Предмет истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:52, реферат

Описание

Предмет любой науки это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием познавательной деятельности и практического воздействия людей.

Работа состоит из  1 файл

1.Предмет истории государства и права зарубежных стран.docx

— 33.80 Кб (Скачать документ)

    Велико  теоретическое и практическое  значение  изучения истории  государства  и права зарубежных стран.  Историю  часто называют памятью народа,  она представляет  собой гигантскую  лабораторию  мирового социального  опыта.  В силу своей познавательной ценности, информативности история  государства и права - действенный  инструмент формирования исторического  сознания.  Эта наука дает  возможность  не только глубже понять государственно-правовые реалии современности,  но и  прогнозировать  дальнейшее развитие  государства  и права.  Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться  на рубеже XX и XXI вв., необходимыми знаниями,  которые помогут им в практической деятельности  по  дальнейшему  осуществлению  программы глубоких экономических реформ,  по демократизации политической жизни и охране  прав  граждан,  по  реализации конституционной идеи правового  государства в Российской Федерации.

    Научное  познание  в области истории  государства и права не сводится к описанию фактов и  событий  исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое  осмысление этих фактов,  что требует  в свою очередь использования  философских и специальных научных  методов исследования.

    Историко-правовой наукой,  как было  отмечено  выше, накоплен  значительный арсенал  различных методологических приемов  и средств,  которые используются также и  в преподавании. Современная  мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок,  позволяющих  с разных позиций  объяснять исторические процессы развития государства и права.  Отказ  от монистически-материалистического  взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук  в  современной России.

    В  историко-правовой  литературе  разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и  последующую эволюцию государства  и права,  начиная от религиозных  теорий  (неотомизм,  исламский  фундаментализм)  и  кончая марксистскими  и иными леворадикальными теориями,  рассматривающими историю государства  и права главным образом через  призму классовой борьбы.

    В российской  историко-правовой литературе последних лет  показывается  ограниченность   и   односторонность  взгляда  на  историю в свете  господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пятичленной  формационной периодизации исторического  процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм).Доктринерский  характер  господствовавшей  исторической схемы дал толчок к поиску других  подходов,  основанных на анализе  не только бесспорно важных объективных,  независимых от воли людей производственных связей,  но  и связей личностных,  субъективных. Это и привело к  широкому использованию в отечественной  науке понятия "цивилизация", которое  окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в  середине XVIII в. При рассмотрении  той  или  иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место  человека, так как объективные  процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и  опыт, что выражается в образе жизни  человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.

    Эти подходы были вызваны к  жизни  полной  невозможностью  уложить  в  формационную схему историю  ряда обществ, например восточных, что  и привело к безоговорочному  признанию  не только их социально-экономической  и политической специфики,  но и  двух путей развития человеческого  общества,  двух цивилизаций - Запада и Востока.

    Неоправданно  переносимые на  весь  мир  формационные подходы,  сложившиеся  на  базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципиально  важных вопросов истории государства и права восточных стран,  отличающихся не только особой,  "азиатской",  системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью,  но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.

    В истории государства и права  зарубежных стран в силу  специфики  изучаемого объекта особенно важное значение имеет использование и  других подходов  (частнонаучных,  специальных методов), таких как  конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический подход предполагает  рассмотрение  государственно-правовых  явлений  в тех особых и неповторимых условиях,  в которых они сложились и  получили  развитие,  т.е.  в  той социальной среде,  которая  обусловливает своеобразие,  а  в ряде случаев и уникальность того или иного государства или  же правовой системы. Использование  сравнительного метода, напротив, позволяет  выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение).

    Поскольку государство  и право уже на начальных ступенях своего  развития  представляют  собой  достаточно сложные  социальные  образования,  в  историко-правовых исследованиях  важный эффект дает  системный  анализ,  с помощью которого возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры  государственно-правовых  явлений  отдельных ее элементов, в которых  наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем.

     Наука истории государства и права  зарубежных стран (на Западе она нередко  именуется всеобщей историей права  и институтов) формировалась по мере накопления ею рациональных знаний о  развитии государства и права.

     В центре внимания теоретиков государства  и права разных исторических эпох находились различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями  государственных учреждений и принципов  права соответствующего исторического  типа. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к  участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению  и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы  правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом  теоретико-политических дискуссий  стал вопрос о соотношении государства  и церкви. В центре внимания идеологов  буржуазии ХVII-ХVIII вв. стояла уже  проблема не столько формы правления, сколько формы политического  режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы  и прав личности. ХIХ-ХХ вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими организациями.

     Особенности разных исторических эпох предопределили различное соотношение права  и государства в общественной жизни, а тем самым - разную степень  внимания к ним в трудах древних  авторов.

     Первый  период истории государства и  права - Древний мир - охватывает длительный период в развитии государства и  права в странах Древнего Востока  и в античном мире.

     Представления о государстве и праве формировались  в русле постоянной рационализации первоначальных мифических представлений. Повсюду у древних народов  и на Востоке и на Западе - у  древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. - эти представления существовали в мифологической форме.

    В  отечественной литературе принято  выделять в истории человеческого  общества следующие  основные эпохи:  древний мир, средние века, новое  и новейшее время (XX в.).  Каждая из этих эпох представляет  собой историческую ступень в развитии государства  и права.

    Необходимо  учитывать то  обстоятельство,  что эволюция  древних и средневековых обществ Востока шла особым цивилизационным путем,  отличающим его от развития античных рабовладельческих обществ и феодальных обществ Запада. Это и делает в значительной мере условными применяемые понятия - древность и средневековье в отношении стран Востока.

     В современной России утвердился методологическое многообразие . В историко-правовой науке существует множество концепций, по-разному объясняющих происхождение и эволюцию государства и права, включая и марксистскую теорию, рассматривающую историю государства и права через призму классовой борьбы на основе формационной периодизации истории. В настоящее время отечественная наука широко использует цивилизационный подход к рассмотрению истории государства и права.

     Как самостоятельная область научного знания история государства и  права зарубежных стран берет  свое начало с конца XVIII - начала XIX вв. Большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа  права в Германии, которая вела исследования главным образом по истории римского и национального  германского права. Затем труды  представителей этой школы сменяют  работы с более широким охватом  разных стран и исторических эпох.

     Широкое распространение во второй половине XIX - начале XX вв. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории  государства и права в контексте  экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях  социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления явились работы русского ученого М.М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейхампа, американского юриста О. Холмса и др.

     В ХIХ-ХХ вв. в западной литературе по вопросам истории государства и  права был накоплен и обобщен  огромный фактический материал. Это  сделало возможным издание ряда фундаментальных работ в начале XX века: многотомной “Истории права" немецких ученых Й. Колера и Л. Венгера  в Германии, “Панорамы правовых систем” и “Истории права" американских историков права Д. Вигмора и  У. Сигля в США. После Второй мировой  войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов были опубликованы во Франции, Германии, США, Швеции.

     Развитие  историко-правовых исследований сделало  возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и  США специальных курсов по истории  права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались  и в университетах дореволюционной  России. Так, в 1804 году профессор Московского  университета И.В. Цветаев читал  курс по “праву знатнейших древних  и нынешних народов”, а в начале XX века в Московском университете был  издан курс по всеобщей истории права  в нескольких выпусках.

     В настоящее время учебная дисциплина “История государства и права  зарубежных стран" изучается на юридических  факультетах по учебнику для вузов  “История государства и права  зарубежных стран" в 2-х частях. Под  ред. проф. О.В. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. М., 2000, 2001г. Ранее был  подготовлен и опубликован учебник  З.М. Черниловского “Всеобщая история  государства и права", М., 1995г. Значительным шагом вперед в изучении истории  государственно-правовой мысли явилась  антология мировой правовой мысли  в пяти томах, изданная в 1999г.

     История государства и права представлена разнообразными и разнотипными формами  государства и права. Это отражает противоречивость и неоднолинейность исторического процесса на огромном географическом пространстве на протяжении тысячелетий. В отечественной научной литературе в связи с этим принято выделять следующие основные исторические эпохи: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права. При этом учитывается то обстоятельство, что эволюция древних и средневековых обществ Востока шла особым путем, отличающим его от развития античных рабовладельческих обществ и феодальных обществ Запада. Поэтому понятия “древность” и “средневековье” являются в значительной мере условными в отношении стран Востока. Они используются в силу необходимости для периодизации столь длительного исторического процесса в развитии стран восточного мира. 

    Подводя итог, нужно отметить, что анализ становления общества как государства  и правовых отношений данного  общества и является частью предмета истории государства и права зарубежных стран. Но так же этот перечень можно дополнить такими пунктами, как изучение наиболее общих закономерностей возникновения и развития права и государства в историческом процессе, исследование хронологического структурирования историко-правовых процессов, поиск систематических явлений исторического процесса на огромном географическом пространстве. 

Информация о работе Предмет истории государства и права зарубежных стран