Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:20, контрольная работа
История государства и права России изучает возникновение и развитие исторически сложившихся государственных образований, типов и форм государства и права, как части надстройки над экономическим базисом у народов, существовавших на территории нашей страны с древнейших времен.
Киевская держава вновь обрела единство, вступив при Владимире и его сыне Ярославе в полосу расцвета. Князь Владимир — фигура противоречивая. В своих поступках он был довольно далек от того панегирического образа, который, в соответствии с канонами житийного жанра, был создан позднее церковной литературой. Тем не менее новый киевский князь решился на деяния государственного масштаба, которые требовали немалой смелости и политической воли. В противоположность своему отцу Владимир — строитель державы и ее реформатор.
Конечно,
это не значит, что он чуждается
войн. Княжеская доблесть, проявленная
на поле брани, по-прежнему превозносилась.
Но войны в жизни Владимира
уже занимают, куда меньшую роль,
чем в жизни Святослава. Добыча,
как мотив для развязывания войны,
отступает перед мотивом
Владимир, как и его предки, продолжал расширять границы державы и «примучивать» окрестные племена. По мере территориального роста Древней Руси и усложнения ее этнического состава все острее ощущалась проблема духовного единства. Естественно, что реализована она могла быть только на религиозной основе.
С образованием Древнерусского государства произошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества. Между тем духовная жизнь общества по-прежнему покоилась на установках, восходящих к языческой религии. В результате возникала духовная напряженность, разрыв. Язычество с его представлением о мире и тем местом, которое оно отводило в нем человеку, с нравственными и этическими ценностями уже не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам более отвечало потребностям родового строя: язычество воспроизводило племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новые условия предполагали личную ответственность человека за свершенные поступки, признание моральных правил, которые бы объединяли, а не рознили. Изменение религиозного кода было вызвано и политическими причинами. Новая религия должна была духовно упрочить государство, дать законные и священные основания княжеской власти.
Язычество
с его политеизмом (многобожием)
в этом смысле уступало христианскому
монотеизму (единобожию). Единый бог
на небе и единый правитель на земле,
объединение людей по религиозному,
а не племенному, этническому признаку
— все это содействовало
Человек средневековья в своих духовных и нравственных исканиях испытывал потребность в религии, которая бы наиболее полно и сокровенно отвечала на жизненные вопросы. Столь сложные задачи язычеству были не по силам. Оно было лишено глубины и универсализма, неотъемлемых черт христианства и других мировых религий. Наконец, невозможно было оставаться языческой страной в соседстве со странами христианскими. Международный статус правителей Древней Руси оказался в прямой зависимости от религиозного выбора, который им предстояло сделать.
Важно
подчеркнуть, что в начале своего
правления князь Владимир пытался
упрочить духовное единство в рамках
язычества. Так называемая церковная
реформа Владимира 980 г. должна была
придать язычеству более
Владимир
обратился к мировым религиям.
«Повесть временных лет» содержит обширный
рассказ, посвященный истории принятия
христианства. Сообщается о прибытии
в Киев христианских, мусульманских
и иудейских миссионеров, о посылке
Владимиром бояр для выбора лучшей
веры и о решении князя и
его окружения принять
Несмотря на то, что населявшие державу Рюриковичей племена были знакомы с исламом (арабские страны, Волжская Болгария), иудаизмом (Хазарский каганат), католицизмом (Западная Европа), позиции православия оказались предпочтительнее. В X в. Византийская империя была ведущей державой мира, а просветительская деятельность Кирилла и Мефодия давала заметное преимущество православию.
Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов X в. империя переживала трудные времена. Центральная власть была ослаблена мятежами, которые поднимали военачальники и правители провинций, стремившиеся силой утвердиться на константинопольском престоле.
Император Василий II обратился за помощью к киевскому князю. Владимир согласился прислать войско на условиях заключения брака с принцессой Анной, сестрой императора. Высокомерные греки, с пренебрежением смотревшие не только на языческую Русь, но и на христианскую Европу (просивший руки «багрянородной принцессы» Анны германский король Отгон I получил отказ) принуждены были ответить согласием. Однако непременным условием стало крещение Владимира.
Русское войско подавило мятеж, но греки не спешили выполнять свои обязательства. Принцесса оставалась в Константинополе. Вероломство греков побудило Владимира двинуться в Крым и захватить византийский город Херсонес (Корсунь). По преданию, в Херсонесе Владимир и его дружина приняли христианство, после чего князь пошел с Анной к венцу. Вернувшись в Киев, Владимир разрушил языческий пантеон и призвал киевлян принять крещение. Произошло это в 988 г., который и считается годом принятия христианства на Руси.
Новая
религия утвердилась далеко не сразу.
Православной церкви пришлось вести
упорную борьбу с дохристианскими
верованиями. Прочность прежних
религиозных представлений
Православная церковь, считаясь с этим обстоятельством, приспосабливала некоторые языческие праздники к христианским, наделяя христианских святых «свойствами» языческих божков. Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси.
Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии — событие большого исторического значения. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств. Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Постепенно изживались местные, племенные различия, что способствовало этнической консолидации. Христианское вероучение и его догмы оправдывали и защищали новый общественный строй с князем во главе, придавали власти характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых формировались принципиально новые отношения, развивалась культурная и духовная жизнь.
Вместе с тем христианство византийского, православного варианта привело к политическому и культурному отчуждению от латинской, католической Европы, утверждению иной модели исторического развития.
С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Начальная история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей христианскую Русь, был митрополит Киевский и всея Руси, который, в свою очередь, назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. Вскоре его митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др. Очень скоро епископские кафедры стали центрами церковных земельных владений. Владимир выдал клиру Десятинной церкви «подтвердительную грамоту», определившую доходы и судебные права церкви. Позднее эта грамота легла в основу Устава князя Владимира — памятника церковного права.
Многие древнерусские монастыри были особножительными: их постриженники продолжали вести свое хозяйство, используя даже труд холопов. Литературные памятники свидетельствуют, что к монахам таких монастырей простые христиане относились достаточно скептически, считали их ленивыми, ведущими недостойный образ жизни.
Большим уважением в Древней Руси стали пользоваться общинножителъные монастыри. Все имущество в них было общим. Жили в них монахи за счет собственного труда. Первым среди общинножителъных монастырей стала Киево-Печерская обитель, основанная в третьей четверти XI в. Антонием, Никоном и Феодосием. Авторитет монастыря был столь велик, что его игумены могли позволить себе спорить с киевскими князьями и осуждать их за проступки и преступления. Благодаря подобным подвижникам церковь обретала высокий нравственный авторитет среди православного населения Древней Руси.
Информация о работе Предпосылки образования древнерусского государства.Крещение Руси