Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:54, доклад
Те, кому хоть раз посчастливилось прогуляться по вечернему центру Минска, особенно теплым летним вечером, навсегда оставят в своей памяти только теплые и приятные воспоминания о замечательно проведенном вре-мени. Минск они будут вспоминать как гостеприимный, красивый и чистый город, в котором живут добрые и веселые люди. Да, так будут думать все, исключая тех, для кого это место навсегда останется таким, каким его сделал фашизм во время второй мировой войны - уродливым, изувеченным, полным страданий и боли. Местом гибели более 100000 евреев со всей Европы.
Введение.
I. Организационные основы Минского гетто.
II. Повседневная жизнь узников Минского гетто.
Заключение.
Содержание:
Введение.
I. Организационные основы Минского гетто.
II. Повседневная жизнь узников Минского
гетто.
Заключение.
Введение.
Те, кому хоть раз посчастливилось
прогуляться по вечернему центру
Минска, особенно теплым летним вечером,
навсегда оставят в своей памяти только теплые
и приятные воспоминания о замечательно
проведенном вре-мени. Минск они будут
вспоминать как гостеприимный, красивый
и чистый город, в котором живут добрые
и веселые люди. Да, так будут думать все,
исключая тех, для кого это место навсегда
останется таким, каким его сделал фашизм
во время второй мировой войны - уродливым,
изувеченным, полным страданий и боли.
Местом гибели более 100000 евреев со всей
Европы. Ме-стом, в котором властвовали
голод, страх и смерть. Эти люди не смогут
спо-койно ходить по земле, пропитанной
кровью жертв Холокоста, кровью их друзей,
знакомых… Блеск и глянец наших дней не
в состоянии затуманить в их сердцах воспоминания
о прошлом, о жизни в Минском гетто - о жизни
в аду на земле.
«Оккупировав территорию Советской Беларуси,
немцы приступили к последовательному
и организованному истреблению еврейского
населения, сопровождая истребление разнузданной
антисемитской пропагандой. Во всех приказах,
объявлениях и во всех действиях немецких
оккупационных властей всячески поощрялись
мероприятия, направленные против еврейского
населе-ния. Наихудшей формой издевательства
над еврейским населением явилось так
называемое гетто, установленное немцами
во всех городах и местечках, где проживали
евреи» [11, с. 192]. За этими сухими строками
официальной справки трагедия десятков
тысяч людей, обречённых на нечеловеческие
страдания и гибель в угоду человеконенавистнической
расовой политике кучки авантюристов,
установивших на территории большей части
Европы свой невиданный по жестокости
«новый порядок».
В основе мировоззрения, ставшего идеологической
платформой для всей внутренней и внешней
политики Германии в 1933-1945 гг., фундамен-том
исторической концепции Гитлера, были
три идеологемы: расизм, анти-семитизм
и жизненное пространство. Сочетание расизма
и антисемитизма привело к возникновению
нового исторического феномена – расистского
ан-тисемитизма, отличающегося особой
агрессивностью, непримиримостью и бескомпромиссностью
по отношению к евреям. Геноцид европейского
ев-рейства стал воплощением этой абстрактной
идеи в спланированное, мето-дично осуществляемое
массовое убийство [1, с. 16-17].
Немецко-фашистская оккупация западных
районов Советского Союза также ознаменовалась
особой политикой в отношении еврейского
населения, которая была связана с пониманием
Гитлером этой войны не только как борьбы
за мировое господство, но и как войны
с евреями. В их физическом уничтожении
нацизм видел средство для разрушения
советского государства и подготовки
его к немецкой колонизации [9, с. 128]. Практическое
осущест-вление этих карательных мер началось
с момента установления в Беларуси оккупационного
режима и являлось непременным атрибутом
всей политики геноцида. Как правило, оно
осуществлялось по следующим направлениям:
1. путём физического уничтожения
евреев как комиссаров и как
сторонников большевизма, в
2. путём временной изоляции и ограничения
передвижения при выполнении тяжёлых
физических работ;
3. путём полной изоляции (поскольку приказы
требовали выдачи евреев германским властям
на всей оккупированной террито-рии);
4. путём тотального уничтожения евреев
по национальному при-знаку [2, с. 19].
После первых погромов и акций по
массовому уничтожению еврейско-го населения
белорусских городов и местечек большинство
еврейского насе-ления заключили в гетто.
Изоляции евреев от окружающего общества
была важным элементом их преследования
в Германии уже в 30-е годы XX века. Политика
выделения и изоляции достигла своей кульминации
в «геттоизации» - физической изо-ляции
евреев от их окружения. Восточная Европа
(Польша, СССР, Чехословакия, Венгрия) стала
ареной проведения «агрессивной» геттоизации,
пред-полагавшей полную изоляцию еврейского
населения от окружающего мира [7, с. 48].
Изолировав евреев в гетто, нацисты отняли
у них источники дохода и обрекли на систематическое
запланированное голодание. Создание
гетто, таким образом, было способом непрямого
уничтожения евреев путём лише-ния их
элементарных средств существования.
Гетто, предполагающие пол-ную изоляцию
их узников, стали создаваться нацистами
вскоре после напа-дения на Польшу 1 сентября
1939 г. Уже 21 сентября 1939 г. начальник РСХА
Гейдрих издал приказ о создании в польских
городах гетто для еврей-ского населения.
Первое гетто было создано в октябре 1939
г. в городе Пет-роков Трибунальский. Крупнейшими
стали гетто Варшавы (500 тыс. узни-ков) и
Лодзи (160 тыс. узников) [6, с. 172]. Обращает
на себя внимание тот факт, что концентрация
евреев в гетто было лишь подготовительным
этапом к «окончательному решению еврейского
вопроса», т. е. полному истребле-нию европейского
еврейства.
И в Беларуси, во всех пяти разрозненных
её регионах (по некоторым оценкам гетто
были созданы в 110 населённых пунктах),
гетто создавались повсеместно и служили
нацистам пунктами сосредоточения еврейского
насе-ления, позволявшими держать под
контролем большую массу людей, а затем
уничтожить их в самое короткое время
[4, с. 50-51]. Крупнейшим, как по числу узников
(около 100 тыс. человек), так и по числу жертв
(до освобожде-ния Минска частями Красной
Армии дожили 13 из 26 узников "большого"
гетто, укрывавшихся после его гибели
в склепе (погребе) возле еврейского кладбища),
было Минское гетто, которое просуществовало
около 800 дней [5].
Трагедия Минского гетто не может оставить
нас равнодушными и се-годня. Правда о
том, что происходило там, должна напомнить
современному поколению людей о том, что
происходит, когда жестокость и насилие
стано-вятся инструментами для достижения
чьих-либо сомнительных политиче-ских
целей. В современном мире, в котором по-прежнему
существует взаим-ная нетерпимость, политический
радикализм, попытки решать разногласия,
руководствуясь принципом «прав тот, кто
сильнее», а террористические ме-тоды
воздействия на своих противников используют
как международные террористические организации,
так и правительства ряда стран, поэтому
ис-тория борьбы и гибели Минского гетто
продолжает оставаться актуальной. Она
ясно показывает, к чему приводит последовательная
реализация наду-манной бесчеловечной
доктрины бесчеловечными же методами
и средства-ми.
В этой работе мы постараемся как можно
более полно, опираясь на со-хранившиеся
документы и свидетельства очевидцев,
рассказать о повседнев-ной «жизни» узников
Минского гетто в нечеловеческих условиях,
созданных для них нацистами. Нам также
предстоит выяснить, какое влияние оказывали
на узников те тяжелейшие испытания, которые
выпали на их долю. Смогли ли эти испытания
сломить их волю к борьбе за свою жизнь,
свободу и чело-веческое достоинство.
I. Организационные основы Минского гетто.
Установление оккупационного
режима осуществлялось германскими
органами в ходе административно-правовой
политики по выявлению и изо-ляции
различных категорий населения Беларуси (военнослужащих,
евреев, цыган и др.). Среди всех категорий
отдельную и наиболее массовую группу
составляли евреи [8, c. 31]. Как свидетельствуют
документы приказом не-мецкого командования
за подписью окружного комиссара г. Минска
Кайзера в конце июля 1941 г. было создано
гетто в Минске. Решение о его создании
было принято 19 июля, а к 1 августа 1941 г.
вся его территория была уже ог-раждена
[2, c. 26]. Под гетто были отведены 36 улиц,
в том числе улицы: Островского, Немига,
Республиканская, Обувная, район Юбилейной
площа-ди, Нижнего базара и др. К концу
июля всё еврейское население города и
ок-рестностей было переселено в гетто
и к сентябрю-октябрю 1941 г. насчиты-вало
свыше 100 тыс. человек [11, c. 192]. В особом
"зондергетто" (часть гетто по ул.
Сухой и Обувной) были также помещены тысячи
евреев, которых на-цисты депортировали
из семи стран Западной, Центральной и
Восточной Ев-ропы, начиная с ноября 1941г.
[5]. Вход и выход из гетто осуществлялся
че-рез специально оборудованные проходные
на улицах Опанского и Остров-ского. Эти
проходы охранялись немецкими, украинскими
и белорусскими полицейскими и сотрудниками
полиции гетто [2, c. 26]. Для урегулирования
еврейского вопроса во всех городах Беларуси
были назначены уполномочен-ные еврейского
совета (2-10 человек) [8, c. 32]. Еврейские советы
(нем. Juden-rat) представляли собой исполнительные
органы, которые создавались по приказу
нацистов в еврейских общинах Европы,
как средство контроля за выполнением
приказов оккупационных властей [6, c. 708-710].
В гетто, в том числе в Минске, юденрат
не только нёс ответственность за исполнение
наци-стских приказов, касавшихся евреев,
но и нёс ответственность за всё проис-ходящее
внутри гетто – контролировал еврейскую
полицию, мировой суд, пожарную часть,
службу трудоустройства, хозяйственную
деятельность, обеспечение продовольствием,
жилищное хозяйство, здравоохранение,
соци-альные службы, статистический учёт,
образование, учреждения культа. Соз-давая
с помощью этих многочисленных структур
видимость упорядоченной жизни в гетто,
немцы старались поддержать в обречённых
на гибель людях иллюзорную надежду на
спасение [3, c. 80-81]. Непосредственно юденрат
был подчинён временным городским комиссарам,
назначенным из числа бе-лорусов. Из числа
узников гетто при юденрате была создана
так называемая полиция гетто, основными
функциями которой являлись: охрана улиц,
вхо-дов и выходов, изъятие вещей, организация
облав для отправки на работы, помощь немцам
и литовцам во время облав на жителей гетто
в период по-громов [8, c. 32]. В целом, несмотря
на очевидность задач, которые ставились
перед юденратом, это орган и его первый
председатель Илья Мушкин поль-зовались
популярностью среди еврейского населения,
поскольку оказывали посильную помощь
узникам и были тесно связаны с антифашистским
под-польем в гетто [3, c. 85]. Общее управление
гетто осуществлял немецкий ко-мендант
– начальник гетто, в задачу которого
входило поддержание внут-реннего порядка
и сохранение дееспособности трудовых
отрядов. Главным инструментом, помогавшим
начальнику гетто в осуществлении этих
задач, были подразделения полиции и СС
[8, c. 32]. Коменданты гетто и их подчи-нённые
– немецкие, литовские и украинские полицейские
стали для узников гетто каждодневным
кошмаром. Ежедневные убийства на улицах
города, ко-торые совершались немцами
их пособниками, имели целью парализовать
во-лю узников к сопротивлению в любой
форме [2, c. 36-37].
Таким образом, в Минском гетто, как и в
других местах концентрации еврейского
населения, немцами была создана эффективная
система непрямо-го уничтожения еврейского
населения, дополнявшаяся самыми изощрённы-ми
формами открытого истребления. Завершающим
аккордом геноцида евре-ев в Минске стала
ликвидация гетто 21-23 октября 1943 г. После
этой акции лишь 3,5 тыс. узников смогли
сохранить свою жизнь [2, c. 35-36]. Но и эти
немногие уцелевшие впоследствии разделили
судьбу своих родных и сосе-дей.
II. Повседневная жизнь узников Минского гетто.
Как же протекала жизнь
узников в течение более чем
двух лет сущест-вования Минского гетто? С какими ужасами и непреодолимыми
трудностями им пришлось столкнуться?
Об этом мы узнаём из документов и свидетельств
немногих выживших, а также людей, которые
контактировали с узниками гетто.
Первое, с чем пришлось столкнуться узникам
гетто – это перераспре-деление собственности.
За счёт переселения евреев из их домов
и квартир смогли улучшить свои жилищные
условия представители белорусской кол-лаборации,
восточноевропейские немцы и офицеры
немецкой армии и поли-ции. В домах переселённых
в гетто евреев были расположены органы
воен-но-административного управления
и полиции [2, c. 40]. Легко представить себе
психологический шок, который испытали
люди, выброшенные из своих домов и под
конвоем препровождённые в гетто. При
этом они не только не могли забрать с
собой свои вещи, но их квартиры у них на
глазах разграбля-лись, в всё имущество
вывозилось в неизвестном направлении
[4, c. 56]. Вот что вспоминает о переселении
малолетняя узница гетто Ф. В. Лосик-Рейзман:
«Я помню, как нас переселяли в гетто. На
улице Витебской жили наши род-ственники.
Мы поселились у них. В двух маленьких
комнатках жило 9 чело-век. Наша семья была
большой – мама, папа, я, два брата – Лазарь
и Миша, и папин дядя. Было тесно, голодно…».
Очевидно, что в гетто человека и его семью
ожидали тяжелейшие жилищные условия,
скученность и антисанита-рия. В комнатах
гетто часто скапливалось по несколько
семей. На всех име-лась одна или две кровати.
Остальные спали на полу. Нередко в таких
комна-тах скапливалось от 20 до 50 человек
[8, c. 44]. Население находилось в тя-желейших
бытовых условиях: в дома на территории
гетто не подавалось электричество, воду
брали из водозаборных колонок, бань не
было [8, c. 44]. Антисанитарные условия вели
к росту числа инфекционных заболеваний
среди узников гетто, что также было предусмотрено
планами нацистов. Две больницы, организованные
в начале деятельности юденрата, не имели
ника-ких медикаментов, поэтому оказать
эффективной помощи заболевшим не могли.
О страданиях своих близких вспоминают
многие выжившие узники, среди них М. Г.
Пекарь, который рассказывает о том, что
его мать и брат за-болели тифом. Смертность
от этого и других заболеваний была одной
из наиболее частых причин гибели узников
гетто. Крупнейшая эпидемия тифа свирепствовала
в гетто осенью 1942 г., этот факт тщательно
скрывался меди-цинским персоналом, так
как мог привести к уничтожению заболевших
[2, c. 44]. Как свидетельствуют документы,
житель гетто был лишён и других эле-ментарных
человеческих прав: права свободного перемещения
(даже сменить место жительства в пределах
гетто), права на получение информации
(поль-зование радиоточками было запрещено),
даже право создавать новые семьи и иметь
детей было у него отнято – общеизвестным
стал факт расстрела вместе с женой одного
инженера радиозавода только за то, что
они вступили в брак [11, c. 193].
Кроме того, узники гетто были обречены
на полуголодное существова-ние: за свою
работу они не получали никакой оплаты,
либо получали продук-товый паёк в два
раза меньше самых низких норм, полагавшихся
за принуди-тельный труд. По мнению нацистов,
оплата труда евреев должна была едва
поддерживать их существование – в Минске
специалисты получали только 30% своего
заработка [9, c. 134]. К концу ноября 1941 г.
оккупационные вла-сти установили для
еврейского населения следующие нормы
питания: 200 г. хлеба и 100 г. жира на неделю,
позднее эти нормы были ещё уменьшены
[8, c. 47]. Г. Смоляр рассказывает об ужасном
продовольственном положении в гетто
и высокой смертности в связи с этим следующее:
«Голод в гетто усили-вался с каждым днём.
У многих иссяк единственный источник
существова-ния – вещи, мебель, за которую
можно было приобрести немного муки или
картофеля. В гетто было огромное количество
людей, - особенно среди тех, квартиры которых
были разрушены во время немецких бандитских
налётов на город, - у которых ничего не
было. Они жили только на те 100 граммов
хлеба и несколько ложек эрзац-супа, который
получали на работе у немцев… Всё чаще
можно было видеть на улицах гетто людей,
опухших от голода, ед-ва передвигающих
ноги. В глухом переулке, по дороге к кладбищу,
всегда можно было видеть людей, везущих
на санках или ручных тележках покой-ников.
Таких «похорон» в гетто бывало по 15-20
в день…» [4, c. 60]. Каким образом можно было
пролить существование в таких условиях
мы уже знаем – продавая те или иные вещи,
запас которых быстро иссякал. Кроме того,
общение с внешним миром было категорически
запрещено, за нарушение ус-тановленных
в гетто правил виновный мог поплатиться
жизнью. Это каса-лось как узников, так
и нееврейского населения, с которым они
вступали в контакт. Несмотря на все запреты,
извне продолжала поступать некоторая
помощь, так как местные жители стремились
помочь своим соседям или род-ственникам
в гетто продуктами. Люди, не имевшие знакомых
и родственни-ков за пределами гетто, рассчитывали
на случайный обмен, который был очень
небезопасен [9, c. 135]. Вот что сообщает о
своей случайной встрече с подругой, находившаяся
в то время в Минске М. Батурина: «С евреями
за-прещалось говорить. Я, подойдя к гетто,
за проволокой увидела свою подру-гу…
Только начали с ней говорить, как нас
заметил немец, который подбе-жал ко мне,
иссёк меня резиновой плёткой…» [4, c. 56].
Часто наказание этим не ограничивалось
– за попытку передать что-либо в гетто
или обменять ве-щи на продукты виновных
избивали до смерти или расстреливали
на месте [9, c. 137]. О страданиях тех, кто
не имел возможности или моральных сил
достать продукты за пределами гетто,
вспоминает малолетний узник гетто Ф.
Липский: «Что мы ели? Варили крапиву, траву,
когда перепадали картофель-ные очистки
– «лупины» по-белорусски, был праздник.
Голод мучил сильнее страха. К страху привыкли,
и он исчезал – вернее притуплялся, а вот
к голо-ду…» [4, c. 60]. Минский юденрат пытался
решить проблему голода откры-тием в города
столовой, где выдавались талоны на получение
куска хлеба и тарелки супа, но это не изменило
положения в лучшую сторону, так как дей-ствительной
причиной катастрофического положения
было снабжение гетто продовольствием.
Дополнительный приток продовольствия
обеспечивался только за счёт контактов
с нееврейским населением, которое в Беларуси
в массе своей не относилось к евреям враждебно.
Несмотря на отдельные про-явления антисемитизма,
немцам не удалось разжечь в среде белорусского
на-селения ненависти к евреям, об этом
свидетельствует официальное сообще-ние
от 31 июля 1941 г., в котором говорилось о
том, что «в Минске не на-блюдается выраженный
антисемитизм», что «белорусов нельзя
спровоциро-вать на погромы евреев» [9,
c. 128]. Эти обстоятельства обусловили, как
мы видели, возможность решения продовольственной
проблемы хотя бы для части узников.
Как свидетельствуют выжившие узники
гетто, голод оказывал значи-тельное влияние
на поведение людей. Внимание очень многих
было сосредо-точено только на пище и попытках
её достать. Ум и воображение притупля-лись
от галлюцинаций, центральным местом которых
была еда. В результате люди переставали
реагировать с достаточной силой и уверенностью
на всё, что с ними происходило в гетто,
адекватно оценивать доходившую до них
информацию о событиях в гетто и за его
пределами; событиях, которые гро-зили
им гибелью [7, c. 92-93]. Как сообщает Ф. Липский,
голод притуплял чувство страха.
Таким образом, голод не только физически
истощал узников, приводил к преждевременной
гибели очень многих из них, но и отнимал
у них способ-ность трезво оценивать происходящее,
лишал моральных сил для борьбы за жизнь
и свободу для себя и своей семьи.
Сложившийся дефицит на рабочем рынке
вынуждал нацистов широко привлекать
для работ еврейское население, военнопленных
и местную рабо-чую силу. Уже 16 июля 1941
г. в городе действовали сформированные
окку-пационными органами рабочие команды
из евреев [2, c. 42]. В городе за пре-делами
гетто действовали еврейские ремесленные
мастерские и предприятия сферы обслуживания,
труд евреев применялся также на государственных
предприятиях. Ежедневно рабочие колонны,
сопровождавшиеся 2-5 немец-кими полицейскими,
покидали пределы гетто, направляясь на
закреплённые за ними хозяйственные объекты.
По возвращении в гетто колонны тщательно
осматривались [8, c. 32-33]. В самом гетто также
работали сапожники, порт-ные, маляры и
другие ремесленники. Принудительные
работы, кроме эконо-мической выгоды, давали
немцам возможность продолжать свою политику
непрямого уничтожения еврейского населения.
Полуголодные узники ис-пользовались
на чёрных тяжёлых работах: разборке разрушенных
зданий, рытье окопов, уборке города. Очень
часто их заставляли выполнять и вовсе
никому не нужные работы. Нормы выработки
умышленно завышались, а тех, кто падал
от истощения и не выполнял норму, избивали,
а в ряде случаев расстреливали [11, c. 196-197].
Вот что вспоминает о принудительных рабо-тах
малолетний узник Л. Меламед: «В начале
1942 года я с матерью пошёл работать. Мы
шли вместе в составе рабочей колонны.
А отец ещё раньше на-чал работать на обувной
фабрике…Строили бы бензохранилище…вручную
рыли ямы размером 40х25 м., глубиной метра
4. Один раз в день привозили пищу. Много
раз немцы избивали нас. В колонне были
только женщины и подростки» [4, c. 61]. Вот
такими методами немецкие власти добивались
по-вышения и без того высокой смертности
среди узников гетто.
Экономическая эксплуатация дополнялась
постоянно проводившимися конфискациями
еврейского имущества. Эти акции носили
настолько регу-лярный характер, что М.
Батурина в беседе с работником Белорусского
шта-ба партизанского движения имела основания
заявить: «Я считаю, что немцы создали
еврейский комитет просто для того, чтобы
прикрыть грабёж, не пря-мо грабить евреев,
а через комитет. Они такие условия ставили
комитету: ес-ли к тому времени не внесут
евреи такую-то сумму, не покроют такую-то
контрибуцию, ваши семьи и вы за ноги вниз
головой будете висеть… также будут расстреляны
все евреи… Евреи вынуждены были платить
контрибу-цию». Цель, которую преследовали
фашисты, очевидна – прежде чем унич-тожить
узников Минского гетто они хотели завладеть
их имуществом [4, c. 57]. А вот другое свидетельство
– вспоминает А. Езубчик: «Каждую ночь
в район гетто приезжали немцы на машинах,
производили обыски, забирали всё, что
им понравится в квартире. Если кто-нибудь
сопротивлялся, его уби-вали» [4, c. 57].
Однако самым страшным и эффективным средством
давления на узни-ков был перманентный
террор, проводившийся в отношении них
гитлеров-цами и их пособниками. Если в
первые месяцы существования Минского
гетто гитлеровцы практиковали облавы,
отдельные расстрелы, ночные бан-дитские
налёты на отдельные дома, то с ноября
1941 г. фашисты перешли к массовым погромам
[4, c. 67]. Как было установлено, за 1941-1942 гг.
такие массовые погромы были проведены
7-8 ноября 1941 г., 20 ноября 1941 г., 2 марта, в
мае и 25-29 июля 1942 г. [11, c. 197]. Все эти акции
сопровождались чудовищными зверствами
и отличались лишь масштабами трагедии.
Облавы и единичные убийства проводились
в первую очередь с целью ликвидировать
наиболее активную и способную к сопротивлению
мужскую часть населения гетто, а также
и просто ради развлечения [4, c. 64-67]. Жертвы
облав и по-громов увозились в неизвестном
для других узников направлении, либо
умерщвлялись с особой жестокостью прямо
в гетто [2, c. 29-33].
В таких условиях борьба за существование
требовала от человека ог-ромного морального
и физического напряжения. Постоянная
опасность, вра-ждебная среда, недоедание,
потеря связей с друзьями, гибель родных,
неиз-вестность будущего – надламывали
волю некоторых узников. Выбившись из
сил, они теряли надежду и кончали счёты
с жизнью [10, c. 48-49]. Иногда кошмар пережитого
парализовывал волю настолько, что человек
переставал бороться за свою жизнь, безропотно
принимая смерть от рук палачей [10, c. 48-49].
У некоторых страх перед палачами был
настолько велик, что, как рас-сказывает
находившаяся в тот период в гетто очевидец
Е. Майзлес, «…матери душили своих детей,
в связи с тем, что прятаться их с детьми
пря-чущиеся (от облав и погромов) не пускали,
опасаясь, что дети своими крика-ми их
выдадут. Не желая отдавать детей на растерзание
немцам, матери своими руками душили своих
детей» [11, c. 199]. Такие факты свидетельст-вуют
о том, что действия нацистов, направленные
на то, чтобы не просто уничтожить очередную
жертву, а устрашить и лишить воли к сопротивлению
ещё остававшихся в живых, в ряде случаев
приносили страшные плоды. По-казательные
расправы также имели целью вселить в
узников ложную надеж-ду на то, что беспрекословное
выполнение приказов позволит выжить
и дож-даться окончания этого кошмара.
Приведённые выше факты свидетельству-ют
о том, что такая линия поведения лишь
приводила узников к быстрейшей гибели
от голода, болезней, непосильного труда
или побоев.
Несмотря на всё вышесказанное, разнообразные
формы сопротивления узников, характерные
для всего периода существования минского
гетто, сви-детельствуют о том, что значительная
их часть находила в себе силы для борьбы.
Наиболее распространёнными формами пассивного
сопротивления были побеги из гетто, попытки
скрыться от облав и погромов, стремление
отправить за пределы гетто детей. Другой
– активной формой сопротивления стала
подпольная деятельность организованных
антифашистских групп, со-стоявших из
узников гетто [2, c. 47]. Несмотря на жесточайший
террор и про-ведение политики поголовного
геноцида, узники гетто с первых дней его
соз-дания и вплоть до ликвидации вели
тяжелую, неравную и героическую борь-бу
с врагом. Первыми подпольщиками стали
Яков Киркоешто, Натан Вайн-гауз и Григорий
Смоляр. Исследования, посвящённые деятельности
подполья в гетто, уже развеяли миф о том,
что узники Минского гетто шли на смерть,
будто покорные овцы. Нет, они не жалели
жизни в борьбе с палачами, ясно осознавая,
что конец гетто может наступить в любую
минуту [5]. Значительное число узников
в «аду» гетто сохранили лучшие человеческие
качества, они даже находили в себе мужество
помогать советским военно-пленным, раненым
партизанам и подпольщикам, скрывая их
на территории гетто [10, c. 48]. В 1941 - 1943 годах
в "большом" гетто существовало 22
под-польные группы (12 "десяток" и
10 подпольных групп), действовала под-польная
типография, издавался подпольный листок
"Вестник Родины". По подсчетам Э.
Г. Иоффе, в Минском гетто действовало
около 300 подпольщи-ков [5]. Люди, сами имевшие
очень мало шансов выжить и защитить своих
родных, при любом удобном случае были
готовы оказать помощь и под-держку другим,
сохранив сострадание и подлинный гуманизм.
В этом стрем-лении остаться людьми, находясь
в созданном нацистами рукотворном «аду»
гетто, состоит беспримерный подвиг известный
и безымянных узников Мин-ского гетто.
Проведя многие месяцы в постоянном ожидании
смерти, сохра-нив при этом волю к борьбе,
они одержали моральную победу над своими
убийцами, навсегда оставшись в памяти
будущих поколений непокорённы-ми.
Заключение.
Знакомство с упомянутыми в работе документами, свидетельствами очевидцев, мнением авторитетных учёных, проводивших глубокие исследо-вания проблем, связанных с историей Минского гетто, позволяет нам сделать вывод о том, что в Минском гетто, как и в других местах концентрации ев-рейского населения, нацистами была сознательно проведена в жизнь система мер, направленных на непрямое уничтожение еврейского населения, а также – на создание условий, которые позволят эффективно и в короткие сроки осуществить его окончательное истребление. Более того, в Минском гетто нацисты использовали практику открытых массовых убийств, как средство деморализации узников. Узники гетто, испытывая невероятные физические и моральные страдания, мучимые голодом и страхом за свою жизнь, должны были в соответствии с планами нацистских палачей превратиться в парали-зованную ужасом, лишённую воли к сопротивлению толпу. Анализ повсе-дневной жизни в гетто показывает, что, несмотря на гибель большинства уз-ников от рук фашистов и их пособников, поставленная гитлеровцами цель не была достигнута. До последнего дня узники гетто продолжали бороться за сохранение своего человеческого достоинства, стремились защитить доступ-ными способами себя и свою семью, остаться непокорёнными злой воле сво-их угнетателей и палачей.
Литература:
1. Басин Я. Уникальность
Холокоста в мировой истории
и значение этого факта для
понимания характера второй
2. Жива…Да, я жива! Минское гетто в воспоминаниях
Майи Крапивиной и Фриды Рейзман: материалы
и документы./ Отв. Ред. К. И. Козак. Мн., 2005.
3. Иоффе Э. Актуальные вопросы изучения
Холокоста на территории Совет-ской Белоруссии
в годы второй мировой войны.// Актуальные
вопросы изучения Холокоста на территории
Беларуси в годы немецко-фашистской оккупации.
Мн., 2005.
4. Иоффе Э. Г. Белорусские евреи: трагедия
и героизм: 1941-1945. Мн., 2003.
5. Иоффе Э. Г. 800 дней воли и борьбы.// Советская
Белоруссия, 21 октября 2003, №197.
6. Холокост: Энциклопедия. М., 2005.
7. Катастрофа европейского еврейства.
Часть 5: Угнетение евреев и их повсе-дневная
жизнь под властью нацистов. Тель-Авив,
1995.
8. Козак К. Германский оккупационный режим
в Беларуси и еврейское насе-ление.// Актуальные
вопросы изучения Холокоста на территории
Бела-руси в годы немецко-фашистской оккупации.
Мн., 2005.
9. Смиловицкий Л. Евреи Беларуси: из нашей
общей истории, 1905-1953 гг. Мн., 1999.
10. Смиловицкий Л. Катастрофа евреев в
Белоруссии 1941-1944 гг. Тель-Авив, 2000.
11. Справка Н. А. Коссого о массовом истреблении
еврейского населения Минска.// Холокост
в Беларуси, 1941-1944. Документы и материалы./
Сост. Э. Г. Иоффе, Г. Д. Кнатько и др. Мн.,
2002.
Информация о работе Повседневная жизнь узников Минского гетто