Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:11, реферат
В настоящей работе речь пойдет о такой важной и значимой теме теории государства и права как применение права. Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: "Напрасно законы писать, коли их не исполнять". Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.
По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность8.
По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.
Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г.9, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже - свойства нормативного акта.
Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.
Подведем некоторые итоги исследования. Итак, мы выяснили, что применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Она имеет ряд существенных признаков:
Во-первых, применение права – это
деятельность, которую могут
осуществлять только органы, специально
уполномоченные на это
государством.
Во-вторых, применение
права носит государственно-
В-третьих, правоприменительная
деятельность протекает в особых,
установленных нормативными актами процедурах.
В-четвертых, результатом
деятельности по применению права является
вынесение индивидуально-
В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.
Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права - это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.
Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможны лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.
Основные стадии правоприменения
– установление фактических
обстоятельств дела, определение юридической
основы дела и вынесение
решения по делу, имеют результатом вынесение
правоприменительного акта.
Главное отличие акта применения права
от нормативно-правового акта в том, что
в правоприменительных актах содержатся
индивидуально-конкретные
предписания, а в нормативно-правовых
– нормы права, то есть предписания
общего характера.
Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствующего акта, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным органам и лицам акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению веление. В нем олицетворяются авторитет и сила государства. За нарушение требований этого акта виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан. Так как акт применения права носит официальный характер, он должен быть оформлен в надлежащей, специально предусмотренной форме, иметь определенные внешние атрибуты. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь за собой его отмену или необходимость изменения (дооформления). Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений, решений и т.д. Не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.).
Для современного
юриста, государственного или муниципального
служащего, сотрудника правоохранительных
органов важно правильно
Нормативно-правовые акты
Специальная литература
1 Проблемы теории государства и права. - М.: Юрайт, 2007 – С.65.
2 Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982 – С.88
3 Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2006 - С.45
4 Фаткуллин Ф.Н. Основы учения о праве и государстве. – Казань: изд-во КФЭИ, 1997 – С.221.
5 Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачёв, Димов», 2005 – С 112.
6 Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2006 - С.75
7 Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачёв, Димов», 2005 – С 115.
8 Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2006 - С.79
9 СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.