Праздники, традиции и быт древних греков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:49, реферат

Описание

Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по нескольку дней. Самые важные — Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические представления.

Содержание

1.Праздники древних греков.
1.1 Олимпийские игры.
1.2 Дионисийские праздники.
2. Традиции древних греков.
3. Быт древних греков

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

Женский костюм. От архаического периода сохранились изображения двух видов женских костюмов. Первый: сверх хитона-рубашки надета узкая длинная юбка из плотной орнаментированной ткани и короткая свободная кофточка без рукавов. В этом костюме, существовавшем в Аттике, еще заметно некоторое влияние крито-микенской женской одежды, которое сказывается в разделении ее на две части - лиф и юбку. В последующее время изображения такого костюма в древнегреческом искусстве уже больше не встречаются. По-видимому, он постепенно вырождается, уступая новым формам. Победа остается за плиссированным или крепированным хитоном, сверх которого носили перекинутый через плечо шарф -" фарос". Легкие крепированные и плиссированные хитоны архаики легли в основу ионийской женской одежды. По дошедшим до нас сведениям, их делали из льняных разноцветных тканей. Ионийский хитон чаще всего имел широкие длинные рукава. В классический период (V век до н. э.) появилась новая форма хитона-из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. На плечах и до запястья перед и спинка хитона соединялись застежками, по линии талии и под грудью опоясывались крестообразно, ткань между поясами драпировали в своеобразный буф - "колпос". Верхней женской одеждой, как и мужской, был также гиматий. Среди жительниц материковой Греции были распространены хитоны и гиматий из шерстяных тканей ярких тонов - голубые, лиловые, желтые, пурпуровые, шафрановые, а для парадного торжественного костюма - со сложным тканым рисунком. Самой древней женской дорийской одеждой был "пеплос" - кусок прямоугольной ткани (2x1,80 м), сложенный в долевом направлении и отогнутый по верхнему краю на 50-70 см.

Верхний сгиб на плечах застегивали фибулами, на груди драпировали. Несшитые, долевые края пеплоса, отделанные каймой, падали сбоку красивыми складками, которые плавно переходили в драпировку отворота - "диплоидия", также украшенную каймой. При ходьбе несшитая сторона пеплоса распахивалась и были видны обнаженными правое бедро и нога.

От яркого солнца или в непогоду, в знак печали или желая остаться незамеченной, женщина могла покрыть голову диплоидием. Существовал и "закрытый" пеплос, который состоял из хитона без рукавов с колпосом и диплоидием. На некоторых статуях диплоидий на спине настолько длинный, что явно предназначен для головного покрывала. Складки на хитоне и драпировки на диплоидии греки располагали строго симметрично, в спокойном ритме, что придавало облику древнегреческих женщин величественность и благородство. В этом решении сказывалось стилистическое единство античной архитектуры и костюма. Такая одежда была предназначена для торжественных случаев. Но самым торжественным было одеяние, в которое облачали статую Афины Паллады в Парфеноне. Оно состояло из ионийского хитона, распространившегося в Элладе после войны с Эгиной (569 год до н. э.), и дорийского пеплоса. Пеплос Афины греки меняли каждый год и каждый год девушки выбранные из знатных семей, в течение нескольких месяцев ткали его и несли в храм во время торжественного праздника "Великих Панафиней" (процессия с пеплосом была изображена на фризе Парфенона). В обычной жизни при выходе на улицу женщины драпировались в гиматий, покрывая им и голову. Во время летней жары сверх покрывала прикрепляли еще шляпу из соломки - "фолию". (Гречанки в таком костюме послужили сюжетом танагрской мелкой пластики в гамме розовых, голубых, светло-зеленых и желтых тонов, любимых многими женщинами Эллады.) Существовал еще и род женского плаща из плотной ткани. В таком плаще древнегреческий художник (1-я половина V века до н. э.) изобразил богиню Геру.

Молодые девушки во время гимнастических упражнений были одеты в короткий хитон и для удобства спускали его с одного плеча. В обычной же жизни сверх хитона они носили полукороткую "паллулу" с поясом, руки и шея оставались открытыми. Сандалии у женщин были более мягкие и изящные, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.

Качество ткани, прически и украшения определяли имущественные и социальные различия: рабыни не имели права носить гиматии, и их хитоны не были такими длинными, как у свободных жительниц Эллады.

Сложные прически, украшенные золотыми сетками и диадемами, носили главным образом гетеры. Почтенные матери знатных семейств, занятые хозяйством - наблюдением за работой рабынь, воспитанием сыновей (до семи лет), дочерей,- придерживались древних обычаев: внешний облик их отличался сдержанностью и скромностью. В начале V века до н. э. среди древнегреческих женщин считалось недопустимым выставлять напоказ свое богатство и родовитость. Но по мере того как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц древних обычаев. Аристофан в комедиях постоянно высмеивал страсть своих современниц к украшениям, богатым одеждам, косметике.

Форма и линии древнегреческой женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое чувство красоты, большая наблюдательность, художественный вкус открыли грекам все те приемы, с помощью которых можно было сделать женщину более красивой, более стройной. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, над чем смеялись драматурги и поэты, но и создание чисто художественных средств, к которым относилась и форма прически. Поднятые на затылке волосы поддерживались повязкой или сеткой, от чего шея казалась длиннее и тоньше, пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты) и поднимались к узлу на затылке, создавая изящную линию формы головы. Расположение волн завитых волос перекликалось с драпировками одежды, но не воспроизводило их, и это создавало ощущение законченности и цельности внешнего облика. Прически были разнообразны, но подчинялись единому композиционному принципу.

Украшения. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем довольно полное представление о драгоценных и недрагоценных древнегреческих украшениях. Тончайшая ювелирная работа-диадемы, шпильки и сетки для волос из золота, серьги, браслеты, ожерелья, застежки-фибулы, кольца из золота и сплава золота с серебром - достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные, они оттеняли женственную красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев.

 

2.Традиции и обычаи древних греков.

 

ГРЕЧЕСКИЕ СУЕВЕРИЯ.

В Греческих деревнях хлеб-это Божий дар,поэтому, пожилые женщины должны благославить его и перекрестить ножем, перед тем как разрезать.

ДУРНОЙ ГЛАЗ.

Смесь традиций и предрассудков проходят через различные аспекты греческой жизни. Например, грек никогда не осмелится похвалить чью-то элегантность и красоту, особенно детей, без того, чтобы трижды не сплюнуть и не постучать по дереву. Делается это, чтобы отвести зависть богов, когда вы кого-то хвалите. Большинство греков, особенно в деревнях, верят что люди могут сглазить друг друга , говоря чрезмерные комплименты или просто завидуя... Человек, которого сглазили будет чувствовать себя плохо как физически, так и психологически. Чтобы избежать сглаза , тот кто в это верит, носит амулет : небольшую голубую стеклянную или мраморную подвеску с нарисованным на ней глазом, либо аналогичный браслет. Считается, что голубой цвет защищает от дурного глаза. Однако, парадоксальным является то, что обладатели голубых глаз-это те кто может вас сглазить.

НОЖИ.                                                                                                               

Греки никогда не передают ножи из рук в руки. Считается, что это может привести к конфликту или ссоре с просящим, поэтому, передавая ножик, они кладут его на стол и только после этого, тот кто попросил, берет его в свои руки.

КРЕЩЕНИЕ В ГРЕЦИИ

День крещения - это один из самых важных дней в жизни православных греков. Обычно это происходит в первый год жизни ребенка. Как правило, до крещения новорожденный не имеет имени, и его называют просто "моро", что в переводе означает "малыш".

Церемония крещения начинается у входа в церквь, где родители ребенка отдают его в руки крестногоотца или крестной матери (нонос и нона). Затем священник, родители и крестные проходят в церковь, где одна из женщин(обычно бабушка), берет ребенка на руки, его раздевают и заворачивают в белое полотенце.

Затем священник благословляет воду из купели , и добавляет оливковое масло,купленое крестными родителями. После этого он три раза погружает малыша в купель с освещенной водой, произнося выбранное имя (обычно это имя бабушки или дедушки). Ребенок принимает причастие от священника, который благославляет младенца с "мирра" (масло, освященное Патриархом), а так же одежду ребенка. Затем его одевают в белую одежду и священник вешает на шею золотую цепочку с крестом и дает младенцу его первое Святое Причастие.

В конце церемонии родители целуют руки крестного отца и крестной матери и слышат пожелания от всех гостей: "на сас зиси" (долгой жизни). Далее праздничная церемония продолжается либо в доме, либо в ресторане.

По Греческим обычаям, крестные родители крестят либо только мальчиков, либо только девочек, т.к. традиция запрещает брак между мужчиной и женщиной, имеющих общих "ноно" и "нона". В глазах церкви они являются братом и сестрой и зовущиеся "каладельфья".

Очаровательный обычай, относящийся к обряду крещения ребенка: крестные должны подарить ему золотой крестик на цепочке плюс полный набор воскресных туалетов, включая ботиночки, а то будет считаться, что крестник пойдет по жизни спотыкаясь, и у него никогда не будет достаточно одежды.

СВАДЬБА В ГРЕЦИИ

С древних времен и по настоящий день , в большинстве районов Греции, подготовка девочек к свадьбе начиналась практически с момента ее рождения.Матери готовилии приданое для своих дочерей( постельное белье, полотенца) и собирали все необходимое для ведения хозяйства . Так же приданое включало в себя земли, стада животных и деньги. Во многих районах Греции, оцец невесты должен был подготовить обустроенный дом для молодоженов.

Таинство брака не принято проводить в следующие дни:

5 -6 января(Святки)

Во время Большого поста и Страстной недели

1- 15 августа

29 августа (Усекновение главы пророка Иоанна Крестителя Господня)

14 сентября (Воздвижение Креста Господня).

13-25 декабря

В Воскресные праздники (все праздники Христа)

 

 

На кануне свадьбы( обычно в пятницу или субботу вечером), происходит "нифостоли"(дословно- невестино украшение).Для этого, свободные(незамужние ) девушки-подружки украшают дом невесты пиданым: вышитые одеяла и подушки, постельное белье и т.п.Во время этого присутствуют все родственники и друзья невесты, но кроме жениха(видеть невесту до свадьбы считается плохим знаком для будущей семьи).

Гости украшают брачное ложе цветами, монетами и другими деньгами.

В день самой свадьбы происходит традиционное приготовление невесты.Женщины помогают ей причесаться и одеть подвенечное платье.Девушка пишет на подошве своих свадебных туфель имена незамужних подруг, девушка, чье имя сотрется первым- вскоре выйдет замуж.Родственники и друзья жениха идут к нему в дом для "бритья" будущего мужа и шафера (кумбароса). После "бритья", вся эта процессия сопровождает жениха до церкви, где он будет ждать свою невесту, кум едет за невестой, чтобы предупредить о том, что все ждут её приезда. И вот подъезжает машина и выходит невеста, а за ней следуют маленькие дети, обычно это девочки «паранифакья», одетые соответственно в белые платья. Отец невесты подводит её к церкви и в это время вокруг раздаются бурные аплодисменты приглашенных. Отец передаёт свою дочь в руки счастливого жениха. После этого жених и невеста, а за ними и все приглашенные, входят в церковь, и начинается таинство. Во время венчания кум надевает кольца молодым.

Нужно отметить, что сам процесс венчания в церкви очень красивый. После обряда молодых осыпают рисом, символизирующим богатство; затем все приглашённые по очереди подходят к молодым, к их родителям, к куму и поздравляют их. При выходе из церкви всем приглашенным раздаются «бомбоньерес», специально изготовленные к свадьбе подарки для приглашенных.

После венчания в церкви все приглашенные отправляются на пиршество ("гленди") в ресторан, где всегда звучит «живая» музыка. Веселиться все начинают после того как приезжают в ресторан молодожёны. Первыми начинают танцевать невеста с женихом. Их первый танец заводит всех в один большой круг. На сцене стоит огромный свадебный торт, и после первого танца жених и невеста разрезают этот торт, кормят друг друга и своего кума тортом с одной ложки, пьют на брудершафт шампанское и, конечно же, танцуют. А танцуют до утра. Существует очень интересный обряд, когда на сцену вместе с невестой выходят танцевать только неженатые парни. Во время танца невеста бросает в круг свой платок.

Считается, что тот, кто поймает этот платок, в скором времени женится. На следующий день после свадьбы молодожены отправляются в свадебное путешествие, которое должно оставаться в секрете. Никто не должен знать, что жених "взял" невесту. Весь первый год после свадьбы невесту оберегают от переживаний, не разрешается ходить на похороны и даже есть поминальную кутью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001

Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001

Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001

Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002

Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004

В. В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические Древности. СПб., 1997. С. 136-140; Маринович Л. П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология//Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 295-362.

http://www.sno.pro1.ru/lib/skrzhinskaya_prazdniki_v_ellade/7.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Праздники, традиции и быт древних греков