Предпосылки образования древнерусского государства.Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:20, контрольная работа

Описание

История государства и права России изучает возникновение и развитие исторически сложившихся государственных образований, типов и форм государства и права, как части надстройки над экономическим базисом у народов, существовавших на территории нашей страны с древнейших времен.

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 30.38 Кб (Скачать документ)

     Киевская  держава вновь обрела единство, вступив при Владимире и его сыне Ярославе в полосу расцвета. Князь Владимир — фигура противоречивая. В своих поступках он был довольно далек от того панегирического образа, который, в соответствии с канонами житийного жанра, был создан позднее церковной литературой. Тем не менее новый киевский князь решился на деяния государственного масштаба, которые требовали немалой смелости и политической воли. В противоположность своему отцу Владимир — строитель державы и ее реформатор.

     Конечно, это не значит, что он чуждается  войн. Княжеская доблесть, проявленная  на поле брани, по-прежнему превозносилась. Но войны в жизни Владимира  уже занимают, куда меньшую роль, чем в жизни Святослава. Добыча, как мотив для развязывания войны, отступает перед мотивом государственной  целесообразности.

     Владимир, как и его предки, продолжал  расширять границы державы и  «примучивать» окрестные племена. По мере территориального роста Древней Руси и усложнения ее этнического состава все острее ощущалась проблема духовного единства. Естественно, что реализована она могла быть только на религиозной основе.

     С образованием Древнерусского государства  произошли серьезные перемены в  социально-политической жизни общества. Между тем духовная жизнь общества по-прежнему покоилась на установках, восходящих к языческой религии. В результате возникала духовная напряженность, разрыв. Язычество с его представлением о мире и тем местом, которое оно отводило в нем человеку, с нравственными и этическими ценностями уже не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам более отвечало потребностям родового строя: язычество воспроизводило племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новые условия предполагали личную ответственность человека за свершенные поступки, признание моральных правил, которые бы объединяли, а не рознили. Изменение религиозного кода было вызвано и политическими причинами. Новая религия должна была духовно упрочить государство, дать законные и священные основания княжеской власти.

     Язычество с его политеизмом (многобожием) в этом смысле уступало христианскому  монотеизму (единобожию). Единый бог  на небе и единый правитель на земле, объединение людей по религиозному, а не племенному, этническому признаку — все это содействовало политическому  укреплению державы.

     Человек средневековья в своих духовных и нравственных исканиях испытывал  потребность в религии, которая  бы наиболее полно и сокровенно отвечала на жизненные вопросы. Столь сложные  задачи язычеству были не по силам. Оно было лишено глубины и универсализма, неотъемлемых черт христианства и других мировых религий. Наконец, невозможно было оставаться языческой страной  в соседстве со странами христианскими. Международный статус правителей Древней  Руси оказался в прямой зависимости  от религиозного выбора, который им предстояло сделать.

     Важно подчеркнуть, что в начале своего правления князь Владимир пытался  упрочить духовное единство в рамках язычества. Так называемая церковная  реформа Владимира 980 г. должна была придать язычеству более широкий  общественно-политический смысл. В  Киеве перед княжеским теремом  было создано капище, которое представляло официальный языческий пантеон (вместо множества местных богов) с верховным божеством в лице Перуна. Однако скоро Владимир отказался от реформы, признав несовместимость старой религии с поставленными целями: простое выдвижение на первый план языческих богов, которых князь считал главными, не могло повлечь за собой пересмотра всей системы верований и обрядов. Язычество по природе своей оказалось неспособным стать регулятором общественных отношений.

     Владимир  обратился к мировым религиям. «Повесть временных лет» содержит обширный рассказ, посвященный истории принятия христианства. Сообщается о прибытии в Киев христианских, мусульманских  и иудейских миссионеров, о посылке  Владимиром бояр для выбора лучшей веры и о решении князя и  его окружения принять христианство византийского обряда.

     Несмотря  на то, что населявшие державу Рюриковичей  племена были знакомы с исламом (арабские страны, Волжская Болгария), иудаизмом (Хазарский каганат), католицизмом (Западная Европа), позиции православия  оказались предпочтительнее. В X в. Византийская империя была ведущей державой мира, а просветительская деятельность Кирилла и Мефодия давала заметное преимущество православию.

     Толчком к принятию христианства послужили  события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов X в. империя переживала трудные времена. Центральная власть была ослаблена мятежами, которые поднимали военачальники и правители провинций, стремившиеся силой утвердиться на константинопольском престоле.

     Император Василий II обратился за помощью к  киевскому князю. Владимир согласился прислать войско на условиях заключения брака с принцессой Анной, сестрой  императора. Высокомерные греки, с пренебрежением смотревшие не только на языческую  Русь, но и на христианскую Европу (просивший  руки «багрянородной принцессы» Анны германский король Отгон I получил отказ) принуждены были ответить согласием. Однако непременным условием стало крещение Владимира.

     Русское войско подавило мятеж, но греки не спешили выполнять свои обязательства. Принцесса оставалась в Константинополе. Вероломство греков побудило Владимира  двинуться в Крым и захватить  византийский город Херсонес (Корсунь). По преданию, в Херсонесе Владимир и его дружина приняли христианство, после чего князь пошел с Анной к венцу. Вернувшись в Киев, Владимир разрушил языческий пантеон и призвал киевлян принять крещение. Произошло это в 988 г., который и считается годом принятия христианства на Руси.

     Новая религия утвердилась далеко не сразу. Православной церкви пришлось вести  упорную борьбу с дохристианскими  верованиями. Прочность прежних  религиозных представлений обусловливалась  тем, что язычество вырастало  из самой толщи народной жизни, было тесно связано с бытом и  хозяйственной деятельностью славян.

     Православная  церковь, считаясь с этим обстоятельством, приспосабливала некоторые языческие праздники к христианским, наделяя христианских святых «свойствами» языческих божков. Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси.

     Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии — событие большого исторического  значения. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью  христианских народов и государств. Еще большее значение христианство имело для утверждения новой  общественной системы. Постепенно изживались местные, племенные различия, что  способствовало этнической консолидации. Христианское вероучение и его догмы  оправдывали и защищали новый  общественный строй с князем во главе, придавали власти характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых формировались принципиально новые отношения, развивалась культурная и духовная жизнь.

     Вместе  с тем христианство византийского, православного варианта привело  к политическому и культурному  отчуждению от латинской, католической Европы, утверждению иной модели исторического  развития.

     С принятием христианства начали выстраиваться  церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском  обществе. Начальная история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей христианскую Русь, был митрополит Киевский и всея Руси, который, в  свою очередь, назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. Вскоре его митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др. Очень скоро епископские кафедры стали центрами церковных земельных владений. Владимир выдал клиру Десятинной церкви «подтвердительную грамоту», определившую доходы и судебные права церкви. Позднее эта грамота легла в основу Устава князя Владимира — памятника церковного права.

     Многие  древнерусские монастыри были особножительными: их постриженники продолжали вести свое хозяйство, используя даже труд холопов. Литературные памятники свидетельствуют, что к монахам таких монастырей простые христиане относились достаточно скептически, считали их ленивыми, ведущими недостойный образ жизни.

     Большим уважением в Древней Руси стали  пользоваться общинножителъные монастыри. Все имущество в них было общим. Жили в них монахи за счет собственного труда. Первым среди общинножителъных монастырей стала Киево-Печерская обитель, основанная в третьей четверти XI в. Антонием, Никоном и Феодосием. Авторитет монастыря был столь велик, что его игумены могли позволить себе спорить с киевскими князьями и осуждать их за проступки и преступления. Благодаря подобным подвижникам церковь обретала высокий нравственный авторитет среди православного населения Древней Руси.

Информация о работе Предпосылки образования древнерусского государства.Крещение Руси