Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 01:42, реферат
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в 9 веке. Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление княжеской власти. В начале христианство затронуло только Княжеско-боярскую верхушку. На Беларуси христианство укреплялось без насилия на протяжении нескольких столетий. Поэтому некоторое время у нас существовало 2 веры.
Министерство Образования Республики Беларусь
Учреждения Образования «ГрГУ имени Янки Купалы»
Филологический
факультет Кафедра «
Реферат на тему:
«Принятие христианства
и распространение
Зубрицкая Юлия Витальевна
Научный руководитель:
Борко А. И.
Гродно 2011
Христианство
на белорусских землях
Проникновение христианства
на земли восточных славян началось
в 9 веке. Крещение Руси соответствовало
интересам господствующего
Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата основания Полоцкой епархии (992г).
Несмотря на принятие
христианства, языческие пережитки
существовали очень долго и не
изжиты до сих пор.
Принятие христианства явилось прогрессивным явлением для Беларуси. Новая религия содействовала объединению наших земель, укреплению государственности, способствовала расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и т.д.
Монастыри стали первыми культурными центрами, в которых были собраны библиотеки, основаны школы, писались летописи и книги. Именно из деятелей церкви в это период вышли наши первые образованные люди.
Принятие христианства имело также и отрицательные черты, которые выразились прежде всего в полном вычеркивании языческого прошлого славян (жестокая борьба против языческих обычаев, обрядов, уничтожение языческой культуры и тд).
Христианство пришло на белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X века. Это были начало сложного и долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения восточнославянских племен. “В лето 990…, - говорится в Густынской летописи, - Владимер раздели Русскую землю на 12 княжений, сынам своим дванадесятим; во-первых, посади на великом княжении Новгородском старейшего сына своего Вячеслава, в Полоцке - Изяслава… Посла же с ними и священники, заповедая сыном своим, да каждо по всей области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть”.
Однако традиция
древнерусских преданий связывает
начало распространения слова Божия
на Руси, в том числе и Белой,
с апостолом Андреем. Не исключено,
что задолго до официального принятия
новой религии уже во второй половине
IX - середине X века христианство было известно
на белорусских землях. Участвуя вместе
с дружинами русских князей в походах
на Константинополь, ее воины не только
знакомились с результатами византийской
цивилизации, но и усваивали вместе с ними
основы Православия. Источником знакомства
населения древней Беларуси с христианством
могла быть и Скандинавия, с которой она
находилась в оживленных сношениях. Вполне
вероятно, что полоцкий князь Рогволод
и его семья с сочувствием относились
к христианской вере, а в столице княжества
имелись христианские храмы.
Распространение
письменности
Истоки белорусской литературы находятся в глубокой древности. Она неразрывно связана с устно-поэтическим народным творчеством и фольклором, который считается одним из богатейших в славянском мире. Зарождение литературы на белорусских землях непосредственно связано с появлением в X в. письменности. Крупными центрами распространения письменности становятся города Полоцк и Смоленск, где в XII-XIII вв. зарождается местное летописание, появляются значительные произведения автобиографического жанра («Житие Евфросинии Полоцкой» и «Житие Авраамия Смоленского»). Белорусская (полоцкая) тема звучит в летописи «Повесть временных лет» и в «Слове о полку Игореве» — шедеврах древней восточнославянской литературы.
Для дальнейшего
становления и развития белорусской
литературы в XIV-XV вв. важнейшее значение
имело объединение белорусских
земель в Великом княжестве Литовском,
в котором старобелорусский язык
имел статус государственного. Достижением
белорусской исторической прозы XIV-XVI
вв. стало белорусско-литовское
Важнейшим памятником
белорусской деловой
Этапное значение имела
деятельность белорусского гуманиста-просветителя,
основателя восточнославянского
В целом белорусская литература этой эпохи вплоть до первой половины XI в. развивалась в русле тех направлений, которые были господствующими в Западной Европе.
Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской империи можно условно разделить на три периода:
• Полоцкое и Туровское княжества (IX—XII вв.)
• Великое княжество Литовское (середина XIII в. — 1569 г.)
• Речь Посполитая (1569 — 1795 гг.)
Согласно летописям,
в XI—XIII вв. на территории Беларуси существовало
35 городов. Их рост, развитие ремесел
и торговли требовали грамотных
людей. На развитие письменности и просвещения
большое влияние оказало
В рассматриваемый период наиболее высокого уровня развития достигло Полоцкое княжество, которое имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией. Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители.
Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая (1110—1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позволения полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключительно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.
По традиции того времени Софийский собор был центром духовной жизни — науки, культуры, письменности. В его стенах совершались богослужения, хранились государственная казна и архив, находилась библиотека. Здесь учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послушанию, смирению, любви к ближнему). Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине.
Ефросинья основала два монастыря, где переписывать книги стали десятки грамотных людей. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности.
Игуменья не только наладила переписку книг, но и сплотила вокруг себя талантливых людей — художников, ювелиров. По ее заказу была выстроена всемирно известная церковь Спаса — уникальный образец полоцкой архитектурной школы. Местный мастер Лазарь Богша сделал для Ефросиньи свой знаменитый крест — бесценный памятник искусства, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа. Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой получила широкий общественный резонанс, ее имя стало символом служения родине, преданности идеалам просвещения.
В XII в. центром культуры у восточных славян был Туров, соперничавший с Киевом. Туровская земля дала известного просветителя, деятеля церкви, писателя и проповедника Кирилла Туровского (1130—1190). Он родился в знатной семье и получил хорошее образование. Знал греческий язык, богословие, семь свободных искусств. С целью постижения книжной премудрости ушел послушником в монастырь, где занимался образованием и самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Ту-рове. В это время он создал лучшие свои произведения.
Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он занимался обустройством епархии, проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи. Его искусство оратора стало общепризнанным: послушать проповеди Туровского стекалось множество людей, а его изречения и молитвы знали за пределами Туровской земли. За ораторское мастерство современники прозвали его Златоустом. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были хорошо известны на Руси .
Кирилл Туровский не оставил целостной педагогической системы. До нас дошли около 60 его работ. Наибольшую ценность представляют три дидактические повести-притчи («Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и восемь проповедей («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержатся ценные советы по воспитанию. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Призывая свою паству учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простолюдинам.
Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.
В период, когда Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского (вторая половина XIII в.—1569 г.) белорусский язык становится государственным языком. На нем писали летописи, вели дипломатическую переписку. Как и в Европе, церковь монополизировала просвещение, однако, по мнению ряда историков, эта монополия не была абсолютной. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера.
С XIV века на территорию
Беларуси проникает католицизм, открываются
католические храмы и школы. В
католических начальных школах учили
чтению, письму, счету, молитвам. В городах
(Вильно, Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют
трехклассные кафедральные католические
школы, в которых помимо языков (латынь,
польский, греческий) изучались арифметика,
грамматика, пение.
Содержание
Библиография
Информация о работе Принятие христианства и распространение письменности