны к переговорам о  сдерживании стратегических вооружений. На протяжении 1970-х гг. был заключён ряд договоров, накладывающих определённые ограничения для обеих сторон на количество ядерных боеголовок и средств их доставки.

Хельсинкское совещание, советско-американские соглашения стали наиболее весомыми проявлениями политики разрядки международной  напряжённости. Однако она продолжалась недолго. В конце 1970-х гг. руководство  Советского Союза санкционировало замену размещённых в европейской части страны ракет среднего радиуса действия на более мощные. Это вызвало ответную реакцию стран НАТО: США начали развёртывать на территории ряда своих европейских союзников новые виды ракетно-ядерного оружия, что привело к обострению ситуации в Европе и замораживанию многолетних переговоров о сокращении ядерных и обычных вооружений.

В декабре 1979 г. советские руководители приняли решение о вводе «ограниченного контингента» советских войск в  соседний Афганистан. Там в это  время набирала силу гражданская  война, и советское вмешательство  в конфликт на стороне прокоммунистического правительства вызвало взрыв  национально-патриотических чувств. Акция  Советского Союза встретила всеобщее неприятие в мире. Только отдельные  страны воздержались от её осуждения. США, Китай, исламские государства  стали оказывать мощную поддержку  воевавшим против советских войск  афганским моджахедам (моджахеды - борцы за исламскую веру). СССР оказался втянутым в бесславную войну против народа соседнего государства, с которым десятилетия он поддерживал дружеские отношения.

 

12

 

6. Новое политическое мышление

Коренной поворот в советской  внешней политике во второй половине 1980-х гг. связан с именами нового Генерального секретаря ЦК КПСС, а  затем и Президента СССР М.С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе. Он сменил на этом посту А.А. Громыко, три десятилетия бессменно руководившего советской внешней политикой и прозванного иностранными дипломатами «господин Нет» за неуступчивость во время любых переговоров. В международных отношениях горбачёвское руководство предложило программу коренных изменений, получившую известность под именем «нового политического мышления». Её суть состояла в признании приоритета в международных делах общечеловеческих ценностей над классовыми, которые в предшествовавший период определяли внешнюю политику СССР. Новое мышление предполагало переход от конфронтации к сотрудничеству, от гонки вооружений к постепенному разоружению, от поддержки региональных конфликтов к поиску путей их урегулирования. Проявив небывалый динамизм, Горбачёв и Шеварднадзе побывали во многих странах мира, наладили личные контакты с видными государственными деятелями, сумели убедить их в серьёзности своих намерений изменить внешнеполитический курс СССР. Атмосфера в мире начала меняться в лучшую сторону.

В результате многочисленных встреч М.С. Горбачёва с президентами США  Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем-старшим  удалось договориться о реальном сокращении ядерного оружия: начали уничтожаться целые классы ракет среднего и  малого радиуса действия, а затем  и отдельные его стратегические виды. Впервые за многие десятилетия угрожавший жизни на земле призрак атомной войны стал исчезать.

Крупным шагом в деле оздоровления международных отношений было решение  советского руководства о выводе войск из Афганистана. Это сразу  разрядило обстановку на Среднем  Востоке, позволило начать процесс  улучшения отношений с Китаем и мусульманскими странами.

13

Новые принципы сотрудничества были заложены М.С. Горбачёвым и в отношения  с социалистическими странами, в  частности, было заявлено о невмешательстве Советского Союза в их внутренние дела. В условиях нарастания в восточноевропейских странах антикоммунистических настроений такая позиция горбачёвского руководства не давала повода для возможного обострения отношений СССР с Западом. На парламентских выборах, прошедших летом 1989 г. в Венгрии и в Польше, коммунисты потерпели поражение, к власти пришли новые политические силы, провозгласившие курс на трансформацию общества на началах рыночной экономики и политического плюрализма (плюрализм - один из принципов общественного устройства, при котором существуют политические, идеологические и организационные возможности для выражения интересов различных социальных групп). Осенью того же года произошло обвальное крушение коммунистических режимов в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Албании, Румынии, начался распад Югославии на независимые республики. Политические изменения в странах Восточной Европы привели к прекращению существования Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

Совместные усилия СССР и США  на международной арене позволили  сдвинуть с мёртвой точки решение  многих конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке, в Никарагуа, Кампучии, на юге Африки. В целом изменение внешнеполитического курса СССР в русле нового политического мышления помогло заметно улучшить международный климат, покончить с изматывающей и расточительной конфронтацией двух сверхдержав.

холодная война внешняя политика

 

 

 

 

 

14 
Заключение

Важнейшим атрибутом холодной войны, которая нанесла серьезнейшую и трудноизлечимую травму человеку XX века, была угроза взаимного ядерного уничтожения, то есть самоуничтожения человечества в ядерной войне. Она поставила под сомнение многие ценности, считавшиеся ранее незыблемыми, даже аксиоматичными.

В широком политическом смысле «холодная  война» вероятно закончилась. Начало конца холодной войны, вероятно, можно датировать 1985 годом, когда к власти пришли новые руководители СССР во главе с М.С.Горбачевым. К этому моменту необходимость окончания конфронтации твердо сознавалась всем обществом. Значимыми вехами на пути к этому были: советско-американская встреча в Рейкьявике, переговоры по ядерным и космическим вооружениям (ЯКВО), подписание в 1987 году Договора по РСМД, переговоры об ОВСЕ в Вене, односторонние сокращения тактического ядерного оружия в Европе. Однако после второй мировой войны важнейшим рубежом между конфронтационным и постконфронтационным периодом истории международных отношений следует считать вывод советских войск из стран Восточной Европы. Последующее падение Берлинской стены лишь закрепило этот беспрецедентный односторонний шаг в символическом отношении.

В то же время можно легко доказать, что холодная война не вполне окончена. И один из самых сильных аргументов в пользу такого вывода - сохранение доктрины ядерного сдерживания, которая является органическим элементом сложившейся после второй мировой войны системы международной безопасности. Важнейшие американские документы свидетельствуют о том, что доктрина ядерного сдерживания России по-прежнему является органической и неотъемлемой составной частью военно-политического мышления США, которое, таким образом, и после объявленного окончания холодной войны не претерпело существенных изменений.

15

Список литературы

1. Л.В. Жукова «История России  с древнейших времен до настоящего  времени», М.: Наука,1995.

2. В.Я. Хуторский «История России. Советская эпоха (1917-1993гг.)»,

М.: Экзамен, 2005.

3. «История России. ХХ век» под  ред. В.П. Дмитренко, М.: Наука, 2001.

4. «История международных отношений  и внешней политики СССР» под  ред. В.Г. Трухановского, М.: Международные отношения, 1967.

5. Энциклопедия для детей. Т.5, часть 3. Москва ”Аванта+”. 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16


Информация о работе Послевоенная система международных отношений от сотрудничества к конфронтации и "холодной войне"