Право Халифата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:38, реферат

Описание

В VII веке у арабских племен, расселенных по Аравийскому полуострову, начинается разложение родоплеменного строя, усиливается имущественная и социальная дифференциация. Главы племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватывают оазисы (лучшие земли), в городах появляются богатые купцы-ростовщики. Усиливаются розни между племенами. В этой обстановке социального кризиса появляется и распространяется по Аравии новое религиозное учение - ислам, провозглашавшее необходимость установления нового порядка путем проведения религиозной войны (хаджа).

Работа состоит из  1 файл

Арабский халифат.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

   Коран признает  за мусульманином право иметь  до четырех жен одновременно и неограниченное число наложниц. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. 

   Развод в  мусульманском праве известен  в нескольких видах. Муж имел  право развестись с женой и  по точно определенным поводам,  и без повода; жена имела право  потребовать развода через суд  по строго определенным основаниям. 

   Наследственное  право признавало два порядка  наследования: по закону и по  завещанию. 

   При наследовании  по закону из имущества умершего  сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие: 

  ~ завещание не  могло составляться в пользу  законных наследников; 

  ~ завещание не  могло затрагивать более трети  имущества завещателя; 

  ~ составление  завещания требовало присутствия  двух свидетелей. 

   К наследникам  переходят только права, но  не обязательства наследодателя. 

Уголовное право и  судопроизводство 

   Все преступления  классифицировались мусульманским  правом на три группы: 

  * преступления, против  религии и государства. К этой  группе относились в первую  вероотступничество от ислама, богохульство, бунт, сопротивление властям, а  затем кражи, употребление спиртных  напитков, прелюбодеяние. Данные  преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью; 

  * преступления  против отдельных лиц. Ответственность  за совершение преступлений данной  группы была основана на принципах  кровной мести и возмездия.  Наказание за убийство выбирал  родственник убитого: смертная казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений наказывалось по принципу талиона. За кражу отсекалась рука. Употребление спиртного наказывалось 40 ударами пальмовой ветви; 

  * правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду.  

   В качестве  мер наказания предусматривались: 

  • смертная  казнь в различных видах; 

  • членовредительские  и телесные наказания; 

  • лишение свободы  (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); 

  • имущественные  санкции (конфискации, штрафы); 

  • ссылка и  т. д. 

   Судебный процесс  носил обвинительный характер. Первоначально  судебная власть осуществлялась  непосредственно правителями всех  уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, образовалась группа профессиональных судей - кадиев. Кади не был связан строго регламентированным порядком судопроизводства. Помимо осуществления правосудия кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многое другое. 

   Основными  чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных  споров, отсутствие различий в  процедуре рассмотрения гражданских  и уголовных дел. 

   Дела возбуждались  заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось. 

   Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. 

   С VII в. начинается  распад халифата. В XI в. турки-сельджуки  окончательно завоевывают Багдад. 
 
 

Информация о работе Право Халифата