Повесть временных лет, как исторический источник и памятник литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, доклад

Описание

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.
Но вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература.

Содержание

1. Введение 3
2. Авторы, время возникновения, списки и редакции
«Повести временных лет» 4
3. Источники «Повести временных лет». 5
4. «Повесть временных лет» - важный источник
по изучению истории Киевской Руси и памятник
древнерусской литературы:
а) «Повесть временных лет» о расселении восточных
славян. 6
5. Заключение. 9
6. Список используемой литературы. 10

Работа состоит из  1 файл

Доклад о Повести временных лет.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

Факультет юриспруденции. 
 
 

Доклад по истории Отечества. 
 

Тема: «Повесть временных лет, как исторический источник и памятник литературы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2007 г.

     Оглавление. 

  1. Введение  3

    2.  Авторы, время возникновения, списки и редакции

         «Повести временных лет»  4

          3.  Источники «Повести временных лет».  5

          4.  «Повесть временных лет» - важный источник

               по изучению истории Киевской Руси и памятник

               древнерусской литературы:

    а) «Повесть временных лет» о расселении восточных

          славян. 6

    5.  Заключение.  9

    6.  Список используемой литературы.  10 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение. 

     Долгие  годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали  в народе сказки и былины, пословицы  и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.

     Но  вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература. «В ней сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, - утверждает исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачёв. – Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь «обитаемый мир», который стал характерен для неё в XIX веке».

     В древнерусской литературе сохранилось  много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно читал днём и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь киноварью, заставочный писец – заставки и буквицы, живописец иконный – миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части минатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный оформляли оклад. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     «Повесть  временных лет» — так называется в исторической науке древнейший из дошедших до нас летописных сводов, озаглавленный свод называют также Несторовой летописью, первоначальною летописью, Сильвестровским сводом. Она была составлена в Киеве во 2-м десятилетии 12в. Нестором, в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Редактировалась Сильвестром и др. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источники. «Повесть…» передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колёса, подвёл их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т.д. Значение «Повести временных лет»  велико, она сообщила о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» - сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т.д. «Язык «Повести временных лет» - древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» - пишет исследователь древнерусской литературы Н.Прокофьев.

     Рассказав о разделении земли между сыновьями Ноя, перечислив русские племена и их ближайших соседей, описав их нравы и обычаи, сказав несколько слов о первоначальной истории Киева, «Повесть временных лет» начинает рассказ о русских событиях в связи с греческою и болгарской историей (сведения заимствуются из продолжения Амартола): первая хронологическая дата — это 852 год, как начало царствования Михаила III Мефиста. Рассказ составителя свода прерывается после 1110 г. Точно сказать, где оканчивался свод, в настоящее время трудно, так как «Повесть временных лет» не дошла до нас в своем первоначальном виде, а известна как первая часть целого ряда летописных сводов, где она соединяется с последующим рассказом киевских, суздальских, новгородских летописцев. Сравнительное исследование всех этих сводов может восстановить первоначальный состав и объем «Повести…».

       Все списки «Повести временных лет» можно разделить на два главных семейства. В первом семействе списков (сюда относятся Лаврентьевский, Ипатьевский и сходные с ними списки) хронологическая таблица помещена под 852 годом и последним событием в ней названа смерть великого князя Святополка Изяславича, относящаяся к 1113 г. Во втором семействе (списки летописей Софийских, Новгородской 4-й) таблица читается под 883 г., причём последним указан калкский бой (1223 г.): но это событие, равно как упоминание о взятии Киева (1203), в «Повести временных лет», доводившую, как указано выше, летописный рассказ только до начала XII в., вставлено лишь при позднейшей ее переработке, и в сущности последним событием в таблице значилось второе перенесение мощей Бориса и Глеба (1115), после чего указывалось число лет княжения Владимира Мономаха: «а Володимер Ярославич 4 лета». Что под Владимиром Ярославичем (ошибочно вместо Всеволодович) разумеется Владимир Мономах, видно из того, что вслед за этим перечисляются сыновья Мономаха («Володимера Ярославича сынове: Мстислав, Изяслав» и т.д.). Итак, оказывается, что оригинал списков второго семейства «Повести временных лет» восходит к четвертому году княжения Владимира Мономаха, т. е. к 1117 г., между тем как оригинал списков первого семейства составлен в 1116 г.: вслед за рассказом о чудесном явлении огненного столпа в Печерском монастыре там читается запись игумена Михайловского монастыря Сильвестра о том, что им написаны «книги си летописец» в 1116 г. Отсутствие этой записи в Ипатьевском и сходных списках, равно как и продолжение в них летописного рассказа за 1110 г., объясняется влиянием на некоторые списки первого семейства списков второй группы. Из всего предыдущего следует, что «Повесть временных лет» составлена в 1116 г. игуменом Сильвестром: летописный рассказ древнейшей редакции был доведен до 1110 г. В 1117 г. труд Сильвестра подвергся переработке и дополнениям; эта редакция дошла до нас только в соединении с новгородскими летописями. Редакция 1117 г. оказала влияние на списки Сильвестровской редакции: в результате явились смешанные редакции, как списки Ипатьевский (влияние второй редакции очень значительно), Радзивиловский (влияние менее значительно), Лаврентьевский (влияние второй редакции наименее заметно).

     Игумен  Сильвестр не был летописцем, а  только сводчиком более древнего летописного материала: этим объясняется то, что он оставил незаполненными 1111 — 1116 гг. В состав Сильвестровского свода вошли: 1) летописный свод, составленный, вероятно, в конце XI в. и дошедший до нас в позднейшей переработке, а именно в соединении с Новгородскою первою летописью (комиссионный и др. списки этой летописи); 2) греческая хроника продолжателя Амартола (в болгарском переводе); 3) житие Василия Нового; 4) договоры с греками; 5) летопись Киево-Печерского монастыря, некоторые статьи которой, как указал еще Костомаров, принадлежали Нестору; 6) несколько народных сказаний (например, о смерти Олега, о Кожемяке и др.). Составитель следующей по времени редакции «Повести временных лет», работавший в 1117 г., дополнил Сильвестровскую редакцию, между прочим, на основании следующих источников:      1) Никифорова летописца, который дал основание хронологии (852й год) и дополнительные сведения о некоторых византийских императорах; 2) хронографа, сходного, по-видимому, с «Эллинским и Римским летописцем»; из него взяты чудесные рассказы под 1114 г.; 3) народных преданий (сюда относится, например, рассказ о первоначальном поселении Рюрика не в Новгороде, а в Ладоге) и сказаний (например, рассказ ладожан о полуночных странах, подобный же рассказ Гюряты Роговича). Кроме того, составитель новой редакции дополнил летопись рассказом о событиях 1111 — 1117 гг. Наконец, к этой же редакции было, по-видимому, присоединено поучение Владимира Мономаха и некоторые выписки из его бумаг: связь поучения со второй редакцией «Повести…» видна, между прочим, из того, что как в поучении, так и в «Повести…» рассказ об исторических событиях доходит до 1117 г. (поход Владимира против Ярослава Святополковича). В Лаврентьевский список поучение попало из списка второй редакции, вместе с другими из её заимствованиями (например, рассказом Гюряты Роговича, записанным за четыре года до составления летописи, одновременно с рассказом, слышанным в Ладоге).

     Важнейшие списки «Повести временных лет»: Лаврентьевский, 1377 г., издан археографической комиссией с разночтениями из Радзивиловского списка XV в., академического (московской духовной академии) XV в. и утраченного Троицкого XIV — XV в. Ипатьевский, XV в., издан археографической комиссией, с разночтениями по Хлебниковскому и Погодинскому списку XVI в. Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в 1214 — 1219 г., издан по списку XV в. князем Оболенским. Новгородская 4 летопись. Софийская 1 летопись содержит, как и Новгородская 4, «Повесть временных лет» в соединении с Новгородской 1 летописью. Воскресенская летопись содержит «Повесть…» в редакции Софийских летописей, но с важными дополнениями из одного недошедшего до нас Суздальского свода. В Никоновской летописи «Повесть…» составлена по одному из списков Новгородской 4 летописи, дополнена на основании Лаврентьевского списка, расширена и частью изменена, вследствие заимствований из Хронографа 2-ой редакции и Степенной книги.

     Летописный  свод рассказывает и о наших предках – праславянах, их расселении, о возникновении Киевской Руси.

     Большую часть Европы и значительную часть  Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков. Примерно четыре тысячи лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. Они заселяли Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять. В V веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви - восточную, западную и южную.

     Восточные славяне заселили в VI – VIII веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.

     На  этой территории проживало 12 (по некоторым данным 15) восточнославянских племенных союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра, недалеко от устья Десны, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. Названия восточнославянских племён часто были связаны с местностью, где они жили. Например, древляне – «живущие в лесах» (южнее Припяти), волыняне (бужане) (жили западнее древлян, до Западного Буга), поляне – «живущие в полях» (обитали к востоку от древлян в Среднем Поднепровье), уличи (жили южнее полян), дреговичи – от слова «дрягва» - болото, трясина (к северу от Припяти, между Днепром и верховьями Немана), половчане – от названия реки Полота, словене (в районе о. Ильмень, р.Волхов и Мста), кривичи (вокруг южной части Чудского озера, в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги), вятичи (бассейн Верхней и Средней Оки), радимичи (между Десной и Днепром), северяне (на Днепровском Левобережье), хорваты (в верхнееднестровском районе), южнее – тиверцы, особая группа славян жила в бассейне верховьев Дона.

     Основу экономики восточных славян составляло земледелие. Земледелие было двух видов: в южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие являлось залежным. В северных районах, преимущественно покрытых многолетними лесами, применялась подсечная система земледелия. Среди зерновых культур преобладала пшеница, рожь занимала небольшое место, известны были просо, гречиха, ячмень. Восточные славяне занимались также скотоводством (разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней), охотой, рыболовством, сбором пчелиного мёда. Изобразительное искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством.

     Стали возникать города, как центры ремесла, торговли и административного управления. Уже к IX веку существовало более 20 значительных городов. Города строились на торговых путях (Ладога, Новгород, Киев). Важнейшим из которых в IX – X вв. являлись путь «из варяг в греки» (шёл из Балтийского моря через Западную Двину или р.Неву – Ладожское озеро – р.Волхов и Ловать, далее суда волоком перетаскивались в Днепр и попадали в Чёрное море и Византию) и волжский (от Финского залива в верховья Волги, по Волге в Каспийское море и страны мусульманского Востока). Желая контролировать важнейшие международные торговые трассы, варяги и хазары стремились подчинить восточнославянские союзы племён. Согласно летописи, в 862 году члены северной федерации союзов племён изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Но внутри федерации возникла острая борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к Руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата – Рюрик (862 – 879) (правил в Новгороде), Синеус (на Белоозере) и Трувор (в Изборске). После смерти Рюрика новгородским князем стал родственник Рюрика Олег (879 – 912). В 882 г., он с помощью хитрости захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи – «мужей» Рюрика), и стал правителем объединённых под его властью северных и южных территорий. Хотя точные летописные даты для IX в. условны, 882 год принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве. 
 
 

     Заключение. 

     В заключение хотелось бы отметить, что «Повесть временных лет» имеет огромное значение в изучении наших предков, нашей Земли русской. Она является историческим источником и памятником литературы. Историческим источником является любой остаток старины – кусочек жилища и одежды, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки и картины, книги, рукописи, устные предания, древние пословицы, поговорки и даже отдельные слова. «Повесть временных лет» - это рукописный исторический источник. В ней рассказ о событиях каждого года обычно начинается словами «в лето» (т.е. в год). Летописи велись при дворах правителей, при монастырях и церквях. Древние русские летописи содержат сведения о происхождениях восточных славян, о зарождении у них государственной власти, о взаимоотношениях славян между собой, об их связях с другими народами и странами. В ткань летописного повествования впитались различные сказания, тексты договоров и законов, прочие документы, многие из которых дошли до нас только в летописном изложении. Много мы можем узнать и из других сохранившихся древних письменных источников – деловых документов, грамот, писем, литературных произведений и т.д.

Информация о работе Повесть временных лет, как исторический источник и памятник литературы