Преобразовательная деятельность Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 06:49, контрольная работа

Описание

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Российский абсолютизм в начале XVIII века…………………………….4
Реформы Петра Великого:
Военная реформа. Создание регулярной армии и флота…………8
Преобразование центрального и местного управления. Российская империя..........................................................................10
Реформы в области образования и культуры. Положение сословий………….15
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ТИТУЛ.docx

— 45.96 Кб (Скачать документ)

В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими  преступлениями и всякий "кто  какое зло умышлять будет" и  те, которые "вспомогали или совет  подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в  зависимости от преступления.

Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный  орган Правительствующий сенат. Все его члены были назначены  царем из числа его непосредственного  окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили  по именным царским указам. Сенат  не прерывал своей деятельности и  был постоянно действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. "О должности Сената" Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах.

Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально  Сенат состоял из сенаторов и  канцелярии, позднее в его составе  сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения  до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская  контора по вопросам управления. Сенат  имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы  она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение  канцелярии от присутствия, которое  действовало в трех составах: общее  собрание членов, Расправная палата и  Сенатская контора в Москве. В  состав Расправной палаты входили два  сенатора и назначаемые Сенатом  судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих  делах, штрафах и розысках. Приговоры  Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию  определил Сенатский приговор (4. 09. 1713г. ), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел  губернаторами и приказами и  фискальные донесения.

Сенатская контора  в Москве учреждена 12 января 1722г. "для  управления и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два  асессора, прокурор. Основной задачей  Сенатской конторы было недопущение  текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также  исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. В 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради "приема челобитен", получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на "неправосудие" коллегий, то рассмотрев дело он докладывал его Сенату. В 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3. 16 марта 1711г. , в связи с перераспределением компетенции органов государственного управления (после губернской реформы), Сенат ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

   Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось "учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате, который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что "ко вреду государственному интересу быть может"; докладывать "о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте", "не вкрадываются ли в государство шпионы", а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции - "взыскание всех безгласных дел". Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714г. предписывалось в каждой губернии "быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества". Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год "учинял" контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг. ) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал. Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722г. : "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору.... ". А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. "О должности генерал-прокурора" устанавливал его компетенцию , в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору. Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

1717-1719 годы были подготовительным  периодом становления новых учреждений  коллегий. До 1719г. президенты коллегий  должны были сочинять регламенты  и не вступать в дела. Образование  коллегий вытекало из предшествующего  приказного строя, т. к. большинство  коллегий создавалось на базе  приказов и являлись их правопреемниками. Система коллегий не сложилась  сразу. По указу 14 декабря 1717г.  было создано 9 коллегий: Военная,  Берг, Ревизион, Иностранных дел,  Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой  четверти ХVПв. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными  учреждениями, формируемыми по функциональному  принципу. Генеральный регламент  коллегий (1720г. ) устанавливал общие  положения управления, штаты и  порядок делопроизводства. Присутствие  коллегии составляли: президент,  вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов.  При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял  контроль за деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция  была определена указом от 12 декабря 1718г. , в которую входило ведать "всякими  иностранными и посольскими делами", координировать деятельность дипломатических  агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями  коллегии являлось то, что в ней "никаких  судных дел не судят".

 

 

    1. Реформы в области образования  и культуры. Положение сословий.

 

 

В первой четверти XVIII века был заложен фундамент  развития многих отраслей науки, техники, культуры. В 1701г. была основана навигационная  школа. Это было первое учебное заведение, готовившее технически грамотных работников. Помещалась она в Сухаревой башне  Московского Кремля, с вышки которой  велись астрономические наблюдения. В России возникли первые научные  лаборатории, обсерватории с телескопами, ученые стали пользоваться научной  аппаратурой, в том числе микроскопом. В Москве и Петербурге возникли артиллерийские и военно–инженерные школы. С  января 1703 г. стала выходить первая печатная русская газета "Ведомости", рассчитанная на широкое распространение. Тираж ее не был постоянным. Одни номера выходили в количестве менее 100экземпляров, другие, как, например, сообщение  о Полтавской победе и победе при  Переволочке, были отпечатаны в количестве 2500 экз.

Развитие  культуры вызвало реформу печатного  шрифта. Взамен трудно читаемого "славянского" был введен простой гражданский. Упрощенная азбука облегчала обучение грамоте. Начертание новых букв отредактировал и утвердил Петр I. Этот шрифт, незначительно  измененный, действует и в наши дни. Одновременно стали употребляться  арабские цифры вместо прежних буквенных их обозначений.

Стали издаваться учебники по геометрии и тригонометрии, механике, военному делу, буквари, печататься карты Европы и Америки.  
По европейскому образцу было изменено летоисчисление. Новый год начали считать с 1января, а не с 1 сентября, как прежде. Специальными указами было предписано носить платья европейского образца, брить бороды, установить увеселительные собрания–ассамблеи.

В Петербурге была открыта кунсткамера (музей). Ценные предметы были собраны в Военно–морском и Артиллерийском музеях. Появились  первые "комедийные храмины" –  театры. Была создана крупная библиотека, ставшая в России книгохранилищем  для общего пользования. При содействии видных европейских ученых была основана Академия наук. 
Было усовершенствовано лечебное и аптечное дело.

Традиционно население лечилось у знахарей, покупая  травы и снадобья в "зеленом  ряду". Указ 1701г. разрешал открытие в  Москве 8частных аптек. Их владельцами были иностранцы. Из русских граждан первую грамоту на открытие аптеки на Мясницкой в Москве получил Даниил Турчин.

Изменился весь уклад жизни верхушки общества. Однако все культурные преобразования коснулись  только высших слоев русского общества. Основная масса населения – крестьянство – по–прежнему оставалось темным и неграмотным.

На его  плечи легла основная тяжесть  реформ. Для устранения дефицита казны, равнявшегося почти четверти дохода, Петр I повысил прежние налоги и  ввел новые. При царском дворе  появляется особая финансовая должность  – прибыльщик, основная функция  которого состояла в том, чтобы "сидеть и чинить государю прибыли". Царские  прибыльщики изобрели новые налоги на бороды, проруби в реках и  т.п. Большие доходы принесла казне  продажа орленой (гербовой) бумаги.

Затяжные  войны требовали крайнего напряжения сил русского народа. Вместо подворного обложения при Петре I была введена "подушная подать". Для этого  в 1718г. была проведена перепись подлежащего  подати населения. Прежде свободные  от государственных повинностей  вольные, гулящие люди, холопы теперь юридически слились в один класс с крепостными крестьянами.

Рекрутские  наборы, принудительные работы на строительстве  каналов, верфей, крепостей, дворцов, особенно в новой B столице Петербурге (основан  в 1703г.), еще больше ухудшили положение  масс. Крестьяне бежали на окраины  страны, поднимались на вооруженную  борьбу с угнетателями. Крупное восстание  произошло в 1705–1706 гг. в Астрахани. Девять месяцев восставшие удерживали город, и только прибытие полков регулярной армии подавило бунт. В 1707–1709 гг. на Дону вспыхнуло восстание под  предводительством Кондратия Булавина. Волнения охватывали и работных людей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Благодаря преобразовательной деятельности Петра  Великого Россия, несмотря на колоссальный скачок в экономическом и культурном состоянии, оставалась феодальной империей с неограниченной монархической  властью и всеми традиционными  атрибутами эксплуататорского государства. 
Итогом всех реформ и преобразований петровской эпохи явилось возросшее экономическое и военное могущество страны. Одержав ряд решающих побед на суше и море, Россия решила важную для себя внешнеполитическую задачу утверждения на Балтике.

  В результате усилий всего  общества и, в первую очередь,  трудом и неимоверным, напряжением  русского крестьянина Россия  стала в ряд великих держав, среди которых заняла прочное  место. Реформы Петра I носили, разумеется, классовый характер. Они  были направлены на возвышение  дворянства в феодальном обществе, на повышение его роли в армии и государстве.

  Однако такая классовая направленность  реформ не исключала их общенациональной  направленности и значимости, так  как они вывели Россию на  путь ускоренного экономического, политического и культурного  развития. Жизнь же в антагонистическом  обществе, основанном на жесточайшей  эксплуатации, произволе и классовом  угнетении, протекала по своим  жестким законам. Указы, которыми  Петр I пытался объяснить людям,  как лучше и проще всего  добиться блаженства всех подданных,  не достигали цели, а это порождало  непримиримые социальные противоречия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ.- Политиздат, 1989.
  2. История России: курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней/ под ред. Б.В. Личмана.- Екатеринбург: УПИ, 1993.

 

 

  1. История России с древнейших времен до конца XVIIв.: учебное пособие для студ.вузов / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров – М.: АСТ,1999..

 

  1. История России: учебное пособие  для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ.: В 2-х т. Т1 / М.М. Горинов, А.А. Горький, А.Аю Данилов  и др., 1995.

 

  1. Ключевский В.О. Краткое пособие  по русской истории. – М.: Просвещение, 2003.

 

  1. Соловьев С.М. Об истории Новой  России.- М.:Просвещение,1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Преобразовательная деятельность Петра Великого