1)вопрос-Предпосылки и значение Древнерусского
государства
Образование Древнерусского
государства. Племенные княжения
славян имели признаки зарождающейся
государственности. Племенные княжения
часто объединялись в крупные
суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней
государственности.
Одним из таких объединений
был союз племен во главе
с Кием (известен с конца V в.).
В конце VI-VII вв. существовала, согласно
византийским и арабским источникам,
«Держава волынян», являвшаяся союзницей
Византии. Новгородское летописание
сообщает о старейшине Гостомысле,
возглавлявшем в IX в. славянское
объединение вокруг Новгорода.
Восточные источники позволяют
предположить существова 21 ние накануне
образования Древнерусского государства
трех крупных объединений славянских
племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба
(или Куява) по всей видимости располагалась
вокруг Киева. Славия занимала территорию
в районе озера Ильмень, ее центром был
Новгород. Местоположение Артании разными
исследователями определяется неодинаково
(Рязань, Чернигов). Известный историк
Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX
в. на базе Полянского союза племен сложилось
крупное политическое объединение «Русь»,
включавшее в себя и часть северян.
Таким образом, широкое распространение
земледелия с использованием орудий труда
из железа, распад родовой общины и превращение
ее в соседскую, рост числа городов, возникновение
дружины — свидетельства формирующейся
государственности.
Славяне освоили Восточно-Европейскую
равнину, взаимодействуя с местным
балтийским и финно-угорским населением.
Военные походы антов, склавен,
русов на страны более развитые, прежде
всего на Византию, приносили дружинникам
и князьям значительную военную Добычу.
Все это способствовало расслоению восточно-славянского
общества. Таким образом, в результате
экономического и социальнополитического
развития у восточно-славянских племен
начала складываться государственность.
Норманская теория. Русский летописец
начала XII в., пытаясь объяснить происхождение
Древнерусского государства, в соответствии
со средневековой традицией включил в
летопись легенду о призвании в качестве
князей трех варягов — братьев Рюрика,
Синеуса и Трувора.
Многие историки считают, что варягами
были норманские (скандинавские) воины,
нанятые на службу и давшие клятву византийскому
императору. Ряд историков, наоборот, считает
варягов русским племенем, жившим на южном
берегу Балтийского моря и на острове
Рюген.
По этой легенде накануне
образования Киевской Руси северные
племена славян и их соседи
(ильменские словене, чудь, весь) платили
дань варягам, а южные племена (поляне
и их соседи) находились в зависимости
от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши
варягов за море», что привело к междоусобице.
В этих условиях собравшиеся на совет
новгородцы послали за варяжскими князьями:
«Земля наша велика и обильна, а наряда
(порядка. — Авт.) в ней нет. Да пойдите
княжить и володеть нами». Власть над Новгородом
и окрестными славянскими землями перешла
в руки варяжских князей, старший из которых
Рюрик положил, как считал летописец, начало
княжеской династии. После смерти Рюрика
другой варяжский князь Олег (есть сведения,
что он был родственником Рюрика), правивший
в Новгороде, объединил Новгород и 22 Киев
в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца,
государство Русь (называемое историками
также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ
о призвании варягов послужил
основанием для появления так
называемой норманской теории возникновения
Древнерусского государства. Впервые
она была сформулирована немецкими учеными
Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными
для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником
этой теории выступал М.В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских
дружин, под которыми, как правило,
понимают скандинавов, на службе
у славянских князей, их участия
в жизни Руси не вызывает
сомнения, как и постоянные взаимные
связи между скандинавами и
Русью. Однако нет следов сколько-нибудь
заметного влияния варягов на
экономические и социально-политические
институты славян, а также на их язык
и культуру. В скандинавских сагах Русь
— страна несметных богатств, а служба
русским князьям верный путь приобрести
славу и могущество. Археологи отмечают,
что количество варягов на Руси было невелико.
Не обнаружено и какихлибо данных о колонизации
Руси варягами. Версия об иноземном происхождении
той или иной династии типична для древности
и средневековья. Достаточно вспомнить
рассказы о призвании бриттами англосаксов
и создании Английского государства, об
основании Рима братьями Ромулом и Ремом
и т.п.
В современную эпоху вполне
доказана научная несостоятельность
норманской теории, объясняющей возникновение
Древнерусского государства как результат
иноземной инициативы. Однако ее политический
смысл представляет опасность и в наши
дни. «Норманисты» исходят из положения
о якобы исконной отсталости русского
народа, который, по их мнению, не способен
к самостоятельному историческому творчеству.
Оне возможно, как они полагают, только
под иноземным руководством и по иноземным
образцам.
Историки обладают убедительными
доказательствами, что есть все
основания утверждать: у восточных
славян устойчивые традиции государственности
сложились задолго до призвания
варягов. Государственные институты
возникают в результате развития
общества. Действия отдельных крупных
личностей, завоевания или другие
внешние обстоятельства определяют
конкретные проявления этого процесса.
Следовательно, факт призвания варягов,
если он действительно имел место, говорит
не столько о возникновении русской государственности,
сколько о происхождении княжеской династии.
Если Рюрик и был реальной исторической
личностью, то его призвание на Русь следует
рассматривать как ответ на реальную потребность
в княжеской власти русского 23 общества
того времени. В исторической литературе
вопрос о месте Рюрика в нашей истории
остается спорным. Одни историки разделяют
мнение, что русская династия скандинавского
происхождения, как и само название «Русь»
(«русскими» финны называли жителей Северной
Швеции). Их оппоненты придерживаются
мнения, что легенда о призвании варягов
является плодом тенденциозного сочинительства,
позднейшей вставкой, вызванной политическими
причинами. Существует также точка зрения,
что варяги-русь и Рюрик были славянами,
происходившими либо с южного побережья
Балтики (остров Рюген), либо из района
реки Неман. Следует отметить, что термин
«Русь» неоднократно встречается применительно
к различным объединениям как на севере,
так и на юге восточно-славянского мира.
Образование государства Русь (Древнерусского
государства или, как его называют по столице.
Киевской Руси) — закономерное завершение
длительного процесса разложения первобытно-общинного
строя у полутора десятков славянских
племенных союзов, живших на пути «из варяг
в греки». Сложившееся государство находилось
в самом начале своего пути: первобытно-общинные
традиции еще долго сохраняли место во
всех сферах жизни восточно-славянского
общества.