Причины раздробленности Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:47, доклад

Описание

В середине XII века Киевская Русь распалась на независимые княжества, однако формально ограничено просуществовала до монголо-татарского нашествия (1237—1240) и Киев продолжал считаться главным столом Руси. Эпоху XII-XVI веков принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

Работа состоит из  1 файл

распад руст.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  на тему: 
 
 
 

«Причины  раздробленности  Древней Руси» 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила студентка 1-ого курса

                     Наумова Анастасия 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     В середине XII века Киевская Русь распалась на независимые княжества, однако формально ограничено просуществовала до монголо-татарского нашествия (1237—1240) и Киев продолжал считаться главным столом Руси. Эпоху XII-XVI веков принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русскихукраинцев и белорусов.

     Подобно большинству раннесредневековых держав распад Киевской Руси был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

     Причины и характер раздробленности Руси историки понимают и оценивают по-разному. Так, С. М. Соловьев главный смысл происходивших изменений сводил к перемене в отношениях старшего князя с младшими, ослаблению родовой связи между княжескими линиями, их взаимному отчуждению, стремлению одних линий политически подчинить себе другие и усилится за их счет.  В. О. Ключевский акцентировал внимание на причинах упадка торгового и политического значения Киева и перемещение политического центра тяжести «с берегов среднего Днепра на берега Клязьмы». По его мнению, еще накануне монгольского нашествия в Ростово-Суздальской земле порядок совместного родового владения, характерный для периода Киевской Руси, уступил в значимости «раздельному наследственному владению частями земли» на праве частной собственности каждого князя-владельца.

     Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. При жизни князя-отца сыновья сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Русь, после смерти Владимира, разделилась на две части: левою стороною Днепра владел Мстислав, правою – Ярослав. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси. После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями: старшему сыну Изяславу дал Киев и Новгород, т. е. оба конца водного торгового пути (очевидно, что Изяслав был самый богатый, самый могущественный князь), второму сыну Святославу – Чернигов, Рязань, Муром и Таракань, третьему сыну – Всеволоду – Переяславль (недалеко от Киева) и Ростов, четвертому – Вячеславу – Смоленск, пятому – Игорю - Владимир–Волынский; но у Ярослава был еще внук от старшего сына, Владимира Ярославовича, доблестный Ростислав, о котором сложилось много легенд; ему Ярослав не дал ничего.  Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.

     В 1097 году по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашен новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

     Киев по решению Любеческого съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (10931113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (11131125) и его сына Мстислава (11251132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.

     К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 княжеств (по летописной терминологии «земель»), каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по размеру территории и степени консолидации, так и по соотношению сил между князембоярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

     Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роде. Столы в чужих землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.

     Киев  оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например в 11811194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.

     Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных функций, и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода.

     Для Киевской земли, превратившейся из метрополии в «простое» княжество, было характерно неуклонное уменьшение политической роли. Территория самой земли, остававшаяся под контролем киевского князя, также постоянно уменьшалась. Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походовЕвропа и Восток теперь были связаны в обход Киева (через Средиземное море и через волжский торговый путь).

Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран были:

  • Киев и титул киевского князя как старшего. Город Киев даже после 1169 года формально оставался столицей, то есть старейшим столом Руси. Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как сакральный центр православной земли. Именно к киевским правителям (вне зависимости от их династической принадлежности) в источниках домонгольского времени используется титул «князей всея Руси». Что касается титула «великий князь», то он в тот же период применялся как к киевским, так и к владимирским князьям. Причём в отношении вторых более последовательно. Но в южнорусском летописании его употребление обязательно сопровождалось ограничивающим уточнением великий князь «суздальский»
  • Княжеский род. До завоевания южнорусских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), то есть Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223принимали участие князья почти всех русских земель.
  • Церковь. Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся киевским митрополитом. С 1160-х гг. он стал носить титул «всея Руси». Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. К их числу относятся учреждение титульной митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI в., проект Андрея Боголюбского по созданию отдельной митрополии для Владимиро-Суздальской земли, существование Галицкой митрополии (в 13031347, с перерывами и др.). В 1299 резиденция митрополита была перенесена из Киева во Владимир, а с 1325 — в Москву. Окончательное разделение митрополии на Московскую и Киевскую произошло только в XV веке.
  • Единая историческая память. Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
  • Осознание этнической общности. Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими и свой язык русским. Ярким воплощением идеи «большой Руси» от Северного Ледовитого океана до Карпат являются «Слово о погибели Русской земли», написанное в первые годы после нашествия, и «Список русских городов дальних и ближних» (кон. XIV в.)

     Говоря о дроблении княжеств и государственной территории Руси в целом, М. Ф. Владимирский-Буданов вслед за С. М. Соловьевым предостерегал от переоценки степени нарушения единства Русской земли, характеризуя «усиление» дробления как кажущееся. По его мнению, городские волости-земли продолжали сохранять свою внутреннюю целостность, и государственное устройство состояло не в княжеских отношениях, а в земских (старших городов к пригородам). Их союз по-прежнему составлял Русское государство, а с конца XII века началось объединение соседних земель в более крупные государственные единицы: северо-восточную, центральным звеном которой стала земля Суздальская, и юго-западную, с центром в Галицкой земле. Соглашаясь с тем, что до середины XII века в наследственность и избрание княжеской власти, как правило, совпадали, не вступая в противоречие, ученый особо подчеркивал, что затем такое мирное совпадение двух начал преемства стало нарушаться во всех землях, причем возобладало начало избрания. Во второй половине XII века вошли в обычай договоры народа с князем.

     Традиционный подход советской и новейшей исторической науки заключается в том, что к распаду единого государства на ряд более мелких государственных образований привели социально-экономические процессы – интенсивное развитие феодализма:

    1. Широкое распространение вотчинного землевладения, дававшего экономическую независимость как удельным князьям от киевского князя, так и боярам от своего князя;

    2. Отсутствие прочных экономических связей между землями вследствие натурального хозяйства;

    3.  увеличение числа феодально зависимых людей и усиление по этой причине классовой борьбы, что, в свою очередь, потребовало укрепления местного аппарата власти.

Поэтому период русской истории второй половины XII – XIII веков в рамках изложенного подхода определяется как время «феодальной раздробленности»: в XII веке существовало 15 самостоятельных княжеств-государств, в XIII веке – 50, в XIV веке - 250. Традиционная оценка раздробленности сугубо отрицательная – ослабление государственности и военной силы Руси.

      Таким образом,  исторический процесс в хронологических рамках 1132 – 1238 гг. обусловливался, во-первых, повсеместным прекращением политической, даннической зависимости городских волостей-земель от Киева, их усилением и превращением в главный фактор политической жизни Русской земли; во-вторых, дальнейшей феодализацией общественного строя, формированием особых частнособственнических интересов, связанных с крупной земельной собственностью; в-третьих, правлением в каждой земле местной линии князей Рюриковичей, претендовавшей на исключительное обладание ею как своим наследственным достоянием; в-четвертых, непрекращавшимися княжескими междоусобицами, за которыми обычно стояло межгородское соперничество; в-пятых, зарождением «удельного строя» (в Северо-Восточной Руси) накануне монгольского нашествия; в-шестых, неблагоприятной внешнеполитической обстановкой и упадком торгового пути «из варяг в греки».

Информация о работе Причины раздробленности Древней Руси