Причины неудач и поражений Красной Армии вначале Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:52, реферат

Описание

Цель реферата поиск ответа на вопрос: являлись ли эти неудачи закономерным явлением или были результатом случайного стечения обстоятельств?
Проблемой исследования было выявление объективных и субъективных факторов, определивших неудачное начало войны, и их соотношение.

Содержание

Введение 3
1 Внешняя политика СССР перед войной 4
1.1 Дипломатические отношения СССР со странами мира перед войной 4
1.2 Начало второй мировой войны 6
2 Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. 8
2.2 Оборонительные сражения первых месяцев войны 9
3 Причины неудач советских войск 11
3.1 Просчеты высшего политического руководства СССР 11
о сроках нападения Германии 11
3.2 Запаздывание стратегического развертывания советских 13
Вооруженных Сил 13
3.3 Качественное военное превосходство противника 16
Наращивание военной мощи СССР перед Великой Отечественной войной 16
3.4 Репрессии в Красной Армии 22
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

рефератord.doc

— 282.00 Кб (Скачать документ)

       Но  существует и другое мнение по поводу качественного превосходства Германии в технике.

       Балашов приводит такие данные [ 2, с.75-76]:

       Танки Т-34 и КВ составляли 34% от всей бронетанковой  техники германской армии вторжения., а новые самолеты РККА – 30 % от общего числа германских самолетов для поддержки армии вторжения. Советские танки БТ-7 и средние танки Т-26 уступали качественно германским Т-III и Т- IV, но вполне могли конкурировать в бою с легкими Т -I и Т-II. Советские самолеты ЛАГ-3 и ЯК- 1 соответствовали по летно-тактическим качествам Ме –109 , а МиГ-3 немного немецким истребителям. Советские новые бомбардировщики Пе-2 , ИЛ-4 превосходили существенно Ю-87 и Хе- III, штурмовики ИЛ-2 не имели аналогов в немецких ВВС.

       Таким образом, данные, приведенные выше, свидетельствуют о том, что нет  достаточных оснований утверждать о значительном качественном превосходстве  немецкой армии вторжения по танкам и авиации. Профессионализм танковых и летных экипажей и их боевой опыт представляется гораздо существенней количества. Личный состав советской армии не имел должных навыков. Виной этому были и репрессии предвоенных лет. К сожалению, обеспеченность приграничных округов Красной Армии современными типами вооружений составляла 16,7% по танкам и 19% по авиации. А потери в боевой технике в первые дни войны не позволил частям Красной армии достойно противостоять врагу.

       Качественное  превосходство германской армии  было по стрелковому оружию. На вооружении немецких армий было значительное количество автоматического оружия( пистолет-пулемет, или автомат, МП-40). Это позволяло навязывать ближний бой , где превосходство автоматического оружия имело большое значение.

       В целом, оценивая боевые возможности  советских приграничных округов к началу Великой Отечественной войны, можно констатировать их хорошие боевые возможности, хотя и уступающие в некоторых компонентах армии агрессора, которые при правильном использовании могли бы способствовать отражению первого удара Германии. 

    1. Репрессии в Красной Армии

       Массовые  репрессии конца 30-х годов в  значительной степени ослабили командный и офицерский состав Вооруженных сил СССР, к началу войны приблизительно 70-75 % командиров и политруков находились на своих должностях не более одного года.

       В конце 30’х годов были репрессированы: М. Н. Тухачевский (маршал Советского союза, участник Первой Мировой и Гражданской  войны, создатель трудов, которые оказали значительное влияние на развитие советской военной науки), В. К. Блюхер (маршал Советского союза, участник Первой Мировой и Гражданской войны, руководитель Особой Дальневосточной армией до 1937 года), А. И.Егоров (маршал Советского союза, участник Первой Мировой и Гражданской войны), И. Э. Якир (командарм I ранга, участник Первой Мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны) и другие. [3, с. 114]

       В отличие от СССР, в Германии было много полководцев, прошедших Первую Мировую войну: Х. Гудериан,  В. Кейтель, Ф. Паулюс, Э. Манштейн и.т.д. [3, с.115]

       По  подсчетам современных исследователей войны только за 1937-1938 гг. было репрессировано свыше 40 тыс. командиров Красной Армии и советского ВМФ, из них более 9 тыс. человек высшего и старшего командного состава, т.е. примерно 60-70% .

       Достаточно  привести следующие данные, чтобы понять, как пострадал командный состав армии[ 2, с. 104-106]:

       -из  пяти имевшихся к 1937 г. маршалов  было репрессировано трое ( М.Н.  Тухачевский, А.И. Егоров, В.К. Блюхер), все расстреляны;

       - из четырех командармов 1 ранга  - четверо ( И.Ф. Федько, И.Э. Якир, И.П. Убоевич, И.П. Белов);

       - из двух флагманов флота 1 ранга  - оба( М.В. Викторов, В.М. Орлов);

       - из 12 командармов 2 ранга – все  12;

       - из 67 комкоров- 60;

       - из 199 комдивов- 136( в т.ч. начальник  академии Ген. штаба Д.А. Кучинский);

       - из 397 комбригов- 211.

       Под угрозой ареста находились многие другие военачальники, компрометирующий материал был собран на С.М. Буденного, Б.М. Шапошникова, Д.Г. Павлова, С.К. Тимошенко и др. накануне и в самом начале войны органами НКВД была арестована группа видных военачальников Красной Армии: К.А. Мерецков, П.В. Рычагов, Г.М. Штерн и др. За исключением Мерецкова ,все они были расстреляны в октябре 1941г.

       В результате к лету 1941 г. среди командного состава сухопутных войск Красной  Армии только 4,3 % офицеров имели  высшее образование, 36,5%- среднее специальное , 15,9% вообще не имели военного образования, а остальные 43,3% закончили лишь краткосрочные курсы младших лейтенантов или были призваны в армию из запаса[2, с. 105].

       В современной истории вопрос о  репрессиях в Красной Армии трактуется неоднозначно. Большинство исследователей считает, что репрессии проводились с целью укрепления личной власти Сталина. Репрессированные военачальники считались агентами германии и других стран. Например, Тухачевский, во многом обязанный

       Л. Троцкому карьерой, был обвинен в  измене Родине, терроре и военном заговоре , т. к. не возвеличивал имени Сталина, и таким образом, являлся неугодным ему лицом. [3, с.116]

       Но  с другой стороны , Троцкий за границей заявлял, что не все в Красной  Армии преданы Сталину, и было бы опасным со стороны последнего оставлять в верховном командовании его друга Тухачевского. Глава государства поступал с ними по законам военного времени.

       У. Черчилль отмечает: « Чистка русской  армии от прогерманских элементов  причинила тяжелый ущерб ее боеспособности», но в то же время отмечает, что

       « систему управления , основанную на терроре можно укрепить беспощадным и успешным утверждением ее власти»[3, с. 116-118].

       В отличие от офицеров вермахта, имеющих  специальное военное образование и получивших колоссальный опыт ведения войны польской и французской военных компаний 1939-1940 гг., а часть офицеров и опыт первой мировой войны, наши командиры в подавляющем большинстве не имели такового.

       Кроме того, как отмечалось ранее, было неправильно определено время возможного нападения на СССР. Сталин был убежден , что Гитлер не рискнет нападать на Советский Союз, ведя войну на два фронта.. В войсках велась пропаганда превосходства коммунистического строя и Красной Армии, в солдатах крепла убежденность в быстрой победе над врагом. Для многих простых воинов война представлялась «прогулкой».

       Глубокая  убежденность состава Красной Армии  в том, что ее войска будут воевать  только на чужой территории и «малой кровью», не позволила своевременно подготовиться к отражению агрессии.

       В мае 1940 г. специально созданная комиссия во главе с секретарем ЦК ВКП( б) А.А. Ждановым провела проверку Наркомата  обороны, в результате которой отмечалось, что Наркомат не знал истинного положения дел в армии, не имел оперативного плана войны, не придавал должного значения боевой выучке солдат.

       Красная Армия осталась без закаленных в  боях опытных командиров. Молодые  кадры, хотя и были преданы Сталину  и Советскому государству, но не обладали талантом и должным опытом. Опыт пришлось приобретать на начавшейся войне.

       Таким образом, массовые репрессии создавали  тяжелую обстановку в армии, повлияли на боевые качества солдат и офицеров, которые оказались мало подготовленными  к серьезной войне, ослабили моральные  устои. В приказе наркома обороны СССР от 28 декабря 1938г. « О борьбе с пьянством в РККА» говорилось:

       «…  запятнанная честь воина РККА и честь войсковой части, к  которой принадлежишь, у нас мало кого беспокоит» [3, с. 135]

       Не  было необходимого опыта и у Ставки, следовательно были серьезные просчеты в начале войны.  

Заключение

     Поставленные  мною в реферате задачи удалось довольно полно выполнить.

       Во-первых подведение итогов изучения этой темы  в отечественной литературе, хотя многие данные до сих пор вызывают много споров и противоречий.

     Во-вторых, проанализировать аргументацию участников дискуссий по теме, предлагающих различные  подходы к решению связанных с ней научных проблем. Анализируя причины неудач Красной армии в первые дни и месяцы войны в широком аспекте, можно сделать вывод, что во многом они явились результатом функционирования тоталитарного политического режима, сформировавшегося в СССР к концу 30-х г.г.

       Основные, наиболее важные причины неудач первого  этапа войны – репрессии в  Красной Армии, просчеты высшего руководства государства в определении времени нападения Германии на СССР, запаздывание стратегического развертывания вооруженных сил на западных границах, ошибки в стратегии и тактике первых сражений, качественное превосходство противника , определялись культом личности.

       Репрессии в Красной армии , политических , научных, хозяйственных кругах способствовали недооценке ситуации в стране и мире, ставили под угрозу боеспособность государства. Недостаток квалифицированных  кадров, прежде всего высшего звена, практически во всех областях не позволил своевременно и должным образом реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию в мире. В конечном итоге это привело к колоссальным потерям в Великой Отечественной войне, особенно на начальном этапе.

       В-третьих, определить состояние и перспективы дальнейшей разработки этой темы. В наше, когда международная обстановка во многих странах мира остается напряженной, ведутся боевые действия, анализ хода и результатов последней мировой войны ( в том числе и Великой Отечественной войны), причин неудач может быть актуальным для современников, позволит избежать ненужных жертв в вероятных последующих войнах которые могут начаться примером может служить Грузино-Осетинский конфликт. И как иногда говорят мы смотрим в будущее, анализируя ошибки прошлого. Перспективы разработки данной темы довольно велики так как ведутся археологические раскопки, открываются новые документы и факты.

     В-четвертых, стало понятным какие грубые ошибки допускали партиии правительств СССР , и какой ценой мы за это поплатились.

     Таким образом, подводя итог скажем что: Великая Отечественная война 1941-1954 г.г. была тяжелым испытанием для всей страны и всего советского народа. Мужество и героизм наших воинов и тружеников тыла , пожалуй, не имеет аналогов в мировой истории. Советский народ выдержал трудности военных лет, познал горечь утрат и радость Победы. Хотя с окончания войны прошло более 65-и лет, но ее уроки не должны пройти бесследно для будущих поколений.

       Победа  советского народа в минувшей войне  далась тяжелой ценой. С первых дней войны страна понесла значительные потери. Лишь мобилизация всех сил позволила переломить ход войны.

       Мы  должны помнить уроки истории  и стараться не допустить их впредь. . К сожалению, и в наше время власть часто делает ставку на силовую политику — например, в Чечне. Тут уместно вспомнить предостережение Ключевского, который утверждал, что «история не учительница, а надзирательница... Она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

 

Список  литературы

       1. Е.Кульков, М. Мальков, О. Ржешевский « Война 1941-1945». Мировая история. Война  и мир / М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2005 - 479с.

       2. А.И. Балашов, Г.П. Рудаков «  История Великой Отечественной  войны ( 1941-1945)»

       СПб.: Питер, 2005 - 464с.: илл.

       3. Новейшая история отечества. ХХ век: Учеб. Пособие для студентов вузов; в 2т.- Т.2 /  под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина .- М.: Гуманитарный издательский центр  ВЛАДОС, 1998 - 448с.

       4. Зуев М.Н. Отечественная история:  Учебное пособие для старшеклассников и  поступающих в вузы в 2 кн. : Кн. 2: Россия ХХ- начала ХХI века. - М. Издательский  дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 672с.

       5. Великая Отечественная война  Советского Союза 1941-1945. Краткая история.  Москва. : Военное издательство министерства обороны.—1965г.—632с.

       6. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. . —.гл. ред. М.М. Козлов— М.: « Советская энциклопедия», 1985. — 832с. с илл.

       7. Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова  « История Отечества».- М. Изд.  ЮНИТИ.- 2004.

       8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., История  России: Учебник для вузов. — 3-е изд.,  изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА( Издательская группа НОРМА- ИНФРА- М),  2002. —768с.

       9. Рокоссовский К.К. « Солдатский  долг» М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002

Информация о работе Причины неудач и поражений Красной Армии вначале Великой Отечественной войны