Правление Ярослава Мудрого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:39, реферат

Описание

О заслугах Ярослава Мудрого можно говорить бесконечно: с помощью монархических браков он установил кровное родство с самыми могущественными монархами христианского мира; при нем трудилось множество переводчиков, переводивших богословские и исторические книги... И усилия князя по укреплению авторитета Руси не пропали даром, о чем говорит такая деталь: во время коронации во Франции дочери Ярослава Мудрого Анны, из Киева привезли специальную Библию. После бракосочетания эта Библия так и осталась в Реймском соборе и до 1825 года только на ней короновались все французские монархи.

Содержание

Введение
Начало правления Ярослава. Борьба за власть
«Русская правда»
Русская церковь и религия во времена Ярослава Мудрого
Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия
Заключение. Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Ярослав Мудрый.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Начало правления Ярослава. Борьба за власть
  3. «Русская правда»
  4. Русская церковь и религия во времена Ярослава Мудрого
  5. Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия
  6. Заключение. Вывод
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внук императора Василия II, один из 12 сыновей киевского князя Владимира I, Ярослав не зря заслужил почетное право называться Мудрым, хотя его история — история прекрасно образованного для своего времени человека, религиозного и думающего — во многом сложилась трагически. Все 35 лет правления Ярослава по праву считаются временем расцвета и подъема Руси. Так, им разгромлено было войско печенегов, совершавших опустошительные набеги — и это послужило им хорошим уроком, поскольку никогда больше они не возвращались. Особо заботился Ярослав о просвещении, открывая новые школы, и именно при нем началось летописание как таковое. Стремясь утвердить престиж своего государства, князь сделал из Киева настоящую европейскую столицу, построив в городе точную копию константинопольского собора святой Софии, возвел золотые парадные ворота при въезде в город, соорудил множество церквей и несколько крупных рынков.

О заслугах Ярослава Мудрого  можно говорить бесконечно: с помощью монархических браков он установил кровное родство с самыми могущественными монархами христианского мира; при нем трудилось множество переводчиков, переводивших богословские и исторические книги... И усилия князя по укреплению авторитета Руси не пропали даром, о чем говорит такая деталь: во время коронации во Франции дочери Ярослава Мудрого Анны, из Киева привезли специальную Библию. После бракосочетания эта Библия так и осталась в Реймском соборе и до 1825 года только на ней короновались все французские монархи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало правления Ярослава. Борьба за власть

 

Ярослав был сыном  не любимой Владимиром полоцкой княжны Рогнеды, взятой им в жёны скорее из мести, чем по велению сердца. Общепринятая дата его рождения – 978г., однако Рогнеда  стала женой Владимира в 980 г., к тому же Ярослав не был её первенцем, так что год его появления на свет остаётся под вопросом. По сведениям летописи, в 988 г. Владимир распределил между сыновьями княжеские столы, отдав Ярославу Ростов. После смерти Вышеслава Владимировича отец перевёл Ярослава из Ростова в Новгород. Это место довольно прибыльное для князя: из трёх тысяч гривен, ежегодно уплачивавшихся новгородцами, две должны были отсылаться в Киев, одна же оставалась новгородскому князю. По оценке Н.И.Костомарова Ярослав является в первый раз в истории мятежным сыном против отца. По известиям летописи, в 1015 г. Ярослав не поделился с отцом доходами. Владимир собрался на него войной – но «Бог не дал дьяволу радости»: великий князь Киевский разболелся и умер. Готовясь к битве с отцом, Ярослав нанял варяжскую дружину, которая принялась бесчинствовать в городе, чем вызвала гнев новгородцев, в итоге перебивших добрую часть наёмников. Ярослав, сделав вид, что отказывается от кровной мести, пригласил к себе в загородную резиденцию в селе Ракома знатных новгородцев и перебил их всех.

        Согласно официальной летописной  версии, Ярослав, узнав от своей  сестры Предславы о захвате  Киева Святополком, убийстве Бориса  и подготовке убийства Глеба,  послал гонцов предупредить последнего, но не успел. Осознав, что война неизбежна, он «со слезами раскаялся» перед новгородцами в «безумии», прося помощи против Святополка. Новгородцы не отказали, ведь действия Ярослава в принципе соответствовали тогдашним правовым нормам: он осуществлял кровную месть за своих дружинников. С другой стороны, новгородцам хотелось сохранить и укрепить провозглашенную Ярославом независимость от Киева.

         Война со Святополком представлена  в летописи как месть за  «кровь Борисову и Глебову  праведную». В 1016 г. на Днепре, неподалёку от Любеча, Ярослав разбил Святополка, вынудив его бежать «в ляхы», к тестю королю Болеславу Ι Храброму, и сел на киевском столе. Болеслав пытался наладить отношения с новоиспечённым киевским князем, даже сватался к его сестре Предславе, опасаясь, что Ярослав захочет заключить союз с императором Священной Римской империи Генрихом ΙΙ, с которым Польша вела войну. В 1018 г. Святополк при поддержке Болеслава предпринял попытку вернуть Киев. Ярослав проиграл битву на Буге, у Волыни, бежал в Новгород и хотел было вовсе покинуть Русь, но новгородцы во главе с двоюродным дядей Ярослава Константином Добрыничем остановили его и собрали средства для продолжения войны. Найдя союзника в лице шведского короля Олава Шёстконунга, что подкреплялось браком с его дочерью Ингигерд, Ярослав в 1019 г. пошёл к Киеву: Святополк снова бежал, на сей раз к печенегам, так как отношения с Болеславом были безнадежно испорчены. В том году на реке Альте Ярослав разбил Святополка и печенегов, после чего тот бежал и сгинул «между ляхами и чехами», иначе говоря бог весть где. Ярослав утвердился в Киеве.

Ярослав прочно утвердился в Киеве. Но теперь предстояла еще  борьба с младшим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани.1 Новая усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем огромного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Русская правда»

 

«Русская правда» - крупнейший памятник древнерусского права, основной правовой документ Древнерусского государства. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Первоначальный текст Русской Правды, к сожалению, до нас не дошел. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати известным российским историком В.Н. Татищевым в 1738 г. Он представляет собой целый комплекс юридических документов X I - XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1120-1130 гг.) Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

 Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Её первая часть была принята в 30-е гг. XI в. Место издания этой части Русской Правды спорно, летопись указывает на Новгород, но многие авторы допускаю, что она была создана в центре земли Русской - Киеве и связывают ее с именем князя Ярослава Мудрого ( Правда Ярослава ). Она включала в себя 18 статей (1- 18) и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015 – 1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев « дав им Правду и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите» За этими словами в Новгородской летописи помещен текст Древнейшей Правды. Характерными особенностями первой части Русской Правды являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1086 г. и получила название Правды Ярославичей. Она состояла из 25 статей ( 19- 43 ), но в некоторых источниках статьи 42-43 являются отдельными частями и именуются соответственно: Покон вирный и Урок мостников. В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г. (год смерти одного из его сыновей)

Вторая часть Русской  Правды отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса .

Пространная Правда была составлена после подавления восстания  в Киеве в 1113 году. Она состояла из двух частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

  Пространная Правда - это более развитый кодекс  феодального права, в котором  закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов,  закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правда сложилась  в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

Бесспорно, что, как и  любой другой правовой акт, Русская  Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. На мой взгляд, необходимо перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды. Бесспорно, изучение процесса права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико - практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты , дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития .

Одним     из    источников    Русской    Правды   был     Закон    Русский.2   До сих   пор не прекращаются споры о его сущности. В истории

русского права нет  единого мнения об этом документе. По мнению некоторых историков, сторонников норманской теории происхождения Древнерусского государства, Закон Русский являлся скандинавским правом, а известный российский историк В.О. Ключевский считал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой не « первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в 9-11 веках». По мнению других историков, Закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков, который отражал отношения социального неравенства и был правом раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда.

Договоры с греками  – совершено исключительный по важности источник, позволивший исследователям проникнуть в тайны Руси IX – X   веков. Договоры эти – ярчайший показатель высокого международного положения Древнерусского государства, они являются первыми документами истории Руси средних веков. Само их появление говорит о серьезности отношений между двумя государствами, о классовом обществе, а детали достаточно ясно знакомят нас с   характером   непосредственных отношений Руси с Византией. Это объясняется тем, что на Руси был уже мощный класс, заинтересованный в заключении договоров. Они были нужны не крестьянским массам, а князьям, боярам и купцам. В нашем распоряжении их четыре : 907, 911, 944 , 972 годов. В них много внимания уделено регулированию торговых отношений, определению прав, которыми пользовались русские купцы в Византии,  а так же норм уголовного права. Из договоров с греками, мы имеем частное имущество, которым его собственник вправе распоряжаться и между прочим передавать его по завещанию.

В 911 году Олег подтвердил свой мирный договор с Византией. В ходе длительных посольских договоров  был заключен первый в истории  восточной Европы развернутый письменный договор между Византией и Русью. Этот договор открывался многозначной фразой : « Мы от рода русского … посланные от Олега великого князя русского и от всех кто под рукой его - светлых и великих князей и его великих бояр…»

В договоре подтверждались «мир и любовь» между двумя государствами. В 13-ти статьях стороны договорились по всем интересующим их экономическим, политическим, юридическим вопросам, определили ответственность своих подданных в случае совершения ими каких-либо преступлений. В одной из статей шла речь о заключении между ними военного союза. Отныне русские отряды регулярно появлялись в составе византийского войска во время его походов на врагов. Надо отметить, что между именами 14 вельмож, употребленных великим князем для заключения мирных условий с греками, нет ни одного славянского. Ознакомившись с этим текстом, можно подумать, что только варяги, окружали наших первых государей и пользовались их доверенностью, участвуя в делах правления.

 Договор 944 года  упоминает всех русских людей для того, чтобы   крепче подчеркнуть непосредственно следующую за этой фразой мысль об обязательности договоров для всех русских людей. Не от имени вече заключались договоры , а от имени князя и боярства . Сейчас   мы можем не сомневаться , что все эти знатные и обличенные властью мужи были крупными землевладельцами, не со вчерашнего дня, а имеющими   свою длительную историю, успевшими окрепнуть в своих вотчинах. Об этом говорит тот факт, что со смертью главы семьи во главе    такого знатного дома становилась его жена. Русская Правда подтверждает это положение:

 « Что на ню  муж возложил, тому  же есть   госпожа »3. Значительная часть норм обычного устного права в обработанном   виде вошла в Русскую Правду. Например, статья 4 договора 944 года в целом отсутствует в договоре 911 года, где установлено вознаграждение за возвращение беглого челядина, но аналогичное установление включено в Пространную Правду (ст. 113). Но особое   влияние на развитие права древней   Руси , я считаю   оказало   принятие Русью   христианства. В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит так называемое "Крещение Руси". Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.

В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую  Русь приходят новые законодательные  акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из источников изучаемого мною правового памятника. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Наиболее известными из них являются:

Информация о работе Правление Ярослава Мудрого