Правовое положение в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:54, доклад

Описание

В княжение Владимира Святославича к Древнеруссому государству были присоединены червенские Полюдье. города - восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятечей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. ПВЛ отмечает: "и стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши.

Работа состоит из  1 файл

правовое положение в древней руси.docx

— 31.42 Кб (Скачать документ)

1.4.2Князь  и его дружина

В княжение Владимира  Святославича к Древнеруссому государству  были присоединены червенские Полюдье. города - восточнославянские земли  по обе стороны Карпат, земля вятечей. Созданная на юге страны линия  крепостей обеспечила более действенную  защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. ПВЛ отмечает: "и стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли бесами и оскверняли землю жертвоприношениями своими." Послание другим богам жестоко преследовалось. Неканонические идолы уничтожались. Однако языческая реформа не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 989г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновения христианства на Русь началось за долго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уровняло Киевскую Русь с соседними государствами. Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианства, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства. Прослеживается влияние христианства и на политическую структуру Древнерусского государства. Но именно здесь отчетливо проявились противоречия между мероприятиями киевских князей, пытавшихся с помощью новой религии укрепить центральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, которое вело "державу Рюриковичей" к неизбежной победе раздробленности уже на новой основе. Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Один из сыновей Владимира, Святополк, захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев - Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский. Занимавший престол в Новгороде Ярослов Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054гг.) В 1024г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. Время Ярослава - это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью. 

  Для разных  рангов характерны разные функции.  По  мнению  И.Я.  Фроянова,

вождь племени  избирался лишь на время войны. Власть его  была  невелика:  он

должен вести  в бой своих соратников.[48]

   Статус  вождя  племенного  союза   постоянный.  Он  занимался   внутренним

строительством  союза, собирал,  организовывал  и  возглавлял  войско,  ведал

внешней  политикой  союза,  отправлял  религиозные   обряды   (инициатор   и

организатор жертвоприношений), в то время как его  судебные  функции  только

зарождаются, а  потому условны.

   Деятельность  главы  союза  союзов  в   значительной  степени   отличалась

самостоятельностью  и независимостью с вытекающими  отсюда принуждениями.  Для

этого института  характерны функции двух вышеназванных.[49]

   На протяжении  второй половины IX-X вв.  обозначенные  свойства  княжеской

власти получили дальнейшее развитие. Важную роль в  этом  сыграли  несколько

факторов. Первый - призвание варягов в 862 г. «И реша сами в  себе:  «Поищем

собе князя, иже  бы володелъ нами и судилъ  по  праву».  И  идоша  за  морекъ

варягамъ, к руси…  Реша русь, чудь, словени и  кривичи  и  вси;  «Земля  наша

велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидете  княжитъ и володети  нами».

И изъбрашася три  братья с роды своими, пояша по собе всю  русь,  и  придоша;

старший, Рюрикъ, седе  Новегороде,  а  другий,  Синеусъ,  на  Беле-озере,  а

третий Изборьсте, Труворъ. И от тех варягъ прозвася Руская  земля».[50]  Оно

способствовало  отрыву княжеской власти от народа. Вторым  фактором  является

объединение северной и южной Руси Олегом в 882 году. «Поиде Олег,  поим  воя

многи, варяги, чудь, словени, мерю, весь, кривичи, и приде  къ  Смоленску  съ

кривичи, прия град, и посади мужь свои. И придоста къ горам  хъ  киевским  и

уведа Олег, яко  Осколд и Дир княжита, и похорони  вои  в  лодьях,  а  другия

назади остави, а сам приде, нося Игоря  детьска.  И  приплу  под  Угорьское,

похоронив вои  своя, и присла ко Аскольду и Дирови, глаголя яко «Гость  есмь,

и идем въ Греки  от Олга и от  Игоря  княжича.  Да  придета  к  нам  к  родом

своим». Асколд же и Дир придоста, и выскакаша  вси прочии из  лодья,  и  рече

Олег Асколду  и Дирови: «Вы неста князя, ни  рода  княжа,  но  аз  есмь  роду

княжа», и вынесоша Игоря: «А  се есть сын Рюриков». И  убиша Асколда и  Дира,

и несоша на гору, и погребоша и на горе, еже ся ныне зоветь  Угорьское,  кде

ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма  церковь  святаго  Николу:  а

Дирова могила за святою Ориною. И седе Олег княжа  въ  Киеве,  и  рече  Олег:

«Се буди мати градом руським». И беша у  него  варязи  и  словени  и  прочи,

прозвашася  русью».[51]  Создание   единого   государства   потребовало   от

княжеской власти (вождя союза  союзов  Древнерусского  государства)  большей

активности и  самостоятельности.

   Рассмотрим  функции киевского князя в  силу того, что  деятельность  других

князей в источниках и исследованиях почти  не  прослеживается  или  является

слишком специфичной (как в Новгороде). Известно точно, что  в  Древней  Руси

были и князья неваряжского происхождения  (например,  князь  древлян  Мал  и

князь полян Кий, другие восточнославянские союзы племен  также  имели  своих

князей). «Се Кий  княжаше в роде своемъ <…>. И  по сихъ братьи держати  почаша

родъ ихъ княженье в поляхъ, а в древляхъ свое, а  дреговичи свое,  а  словени

свое в Новогороде, а другое на Полоте, иже полочан».[52] «Да поиде за  князь

нашь  за  Малъ;  бе  бо  имя  ему  Малъ,   князю   дерьвьску».[53]   Логично

предположить, что  он обладал теми же функциями, что  и  киевские,  варяги  по

происхождению. В X в. на  князей  по-прежнему  возлагались  задачи  военного

руководства и  дипломатических отношений.[54]  Кроме  того,  в  круг  занятий

киевского  князя  X  в.  входило  подчинение  восточнославянских  племен   и

поддержание военно-политического  господства над покоренными  соседями,  сбор

дани как формы  выражения подвластности. Более  зримо, чем  раньше,  выступают

религиозные  функции  князя.  Расширились  права  князя  в  области  суда  и

управления,   однако   И.Я.   Фроянов[55]   и   С.В.    Юшков[56]    считают

неубедительными  предположения  о  законодательной   функции   князя,   т.к.

«судебные дела»  основывались на традиции общинного  права. Трудно говорить  о

развитости законодательной  функции, но, несомненно, она появилась  в X в.  Ко

времени правления  Олега относятся первые известия о некоем «Законе  Руском».

Он упоминается  в договоре Руси с греками 911 г.: «Аще ли ударить мечем,  или

бьеть кацем любо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5  сребра

по закону рускому»[57], что говорит о  появившейся  законодательной  функции

князя.  Другим  свидетельством  законодательной   функции   князя   является

содержащееся в  «Повести временных лет» упоминание  об  учреждении  Ольгой  в

6455 (947 г.) повостов, уроков, ловищ. «И победиша  деревляны…  И  възложиша

на ня дань тяжьку; 2 части дани идета Киеву, а третьяя  Вышегороду  к  Ользе;

бе бо Вышегород  град Вользин. И иде Вольга  по  Дерьвьстей  земли  съ  сыном

своим и съ дружиною, уставляющи уставы и уроки; и суть становища ее  ловища…

В лето 6455. Иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты  и  дани  и  по

Лузе оброки и  дани; и ловища ея суть по  всей  земли,  знамянья  и  места  и

повосты…».[58] Значительно  отчетливее (сравнительно с  законодательством)  в

посменных источниках вырисовывается княжой  суд.  Так,  в  X  в.  князья  не

только судили, но и взимали денежные  судебные  штрафы  –  виры,[59]  однако

И.Я. Фроянов склонен  считать княжой суд  в  значительной  степени  условным,

определявшимся  большой  самостоятельностью  народных  общин  в   управлении

судопроизводством.[60]  Логично  предположить,   что   древнерусский   князь

управлял подвластной  ему территорией.  Недаром  в  «Повести  временных  лет»

князь Владимир изображен  занятым  вопросами  государственного  устройства  и

управления.[61]

   Итак, к   концу  X  в.  функции  киевского   князя  заметно  увеличились   и

усложнились,  а  власть   усилилась,   что   явилось   результатом   распада

родоплеменного  строя.

   Конец X-начало XI – важный этап развития княжеской  власти  на  Руси.  Это

время  неудержимого  разложения  родовых  отношений.   Родоплеменные   связи

вытесняются территориальными. Племенные союзы заменяют союзы  общин.[62]

   Рассмотрим  подробнее функции князя в  XI-XII вв. По мнению В.И. Сергеевич,

князь  стал   необходимым   элементом   социально-политической   организации

общества, отсутствие которого нарушало нормальную жизнь  волости.[63]

Эволюция  органов власти в  Древней Руси  
Истоки происхождения всех органов власти Древней Руси: княжеская власть, дружина, вече – лежат в эпохе родоплеменного строя. Какой из них сформировался раньше, исследователи затрудняются определить однозначно, но уверены, что эти три института существовали уже в V-VIII вв.  
Вече, по мнению И.Н. Данилевского, является одним из самых загадочных институтов Древней Руси.[18] Видимо, такая позиция сложилась в результате больших споров вокруг народного собрания времен Киевской Руси. Существует много полярных мнений о времени существования вечевого собрания и его состава. В.И. Сергеевич полагает, что вече было всегда,[19] с чем не соглашается М.Б. Свердлов, уверенный, что известия летописей «еще не говорят о племенных собраниях в племенных княжениях и, тем более, в племенных союзах, территориальные размеры которого делают их невозможными»[20] , но его выводы являются бездоказательными. И.Я. Фроянов доказал эту теорию.[21] Я же склонна считать, что вечевое собрание берет свои истоки со времен военной демократии, поскольку без него не может обойтись ни одно общество той эпохи.  
Касательно возникновения и развития института князя в историографии нет таких споров, как о вече. Фроянов И.Я. пришел к выводу, что статус племенного вождя (из которого впоследствии развился институт княжеской власти) был непостоянным. Он избирался на вече лишь на время ведения военных действий.[22] С.В. Юшков считает, что уже племенные князья имеют свою дружину.[23] Вследствие разложения родоплеменных отношений образовывается целый дружинный слой.  
По этой же причине происходит усложнение организации союзов, племен – появление союза племен, объединение родственных племен и возникновение союза союзов. Каждой организации племен соответствует свой ранг вождя, причем из политического института вождя племенного союза и выходит княжеская власть.  
В период первобытного строя «племенное» вече остается неизменным и решает большинство внутриполитических вопросов. На протяжении второй половины IX-X вв. органы политической власти получили свое развитие. По мнению И.Д. Грекова, вече в данный период перестает существовать,[24] с чем я не могу согласиться.  
На протяжении второй половины IX-X вв. обозначенные свойства княжеской власти получили дальнейшее развитие. Прежде всего, это произошло по трем причинам: распад родоплеменного строя, призвание варягов в 862 г. и объединение Киевской и Новгородской земель Олегом в 882г. Создание единого государства потребовало от княжеской власти (вождя союза союзов Древнерусского государства) большей активности и самостоятельности, отчего и функции князя расширились. После захвата Киева Олег провел ряд походов. В результате под его власть подпали практически все племена и племенные союзы, населявшие бассейны рек, составлявших торговый «Путь из варяг в греки» - ядро Древнерусского государства. «В лето 6391 [883 г.]. Поча Олег воевати деревляны, и примучив а, имаше на них дань по черне куне. Влето 6392 [884 г.]. Иде Олег на северяне, и победи северяны, и възложи на нь дань легку, и не даст им козаром дани платити, рек: «Аз им противен, а вам не чему». В лето 6393 [885 г.]. Посла къ радимичем рька: «Кому дань даете?». Они же реша: «Козаром». И рече им Олег: «Не дайте козаром, но мне дайте». И въдаша Ольгови по щьлягу, яко же и козаром дяху. И бе обладая Олег поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а съ уличи и теверци имяше рать».[25] Тем самым было заложено основание межплеменного союза («союза союзов», или «суперсоюза») восточнославянских, а также ряда финно-угорских племен, населявших лесную и лесостепную зоны Восточной Европы. Признаком перехода к межплеменным объединениям Б.А. Рыбаков считает «полюдье».[26]  
Бросается в глаза тот факт, что особую роль в формировании территории Древнерусского государства сыграли речные торговые пути. Действительно, трудно не заметить, что появление на экономической карте Восточной Европы новых купеческих маршрутов, прежде всего «из Варяг в Греки», современно завершению первого этапа объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Другим важным фактором, способствующим сплочению населения, входившего в «суперсоюз», была внешняя опасность. Северные земли постоянно жили под страхом очередного набега викингов. Южные земли не менее постоянно беспокоили кочевники, но главное – мощный Хазарский каганат, претендовавший, видимо, на контроль за южной частью «пути из варяг в греки». На востоке земли, колонизированные восточными славянами, граничили с вассальной Хазарии Волжской Булгарией. Кроме того, с помощью кочевников южных степей на земли Древней Руси пыталась оказывать давление и Византия.[27] Управление объединенными землями, насколько можно судить по отрывочным известиям источников, осуществлялось представителями («мужами»), «великими князьями» (возможно, это то же самое), сидевшими в крупных городах «под рукою» киевского князя. Первое упоминание таких представителей относится к 862 г. – пожалование Рюриком земель своих братьев: «По двою же лету [862 г.] Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ, и раздал мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Белоозеро».[28] Внешним показателем признания за киевским князем права на выполнение властных функций являлась регулярная выплата ему полюдья, своеобразного государственного налога, расходовавшегося на содержание «государственного аппарата» - князя и его дружины. С IX в. мы находим в летописи свидетельства о наделении «мужей» землями, хотя, скорее, имеется в виду лишь передача прав сбора дани. Но это нельзя воспринимать как передачу вотчины своему боярину, т.к. обложенные данью территории не входили в состав Русской земли, лежавшей в Среднем Поднепровье. Они вовлекались лишь в сферу внешнеполитического влияния Киева[29] и при каждом удобном случае пытались обрести свободу. Пример того – убийство князя Игоря древлянами в 6453 (945г.). «Рекоша дружина Игореви: «Отроци Свеньлъжи изоделися суть оружьемъ и порты, а мы нази. Поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы». И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примышляше къ первой дани, и насиляше им и мужи его. Возьемав дань, поиде въ град свой. Идущу же ему въспять, размыслив рече дружине своей: «Идете съ данью домови, а я возъврвщюся, похожю еще». Пусти дружину свою домови, съ малом же дружины возъвратися, желая больша именья. Слышавше же деревляне, яко опять идеть, сдумавше со княземъ своим Маломъ : «Аще ся въвадить волк в овце, то выносить все стадо, аще не убьють его; тако и се, аще не убьем его, то вся ны погубить». И послаша к нему, глаголюще: «Почто идеши опять? Поималъ еси всю дань». И не послуша их Игорь, и вышедше из града Изъкоростеня деревлене убиша Игоря и дружину его; бе бо их мало»[30] . Но вопрос о принадлежности таких земель к владениям княжеско-дружинной корпорации в исторической науке остается открытым. Поэтому говорить даже о раннем феодализме на Руси еще в X в., по мнению И.Я. Фроянова, безосновательно.[31]  
Как и всякое государство, Киевская Русь использовала силу, чтобы добиться подчинения. Основной силовой структурой была княжеская дружина, развившаяся из группы воинов, окружавших племенного вождя времен военной демократии. Постепенно дружина превращается из вооруженного немногочисленного отряда – поддержки князя - в дружинный слой населения, основным контингентом которого после призвания варягов стал варяжский элемент. Но уже при Олеге варяжский элемент теряет свое прежнее значение. Так, в договоре с Византией 911 г. славяне клянутся Перуном и Велесом («Олга водивше на роту, и мужи его по Рускому закону кляшася оружьем своим и Перуном, богом своимъ, и Волосомъ, скотьемъ богомъ»).[32] Из-за чего можно сделать вывод: либо преобладающим становится славянский элемент, либо варяги настолько ославянились, что перестали считать себя пришлым населением.[33] Но, по мнению И.Д. Беляева, варяжский элемент теряет свое значение в конце X века[34] . Возможно, что численно в дружине преобладают славяне, но руководящие должности остаются за варягами – главными дружинниками, командовавшими войсками Киева в битве с древлянами 945 г., являются Свенельд и Асмуд[35] (явно варяжского происхождения).  
Законодательная функция князей зародилась в X в. Ко времени правления Олега относятся первые известия о некоем «Законе Руском». Он упоминается в договоре Руси с греками 911 г.[36] Его принято считать первым, не дошедшим до нас памятником восточнославянского права. Первое свидетельство издания закона (об учреждении повоста, уроков и ловищ) содержит «Повесть временных лет»[37] . Но активная законодательная деятельность древнерусских князей приходится на XI-XII вв., о чем говорит появление Правды Ярослава (около 1015 г.), Правды Ярославичей (1070-е), Уставов Владимира Мономаха и других законодательных актов.  
 Новым явлением в политической жизни стало разделение территории Древнерусского государства на «сферы влияния» между сыновьями киевского князя. Первым это сделал Святослав Игоревич в 970 г. Очевидно, сыновьям также было передано право сбора дани для великого князя. Окончательно такой тип управления сложился во время правления киевского князя Владимира Святославича. Он оставил за собой киевский престол, а своих старших сыновей посадил в крупнейшие русские города, бывшие к тому же, видимо, когда-то центрами племен. Тем самым он положил конец существованию «союза племенных княжений». На месте прежнего союза возникло единое государство, различные части которого управлялись наместниками киевского князя.[38] По мнению А.А. Горского, дружины союзов племенных княжений, на землях которых были посажены представители киевской княжеской династии, видимо, частью влились в дружины князей-наместников[39] .  
В период X-XII вв. начинается постепенное расслоение древнерусской дружины на «старшую», «среднюю», «младшую» и постепенное оседание бояр – верхушки первой из них – на землю, что привело к формированию нового социального слоя крупных вотчинников. В древнерусской дружине XI-XII вв. уживаются противоречивые тенденции. С одной стороны, дружинники проявляют склонность к подвижности, обусловленной перемещениями князей, с другой стороны, они испытывают некоторую тягу к оседлости. Первое укрепляло традиционные дружинные связи, второе, напротив, способствовало их постепенному разрушению. В противоборстве этих стремлений отражался переходный характер эпохи, совмещающей старые порядки доклассового строя с формирующимися новыми социальными отношениями.  
С расколом дружины на «старшую» и «младшую» все явственнее стали проявляться симптомы ее распада. Они становятся особенно ощутимы с конца XII века. С развитием передачи права сбора полюдья князья начали передавать часть земли за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. По мере развития наследственного землевладения (вотчин) дружинников-бояр становилось возможным передавать отдельные наделы другим феодалам (профессиональным воинам), не имевшим своей земли, но эти участки давались им на срок службы верховному собственнику земли. Так, рядом с наследственными землевладельцами появлялись условные держатели земли. Этот процесс, начавшийся в XII в., в третьем десятилетии следующего столетия был прерван монгольским нашествием. Из-за этого «нормальные» феодальные отношения с характерными для них признаками начали складываться на рубеже XIII-XIV вв. и получили полное развитие в XVI в.[40]  
В результате складывания на Руси XI-XII вв. городских волостей-государств и сокращения возможностей обогащения знати за счет дани, появляется система кормлений,[41] но передача прав сбора дани не прекратилась. Но также нельзя говорить о зарождении феодальных отношений, поскольку система кормлений не передавала боярину земли, а лишь позволяла получать доход с той или иной волости за исполнение ряда функций.  
Постепенно князь при решении различных вопросов перестает ориентироваться на «старшую» дружину и начинает действовать в согласии со «средней» - его сверстниками, которые были, несомненно, ему ближе. Возможно, это связано с желанием ослабить сильное влияние дружины и решать все государственные вопросы самостоятельно.  
Ясно, что ни один из политических институтов в период V-XII вв. не остается неизменным – изменились состав дружины, веча, их роль в управлении. Наблюдается постепенное усиление княжеской власти.

Информация о работе Правовое положение в Древней Руси