Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:59, контрольная работа
На развалинах Москвы в январе 1613 года был созван Земский собор, который означал примирения всех участников гражданской войны, сюда были включены и черносошные крестьяне. Первым постановление было, то, что на престол нельзя было избирать иноземцев, а тем более людей другой веры. Перебрав кандидатуры, было решено остановиться на молодом отроке 16 лет Романове Михаиле. Сей юноша был представителем старой аристократии Москвы, он не вызывал ни каких опасений у бояр жаждущих власти.
Введение
1. Правление первых Романовых. Преодоление «великого разорения».
2. Народные выступления в XVII веке.
3. Внешняя политика России в XVII веке.
Заключение
Список используемой литературы
После Судебника 1550 г. накопился новый материал—указы и приговоры высших властей. И когда в ходе московского восстания 1648 г. дворяне и посадские люди поставили вопрос об упорядочении управления, в том числе и о составлении нового свода законов, в распоряжении властей, согласившихся с этим требованием, оказался обширный материал из “новоуказных статей”.
Составление свода поручили комиссии из пяти человек — бояр князя Одоевского (глава комиссии) и князя Прозоровского, окольничего князя Волконского, Дьяков Грибоедова и Леонтьева. “Приказ князя Одоевского” и составил Соборное уложение. В январе 1649 г. его утвердили на Земском соборе, потом отпечатали в Московской типографии и разослали по учреждениям всей страны. Оно состояло из 25 глав и 967 статей!
Соборное уложение 1649 г.— заметный шаг вперед в развитии отечественного законодательства. Прежде всего оно говорит о дворянстве, защищает его интересы; трактует и вопросы, связанные с положением других сословий: помещичьих и черносошных крестьян, посадских людей, холопов, стрельцов, казаков и прочих.
Уложение — кодекс феодального права. Он удовлетворяет требования дворянства и верхушки посадского мира. Глава XI — “Суд о крестьянех” — детально трактует вопрос о крестьянской крепости. Сыск беглых крестьян становится бессрочным, говорится о штрафе за укрывательство беглых, о праве помещика и вотчинника на имущество крестьянина, которое шло на уплату долгов несостоятельных владельцев, о праве дворян фактически на куплю и продажу крестьян и др.
Важное место в Уложении заняли вопросы охраны чести и здоровья царя, царской власти, представителей “государева двора” и церкви. Оно вводит в связи с этим понятие государственного преступления.
В целом Соборное уложение стояло на защите интересов самодержавной монархии, верхов общества, узаконив окончательное оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России.
Суд и армия. Высшими судебными инстанциями были царь и Боярская дума. Основная масса судебных дел решалась в приказах, а также воеводами, помещиками и вотчинниками. Характерно, что органы государственной власти и управления ведали судом. Суд отличался самовластием приказных, местных начальников, волокитой и мздоимством. Наряду с состязательным процессом (выслушивание показаний истца и ответчика), все большее распространение получал сыскной с его доносами и арестами, очными ставками и пытками.
Русское войско формировалось из служилых людей по отечеству (феодалы из думных, московских чинов, городовых дворян и детей боярских), служилых людей по прибору (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.), нерусских народов — башкир, татар и др. Дворяне являлись на службу в города и полки дважды в году или в военные походы вместе со своими вооруженными слугами. Приборные комплектовались из вольных, охочих людей, родственников самих стрельцов и др.
Общая численность ратников, к концу XVI в. составлявшая 100 тысяч человек, в годы Смуты и после нее сильно уменьшилась, ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. XVII в.
С
1630 г. началось создание полков нового
строя — солдатских, рейтарских, драгунских.
Два десятилетия спустя для этого стали
проводить наборы из крестьян и посадских
людей. Роль дворянской поместной конницы
постепенно падала. И наоборот, возрастала
роль солдат и стрельцов. Например, в 1651
г. в русской армии насчитывалось 37,5 тысячи
дворян и детей боярских; тридцать лет
спустя (1680 г.) —только 15,8 тысячи. Численность
же солдат резко возросла.
2. Народные выступления в XVII веке.
“Голодные бунты”. Три года подряд, с 1600 г., весной и летом шли по стране проливные дожди. Ранней осенью их сменяли заморозки, хлеба не вызревали, погибали на корню. Разразился страшный голод. Авраамий Палицын, келарь" Троице-Сергиева монастыря, записал в своем “Сказании”: в Москве за эти годы только на трех скудельницах (кладбищах) похоронили 127 тысяч человек, умерших от голода. То же происходило по всей стране. Погибло огромное число людей. Везде бродили нищие, бродяги. Бояре и дворяне выгоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их.
Уже с 1601 г., по словам того же Палицына, началось “смятение во всей Русской земле”, “разбойничество во всей России”. Отряды разбойников нападают на помещиков и богачей. Против них власти посылают карательные отряды. Действуют они по многим уездам центра России, в том числе и в Подмосковье.
В 1603 г. началось восстание Хлопка. Вспыхнуло оно в юго-западных уездах страны, где собрались тысячи холопов, из которых, судя по прозвищу, вышел их предводитель, и других обездоленных людей. Восставшие громили дворянские имения. Их отряды собрались в войско, и оно двинулось к столице. Против “воров” было послано большое войско во главе с окольничим И. Ф. Басмановым, молодым и способным военачальником.
В октябре 1603 г. оба войска сошлись к западу от Москвы. Повстанцы неожиданно напали на авангард Басманова, разгромили его. Погиб и командующий. Сражение основных сил было ожесточенным и кровопролитным. Лишь с большим напряжением правительственное войско одолело сермяжную рать Хлопка. Его взяли в плен и казнили, как и многих повстанцев. Но другие спаслись, бежали туда, откуда пришли: на юго-западные окраины.
Восстание Хлопка стало кульминацией “голодных бунтов” 1601—1603 гг. и в дальнейшем переросло в движения времени самозванцев.
Первый самозванец. Под именем Дмитрия Ивановича, или царевича Димитрия, сына Ивана IV Грозного и Марии Нагой, выступал, как считали тогда многие, Григорий Отрепьев. Он — мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом, послушником у патриарха Иова в Москве. Бежав в Польшу, Отрепьев принял имя покойного царевича и заявил права на престол государей московских. Его поддержали польский король Сигизмунд, магнаты, шляхта и католическое духовенство, мечтавшие о русских землях и иных богатствах. Папский нунций (посол) Рангони благословил “царевича”, принявшего тайно католичество,— папский Рим надеялся провести в Россию унию (объединение) католичества и православия, подчинить ее своему влиянию.
В октябре 1604 г. отряд Лжедмитрия I переправился через Днепр и вошел в места, пограничные с юго-западными уездами России. Откликаясь на грамоты-призывы самозванца, местные жители — дворяне, крестьяне и холопы, посадские люди и казаки, тысячи беглецов, в том числе и соратники Хлопка, встают под знамена “царевича Дмитрия”. Надеясь на то, что он облегчит их положение, сбросит ненавистную власть Годунова и его “злых бояр”, они увидели в самозванце будущего “доброго царя”: нужно только “восстановить” его на престоле “прародителей своих”, и все будет хорошо. Тем более что “царевич” обещал всем льготы, облегчение в налогах.
Лжедмитрию один за другим сдаются города — Моравск и Чернигов, Путивль и Рыльск, Курск и Кромы. Приходят к нему и запорожские казаки. К январю 1605 г. его отряд, сначала небольшой, превратился -в 15-тысячное войско. На его сторону перешли многие русские дворяне и бояре, недовольные, по тем или иным причинам, Годуновым, его правительством. От самозванца они надеялись получить новые земли, крестьян, жалованье.
В январе 1605 г. у села Добрыничи, под Севском, встретились армия Лжедмитрия (23 тысячи человек) и войско боярина князя Ф.И.Мстиславского (20 тысяч). Самозванец потерпел полное поражение, хотел бежать в Польшу. Но русские, воевавшие на его стороне, не пустили его, и с помощью жителей юго-западной России он снова и снова одерживает верх над воеводами Годунова, захватывает города и уезды. Самозванец идет к Москве, обещает сторонникам “вольности” и “благоденственное житие”.
7 мая под Кромами, после известия о смерти Б. Годунова, вспыхивает восстание в царском войске, и оно заявляет о поддержке царевича Дмитрия. 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где накануне тоже вспыхнуло восстание против царя Федора Борисовича Годунова. Месяц спустя “царевич” венчается на царство в кремлевском Успенском соборе.
Царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович, севший на трон не только благодаря польской помощи, но, опираясь на восставших против Годунова дворян, крестьян и холопов, вынужден был кое-что сделать для них: дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы начала столетия, освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе.
Но в целом новый царь продолжал крепостническую политику своих предшественников. Срок “урочных лет” он увеличил с 5 до 5,5—6 лет, жаловал дворян землями и крестьянами. Из армии по его приказу “выбили” крестьян, холопов, посадских людей, вчерашних союзников. Он распустил и казачье войско.
И сам Лжедмитрий, и его приближенные из русских и особенно поляков, пришедших с ним, расхищают казну. Пришельцы смотрят на Россию как на завоеванную страну: оскорбляют национальные, религиозные чувства ее жителей. Всех возмущают женитьба царя на Марине Мнишек, бесчинства шляхтичей, слухи о переходе правителя в католичество. Нарастает недовольство, и 17 мая 1606 г. против “истинного царя”, как еще недавно величали самозванца, вспыхивает в Москве восстание во главе с братьями Шуйскими. Лжедмитрий стал его первой жертвой, погибли некоторые его клевреты, множество шляхтичей'. Несколько дней спустя, 19 мая, бояре “выкрикнули” на Красной площади в цари боярина князя Василия Ивановича Шуйского.
Восстание Болотникова. Старый интриган и честолюбец Василий Шуйский давно мечтал о высшей власти, шел к ней, не брезгуя интригами, ложью и хитростью. Еще в 1591 г., прибыв в Углич во главе комиссии, он подтвердил версию о самоубийстве царевича Дмитрия. Когда же этот “Дмитрий” вошел в Москву, столь же легко и быстро присягнул ему, уверяя всех, что полтора десятилетия назад царевич не погиб, а остался жив, спасся чудесным образом. Но вскоре он начал интриговать и против “царя Дмитрия Ивановича”. Боярина разоблачили, но Лжедмитрий помиловал его. Старая лиса отплатил ему новым заговором. Смерть самозванца привела боярина к заветному трону, и он провозгласил курс на возврат к прежним порядкам. Свое вступление на престол царь ознаменовал особой “крестоцеловальной записью”. Впервые русский самодержец брал на себя обязательства не наказывать своих подданных без судебного выяснения их вины. Однако судьба явно не благоволила новому царю.
Сразу же бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия I распустили слухи, что “истинный царь” не погиб в Москве 17 мая, а спасся. Пребывает-де он где-то в Польше, скрываясь от “злых людей”. Слухи и разговоры эти подогревает князь Г. П. Шаховской, приспешник самозванца. Он уехал из Москвы в Путивль, и город этот становится своего рода столицей “правительства царя Дмитрия”. А в Речи Посполитой скрывается русский дворянин Михаил Молчанов, тоже ближайший клеврет самозванца, к тому же похожий на него внешне, и дружок Шаховского. Он-то и выдает себя за спасшегося “царя Дмитрия”.
На юго-западе население выступает против сторонников Шуйского, свергает и убивает его воевод. Вскоре у повстанцев появляется предводитель — Иван Исаевич Болотников. Холоп князя А. А. Телятевского, богатого и знатного боярина, он в молодости, во время военного похода, попал в плен к крымским татарам. Его продают в Турцию, где он стал гребцом на галере. Болотникова, как и других невольников, освобождают моряки, напавшие в море на турок, и он оказывается в Венеции, затем побывал в Венгрии и Германии. Одно время Болотников возглавлял 10-тысячный отряд запорожских казаков, воевавший против турок. В Речи Посполитой он встретился с русским “царем” — самозванцем Молчановым. С письмом от него он прибыл к Шаховскому в Путивль. Болотников, поверивший в “истинного царя” Дмитрия Ивановича, становится главным предводителем повстанческого войска. Его цель—поход на Москву, восстановление на престоле “законного царя”. Десятки городов и уездов присягают ему на верность.
Восстание Болотникова — кульминация, наивысший этап мощного движения начала XVII в., невиданного ранее по своим масштабам. Его называют гражданской войной, поскольку в нее включились все социальные группы и сословия. Причем представители их оказались в обоих лагерях — повстанческом и правительственном.
Болотников с войском идет из Путивля на Москву. По пути он одерживает несколько блестящих побед под Кромами, Калугой, Серпуховом. Иностранцы-современники восхищаются военными талантами “полководца”, “гетмана” царя Дмитрия. Другое войско восставших, во главе с Истомой Пашковым, веневским дворянином, идет, одерживая победы под Ельцом, селом Троицким, на Мценск, Тулу, Зарайск, Коломну, тоже на Москву. В его армию вливались дворянские отряды, в том числе рязанский П. Ляпунова, тульский Г. Сумбулова.
В конце октября 1606 г. обе повстанческие армии, в несколько десятков тысяч человек, начали осаду Москвы. Продолжалась она пять недель — до начала декабря. Происходили вылазки, сражения. Довольно быстро начались разногласия среди повстанцев, между их вождями Болотниковым и Пашковым. Закончилось тем, что Пашков, Ляпунов, Сумбулов со своими отрядами перешли к Василию Шуйскому.
В
стычках и сражениях под
Информация о работе Правление первых Романовых. Преодоление «великого разорения»