Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:58, реферат
Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.
Эта тема меня привлекла своей многоплановостью, разносторонностью и глубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития , становления и укрепления государства , вырастание до уровня Великой Державы .
Рассматривая жизнь и деятельность Петра , нельзя забы
1. Введение. ............................................................... 3
2. Образ Пертра Великого...........................
3.Переход к власти. ................................... 12
4. Создание армии и флота. .................. 17
5. Заключение. ............................................................. 50
6. Список литературы. ............................................... 54
“Еще отец Петра ,Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии. При нем в 1681 г. была создана комиссия под председательством князя В.В. Голицина, которая должна была изменить устройство армии. Были проведены некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она делилась на полки и роты, также были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг ,а не от происхождения. 12 января 1682 г.Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий, и все независимо от происхождения должны ему подчиняться.”
Благодаря этим изменениям московское войско стало более организованным и структурированным. Но все же эту военную организацию нельзя было назвать реальной регулярной армией из-за огромного количества пережитков, сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще к временам царствования Василия III.Таким образом Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую всем требованиям военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим преобразованиям.
С раннего детства Петра увлекало военное дело .В селах , в которых жил маленький царь, создал два “потешных“ полка: Семеновский и Преображенский- уже совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692 г. этиполки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие полки. “В 1699г.Петр велел произвести общий рекрутский набор и начать обучение новобранцев, по образцу Преображенского и Семеновского полков, в связи с подготовкой к войне со Швецией. Это мероприятие дало 25 новых пехотных полков и 2 кавалерийско-драгунских. Вся армия была разделена на генеральства.“ Для новобранцев был составлен особый артикул , участие в составлении которого принимал сам царь. Петровская армия была обмундирована по образцу немецкой пехоты. Был создан специальный военный суд, особое ведомство, занимавшееся вопросами продовольственного обеспечения армии - теперь армия содержалась за государственный счет.
После погрома под Нарвой в 1700г. Петр снова начинает проводить преобразования и обучение военному делу в армии: изучается новая тактика ведения боя, идут регулярные учения новых солдат.
Таким образом в первом десятилетии ХVIII в. российская армия уже существенно отличалась от той , которая досталась в наследство Петру. Эта армия явилась той силой , которая могла оказать реальное сопротивление, а после победы в Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию , как на сильную державу.
Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы как военных так и штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения.
Чины военные |
Штатские чины |
||||
Морские |
сухопорные |
||||
Генирал адмирал |
Генералиссимус Фельдмаршал |
Канцлер | |||
Адмирал |
Генерал по артиллерии; генерал от кавалерии; генерал от инфантерии. |
Ответственный тайный советник. | |||
вице-адмирал |
Генерал-лейтенант; |
Тайный советник. | |||
Контр-адмирал |
Генерал-майор. |
Действительный статский советник. | |||
капитан-командор |
Бригадир |
Статский советник. | |||
Капитан I ранга |
Полковник. |
Коллежский советник. | |||
Капитан II ранга. |
Подполковник. |
Надворный советник. | |||
Флота капитан-лейтенант. Артиллерийский капитан. III рапга. |
Майор. |
Коллежский асессор. |
| ||
Флота лейтенант. Артиллерийский капитан. |
Капитан или ротмистр. |
Титулярный советник. | |||
Артиллерийский лейтенант. |
Штабс-капитан или штабс- |
Коллежский секретарь. | |||
Флота мичман. |
Поручик |
Губернский секретарь. | |||
Артиллерийский констебль. |
Поручик |
Сенатский регистратер. | |||
Прапорщик или корнет. |
Коллежский регистратор. |
Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы.Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей. Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и ,по словам иностранных экспертов , годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле.Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс составил правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали русские корабли.Еще до начала войны со шведами ,начинаются столкновения с ними. Петр понимает ,что без военного флота ему не овладеть Невой и ее устьями. Ввиду этого Петр начинает постройку нового флота и берет в ней сам активное участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. .Русские суда строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге, строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704года.
Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр начал заботиться о создании личного состава флота еще в 1697году:он отправил несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. они вернулись обратно в Россию .Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле у учеников, Петр делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали только 4 человека.“ Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, поэтому Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в Англии и Голландии.
Детище Петра - Российский флот не раз сыграл важную роль в жизни государства. Первая победа русских на море-победа у мыса Гангут, в результате которой Петр заполучил Финляндию. Эта победа доказала военную мощь и знание морского дела . После победы у м. Гангут Петр стал проводить довольно дальние военные рейды. Русский флот становился все сильнее и опытнее. Он стал флотом, который уважали державы-обладательницы крупнейших флотов: Англия, Дания, Голландия. ярким примером этого было событие 1716г.: Петру I предложили командовать флотами четырех держав( Дания, Англия, Голландия, Россия) для охраны торговых кораблей от шведских каперов. Это событием огромной важности для Петра и он проявил себя наилучшим образом в этой кампании.
Таким образом Петр I вывел Россию в ранг морских держав. В большей степени благодаря именно военно-морскому флоту удалось “прорубить окно в Европу”, что оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и укрепления ее могущества.
заключение