Предпосылки и значение Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:31, контрольная работа

Описание

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существова 21 ние накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании.

Работа состоит из  1 файл

1 вопрос.docx

— 18.56 Кб (Скачать документ)

1)вопрос-Предпосылки и значение Древнерусского государства

 

 Образование Древнерусского  государства. Племенные княжения  славян имели признаки зарождающейся  государственности. Племенные княжения  часто объединялись в крупные  суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

 Одним из таких объединений  был союз племен во главе  с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно  византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей  Византии. Новгородское летописание  сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское  объединение вокруг Новгорода.  Восточные источники позволяют  предположить существова 21 ние накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян.

 Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.

 Славяне освоили Восточно-Европейскую  равнину, взаимодействуя с местным  балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную Добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социальнополитического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

 Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.

Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

 По этой легенде накануне  образования Киевской Руси северные  племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. — Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и 22 Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

 Легендарный летописный рассказ  о призвании варягов послужил  основанием для появления так  называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

 Сам факт пребывания варяжских  дружин, под которыми, как правило,  понимают скандинавов, на службе  у славянских князей, их участия  в жизни Руси не вызывает  сомнения, как и постоянные взаимные  связи между скандинавами и  Русью. Однако нет следов сколько-нибудь  заметного влияния варягов на  экономические и социально-политические  институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и какихлибо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п.

 В современную эпоху вполне  доказана научная несостоятельность  норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству.

Оне возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

 Историки обладают убедительными  доказательствами, что есть все  основания утверждать: у восточных  славян устойчивые традиции государственности  сложились задолго до призвания  варягов. Государственные институты  возникают в результате развития  общества. Действия отдельных крупных  личностей, завоевания или другие  внешние обстоятельства определяют  конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского 23 общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

 Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице. Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.


Информация о работе Предпосылки и значение Древнерусского государства